Начало
 
 


Clavia Nord Lead 2 X

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Clavia Nord Lead 2 X

Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
сентябрь 2004

Аналогово-моделирующий синтезатор.

Как быстро летит время... Казалось бы, совсем недавно музыканты получили в свое распоряжение первый аналогово-моделирующий синтезатор, но, бросив взгляд назад, понимаешь, что прошла целая эпоха.

Первый синтезатор под названием Nord Lead шведская компания Clavia выпустила в 1995 году. Через два года появился Nord Lead 2, а еще через некоторое время — Nord Lead 3. Несмотря на то, что каждая следующая модель предлагала что-то новое, все они, в том числе и самые первые, до сих пор находят своих почитателей.

И вот не так давно компания Clavia выпустила новую версию хорошо известного инструмента — Nord Lead 2 X. Он появился под девизом "возрождение классики". Как заявляет сама компания, концепция инструмента не претерпела изменений. В нем были сделаны некоторые усовершенствования, позволяющие более полно использовать потенциал инструмента.

В новой версии синтезатора аудиовыходы выполнены на 24-битных преобразователях с частотой дискретизации в 96 кГц. Полифония увеличена до 20 голосов. Внутренняя память значительно расширена, что позволяет без дополнительных устройств сохранять огромное количество настроек. Инструмент теперь имеет десять банков по 99 пэтчей в каждом, пэтчи в четырех банках могут редактироваться. Есть четыре банка по 100 перфомансов (один банк пользовательский), а также 40 редактируемых наборов ударных.

Клавиатура синтезатора по-прежнему четырехоктавная, динамическая. Все пэтчи Nord Lead 2 X совместимы с предыдущей версией синтезатора, что позволяет передавать их с одного на другой посредством MIDI.

Clavia Nord Lead 2 X

Панель управления и коммутация
На задней панели синтезатора расположены кнопка включения питания, разъемы входа и выхода MIDI, разъемы для педалей сустейна и экспрессии (джеки), выход для наушников (джек) и четыре несимметричных линейных выхода (A, B, C и D), которые можно индивидуально назначить на каждую часть перфоманса. Разъемы A и B используются в качестве основных (А — для монокоммутации).


 
Задняя панель  
   

На лицевой панели компактно собраны органы управления. Традиционно большая их часть сгруппирована по стандартным функциональным блокам: осцилляторы, LFO, модуляционная огибающая, фильтр, усилитель. Они будут подробно рассмотрены далее.


 
Панель управления  
   

Вблизи трехсимвольного дисплея собраны многофункциональные кнопки, используя которые, можно перелистывать параметры, переключаться между режимами Program и Performance, выбирать слои перфоманса, включать режим морфинга, разделять на две части клавиатуру, а также производить системные настройки. Ниже находятся кнопки транспонирования строя (Octave Shift), трость Pitch Bend и многофункциональное колесо с кнопкой селектора параметров, на которые оно может воздействовать.

Все кнопки, непосредственно участвующие в синтезе звука, снабжены светодиодными индикаторами, которые обозначают включенное состояние или указывают на выбор одного из нескольких перебираемых параметров.

Регулятор Master Level выведен в верхний левый угол лицевой панели, где его можно легко достать рукой без опасения случайно задеть прочие регуляторы.

Управление синтезом
Нужно отметить, что в пользовательском интерфейсе, то есть во всех этих кнопочках и вращаемых регуляторах, прослеживается определенная экономия, поскольку некоторые из них (в частности, в секции LFO2/Arpeggiator) совмещают несколько функций. Обычно это не мешает, но иногда все-таки возникает желание регулировать параметры по отдельности. Причиной, как мне думается, было желание сделать синтезатор не слишком дорогим.

Упрощенная схема синтеза Nord Lead 2 Х изображена на рис. 1. Сразу видно, что это традиционная структура аналогового синтезатора: два осциллятора, микшер, фильтр, усилитель. Кстати, в схеме допущена небольшая неточность в части осцилляторов. Отдельного источника шума, имеющегося на схеме, в действительности нет. Шум присутствует лишь в перечне волновых форм второго осциллятора. Соответственно, OSC 2 может давать или тональный сигнал, или шумовой, но не оба сразу.


 
Рис. 1  
   

Первый осциллятор может генерировать синусоиду, треугольник, пилу и импульсный (прямоугольный) сигнал, у которого можно изменять ширину импульса (либо вручную, регулятором Pulse Width, либо модулированием от LFO или модуляционной огибающей). Произвольная настройка высоты тона первого осциллятора отсутствует. Для него можно настроить только такой глобальный параметр, как общий строй инструмента (Master Tune). По умолчанию используется стандартная частота 440 Гц для ноты Ля первой октавы.

Второй осциллятор может генерировать треугольную, пилообразную и прямоугольную формы волны, а также шум. Высоту тона второго осциллятора можно свободно регулировать в пределах пяти октав (+/-60 полутонов) ручкой Semitone, есть тонкая подстройка в пределах одного полутона (Fine Tune). При целочисленном отношении частот осцилляторов (настройки "в октаву") загорается светодиодный индикатор. В режиме генерации шума ручка настройки высоты тона работает в качестве задатчика "цвета" шума (Noise Colour).

Второй осциллятор имеет отключаемое отслеживание клавиатуры, для чего есть специальная кнопка KBD Track. Если она нажата, то осциллятор работает привычным образом (на каждую клавишу — свой тон), если отпущена, то осциллятор генерирует одинаковую высоту тона независимо от нажатой клавиши. Это бывает полезно для конструирования перкуссионных звуков и эффектов.

Для смешивания сигналов осцилляторов есть всего один вращаемый регулятор. По сути, это ручка баланса между выходами первого и второго осцилляторов — чем больше уровень одного, тем меньше другого.

Первый осциллятор можно модулировать вторым по принципу FM-синтеза. Для ручного изменения уровня частотной модуляции есть ручка FM Amount, также этот параметр можно модулировать от LFO или модуляционной огибающей.

Сигналы осцилляторов можно перемножать в кольцевом модуляторе. В этом случае изменение высоты тона второго осциллятора приводит не только к изменениям тембра звука, но и воздействует на слышимую высоту тона первого осциллятора. Для компенсации этого смещения и выравнивания частот используется уже известный регулятор FM Amount, который в режиме кольцевой модуляции называется Tune и дает возможность грубой подстройки высоты тона в пределах одной октавы. При этом изменения глубины FM-модуляции не происходит. Чтобы все-таки управлять этим параметром в данном режиме, можно использовать колесо модулятора, выбрав целью FM Amount.

Синхронизация осцилляторов включается той же кнопкой, что и кольцевая модуляция. Формирование тембра суммарного сигнала (модификация спектра) производится все тем же регулятором Semitone.

Секция фильтров предлагает значительное их разнообразие. Здесь есть LPF с крутизной 12 дБ/окт и 24 дБ/окт, HPF с крутизной 24 дБ/окт, а также BPF. У полосового фильтра заявлена крутизна 12 дБ/окт для каждого плеча. По всей видимости, подразумевается, что ручка резонанса вывернута до упора влево. Если начать вводить резонанс, то крутизна заметно увеличивается — сужение пропускаемой частотной полосы легко определяется на слух. Последний тип представляет собой комбинацию двух фильтров: режекторного и пропускающего низких частот (Notch + LP). Пропускающий фильтр имеет крутизну спада 12 дБ/окт. Взаимное расположение фильтров таково, что верхняя граничная частота режекторного фильтра практически является частотой среза для обрезного фильтра.

В пользовательском руководстве сказано, что наиболее очевидно характеристики такой комбинации проявляются при малых значениях резонанса. Происходит так потому, что в этом случае вырезаемая полоса частот имеет ощутимую ширину, а, значит, ее движение хорошо слышно. При введении резонанса одновременно растет пик в районе частоты среза LPF и сужается диапазон частот, вырезаемых режекторным фильтром. Услышать узкий вырез само по себе непросто, а если рядом (и выше по частоте) находится пик, то маскировка неизбежна. Наблюдать частотные характеристики этой пары фильтров удобно при помощи белого шума. В спектральном отображении можно увидеть, что сужение выреза сопровождается ростом резонансного "горбика" LPF.

Кроме ручек управления частотой среза и резонансом, секция фильтров содержит собственный генератор огибающей (ADSR) с соответствующими регуляторами и ручку Envelope Amount, управляющую глубиной воздействия огибающей на частоту среза. Рядом с этим регулятором есть кнопка Velocity, нажатие которой включает чувствительность параметра Envelope Amount к скорости нажатия клавиши. В таком состоянии регулятор можно было бы назвать Envelope Amount Velocity Sensitivity.

Частота среза фильтра может отслеживать клавиатуру. Функция KBD Track включается одноименной кнопкой и имеет три уровня: 1/3, 2/3 и Full. Что именно означают эти параметры, в руководстве пользователя не уточнили. Вероятно, имеется в виду отношение изменения частоты среза к изменению высоты тона.

Последний элемент в секции фильтров — кнопка Distortion. Ее нажатие включает легкий дисторшн.

Секция усилителя содержит регуляторы четырехстадийной огибающей и ручку Gain, устанавливающую выходной уровень пэтча или части перфоманса.

Перечисленные функциональные блоки могут модулироваться двумя имеющимися LFO. Модулирующие генераторы неодинаковы. В LFO 1 есть кнопки выбора волновой формы (треугольная, пила, прямоугольная и два вида случайной) и выбора цели модуляции (пять вариантов): ширина импульса обоих осцилляторов (при условии использования в них импульсной формы волны), частота среза фильтра, высота тона второго или сразу обоих осцилляторов, глубина FM-модуляции. Ручки Rate и Amount управляют, соответственно, скоростью и глубиной модуляции.

Управляющие элементы второго LFO совмещены с настройками арпеджиатора. В режиме модуляции доступны только три цели: частота среза фильтра, уровень усиления (Gain), высота тона обоих осцилляторов. LFO 2 имеет только треугольный модулирующий сигнал с регулировкой скорости (Rate) и глубины (Amt) модуляции.

В режиме арпеджиатора (включается кнопкой Arp) кнопка выбора целей работает как селектор типов арпеджио (вверх, вниз, вверх-вниз, случайно, эхо), а ручка глубины модуляции превращается в задатчик диапазона проигрывания арпеджио (от одной до четырех октав). Режим "эхо" представляет собой почти настоящий дилей, с регулируемым от одного до восьми количеством повторений (даже при отпущенной клавише). Но, поскольку все это хозяйство обслуживается не отдельным процессором, а силами осцилляторов и арпеджиаторов, каждое повторение звука приравнено к нажатию клавиши, то есть расходует полифонию.

Эхо отличается от обычного арпеджио (и приближается к настоящему эхо) еще и тем, что каждый вновь образуемый звук (повтор) генерируется с линейно уменьшающимся значением динамики. Это свойство особенно полезно в тех случаях, когда значение каких-либо параметров синтеза зависит от скорости нажатия клавиши. В этом случае каждый новый звук в серии повторов будет слегка отличаться от предыдущего по тембру. О зависимости различных параметров от динамики будет сказано немного дальше.

Еще один управляющий блок принадлежит модуляционной огибающей (Mod Env). Сама огибающая двухстадийная: атака (регулятор Attack) и спад (регулятор Decay). Глубина модуляции (Amount) выбирается с помощью вращаемого регулятора. Модуляция может быть как положительная, так и отрицательная (инверсная). Ее направление зависит от того, в какую сторону от среднего положения будет повернут регулятор.

В качестве целей модуляции здесь можно выбрать три параметра: FM Amount, Pulse Width, OSC 2 Pitch. То есть на огибающую заведены самые яркие звукообразующие процессы. Изменение ширины импульса и уровня частотной модуляции в фазе атаки позволяет оживить звук, усилить перкуссионную составляющую, что, в частности, очень полезно для конструирования звуков электропиано. Модуляция высоты тона второго осциллятора дает ощутимый результат при работе в режиме синхронизации и при использовании FM. Это позволяет заводить на атаку или спад звука заметное изменение тембра.

Исполнительские функции
Чуть ниже на лицевой панели инструмента можно найти несколько элементов управления режимом работы клавиатуры. Последовательно нажимая одну кнопку, можно выбрать режимы Poly, Legato, Mono. С полифоническим режимом все ясно — аккорды можно играть именно в нем. Два других режима — монофонические, то есть позволяют в одно и то же время звучать только одной ноте. Отличаются они друг от друга чувствительностью к игре легато, когда новая клавиша нажимается еще до того, как будет отпущена предыдущая. В режиме Legato при этом не будет происходить перезапуск огибающей, и звук будет просто менять высоту. В режиме Mono огибающая перезапускается при каждом нажатии клавиши, независимо от приемов игры.

Одинокая кнопка Unison позволяет использовать в звуке более одного голоса, что придает ему дополнительную жирность. Унисон в Nord Lead 2 X нерегулируемый. При его включении в полифоническом режиме используются два голоса на один тон, в монофонических режимах — четыре голоса. Дополнительные голоса расходуют полифонию.

Кроме того, включение унисона делает звук стереофоническим. В обычном режиме на выходе инструмента звук всегда монофонический, даже если снимается одновременно с двух аудиовыходов.

Ручка Portamento позволяет задавать время скольжения от одной ноты к другой. Кнопка Auto со светодиодным индикатором, расположенная под этим регулятором, позволяет функции портаменто отслеживать приемы игры. Если включен авторежим, то портаменто будет работать только при игре легато.

Говоря о "живом" управлении звуком синтезатора, конечно же, нельзя забывать про собственные возможности клавиатуры. Клавиатура Nord Lead не производит сообщений послекасания — таким образом, мы будем говорить только о динамике. Nord Lead 2 X, как и его предшественник (без буквы X), позволяет установить зависимость любого непрерывно изменяемого параметра от скорости нажатия клавиши (Velocity Dependent). Под "непрерывно изменяемым" параметром подразумевается все, что можно контролировать с помощью вращаемых регуляторов. Для установки чувствительности нужно войти в так называемый режим "Velocity Learn".

Процедура "обучения" синтезатора очень проста. Вначале устанавливаем минимальные значения параметров — те, которые будут отрабатываться при самом легком нажатии клавиши. Затем нужно нажать кнопку Velocity/Morph Assign, расположенную под регулятором Master Level. Мерцание светодиода говорит о том, что инструмент готов к настройке. Теперь нужно просто переместить нужные регуляторы (один, несколько или вообще все) в то положение, которое соответствует значению параметра при максимальной скорости нажатия клавиши. Завершив настройки, нужно просто еще раз нажать кнопку Assign, чтобы светодиод перестал мерцать. Процедура завершена.

Нужно отметить, что "минимальное" и "максимальное" значения какого-либо параметра в данном случае не обязательно должно соответствовать его физическому минимуму или максимуму. Регуляторы при настройке Velocity Dependent можно крутить в любом направлении. Например, я могу выставить в качестве минимума продолжительную (то есть большую) атаку в огибающей усилителя, а войдя в режим Velocity Learn, повернуть регулятор Attack на минимальное время, которое будет моим "максимумом". В этом случае при легкой и неспешной игре звук будет неторопливым и липким, и чем сильнее я буду ударять по клавише, тем более резвый звук будет выдавать синтезатор.

Из исполнительских элементов управления синтезатором остались только трость Pitch Bend и колесо модулятора. Трость выполнена в виде деревянной колодочки с горизонтальным ходом. В верхней ее части есть впадина для пальца. Мне кажется, что лучше всего использовать большой палец левой руки. Именно с его помощью управление тростью происходит наиболее естественно. Она довольно жесткая и, работая большим пальцем, одновременно можно кистью руки придерживать левый край синтезатора. В противном случае, при экспрессивном использовании трости есть риск спихнуть инструмент со стойки — ведь он очень легкий, всего 5,3 кг.

Диапазон изменения высоты тона тростью варьируется от +/-1 до +/-48 полутонов.

Колесо модулятора на ощупь почти каменное. Это не относится к легкости его перемещения — с этим все в порядке. Имеется в виду сама фактура материала, из которого выполнено колесо. Оно серое, шершавое и прохладное. Палец с него не соскакивает.

Непосредственно над колесом расположена многофункциональная кнопка Shift. Она используется для управления системными функциями, с ее помощью можно перелистывать пэтчи и перфомансы не поштучно, а сразу десятками. При работе с колесом эта кнопка используется в качестве селектора целей модуляции.

Обычных целей здесь четыре штуки: LFO 1 Amount, Oscillator 2 Pitch, FM Amount, Filter Frequency. Пятая цель необычна, поскольку может быть чем угодно. Она называется Morphing (на панели сокращенно обозначена как Morph).

В сущности, функция морфинга примерно соответствует функции Velocity Dependent. Разница в том, что изменение различных параметров в зависимости от динамики отрабатывается только в момент нажатия клавиши. Управление таким же изменением параметров можно перенаправить с клавиатуры на колесо модулятора. В таком случае управлять изменением звука будет возможно в любой момент времени простым поворотом колеса модулятора. Это и будет морфинг.

Наверное, нет необходимости повторять, что для морфинга можно использовать параметры любых вращаемых регуляторов лицевой панели синтезатора. Программирование колеса очень похоже на программирование функции Velocity Dependent. Вначале кнопкой Shift нужно установить цель модуляции Morph и опустить колесо модулятора в крайнее нижнее положение. В это время еще можно настроить тот звук, который нам нужен до применения морфинга, то есть "исходный". Затем переводим колесо в верхнее положение и тогда нажимаем кнопку Velocity/Morph Assign (индикатор начнет мерцать). Настраиваем "конечный" звук и вновь нажимаем кнопку Assign, чтобы ее индикатор перестал мерцать (теперь он будет светиться постоянно). На этом процедура окончена, можно проверять звук.

Для использования морфинга можно также настроить педаль экспрессии.

Еще об управлении
Как указывалось ранее, Nord Lead 2 X имеет в постоянной памяти 990 пэтчей (в терминологии Clavia — Program), размещенных в десяти банках по 99 штук. Из них первые четыре банка (4 x 99 пэтчей) — пользовательские, то есть перезаписываемые. Остальные пэтчи перезаписать нельзя. На дисплее все они отображаются последовательностью вида [номер банка . номер пэтча]. Например, показанная на дисплее комбинация 6.42 означает, что в данный момент активен пэтч 42 из банка номер шесть. Нумерация банков здесь идет от 0 до 9, так что этот банк по счету будет седьмым.

Нулевой банк на дисплее не отображается. Так же, как и ноль в номерах первой десятки пэтчей. Например, пэтч номер семь из нулевого банка будет отображаться не комбинацией 0.07, а одинокой цифрой семь в младшем разряде индикатора, и даже без точки. Для перебора пэтчей используется пара курсорных кнопок, расположенных слева от дисплея. Напомню, что совместное использование этих кнопок с кнопкой Shift позволяет перебирать номера сразу десятками.

Кроме мелодических пэтчей в памяти инструмента содержатся 40 (четыре по десять) перезаписываемых наборов ударных. Они записаны как бы "поверх" мелодических пэтчей, сразу после номера 99 в первых четырех банках. Наборы ударных имеют в обозначении номер банка, букву "P" и номер набора, например, 3.P7.

Любой набор ударных представляет собой комплект из восьми звуков, разложенных по клавиатуре в восьми отдельных зонах (рис. 2). Каждый звук внутри зоны может немного отличаться от соседнего по высоте. Редактирование этих наборов мало отличается от редактирования мелодических пэтчей, поэтому специально его рассматривать не будем.


 
Рис. 2  
   

Для облегчения работы с пэтчами и перфомансами (о которых немного дальше), под дисплеем расположены в ряд четыре многофункциональные кнопки, обозначенные буквами A, B, C, D. Эти кнопки открывают доступ к равноправным областям памяти. В терминологии Clavia эти области называются Slot (слот), и я далее буду пользоваться этим наименованием.

Любой вызываемый из памяти пэтч размещается в одном из четырех слотов. Сами по себе слоты абсолютно равнозначны, и один и тот же пэтч, например, можно поместить в каждый из них. Или, скажем, представим, что я сохранил пэтч, работая в первом слоте. Переключившись в любой другой слот и вызвав из памяти инструмента номер сохраненного пэтча, я услышу тот самый звук, который сохранил.

Переключение между слотами производится нажатием соответствующей кнопки (над ней загорается светодиод). Если в каждом слоте выбрать какой-либо пэтч, то, переключаясь по слотам, мы будем мгновенно вызывать из памяти выбранный пэтч, уже не пользуясь курсорными кнопками. И, кстати, номер последнего выбранного пэтча в каждом слоте сохраняется в памяти инструмента даже после выключения питания. Включив синтезатор, мы получаем тот же набор пэтчей, раскиданный по слотам.

Пользуясь четырьмя слотами, очень легко сделать наложение звуков (Layering). По сути, это будет обычный пользовательский перфоманс, только сохранять его в таком виде нельзя. Для сохранения придется входить в режим перфоманса.

Чтобы сделать наложение, нужно просто выбрать сразу несколько слотов (нажать несколько кнопок одновременно). Количество подключенных слотов легко определяется по количеству светящихся индикаторов. Один из слотов будет обозначен мерцающим свечением светодиода — это активный слот. Перебирая теперь пэтчи курсорными клавишами, мы будем помещать их именно в активный слот. Все регуляторы на передней панели управляют параметрами пэтча, расположенного в активном слоте.

Сделав активным другой подключенный слот (нажав его кнопку, чтобы замерцал светодиод), выбираем для него пэтч, и при необходимости подстраиваем звучание. Расход полифонии на каждую клавишу при игре с наложением звуков будет естественным образом пропорционален количеству используемых слотов. В максимальном варианте (четыре слота) слышимая полифония уменьшается в четыре раза и составляет, при отключенном унисоне, всего пять нот (20 разделить на 4).

Чтобы деактивировать наложение звуков, нужно или нажать кнопку слота, не участвующего в работе (его индикатор не горит), или вновь нажать одновременно кнопки всех подключенных слотов. После этого останется гореть индикатор только одного слота.

Nord Lead 2 X позволяет разделить клавиатуру на две зоны при помощи функции Keyboard Split. В разделенном режиме на каждую зону можно назначить отдельный пэтч. Разделение клавиатуры можно совмещать с наложением звуков в каждой зоне. В разделенном режиме под левую зону клавиатуры всегда отводятся слоты A и B, под правую — C и D. Выбрав только два слота (например, A и C), мы создадим однослойные зоны, а если активировать все слоты, то и левая, и правая зоны будут состоять из двух слоев.

Чтобы разделить клавиатуру, нужно проделать несложную процедуру. Выбрать в нужных слотах пэтчи, нажать одновременно кнопки используемых слотов, чтобы засветились индикаторы, после чего нажать кнопку KBD Split. Все, инструмент поделен на две зоны. Если нажать кнопку разделения, не включив слоты для обеих зон (пусть, скажем, "светится", только слот B), то мы получим инструмент, играющий только левой половиной клавиатуры.

Точка раздела клавиатуры (Split Point) настраивается совместным нажатием и удерживанием кнопок KBD Split и Shift с последующим нажатием нужной клавиши на клавиатуре.

Возвращаясь к морфингу, отмечу еще одну практическую возможность. В пределах одного пэтча при морфинге можно оперировать, как было сказано ранее, только параметрами вращаемых регуляторов. Переключить волновую форму в осцилляторе или поменять тип фильтра в процессе такого преобразования нельзя. Но морфинг работает также и в режиме наложения звуков. Это означает, что мы можем взять совсем разные по звучанию пэтчи (с разными формами волны, фильтрами, целями модуляции) и назначить их в разные слоты. А затем, конфигурируя функцию морфинга раздельно для каждого слота (то есть для расположенного в нем пэтча), выбираем в одном слоте Gain Increase, а во втором — Gain Decrease. То есть, по сути, весь наш морфинг сведется к обычному кроссфейду между двумя (или более) пэтчами. Но ведь они могут быть совсем разными по звуку. Кроме того, я описал лишь простейший вариант, а если совместить простой кроссфейд двух пэтчей с более серьезным морфингом еще двух пэтчей, то предсказать результат такого синтеза уже практически невозможно. Все находится в руках исполнителя.

Работа с перфомансами тоже происходит с использованием слотов. Для переключения между режимами Program и Performance служит кнопка Perf Mode.

Nord Lead 2 X имеет в памяти 400 перфомансов, распределенных поровну по четырем банкам. Первые 100 ячеек (весь первый банк) могут редактироваться пользователем. В сущности, перфоманс представляет собой уже знакомый нам режим наложения, но, кроме этого, в нем хранятся дополнительные сведения. Это, например, канальные установки MIDI и назначение послекасания для каждого слота, конфигурации слоев, установки диапазона трости Pitch Bend и некоторые другие.

Отмечу, кстати, что сообщения послекасания не производит только собственная клавиатура синтезатора. Но его "мозги" эти сообщения принимают и понимают.

Перфомансы имеют в обозначении номер банка (от 0 до 3) и буквенно-цифровой номер ячейки (от A.0 до L.8)

В целом настройка слоев перфоманса напоминает работу в режиме Layering. Описывать технические моменты, пожалуй, нецелесообразно — в руководстве пользователя все хорошо объяснено. Я же хотел бы остановиться на одном идеологическом моменте.

При работе с перфомансами, скорее всего, возникнет необходимость их редактирования и сохранения. Поскольку перфоманс может содержать как мелодические пэтчи, так и перкуссионные наборы, то "достанется" от редактирования и тем, и другим. А они сохраняются в перфомансе по-разному.

Набор ударных, как таковой, специально не сохраняется. Перфоманс содержит лишь ссылку на оригинальный (или референсный) набор, который хранится в обычном банке пэтчей. Если, работая с перфомансом, изменить настройки набора, то сохранение только самого перфоманса эти настройки не сохранит. Следующая загрузка покажет, что все было сделано впустую.

Чтобы сохранить произведенные в наборе ударных изменения, нужно выйти в режим пэтча и выполнить сохранение там. Тогда при загрузке перфоманса все они появятся на своих местах.

А вот мелодические пэтчи, напротив, сохраняются непосредственно в перфомансе. Первоначально, конструируя его, мы, конечно же, выбираем пэтчи из списка, но они при этом копируются. При сохранении перфоманса с измененными пэтчами, все изменения записываются только в копию пэтча, лежащую в самом перфомансе. В оригинальной ячейке пэтч остается без изменений.

Это наводит на следующую мысль. Если кому-либо окажется недостаточно тех 396 пользовательских ячеек, которые для сохранения пэтчей предлагает Nord Lead 2 X, то для их хранения можно использовать еще и перфомансы. Каждый из них может служить контейнером сразу для четырех пэтчей. Если, скажем, взять для этих целей 50 перфомансных ячеек, то в них можно будет сохранить целых 200 пэтчей. Кстати, именно таким образом поступили инженеры Clavia, записав в 11 перфомансов целых 45 пэтчей, перенесенных с легендарного синтезатора Prophet 5.

Если быть точным, то пэтчи, конечно, не переносили в буквальном смысле. Их просто воссоздавали по известным оригинальным параметрам силами собственных вычислительных ресурсов Nord Lead. Эти звуки записаны в ячейки от 1.H8 до 1.J9. При сохранении перфомансов использовался только один активный слот, хотя "заполнены" были все четыре. После вызова такого перфоманса нет необходимости дополнительно тратить время и отключать слоты. Можно сразу переключаться между ними, слушая всякий раз только один оригинальный тембр.

Звучание
Повозившись с инструментом, я сделал несколько неожиданный для себя вывод. А именно: Nord Lead 2 X звучит практически как настоящий аналоговый синтезатор. Приходится использовать необычные категории оценки, но по-другому просто не скажешь. В общем, по моим ощущениям получается так, что синтезатор выдает "теплый" и "живой" звук, независимо того, какой конкретно тембр используется. Даже очень резкие пэтчи звучат как-то близко и понятно.

Если, например, провести субъективное "сравнение впечатлений" от синтезаторов Nord Lead 2 X и Novation KS, то получается, что английский аппарат звучит более нейтрально, даже холодно, и несколько отстраненно, что ли. А шведский инструмент — просто как родной. На нем хочется играть, а это, пожалуй, одно из важнейших (субъективных, конечно же) свойств любого инструмента.

Чтобы продемонстрировать звукообразующие возможности синтезатора, я записал некоторое количество образцов звука.

Первый файл называется Child.mp3 (403 Кб). Он назван так потому, что содержит нечто вроде детской песенки, сыгранной мягким звуком. Тембр несколько изменяется во второй части, где я начинаю сильнее ударять по клавишам.

Следующий пример — электропиано. Подобные тембры уже есть в пресетных пэтчах, однако мне было интересно сконструировать что-нибудь самостоятельно. Полученные "конструкции" можно услышать в файлах E_piano.mp3 (761 Кб) и E_piano2.mp3 (175 Кб). В первом для выделения атаки использовались модуляция ширины импульса от Mod Env и небольшое изменение глубины частотной модуляции между осцилляторами. Обе волновые формы — импульсные.

Пиано для второго примера собиралось несколько иначе. Импульсная форма была использована только в первом осцилляторе. Во втором работал шум, синхронизированный по первому осциллятору. Такая схема позволяет получить интересные формантные области в спектре звука. Кроме того, в первом осцилляторе использовалась модуляция ширины импульса для создания имитации (пусть и неполноценной) вращающегося динамика.

В обоих случаях использовалась функция Velocity Dependent — скорость нажатия клавиши управляла фильтром и амплитудной огибающей.

Один из пресетов показан в файле Patch21.mp3 (371 Кб). Его название в списке обозначено как Plucky Pad. Это приятный подкладочный звук с акцентированной атакой, тоже близкий к электропиано. Примерно в середине файла, на двенадцатой секунде воспроизведения, я слегка крутанул колесо модулятора, приоткрыв фильтры.

В файле Kbd_Split.mp3 (405 Кб) использовались два пресетных пэтча, загруженные в режиме разделения клавиатуры. В качестве музыкальной темы использовался кусочек, в упрощенном (и зацикленном) виде позаимствованный из старого репертуара группы Depeche Mode. В левой части клавиатуры работал арпеджиатор, а также применялось разной силы нажатие клавиш.

Следующий пример называется Sync_ring_FM_morph.mp3 (490 Кб). В названии указывается на то, что при конструировании пэтча я использовал два осциллятора с синхронизацией, кольцевой и частотной (FM) модуляцией. Волновые формы: синусоида и треугольник. В микшере был выбран равный выходной уровень обоих осцилляторов. Весь морфинг заключался в том, что я крутил ручку Semitones второго осциллятора от минимума до максимума (от -60 до +60 полутонов). В данной связке глубокое изменение частоты второго осциллятора порождало яркие изменения в тембре конечного звука. Чтобы облегчить себе задачу, я включил арпеджиатор.

Здесь использованы два цикла морфинга. Вначале — "проход" с короткими звуками, затем их длительность была увеличена. Если посмотреть на сонограмме спектр этого сигнала в процессе "развертки", то можно увидеть, что формируемые формантные области напоминают увешанную гирляндами новогоднюю елку (рис. 3).

Рис. 3

В файле Velo-Morph.mp3 (294 Кб) показан один из вариантов зависимости тембра звука от скорости нажатия клавиши. В осцилляторах использовалась импульсная форма волны. Чувствительность к динамике была назначена на параметр Pulse Width (ширина импульса), а также в секции фильтра на параметры Frequency и Envelope Amount.

Здесь я тоже применил арпеджиатор с довольно высокой скоростью работы. Даже не всегда успевал вовремя ударить по клавише — местами можно услышать небольшие сбои в ритмической сетке. Но главная цель достигнута: при более сильном нажатии клавиши инструмент выдает более плотный, яркий и открытый звук.

Этот пример я хотел бы прокомментировать еще и графически. На рис. 4 один над другим показаны увеличенные образцы волновых форм. Верхнее изображение принадлежит "закрытому" звуку, то есть так выглядит форма звуковых колебаний при малых значениях динамики. Как видно, она достаточно проста. На нижнем изображении показан момент перехода с умеренного нажатия клавиши на весьма сильное. Умеренно "зазубренный" сигнал становится похож на что-то вроде ручной пилы, что соответствующим образом изменяет спектр звука, а, значит, его тембр.

Рис. 4

Еще один пример, связанный с динамикой, показан в файле Arpeg_Echo.mp3 (235 Кб). Для демонстрации возможностей псевдо-эхо, связанных с линейным уменьшением генерируемого значения динамики от повтора к повтору, потребовалось записать в пэтче зависимость некоторых параметров от скорости нажатия клавиши. В качестве таковых я выбрал FM Amount и Filter Attack. Изменение уровня частотной модуляции при увеличении динамики провоцировало небольшое понижение высоты модуляционных тонов. Атака фильтра при более сильном нажатии клавиши увеличивалась, что давало в результате все более размытый звук (использовался LPF).

Чтобы ощутить работу атаки фильтра, я нажимал клавишу не кратковременно, а с некоторым удержанием. Таким образом, после сильного нажатия арпеджиатор генерировал уменьшение динамики, и изменение параметров шло в обратную сторону относительно описанного ранее. То есть, изначально размытый долгой атакой и несколько глуховатый звук от повтора к повтору становился все более артикулированным (атака уменьшалась) и ярким (увеличивалась высота FM-тонов). Для эксперимента было удобнее использовать не одиночные ноты, а быстрое арпеджио из трех нот, сыгранное руками.

Один из участков эхо (последний) предлагаю также просмотреть в спектральном изображении (рис. 5). На иллюстрации хорошо видно, что первоначально звучит вся нота, поскольку фильтр не успел закрыться. Ближе к концу секвенции пики становятся все более тонкими в верхней части, что означает слышимое сокращение длительности ноты за счет все более быстрого закрывания фильтра. В действительности же физически нота короче не становится. Кроме этого, у основания пиков можно увидеть светлые области, которые постепенно (на изображении слева направо) сдвигаются вверх. Это работает частотная модуляция, выдавая с каждым повтором ноты порции все более высоких частот.

Рис. 5

Несколько следующих примеров показывают звучание пресетных перфомансов. В названиях файлов указаны их оригинальные номера.

Файл Perf_1C0.mp3 (303 Кб) содержит занятный, демонстративно синтетический звук. Эта демонстративность особенно хорошо заметна в верхнем диапазоне.

В файле Perf_1F2.mp3 (131 Кб) показан воздушно-флейтовый звук. В файле Perf_2B0.mp3 (336 Кб) показан перфоманс с арпеджиатором. На мой взгляд, это очень удобная конструкция для ритмизированного подклада. Фактура подклада всегда явно слышна, в то же время он не будет заслонять основные звуки.

Звук перфоманса с названием Digi Bell Pad продемонстрирован в файле Perf_2G8.mp3 (324 Кб). В процессе игры я пользовался динамическими свойствами этого перфоманса, то есть ударял по клавишам с разной силой, как и положено при живом исполнении. Подобные тембры нередко присутствуют в семпловоспроизводящих синтезаторах. Но, как мне теперь кажется, там они звучат "клонированно", то есть, урезанно. А Nord Lead выдает совершенно живой и податливый звук.

Если немного уйти в абстракцию, то я бы сформулировал эту мысль следующим образом: в Nord Lead звук "рождается под пальцами", — такое ощущение у меня присутствовало на всем протяжении работы с инструментом. Кроме того, ведь я в любой момент могу подкрутить чего-нибудь с морфингом, добавив новую отзывчивость на мои манипуляции и даже на простое нажатие клавиши. Семплерные синтезаторы при всем богатстве тембров такого ощущения обычно не дают. Боюсь, после Nord Lead с ними у меня на некоторое время сохранится ощущение добывания звуков "из таблички".

Еще один пример называется Perf_organs.mp3 (522 Кб). В нем содержатся образцы звуков органных перфомансов, представленных в Nord Lead. Несколько фраз здесь сыграно различными звуками. В качестве основной музыкальной темы использовался упрощенный короткий фрагмент из оперы "Русалка" А. С. Даргомыжского.

Еще один перфоманс показался мне достаточно интересным для того, чтобы его продемонстрировать. Он состоит из четырех частей с использованием арпеджиатора в некоторых их них. При игре в две руки получилась несложная тема в духе раннего Kraftwerk. Файл называется Kraft.mp3 (791 Кб).

В качестве последнего примера я бы хотел продемонстрировать небольшой микс, собранный целиком из звуков Nord Lead. Для партии ударных я применил несложную дополнительную обработку (задержку и немного компрессии), остальные звуки использовались без изменений. Какой-либо сложной музыкальной идеи в этом миксе нет — он выдержан в духе Ambience и составлен из мягких звуков и шумов. Файл называется Soft_mix.mp3 (1,58 Мб).

Заключение
Хочу сказать, что инструмент мне понравился, причем сразу после того, как я его включил и пробежался по пресетам. До этого, когда я только перечитывал спецификации и рассматривал панель управления, меня терзали смутные сомнения. Во-первых, маленький дисплей. Во-вторых, многие функции совмещены и заведены на один регулятор, из-за чего, например, секция осцилляторов кажется недоразвитой. В-третьих, отсутствует процессор эффектов. Все это, плюс еще какие-то мелочи, оптимизма не добавляло.

Познакомившись с инструментом ближе, я от своих предварительных претензий отказался. С дисплеем все оказалось просто. Да, некоторые функции просматривать нелегко, а без руководства пользователя разобраться в них невозможно. Но это, в основном, системные настройки. В обычной работе со звуком их практически никогда не трогаешь, и претензий к дисплею нет.

Компания Clavia использует девиз "No more complex menus!", который я перевел бы, пожалуй, так: "Долой громоздкие меню!". Действительно, на дисплее практически ничего читать не приходится. Как, опять же, пишет компания, "каждая функция имеет ручку, которую можно покрутить, как в старые добрые времена".

Что касается совместного использования элементов управления для разных функций, то здесь я тоже довольно быстро привык. Операционная система логична и проста, каких-то сложных концепций здесь попросту нет. Я вижу перед собой регуляторы и кнопки, кручу и нажимаю их, и сразу получаю результат.

В целом инструмент показался мне очень интересным. Правда, лично для себя я нахожу в нем один недостаток — клавиатуру. У меня довольно большая кисть руки, и на клавиатуре фортепиано она чувствует себя очень хорошо. Но у Nord Lead 2 X клавиатура, во-первых, легкая синтезаторная, а во-вторых — укороченная. Для сравнения приведу цифры. Обычная длина белой клавиши фортепиано 15 см, черной — 10 см. Такие же клавиши имеют хорошие MIDI-клавиатуры. Синтезатор Novation KS имеет укороченные на 1 см клавиши: белая — 14 см, черная — 9 см. Для Nord Lead 2 X эти цифры составляют, соответственно, 13 и 8 см. Таким образом, лично мне играть на этой клавиатуре было не вполне удобно. Особенно заметно это было во время игры звуками электропиано, когда я пытался играть, условно говоря, "классическим" замахом. Но проигрывать обычные синтезаторные пассажи, особенно одной рукой, было уже значительно легче. А впрочем, выход всегда можно найти. Например, можно взять рэковый вариант синтезатора (Nord Rack 2 X) и пристыковать его к привычной для себя клавиатуре.

Выводы из всего этого я делаю следующие. Во-первых, как уже указывалось ранее, синтезатор, несмотря на свое "холодное" название, выдает теплый и живой звук. Это субъективная часть оценки. Второй вывод более объективный: при всей своей кажущейся простоте, синтезатор обладает огромным звукообразующим потенциалом. Выруливать из него различные тембры можно если и не до бесконечности, то уж, во всяком случае, очень долго. И, кстати, если говорить о звукообразовании как таковом, то необходимость в процессоре эффектов практически не ощущается. При создании готового произведения, вероятно, потребуются ревербераторы и прочие устройства, но при поиске новых звучаний легко можно обходиться без этих дополнений.

Отдельно хочу отметить тщательность составления пользовательского руководства. В нем очень четко прописаны все свойства инструмента, тонкие моменты дополнительно поясняются. Отдельное место отведено разделу Synthesis Basics, в котором доступно и с поясняющими иллюстрациями описаны принципы синтеза, применяемые в аналоговых инструментах. Имея даже минимум специальных знаний, с таким руководством можно освоить инструмент практически за один день.

Clavia Nord Lead 2 X 1375$
Clavia Nord Rack 2 X 899$
Аваллон

  Звуковые примеры

Arpeg_Echo.mp3 (235 Кб)
Child.mp3 (403 Кб)
E_piano2.mp3 (175 Кб)
E_piano.mp3 (761 Кб)
Kbd_Split.mp3 (405 Кб)
Kraft.mp3 (791 Кб)
Patch21.mp3 (371 Кб)
Perf_1C0.mp3 (303 Кб)
Perf_1F2.mp3 (131 Кб)
Perf_2B0.mp3 (336 Кб)
Perf_2G8.mp3 (324 Кб)
Perf_organs.mp3 (522 Кб)
Soft_mix.mp3 (1,58 Мб)
Sync_ring_FM_morph.mp3 (490 Кб)
Velo-Morph.mp3 (294 Кб)

  Оценка статьи

Посещений: 16995 | Проголосовавших: 15 | Средняя оценка: 5.0

   

  Комментарии

20.10.04 11:02
Олег Панков pankov-ov@rao.elektra.ru
Проигрыш из "The things you said" в Kbd_Split.mp3 - это приятно, пример убедительный ! :-)))

20.10.04 12:01
Separator
абсолютно ничего не дающая информация :/ че за звуки, че за мелодии..!? Касио какой-то...

24.03.05 16:33
Олег Панков
Ну-ну !.. кому Божий дар, а кому и яичница :-P

11.11.06 23:13

Какой нах Касио??!! По звуку ИМХО убирает не только Тритон-Фантом но и КУРЦ 2xxx!!!!!

19.12.06 11:24
jexon
Clavia рулит!!!

20.12.06 13:08

по звуку Roland JP-8000, Clavia отдыхает у мня была она 2х к счастью сплавил Клавию ибо не надо комбинировать именно эти 2 инструмента!!!! жипиха её делает не заметной. вот 2х надо использовать в пара с Electron monomachine вот тогда мы получим реальное технозвучание инструмент ставлю 4 балла ;)

01.03.07 18:21
sax sax@chaspikmusic.ru
Nord Lead 2X или Alesis Micron?

31.05.07 22:29
Я no@no.ru
Nord Lead конечно :)

17.08.07 13:06
German response@inbox.lv
Помогите с менюалом на РУ яз. для Nord Lead 2x.Спасибо

30.03.09 20:46
Claviaman
Какой нахрен Курц\Тритон\Фантом, господа? Это виртуал-аналог, зачем его сравнивать с рабочими станциями? Вы б еще ямаху ПСР сюда приплели )

Это очень хороший бюджетный вариант аналога. Тем, кому не хватает на Moog, но нужен теплый, плотный аналоговый звук и гибкость настройки - имхо им стоит задуматься о покупке НордЛид! Для чистой электронщины наверное получше будет Вирус, у него звучание более холодное.


В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА