Начало
 
 


Программные синтезаторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
ReBirth RB 338 1.5

ReBirth RB 338 2.0
 

 
  ReBirth RB 338

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
июль 1997

Пока специалисты спорят о том, останется ли программный синтезатор игрушкой или станет настоящим музыкальным инструментом, пользователи всего мира уже создают с помощью программных синтезаторов музыкальную продукцию.

Cегодня из всех программных синтезаторов именно ReBirth RB 338 вызывает наибольший интерес. Ходят слухи, что даже демо версия этой программы активно использовалась для создания танцевальной музыки. Причин столь повышенного внимания много, и среди них, конечно, мода на подобные звуки, а также на стили музыки, для которых эти звуки подходят. Но не последнюю роль в популярности программы играют ее широкие возможности, стабильность работы, а также полноценная имитация реальных устройств по звуку, принципам действия и внешнему виду.

ReBirth RB 338 имитирует звучание и работу секвенсора очень популярных сейчас в танцевальной музыке устройств, в прошлом производившихся фирмой Roland: одноголосного синтезатора TB 303 (их в программе имитируется два) и ритм-машинки TR 808. Программа создана шведской фирмой Propellerhead Software, но распространяется по каналам Steinberg. Это не первое их сотрудничество, шведские разработчики также ответственны за программу ReCycle, предназначенную для работы с лупами.

RB 338 поставляется на диске CD-ROM (диск содержит версии как для Windows, так и для Macintosh), который одновременно служит защитой от несанкционированного копирования (CD-ROM должен быть в дисководе при каждом запуске программы). ReBirth синтезирует звуки TB 303 и воспроизводит семплы TR 808. В результате получается 16-разрядный звук с частотой 44,1 кГц, который может быть воспроизведен через звуковые выходы или сохранен в виде файла. Я пробовал версию для Windows, которая и будет подробно описана далее. Системные требования этой версии: 16 Мб RAM, Windows 95 или NT 4.0, 16-разрядная звуковая плата, монитор 256 цветов.

Основные возможности
Установка программы происходит быстро и безболезненно. Кроме ReBirth и сопутствующей документации (руководства пользователя в формате PDF) вы получаете также несколько демонстрационных песен. Если вы хочите больше песен, их есть на сервере фирмы Propellerhead. Попасть туда можно и прямо из ReBirth, выбрав пункт Download Free Songs в меню Help.

 
Рис. 1  
   

После установки первым делом следует сделать некоторые важные назначения. В меню Edit выбираем пункт Preferences и в разделе Audio Card Driver выбираем драйвер устройства, через которое будет выводиться звук RB 338 (рис. 1). Если у вас установлен DirectX, то лучше выбрать драйвер этого типа, но только в том случае, если он не имитируется. Проверить это можно выбрав драйвер и посмотрев на текст после надписи Driver Type. Если там сказано DirectX (emulated), то использовать его с ReBirth нельзя. Если у вас нет DirectX или настоящих (не имитируемых) DirectX драйверов, то выбирайте обычный MME (Multimedia Extension) драйвер.

 
Рис. 2  
   

Очень важным моментом настройки является установка правильного размера буфера. Размер буфера определяет баланс между скоростью реагирования RB 338 на работу органов управления и нагрузкой на процессор. Загрузите демонстрационную песню и начните воспроизведение. Откройте Preferences. Найдите слайдер в разделе Playback Performance (рис. 2) и переместите его вправо до конца. Затем начните постепенно перемещать слайдер влево, пока не начнутся выпадения звука и число рядом с надписью Underruns не начнет увеличиваться. Передвиньте слайдер чуть вправо, так, чтобы прекратились выпадения и счетчик остановился. Если вы используете драйвер DirectX, то искомое значение обычно находится между 40 и 90 миллисекундами, для MME драйвера типичным является значение 160. Для моей системы (Pentium 133, 72 Мб RAM, звуковая плата Turtle Beach TBS 2000) значения составили 40 для DirectX и 116 для MME драйвера.

В любом компьютерном устройстве есть временной промежуток между обращением к нему и ответным действием. Он называется время ожидания (latency time). Для синтезаторов время ожидания обычно находится в пределах от 3 до 7 миллисекунд. Для компьютеров оно может быть от 25 до 300 миллисекунд. Воспроизведение с внутреннего секвенсора ReBirth не страдает от этой проблемы, но она проявляется в реагировании на управление контроллерами. Именно это время и устанавливается в разделе Playback Performance.

ReBirth может работать в режиме Паттерна (Pattern) или в режиме Песни (Song), переключение между режимами происходит посредством нажатия переключателя в верхнем левом углу окна программы. В режиме Паттерна записываются отдельные паттерны (рисунки). Органы управления в этом режиме статические, то есть где вы их установили, там они и находятся. В режиме Песни вы собираете последовательности паттернов для воспроизведения, записываете и воспроизводите динамические изменения органов управления.

 
Рис. 3  
   

Контролирование органов управления мышью производится очевидным образом во всех случаях, кроме крутящихся ручек. Для них надо расположить курсор над ручкой, нажать левую кнопку мыши и перемещать мышь вниз для поворота ручки налево или вверх для поворота направо. Я считаю этот метод управления более удобным, чем круговое движение мышью, так как при круговом движении и экранная ручка должна быть побольше и точное перемещение затруднено.

Можно управлять транспортными функциями RB 338 и выбирать пункты меню с компьютерной клавиатуры. Клавиши транспортных функций совпадают с использующимися в программе Cubase. Если вы хотите также использовать клавиатуру для программирования ReBirth или переключения паттернов, то должны выбрать соответствующую опцию (Program Synth from Keyboard или Select Patterns from Keyboard) в меню Options. Эти опции являются взаимоисключающими, то есть вы или выбираете паттерны, или программируете синтезатор. Сделано это потому, что одни и те же клавиши используются обеими функциями.

ReBirth состоит как бы из трех частей: ритмической (TR 808) и двух синтезаторных (два TB 303). Для каждой из трех частей может быть создано до 32 паттернов, организованных как четыре банка по восемь паттернов. Можно выбирать паттерны и банки нажатием мышью на соответствующие им кнопки. Паттерны к тому же можно выбирать с клавиатуры (если выбрана соответствующая опция) нажатием на клавишу в левой части клавиатуры, но банки таким способом переключать нельзя. При выборе паттернов ряд клавиш от 1 до 8 соответствует верхнему TB 303, клавиши от Q до I - среднему TB 303, а клавиши от A до K - нижнему TR 808. Смена паттерна происходит только после того, как текущий паттерн доиграет до конца. Нажатие зеленого квадратика рядом со словом PATTERN приводит, во-первых, к потере им зеленого цвета, а во-вторых - к отключению данной части.

Многие операции можно производить только в одной из трех основных частей ReBirth одновременно. Для этого часть должна быть выбрана. Узнать, какая часть выбрана в данный момент, можно по наличию в ней оранжевой полосы справа от раздела выбора паттернов. Для того, чтобы выбрать другую часть, на ней можно щелкнуть мышью или использовать стрелки вниз/вверх на компьютерной клавиатуре. В руководстве пользователя указывается, что часть можно сделать активной, выбрав в ней паттерн, но это работает только при выборе паттерна мышью.

Каждая из трех основных частей имеет микшер, где можно установить громкость части, панораму, а также применить эффекты - дисторшн и задержку. Дисторшн включается в разрыв, то есть его можно применить только для одной части одновременно. Можно регулировать уровень эффекта. Дисторшн располагается до задержки. Задержка является общей, то есть через нее можно пропустить выход каждой части и индивидуально регулировать уровень сигнала. Время задержки устанавливается в долях (шестнадцатые или восьмые триоли). Кроме этого регулируются уровень обратной связи (количество повторений) и панорама. Есть также мастер-секция, в которой устанавливается общий выходной уровень RB 338. В руководстве отмечается, что перегрузка не может возникнуть в индивидуальных частях и для ее устранения следует снижать общую громкость. Части можно отключить, щелкнув на зеленом квадратике рядом со словом MIX (это не автоматизируется в песне, в отличии от отключения части в области выбора паттернов).

Режим Паттерна
Для создания музыкальных фраз следует переключиться в режим Паттерна. Если паттерн, который вы выбрали, уже содержит какую-то партию, то вы можете модифицировать имеющееся или полностью очистить паттерн и начать с нуля. Для очистки текущего паттерна можно выбрать пункт Clear Pattern в меню Edit, для паттернов синтезаторных частей можно также нажать кнопку Clear в левом нижнем углу каждого устройства.

Начнем с ритмической части. Программировать можно как во время воспроизведения, так и вне его. Сначала выбираем звук. Это можно сделать при помощи вращаемой ручки в правой части или щелкнув непосредственно на сокращенном названии звука над цветными кнопками. Затем вы указываете, на какие доли будет звучать данный инструмент, нажимая на цветные кнопки. Выбранные для данного инструмента кнопки подсвечиваются, повторно нажав на них можно отменить звучание инструмента на этих долях.

Добавлять и удалять ноты можно также перетаскиванием. Если, например, надо запрограммировать партию хета шестнадцатыми то, вместо того, чтобы шестнадцать раз нажимать на кнопки, можно нажать на первую долю и провести мышью вправо до конца кнопок. Если доля не была задействована для данного инструмента (кнопка не подсвечена), то вы добавите его ко всем долям, над кнопками которых пройдет мышь. Если же инструмент уже должен был играть на этой доле, то он будет, соответственно, убран.

Одиннадцать инструментов могут звучать одновременно: бас-барабан, малый барабан, три тома, римшот, хлопок, ковбелл, тарелка, открытый и закрытый хет. Пять инструментов являются двойными, можно включить конги вместо томов, клейв вместо римшота и маракас вместо хлопка, то есть всего есть выбор из 16 разных инструментов. Переключение инструментов может быть записано в песне, так что вы можете использовать все 16 инструментов в пределах одной песни. Открытый и закрытый хет являются взаимоисключающими, то есть закрытый хет прекращает звучание открытого.

Все инструменты имеют ручки управления громкостью. Кроме того, можно изменять высоту тона томов, параметры фильтра бас-барабана, малого барабана и тарелки, спад огибающей бас-барабана, тарелки и открытого хета. Малый барабан имеет также ручку управления параметром "snappy", который, по замыслу создателей TR 808, должен имитировать соотношение между громкостью звука пружины и корпуса барабана.

Крайний слева инструмент (AC) - это не инструмент вовсе, а акцент. Выбрав его и нажав кнопки определенных долей вы указываете, что все инструменты в этой доле будут звучать громче. Уровень акцента контролируется ручкой сверху.

Все параметры звуков соответствуют TR 808 и единственное, чего действительно не хватает по сравнению с оригиналом - отдельных выходов для каждого инструмента.

Паттерны являются однотактными и по умолчанию состоят из шестнадцати шестнадцатых нот. Можно уменьшить число шестнадцатых в паттерне (STEPS); например, установив 12 шагов, вы можете получить размеры 3/4 или 6/8. Можно одновременно воспроизводить паттерны, состоящие из разного числа шагов. Значение этого не стоит преуменьшать, например, установив длину ритмического паттерна на 15/16 и проигрывая его одновременно с синтезаторным паттерном на 16/16, вы получите ритмический аккомпанемент, не повторяющийся на протяжении 15 тактов.

Программирование синтезаторной части также происходит в режиме паттерна. Если вы начали с новой песни, то все паттерны синтезаторной части заполнены нотами одной высоты тона. Если вам удобней начать с пустого паттерна, выберите часть и очистите паттерн. Программирование партии синтезаторной части заключается в следующем: вы выбираете один из 16 шагов и вводите необходимые для него параметры. Убедитесь, что вы не находитесь в режиме ввода высоты тона (Pitch Mode не светится). Индикатор Edit Step указывает, какой шаг (то есть какая доля) редактируется в данный момент. Кнопка Step используется для перехода к следующему шагу, кнопка Back возвращает к предыдущему. Нажатие на Pitch Mode немедленно возвращает к первому шагу.

Для каждого шага можно установить высоту тона (при помощи однооктавной клавиатуры и кнопок транспонирования на октаву вниз или вверх), акцент, слайд или паузу. Обращаю ваше внимание на то, что слайд означает плавное изменение высоты тона от той ноты, для которой он установлен, к следующей. Если слайд установлен для шага, который также запрограммирован на паузу, то слайд все равно произойдет к следующей ноте. Установка слайда для нескольких шагов подряд произведет фразу, звучащую легато. Если слайд установлен для нескольких шагов подряд, имеющих одинаковую высоту тона, в результате получится одна длинная нота. Что же касается акцента, то акцентированная нота не только звучит громче, но и короче, а также меняет звуковой характер. Степень изменения характера и уровня громкости определяется ручкой Accent. Результат одновременного использования акцента и слайда зависит от ряда параметров и приводит к разнообразным вариантам звучания.

Если выбран Pitch Mode, то после ввода высоты тона происходит автоматическое перемещение к следующему шагу. Все установки в синтезаторной части можно делать с компьютерной клавиатуры. Для этого, кроме выбора опции Program Synth from Keyboard в меню Options, необходимо, чтобы часть, которую вы хотите программировать, была активной.

Звук синтезаторной части можно изменять по ряду параметров: настройка (Tune, изменяет строй в пределах +/- одна октава), частота среза фильтра (Cutoff), уровень резонанса фильтра (Reso), уровень модуляции огибающей частоты среза фильтра (Env.Mod), спад огибающей (Decay), а также уже описанный акцент.

Рис. 4 Паттерны можно вырезать (Cut), копировать (Copy) и вставлять (Paste), используя соответствующие пункты в меню Edit. Действовать можно как в пределах одной песни, так и между песнями. Кроме того, при помощи пунктов меню Edit можно производить следующие действия: сдвигать ноты в паттерне влево (Shift Pattern Left) или вправо (Shift Pattern Right), для ритмической части можно также сдвигать не весь паттерн, а только выбранный инструмент (Shift Drum Left/Right); производить случайное программирование всех параметров паттерна (Randomize Pattern), только нот (Randomize Pitches), всех параметров, кроме нот (Randomize Accents etc.) или случайное программирование одного инструмента в ритмической части (Randomize Drum); производить изменение случайным образом соответствующих параметров существующих партий (Alter Pattern/ Pitches/ Accents etc./ Drum); транспонировать партию в пределах +/- 12 полутонов (Transpose).

Режим Песни
В режиме песни вы определяете последовательность паттернов и записываете движения органов управления. Записать можно все, кроме темпа, отключения частей в области микшера и общей громкости. Во время воспроизведения песни нельзя выбирать паттерны или оперировать органами управления. Однако можно редактировать паттерны.

Для создания песен перейдите в режим песни (Song mode). Выберите Initialize Song from Pattern mode в меню Edit. Тем самым вы очистите текущую песню и установите все органы управления так, как они были установлены в паттерне. Естественно, перед выбором этой команды следует установить органы управления в паттерне так, как вы хотите их видеть в начале песни. Подразумевается, что вы уже создали хотя бы основные паттерны.

Отключите цикл (Loop). Переместитесь к началу песни (Bar 1), нажмите кнопку записи и выберите паттерны для начала. Далее последовательность паттернов можно записать в реальном времени или пошагово. Если вы хотите делать это в реальном времени, то нажмите кнопку воспроизведения (при этом запись по-прежнему должна быть включена) и меняйте паттерны по мере воспроизведения песни. Можно менять паттерны в одной части (например при помощи мыши) или сразу во всех (это удобнее делать с клавиатуры). При пошаговом вводе, вы выбираете паттерны для первого такта (запись включена), перемещаетесь к следующему такту (нажатием стрелки около указателя такта) и выбираете изменения паттернов для этого такта. Если никаких изменений паттернов не требуется (то есть играют те же паттерны, что и в предыдущем такте), то можно сразу переходить к следующему такту. Если вы хотите изменить последовательность паттернов в некоторых местах, то перейдите к этому такту (Bar) в песне и, включив запись, введите новую последовательность паттернов в реальном времени или пошагово.

Песни в ReBirth не имеют окончания и всегда длятся 500 тактов. Для того, чтобы никаких звуков не происходило после окончания песни, установите начало цикла (Loop/Start) на первый такт после окончания песни. Установите длину цикла (Loop/Length) на максимальную величину. Включите запись. Выберите пустые паттерны или вообще отключите воспроизведение паттернов, нажав на зеленый квадратик рядом со словом PATTERN. Выберите команду Copy touched controls to Loop в меню Edit. Отключите запись. Подобный способ является очень странным и не интуитивным, если не сказать большее. Я бы предпочел команду окончания, устанавливаемую в определенном такте и просто прекращающую воспроизведение.

После определения последовательности паттернов можно записать контроллеры. Принцип записи контроллеров такой же, как и последовательности паттернов в реальном времени. Если вы хотите изменить уже записанные данные, то можете начать запись несколько раньше, поскольку никаких изменений не вносится, пока вы не "дотронетесь" до контроллера. Для установки определенного постоянного значения для целой песни или ее части используется команда меню, уже знакомая нам по процедуре установки окончания песни. Если это часть песни, то вы устанавливаете цикл так, чтобы он включал всю необходимую часть (то есть, если вы хотите установить значение для части песни с 17 по 32 такт включительно, то устанавливаете начало цикла на 17 такт и его продолжительность в 16 тактов) Затем включаете запись, устанавливаете необходимые значения и выбираете в меню Edit команду Copy touched controls to Loop, если это часть песни, или Copy touched controls to Song, если значения должны быть установлены во всей песне.

Вы можете записывать работу органов управления и в режиме цикла. Отличия в следующем: при записи в линейном режиме новые значения устанавливаются с момента, когда вы "дотронулись" до контроллера и до того момента, когда вы прекратили запись. В режиме цикла запись изменений прекращается при достижении конца цикла.

Цикл используется и для других действий. Можно вырезать определенные циклом такты (Cut Loop), при этом удаленные такты помещаются в буфер, откуда они могут быть вставлены в песню в текущей позиции (Bar). При выборе команды Paste вставляемые такты добавляются к существующим (раздвигая их), при выборе Paste Replace события вставляемых тактов заменяют те, что были на этом месте прежде. Можно также не вырезать, а копировать такты в буфер (Copy Loop).

Другие настройки
В руководстве пользователя есть отдельная глава о том, как использовать ReBirth вместе с Cubase. При синхронизации рекомендуется оставлять два пустых такта в начале как в ReBirth, так и в Cubase. Если Cubase воспроизводит не только MIDI, но и аудио информацию, то сначала необходимо запускать ReBirth. Кроме того, ReBirth и Cubase не могут использовать одну звуковую плату для воспроизведения аудио информации, поэтому следует направить их на разные устройства, или разные выходы одного устройства, если у вас таковые есть. То же самое верно и для других программ, если только они не обращаются к звуковой плате посредством DirectX, тогда их можно использовать одновременно с ReBirth и направлять на одну звуковую плату.

Для синхронизации ReBirth с MIDI секвенсорами необходима дополнительная программа под названием Hubi's Loopback Device (прилагается на CD-ROM). Она устанавливает виртуальный MIDI порт (по умолчанию он называется LB1, но вы можете изменить это, если хотите), на который направляется синхросигнал с секвенсора. При синхронизации с Cubase необходимо в диалоговом окне Synchronisation в разделе Sync Out выбрать для MIDI Clock порт LB1. В ReBirth необходимо выбрать порт LB1 как источник синхросигнала в Preferences и опцию Sync to MIDI Clock в меню Options. Для точной синхронизации требуется подгонка параметра Adjust Sync в Preferences. Не забудьте включить функцию Play in background для Cubase. Таким образом можно синхронизировать ReBirth и с другими программами (я пробовал Cakewalk), а также с внешними MIDI устройствами, если они могут передавать сообщения MIDI Clock.

Можно определить с какими изначальными настройками будут создаваться новые песни. Для этого установите все настройки и выберите Use Current Song в Preferences. При сохранении песен можно добавить к ним дополнительную информацию. Для этого выберите Song Information в меню File и заполните три поля. Текст в Window Title будет появляться в заголовке окна песни. Если активизировать Show Information on Song Open, то текст в остальных полях будет появляться при открытии песни. Если введен адрес сайта создателя песни, то можно попасть туда прямо из ReBirth.

 
Рис. 5  
   

Можно открыть несколько (неограниченное количество) песен одновременно и переключаться между ними (Ctrl-Tab), но нет средств для автоматического упорядочивания окон. При этом можно копировать паттерны между песнями. Возможна также передача песен между платформами.

Всю песню, или ее часть, можно экспортировать в звуковой файл (AIFF или WAV). Установите цикл, выберите Export Loop as Audio File в меню File. Интересно, что при экспорте, скажем, четырех тактов, в файле получается дополнительный кусок. Так что, если вы хотите использовать результат экспорта в качестве лупа, понадобится дополнительное редактирование.

Напоследок расскажу об одной хитрости, подсмотренной в интернетовской конференции. Если одновременно запустить две программы ReBirth и синхронизировать их с одним секвенсором, то можно существенно увеличить число имитируемых устройств. Правда, при этом происходит сильнейшая нагрузка на компьютер (особенно если учесть, что кроме двух ReBirth есть еще и секвенсор) и все остальные процессы замедляются жутким образом. Кроме того, необходимо изменить настройки Playback Performance и Adjust Sync в меню Preferences, а также учитывать, что стабильность программы сильно снижается. Однако это работает, и если у вас достаточно мощный компьютер, то рискните попробовать.

Я редко бываю полностью доволен каким-либо продуктом и считаю, что за наши деньги создатели этих продуктов могли бы относиться к нам, пользователям, получше. Но ReBirth своих денег стоит. Оборудование, которое она имитирует, обойдется никак не меньше 2000$ (если учесть MIDI синхронизацию, то и того больше), а запись органов управления по MIDI с аппаратными прототипами вообще невозможна. Для первой версии программа на редкость стабильна, хотя я подвергал ее самому экстремальному тестированию. Есть, конечно, некоторые моменты, которые можно будет улучшить в следующих версиях; например, концовку песен следует сделать логичнее, да и с экспортом в аудио файл неплохо бы разобраться. Кроме того, лично я предпочел бы имитацию TR 909 вместо TR 808. И тут хочется напомнить о преимуществах программных продуктов перед аппаратными: если вы официально приобретете данную версию, то следующая, возможно еще более стабильная и с какими-то дополнительными возможностями, обойдется вам намного дешевле или вовсе бесплатно.

Послесловие
Эта статья была готова более двух месяцев назад. Мы задержали ее выход, ожидая, пока программа ReBirth RB 338 появится в продаже у официального российского дистрибьютора или, по крайней мере, будет известна ее точная цена. Ни того, ни другого так и не произошло, хотя есть предварительные сведения, что программа появится в конце сентября и будет стоить около 350$.

Впрочем, в данной задержке есть и положительная сторона. За это время появились информация о том, какие новые возможности намечено воплотить в следующей версии ReBirth.

Управление ручками, кнопками и фейдерами по MIDI. Новый эффект под названием PCF (Pattern Controlled Filter) - резонансный фильтр, управляемый пресетными рисунками. Постоянная поддержка синхронизации, в том числе при остановке и переключении между песнями. Версия для Mac будет без труда распознавать файлы RBS, сохраненные в формате Windows. Новая функция Initialize Loop from Pattern Mode позволит применить параметры паттерна к части песни. Планируется улучшить обращение с окнами при открытии нескольких песен. Станет возможно использовать клавишу Tab для ввода нот в реальном времени. Меню File будет содержать список недавно открывавшихся файлов. Новые деревянные боковые панели сделают ReBirth еще краше.

Обновление до версии 1.5 будет бесплатным для зарегистрированных пользователей.

Современная версия программы:
ReBirth RB 338 2.0 290$
A&T Trade



ReBirth RB 338 1.5

ReBirth RB 338 2.0

  Оценка статьи

Посещений: 12824 | Проголосовавших: 22 | Средняя оценка: 4.5

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА