Начало
 
 


Программные синтезаторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Nemesys GigaStudio

Александр ФЕДОРОВ
Музыкальное Оборудование
февраль 2001

Программный семплер GigaStudio американской фирмы NemeSys (New Media Systems) является развитием программы GigaSampler - весьма, надо сказать, популярного продукта. Наряду с несколькими неоспоримыми преимуществами перед аппаратными семплерами (главное из которых - работа с семплами колоссальных размеров прямо с жесткого диска, без загрузки в оперативную память, а также малое время ожидания, практически не зависящее от числа голосов), GigaSampler имел очевидные недостатки, и пользователи буквально заваливали сайт NemeSys предложениями по улучшению продукта. Результат не заставил себя долго ждать: в феврале 2000 года NemeSys анонсировала, а в мае выпустила программу GigaStudio 2.0 в двух вариантах - GigaStudio 160 (с максимальной полифонией 160 голосов) и GigaStudio 96 (96 голосов).

GigaStudio 160 позволяет работать с 64 MIDI-каналами (четыре порта по 16 каналов), а GigaStudio 96 - только с 32 (два порта). Обе программы, как и GigaSampler, используют патентованную технологию Endless Wave (см. врезку). Поддерживается разрядность 24 бита, частота дискретизации 96 кГц. Появился микшер со встроенной обработкой и полной автоматизацией по MIDI. В комплект GigaStudio 160 входят три эффекта: ревербератор NFX1, хорус/фленджер NFX2 и четырехотводная линия задержки NFX3. После регистрации можно получить четвертый модуль - эквалайзер NFX4. GigaStudio 96 оснащается только ревербератором. Вся обработка 32-разрядная, с плавающей запятой.

Одним словом, по сравнению с Гигасемплером изменилось многое. Не обойден вниманием и такой немаловажный аспект, как интерфейс. Вместо явно неудачного "рэкового" дизайна мы видим нормальное окно в стиле Sonic Foundry ACID с несколькими панелями, размеры которых можно менять (рис. 1).

 
Рис. 1  
   

Работать с программным семплером стало проще и быстрее, в частности, загрузка инструментов ускорилась почти в пять раз. Появилась мощная функция Quick Sound, позволяющая моментально отыскать тот звук, который нужен, без утомительного перелопачивания дисков и каталогов.

Я рассмотрю несколько модернизированную версию GigaStudio 160 v2.01, но возможно, что к моменту выхода статьи появятся еще более свежие версии.

Системные требования
Программный семплер - штука довольно прожорливая в плане системных ресурсов. Что бы там не говорили о приемлемой работе GigaStudio на процессорах Pentium II (и ниже) с оперативной памятью 64 Мбайта, не верьте. Когда реальная полифония достигает 120-130 голосов при включенной встроенной обработке, становится неуютно даже на Pentium III 800 с 256 Мбайт RAM. Нет, щелчков и заиканий при этом еще нет, но задержка между нажатием клавиши и появлением звука уже превышает заявленные 10 миллисекунд, даже на плате с интерфейсом GSIF. В конфигурации с процессором Pentium III 600 щелчки появляются примерно при 100 голосах полифонии и большом количестве эффектов на внутренних шинах микширования. Опираясь на результаты многочисленных тестов пользователей, можно с уверенностью заявить: полифония в 160 голосов недостижима сегодня ни в одной конфигурации (в расчет не берутся многопроцессорные серверы на базе Pentium III Xeon, когда стоимость одного процессора достигает 4000 долл.).

Как абсолютный минимум производитель рекомендует процессоры Pentium II 266, Cyrix M II 330 или AMD K6 400, а для серьезной работы - Pentium III 800 или AMD Athlon 800. Требования к RAM: минимум 64 Мбайт, приемлемо 128 Мбайт, серьезно - 256-512 Мбайт.

Рекомендуются жесткие диски Ultra DMA или Ultra2/Ultra Wide SCSI с кэшем 512 Кбайт или больше и временем доступа 9 миллисекунд или меньше. Интерфейс SCSI не обязательно обеспечивает лучшую производительность по сравнению с дисками Ultra IDE/DMA/ATA. Последние при включенном режиме DMA заявляются производителем как наилучший вариант. Рекомендуемые модели с интерфейсом Ultra IDE: IBM Deskstar (время доступа 9 мс и меньше), Seagate c 7200 RPM, Maxtor 5400 и 7200 RPM, диски с интерфейсом SCSI - Seagate Cheetah и Barracuda (Ultra2 или Ultra Wide).

Для повышения скорости и устойчивости работы рекомендуется выделить отдельный жесткий диск (или диски) под инструменты GIG. Разумеется, ни о каком сжатии дисков не может быть и речи. А вот регулярная дефрагментация совершенно необходима.

Звуковые платы применительно к GigaStudio делятся на три категории: не совместимые, совместимые с ограничениями и совместимые по интерфейсу GSIF (GigaSampler Interface). К первой категории относятся платы, для которых есть драйверы MME, но нет драйверов DirectSound (большая редкость; это, как правило, безнадежно устаревшие устройства). Ко второй относится большинство плат в ценовой категории до 100$, имеющих в компьютерных прайс-листах собирательное название SoundBlaster и устанавливаемых по умолчанию в новые мультимедийные компьютеры. Для этих плат есть драйверы DirectSound, которые обеспечивают достаточную скорость работы в GigaStudio, но не позволяют использовать более двух каналов для вывода звука.

Полностью возможности GigaStudio раскрываются при работе с платами, имеющими интерфейс GSIF. Этот интерфейс является на сегодня одним из самых "скорострельных" при работе со звуковыми устройствами на PC. Время ожидания для него лежит в диапазоне 3-10 мс, частота дискретизации до 96 кГц с разрядностью до 24 бит, количество каналов вывода звука - до 32.

Плат с интерфейсом GSIF уже довольно много и с каждым днем становится все больше и больше, перечислю некоторые из них: Soundscape Mixtreme, Echo Layla, Gina и Darla, Ego Sys Waveterminal и Wami Rack, Midiman Delta 1010, Delta 66 и Delta 44, Frontier WaveCenter PCI и Dacota, TerraTec EWS 88 MT, Aardvark Direct Pro. На странице www.nemesysmusic.com/gigacard.html можно найти регулярно обновляемый список всех плат с интерфейсом GSIF, протестированных на совместимость с GigaStudio.

Понятно, что для работы GigaStudio нужен MIDI-интерфейс хотя бы с одним входом и выходом. Для GigaStudio 96 рекомендуется MIDI-интерфейс с двумя входами и выходами, для GigaStudio 160 - с четырьмя (по количеству MIDI-портов программ). Производитель настоятельно рекомендует интерфейсы на платах ISA или PCI, так как они обладают якобы меньшей задержкой, чем устройства, подключаемые к порту LPT или к шине USB (последним приписывается лишних 5 мс задержки). Вообще, работая со всеми тремя типами MIDI-интерфейсов, особой разницы в задержке я не заметил, поэтому советую относиться критически к подобным рекомендациям.

Разумеется, нужно устройство для ввода данных (MIDI-клавиатура) и управления (хорошо бы подключить специализированный контроллер Peavey или JL Cooper).

Из программного обеспечения требуется только операционная система Windows 95/98.

 

Endless Wave

Технология Endless Wave (буквально: "бесконечная волна") - основа работы GigaStudio и, на мой взгляд, самое выгодное отличие программы от аппаратных семплеров. Действительно, в любом аппаратном семплере все используемые семплы с носителей (CD-ROM, магнитооптика, внутренний жесткий диск, внешнее устройство со SCSI-интерфейсом и т. д.) должны быть загружены в оперативную память. Неудобства и ограниченность такого подхода очевидны.

Технология Endless Wave позволяет использовать семплы напрямую с жесткого диска - без загрузки в оперативную память. Дело не ограничивается локальными устройствами - сетевые диски, подключенные к компьютеру, работают ничуть не хуже. На самом деле, кое-что все-таки загружается в память, и об этом далее пойдет речь. Вообще, для объяснения сути Endless Wave нужны знания архитектуры Windows на уровне системного программиста. Но я попытаюсь рассказать о технологии как можно проще и доступнее.

При запуске любого приложения в системе Windows создается так называемый "процесс" - защищенная среда выполнения программы. Каждый процесс имеет свое виртуальное адресное пространство размером 4 Гбайта. Это число не имеет никакого отношения к количеству оперативной памяти или к объему жесткого диска, а просто представляет максимальный диапазон адресов, которые может использовать программа. Из этих четырех гигабайт примерно 2 Гбайта резервируются за системой, а оставшиеся 2 Гбайта отдаются приложению. Это так называемая виртуальная память. Ее можно рассматривать как совокупность оперативной памяти и свободного места на жестком диске.

Если для выполнения какой-либо задачи (например, загрузки программой большого файла) оперативной памяти не хватает, Windows начинает "скидывать" временно неиспользуемые области памяти в файл подкачки (Swap File, SWP). Чем больше приложений и файлов открыто, тем больше становится файл подкачки и, теоретически, он может занять все свободное место на жестком диске.

Для программы все операции с памятью прозрачны - она может считать, что располагает 2 Гбайтами, а операционная система сама следит за тем, чтобы нужные данные перемещались в нужный момент из файла подкачки в оперативную память и наоборот. Эти данные перемещаются блоками размером 4 Кбайта (так называемыми страницами).

Технология Endless Wave основана на принципе работы с файлами, проецируемыми в память. Эти файлы (инструменты GIG) представляют собой обычные файлы данных, но Windows работает с ними как с файлом подкачки. Каждый инструмент, загружаемый в GigaStudio (пусть даже размером 1 Гбайт), проецируется в виртуальную память программы, а далее Windows при необходимости перекачивает страницы с диска в RAM.

Предположим, программе GigaStudio в ответ на MIDI-событие о нажатии клавиши нужно воспроизвести звук инструмента, пропустив его перед этим через встроенный ревербератор. Понятно, что для обработки нужно иметь звуковые данные в оперативной памяти. Так как инструмент спроецирован в память, GigaStudio считает, что данные в виртуальной памяти есть, и обращается к ним. В физической оперативной памяти эти данные могут быть, а могут и не быть. Если данные на самом деле находятся на диске, то происходит вот что. Попытка доступа к этим данным генерирует ошибку страницы (page fault), и процессор уведомляет Windows об этой попытке. Тогда Windows начинает искать свободные страницы в оперативной памяти, а если их нет, скидывает часть занятых страниц в общесистемный файл подкачки (win386.swp). Те страницы в проецируемом файле, где находятся данные, перекачиваются в RAM и становятся доступны GigaStudio.

На самом деле все немного сложнее. Дело в том, что механизм проецируемых файлов Windows способен обрабатывать файлы длиной до 18 экзабайтов (1 экзабайт равен 1 152 921 504 606 846 976 байтам). По сути, это и есть предел технологии Endless Wave, и, теоретически, инструмент такого размера мог бы быть загружен в GigaStudio (вопрос, кому это надо и зачем, оставим без ответа). Сложность заключается в том, что размер виртуальной памяти ограничен 2 Гбайтами, и, если проецировать файлы инструментов целиком, то виртуальная память будет быстро переполнена (для этого достаточно было бы загрузить всего 2-3 инструмента типа GigaPiano).

Поэтому в технологии Endless Wave файлы инструментов проецируются частями (областями), размер которых кратен 64 Кбайтам. При доступе к данным семпла такая область "гуляет" по файлу. При загрузке инструмента в GigaStudio программа выбирает оптимальный размер области и проецирует ее в память. Следствием этого являются данные, называемые в документации "ссылочной служебной информацией". Они-то и занимают некоторое количество RAM, хотя большая часть файла находится на диске.

И последнее: разработчики установили разумное ограничение на размер одного инструмента - не более 4,3 Гбайт. Представляю себе реакцию владельцев аппаратных семплеров...

 
   

Установка
GigaStudio поставляется на двух компакт-дисках. Первый содержит установочный комплект программы вместе с демо-версиями GIGA-совместимых библиотек сторонних производителей (Q Up Arts, Sampleheads и Best Service). На этом же диске есть набор перкуссии Retro Drums Analog/Digital Percussion Set и акустические инструменты от NemeSys.

На втором диске находится GigaPiano - инструмент размером 647 Мбайт, построенный из семплов роялей Concert Series фирмы Yamaha. Вообще, этот инструмент заслуживает того, чтобы его установить и послушать. Совершенное отсутствие петель в семплах, несколько семплов с разной динамикой на одну клавишу - это впечатляет. Разумеется, резонанс открытых струн, звук молоточков и еще много наворотов из области моделирования звука фортепиано. Ни в одной известной мне библиотеке звуков для "железных" семплеров я не видел столь правдоподобно звучащего инструмента. Однако у GigaPiano есть немало конкурентов среди цифровых пиано - например, инструменты серии Real Piano от Generalmusic. Мне кажется, они звучат гораздо живее и интереснее. А еще в этой области есть абсолютный, на мой взгляд, лидер - Kawai MP 9000. Для меня он является эталонным имитатором звука акустического фортепиано, и после него звучание GigaPiano кажется пластмассовым каким-то...

На сайте NemeSys рекламируются более 80 коммерческих библиотек с инструментами в формате GigaStudio/GigaSampler. Если вам что-нибудь говорят такие имена, как Best Service, BolderSounds, EastWest, Dan Dean, Ilio, Numerical Sound и Sample Heads, то вы понимаете, кто взялся за раскрутку формата GIG. Для каждой рекламируемой библиотеки можно скачать несколько демонстрационных инструментов.

В процессе установки запрашивается пароль (CD-Key) и предлагаются два варианта установки: Custom и Compact. Рекомендую выбрать Custom, а на следующем шаге включить в установку все четыре компонента: Program Files, NemeSys GigaPiano, Basic Demo Gigs и Application Shortcuts. После копирования всех файлов требуется перезагрузка.

При первом запуске GigaStudio появляется "мастер", который анализирует архитектуру компьютера, создает первоначальную базу QuickSound (на моей машине это заняло семь минут) и запускает мастер настройки конфигурации. В нем рекомендуется выбрать пункт Review Configurations, чтобы проверить или изменить настройки по умолчанию. Следующая просьба программы установки - предъявить диск с GigaPiano.

После этого появляется окно с предложением зарегистрироваться. Польза от регистрации GigaStudio очевидна: помимо стандартной технической поддержки, уведомлений о новых версиях и будущих скидках, вы получите по электронной почте "бесплатный" модуль эквалайзера NFX4 EQ. Что ни говори, хитрый способ установки ПО, когда после его покупки нужно еще платить за сетевой трафик.

Настройка конфигурации
Если вы не сделали ее в процессе установки, обязательно сделайте до начала работы. После загрузки GigaStudio выберите в панели навигации (рис. 2, слева) пункт Settings - в правой части окна появится поле с пятью закладками.

 
Рис. 2  
   

На закладке General можно назначить команды быстрого запуска секвенсора, редактора пэтчей и звукового редактора трем кнопкам панели инструментов.

Особое внимание обратите на закладку Sampler - от того, какие настройки вы там сделаете, зависит работоспособность программы. В списке Master Attenuation нужно выставить понижение уровня сигнала (в децибелах) на выходе GigaStudio. Это делается для того, чтобы избежать перегрузки цифрового тракта при большом числе голосов. Точное значение параметра можно выяснить только экспериментальным путем. Я нашел, что неплохо работает формула "число голосов, деленное на 10". Если вы рассчитываете на полифонию в 150 голосов, установите в Master Attenuation значение -15 дБ.

Далее, выберите максимальную полифонию. Если на вашей машине GigaStudio работает в паре с секвенсором, начните с 64 голосов, постепенно увеличивая это значение до тех пор, пока не начнутся "заикания". Если GigaStudio работает в одиночку (секвенсор на другой машине или аппаратный), смело ставьте 90 голосов. Регулятором Transition Voices установите количество голосов, которые могут быть выключены на стадии затухания, если для воспроизведения следующих голосов не хватает полифонии. Большое значение "среза" полезно в случае, когда партии изобилуют последовательными многоголосными аккордами.

Если ваша звуковая плата не поддерживает 24-битный звук, включите дизеринг. В GigaStudio есть два алгоритма дизеринга: Type 0 и Type 1. Различаются они уровнем подмешиваемого шума: Type 0 - повышенный, Type 1 - пониженный.

Разрешение выводимого с помощью функции Capture-to-Wave звукового файла рекомендую ставить на 24 бита, а размер буфера оставить 1 Мбайт. Если в выводимом файле есть щелчки или выпадения, попробуйте увеличить размер буфера.

На закладке Hardware/Routing нужно выбрать устройство вывода, частоту дискретизации и разрядность. Флажками пометьте те физические выходы, которые будут задействованы в GigaStudio. Они выбираются парами: для GSIF-совместимых плат можно выбрать до 16 пар (32 выхода), для плат с драйверами DirectSound - только одну пару.

Последнее действие - сопоставить каждый входной порт вашего MIDI-интерфейса с выходным портом GigaStudio.

Не забудьте нажать кнопку Apply по завершении настроек на каждой закладке.

В работе
Методы работы с GigaStudio могут отличаться довольно сильно в зависимости от того, какими устройствами вы располагаете.

Простейший вариант - наличие DirectX-совместимой звуковой платы, аудио-MIDI секвенсора (виртуальной студии - например, Cakewalk), или отдельного MIDI-секвенсора совместно с программой многодорожечной записи (например, Samplitude). Это вариант основан на принципе виртуальной студии - сведение и обработка фонограммы выполняются внутри компьютера. Вы запускаете GigaStudio в паре с MIDI-секвенсором и с помощью функции Capture-to-Wave поканально выводите все MIDI-дорожки в стерео файлы. Затем собираете эти файлы вместе с "живыми" инструментами и вокалом в аудио секвенсоре и сводите. Это кропотливая работа - довольно часто случается, что полученный в GigaStudio WAV-файл не укладывается в микс, эквалайзерами не лечится и так далее. Что делать?

Первое - закрыть программу многодорожечной записи (она не может работать одновременно с GigaStudio на одной плате), не забыв перед этим сохранить проект. Второе - запустить GigaStudio, загрузить перфоманс (файл с расширением GSP, в котором хранятся настройки семплера, микшера и эффектов). Третье - запустить MIDI-секвенсор, открыть в нем MIDI-проект, загрузить в GigaStudio другие инструменты или рулением встроенных эффектов добиться нужного звука. Четвертое - заново вывести все в WAV-файл. Пятое - закрыть GigaStudio и MIDI-секвенсор. Шестое - запустить программу многодорожечной записи. Хлопотно?

Тогда второй вариант: GigaStudio работает на GSIF-совместимой плате, программа многодорожечной записи - на DirectX-совместимой. Увеличиваются финансовые затраты, но упрощается работа. Вы запускаете все три программы одновременно и синхронизируете их, настроив MIDI-секвенсор на передачу сообщений Song Position Pointer. Однако в этом случае не удастся получить большую полифонию даже на мощном процессоре из-за одновременной работы нескольких ресурсоемких программ.

Пропустив несколько промежуточных конфигураций, перейдем к типично студийной: каждый прибор выполняет свою функцию. Уже имеющийся в студии компьютер с программным секвенсором дополняем вторым компьютером, полностью отданным под GigaStudio. Выходы GSIF-совместимой платы подключаем к пульту (как и в случае с аппаратным семплером, имеющим несколько выходов) и связываем GigaStudio с секвенсором по MIDI. Получается конфигурация для нормальной потоковой работы без "головняков" (не считая плохой погоды, зависаний GigaStudio и секвенсора).

Инструменты загружаются в GigaStudio очень просто. Сначала выберите в панели навигации (рис. 1, левый верхний угол) MIDI-порт, к которому подключена клавиатура или другой контроллер. В правой панели вы увидите 16 свободных слотов и MIDI-микшер (на одноименной закладке, см. рис. 1). Нижняя половина окна GigaStudio очень похожа на Проводник Windows: в левой части - дерево устройств, по которому можно спуститься до каталогов, в правой части - содержимое каталогов. Инструменты вставляются в слоты простым перетаскиванием или двойным щелчком на имени. Появляется всплывающее окошко, в котором виден процесс загрузки (обычно длительность загрузки не превышает нескольких секунд). На индикаторе в нижней части панели навигации отображается количество занятой памяти, загрузка процессора, текущая полифония, максимальная полифония за сессию. Там же находится индикатор активности портов: при появлении любого MIDI-события на любом канале порта индикатор загорается красным цветом. В принципе, это все. Можно включать секвенсор на запись и играть в свое удовольствие.

 
Рис. 1  
   

Прежде чем описывать управляющие элементы интерфейса, хочется остановиться на функции Quick Sound. Она позволяет выполнять обычный и расширенный поиск файлов, а также инструментов внутри файлов, на основании строки запроса (рис. 3)

 
Рис. 3  
   

Эта строка может содержать фразу целиком, например "cello", и в этом случае будут найдены все инструменты, в названии которых фигурирует виолончель. Можно ввести первые буквы, например, "ho", и будут найдены инструменты типа "horn", "Holy Grail Piano" и тому подобные. Возможен поиск с ключевыми словами AND, NOT, OR, ANY и т. д. Например: "horn AND violin", "String NOT pizzicato". Допускается использовать вложенные выражения со скобками, например: "(pizzicato OR viola) NOT (cello OR tremolo)". Результатом будет являться список файлов, удовлетворяющих условиям. Для функции Quick Sound можно задать кучу настроек, например, заканчивать строку поиска автоматически на основании ранее введенных данных, ограничивать область поиска и т. д.

Нужно заметить, что GigaStudio не может непосредственно загружать инструменты с CD-ROM (кроме как с CD формата Akai S 1000/3000, и то - с созданием временных копий), поэтому все библиотеки на CD, которые вы приобретете, необходимо копировать на жесткий диск. Это неудобство - следствие ограничения проецируемых файлов Windows (см. врезку Endless Wave). Для правильной работы функции Quick Sound нужно после добавления новых инструментов на жесткий диск вызвать из контекстного меню диска в GigaStudio команду Update. При этом будут созданы новые индексные файлы, необходимые для работы Quick Sound.

После загрузки инструмента и его пробного прослушивания (для этого можно воспользоваться как MIDI-клавиатурой, так и виртуальной клавиатурой, расположенной в нижней части любой из закладок на панелях MIDI-портов) покрутите ручки MIDI-микшера. Все они полностью переназначаемы: фейдер громкости канала может управлять любым MIDI-контроллером; аналогично, ползунки Tune и Pan могут управлять экспрессией или модуляцией, и т. п. Переназначение выполняется нажатием на стрелку справа от имени контроллера и выбором нужного контроллера из появившегося списка. Выход каждого MIDI-канала может быть направлен на любую доступную пару входных каналов аудио микшера тем же методом.

На закладке Loaded Instruments отображается список загруженных инструментов с описанием, на каком канале и в каком порту что находится. С помощью контекстного меню можно выгрузить инструмент из памяти или послать на редактирование в редактор пэтчей.

Следующая закладка - MIDI Control Surface (рис. 4).

Рис. 4

Она позволяет управлять шестнадцатью "непрерывными" MIDI-контроллерами. В инструментах GIG автоматически распознаются ресурсы размерности и под каждую размерность назначается свой фейдер (о размерностях см. далее). Фейдеры передают MIDI-события через MIDI-выход соответствующего порта, что позволяет получать их в секвенсоре.

Есть в GigaStudio одна функция, Distributed Wave, назначение которой мне не совсем понятно. Она позволяет загрузить WAV-файл и сопоставить его с любой клавишей на MIDI-клавиатуре без создания инструмента в редакторе пэтчей. Достаточно просто перетащить файл из списка в нижней части окна в список Loaded Waves закладки Distributed Wave, предварительно указав целевую клавишу (переместив правой кнопкой мыши зеленый треугольник виртуальной клавиатуры на нужную позицию). Семпл воспроизводится без изменения исходной высоты тона, правда, с учетом динамики нажатия клавиши. Созданный таким методом набор звуков можно сохранить в файле палитры (Wave Palette) для последующего вызова. В палитре сохраняются только пути к файлам, сами звуковые данные не копируются. Так, все-таки, зачем это нужно?

Знакомый звукоинженер из питерского Театра Юного Зрителя подкинул идею использовать Distributed Wave в качестве театрального "шумовика". Нажал на одну клавишу - заверещали цикады, нажал другую - зажурчал фонтан, ну и в таком духе. Наверняка есть и другие достойные применения, о которых я пока не знаю. Руководство пользователя по этому поводу содержит две туманные строки.

После расстановки всех инструментов проекта по портам и каналам, настройки элементов управления, в том числе параметров аудиомикшера и эффектов, неплохо бы сохранить результаты работы. Для этого нужно нажать кнопку Save на панели инструментов. Все перечисленное выше сохранится в файле перфоманса. Можно создать и перфоманс по умолчанию, сконфигурировав определенным образом MIDI- и аудиомикшеры и сохранив настройки в файле GSDefault.GSP. Эти настройки можно вызвать в любой момент, нажав кнопку Reset при отмеченной опции Load Default Performance Settings (рис. 5).

Рис. 5

В список "сброса" могут входить инструменты (тогда при нажатии Reset все активные инструменты будут выгружены из памяти), "железо" (будет выполнена инициализация звуковых устройств), микшер (все его установки примут значения по умолчанию), а если отмечен пункт Load Default Performance Settings, - значения из файла GSDefault.GSP.

Конвертеры
В состав GigaStudio входят два конвертера, позволяющие преобразовывать звуковые файлы из одного формата в другой: A-Converter и S-Converter. Эти конвертеры встроены в GigaStudio и, в принципе, как отдельная программная единица пользователю не видны.

A-Converter преобразовывает треки с аудио компакт-диска в WAV-файлы. Возможность, конечно, полезная, но сомнительная. Ведь каждая уважающая себя фирма-производитель CD-приводов предлагает свою программу-граббер, не говоря уже о бесчисленном множестве CD-экстракторов бесплатных и условно-бесплатных.

Конвертирование происходит очень просто - вставляете в привод аудио-CD, он распознается в списке устройств (левая панель менеджера файлов GigaStudio), а в правой панели появляются треки. Щелчком правой кнопки мыши на любом из них вызываете контекстное меню, в котором одна единственная команда - Convert Track To Wave. По непонятным причинам A-Converter работать у меня отказался. Вместо огромных WAV-файлов, какие получаются при цифровом копировании с CD, A-Converter выдавал какую-то нелепость размером 44 байта. Вопрос о неправильных настройках или "кривых" драйверах привода (у меня CD-ROM Plextor, SCSI) отпал сразу, так как все остальные грабберы работают с ним нормально. Вопрос о работоспособности A-Converter для меня остался открытым.

S-Converter, напротив, заработал отменно. С помощью этого компонента GigaStudio можно преобразовывать библиотеки семплов на CD формата Akai S 1000/3000 в файлы формата WAV, GIG или загружать непосредственно на свободные MIDI-каналы GigaStudio.

При загрузке компакт-диска S 1000/3000 в левой панели менеджера файлов отображается дерево с объектами формата Akai: разделами (Partitions), томами (Volumes) и программами (Programs), а в правой - их содержимое (рис. 6):

 
Рис. 6  
   

Все команды конвертирования находятся в контекстных меню объектов (рис. 7).

Рис. 7

После конвертирования можно обнаружить некоторые несоответствия параметров исходных программ Akai и инструментов GIG. Подробно об этом написано в руководстве пользователя в разделе Conversion Notes, я же хочу остановиться на опции Merge Left/Right. Семплы формата S 1000 всегда монофонические, а стереокартина создается путем наложения и панорамирования отдельных семплов - левого и правого. В большинстве случаев следует включать опцию Merge Left/Right, и тогда S-Converter будет объединять два семпла в один стерео WAV-файл. Иногда (довольно редко) у левого и правого семплов точки начала и конца петли располагаются по-разному, в этом случае опцию Merge Left/Right нужно отключить.

Теперь пару слов о формате GIG версии 2.0. Этот формат является основным в GigaStudio; разработчики утверждают, что он стал гораздо "грамотнее" и эффективнее, в частности, загрузка инструментов нового формата выполняется в пять раз быстрее. Совместимость с GigaSampler (в котором используется формат GIG 1.0) сохранена, но рекомендуется конвертировать все инструменты в новый формат. Это выполняется с помощью команды Convert to Gig 2.0 контекстного меню любого "старого" инструмента или каталога, содержащего такие инструменты. Следует заметить, что GigaSampler "новые" инструменты загружать не будет, а обратное преобразование GIG 2.0 - GIG 1.0 невозможно.

Конвертеры форматов создаются для GigaStudio и сторонними фирмами. Например, пакет Chicken Systems Translator GigaStudio/Sampler позволяет преобразовывать формат Roland (R-Converter), Emu (E-Converter), Ensoniq (Q-Converter) и SoundFont (SF-Converter) в формат GIG. Программа Amazing Sound CDxtract GigaSampler/GigaStudio Edition также работает с множеством форматов и может преобразовывать их в GIG.

Микширование и обработка
Перед тем, как сигнал из GigaStudio попадет на выходы звуковой платы, он проходит через микшер программы и встроенную обработку. Пункт DSP Station панели навигации открывает нам поле с тремя закладками: Inputs, Aux Busses и Master. На первой расположены входные каналы микшера (рис. 8), на второй - панель управления стерео возвратами (рис. 9), на третьей - панель управления выходными каналами (мастером и подгруппами, рис. 10).

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11 Количество входных каналов совпадает с количеством выходов звуковой платы. Каждый входной канал имеет четыре разрыва, в которые можно подключить любой из встроенных эффектов. Доступ к настройкам эффекта происходит с помощью кнопки Edit справа от слота эффекта. На каждом канале есть восемь посылов, каждый посыл может независимо переключаться до фейдера или после фейдера (рис. 11)

Для удобства работы входные каналы объединены в стереопары; при нажатой кнопке Link фейдеры перемещаются согласованно, а вся обработка становится общей. Если кнопка Link не нажата, то стереопара работает в режиме Dual-Mono, а кнопками L/R выбирается канал для независимой обработки, заглушения и солирования. Кнопка DSP включает и выключает обработку стереопары. Ниже индикаторов уровня находится список подгрупп, на которые выводится сигнал. Для DirectX-совместимых плат есть только мастер-выход (Outputs 1,2), для GSIF-совместимых плат - до 16 стерео подгрупп (32 выхода).

Фейдеры, регуляторы панорамы и посылы могут управляться любым MIDI-контроллером. При щелчке на регуляторе правой кнопкой мыши появляется окно (рис. 12), в котором можно выбрать управляющий контроллер.

Рис. 12

Неудобно только то, что после закрытия этого окна легко забыть, какой контроллер каким параметром управляет. Здесь очень помогла бы всплывающая подсказка при подведении мыши к регулятору, но увы...

Микшер GigaStudio имеет восемь стерео возвратов, а на каждом возврате - по четыре разрыва. Поскольку все встроенные модули обработки формата NFX производят истинные стереоэффекты, на каждом возврате есть независимая регулировка уровней левого и правого каналов, что позволяет выставить нужный баланс. В режиме Link фейдеры двигаются согласованно. Выходы с возвратов можно направить на любые доступные подгруппы или на мастер. Сами фейдеры полностью управляемы по MIDI.

В мастер-секции производится управление общим уровнем каждого физического выхода. Здесь никаких дополнительных отборов и разрывов не предусмотрено.

Теперь поговорим о самих эффектах. Тут есть две новости: одна хорошая, другая плохая. Хорошая - эффекты отнимают очень мало процессорной мощности. Так, например, один экземпляр ревербератора NFX1 на процессоре Pentium III 800 показал загрузку 2,5%, хорус/фленджер - 2%, дилей - 1,5%, что в несколько раз меньше, чем у большинства DirectX/VST модулей. И это притом, что качество обработки у модулей NFX гораздо выше. Плохая новость - вы ограничены четырьмя эффектами, GigaStudio не позволяет использовать DirectX/VST модули для обработки. Но стоит отметить, что модули NFX спроектированы для критичного ко времени ожидания программного семплера, в то время как DirectX/VST модули могут это время значительно увеличивать. Так что, скорее всего, стандарт DirectX/VST в случае с GigaStudio придется забыть.

Но не все так печально. Есть сведения, что фирма NemeSys вместе с ведущими модулестроителями (Steinberg, Sonic Foundry, Waves, Cakewalk и другими) переделывает полюбившиеся многим модули в стандарт NFX. Так что в ближайшее время в семье NFX стоит ожидать пополнения.

Все модули имеют очень схожие панели управления (рис. 13, 14).

 
Рис. 13  
   

Интерфейс оставляет желать лучшего, ощущение такое, что про него вообще забыли. Везде куча свободного пространства, что напоминает неудачный "рэковый" дизайн GigaSampler. Видите "джойстик" с четырьмя стрелками? Я тоже сначала думал, что с его помощью можно рулить параметры в двух измерениях. Так нет же, этот орган управления просто дублирует список пэтчей. Но есть и приятные моменты. Например, для переключения между модулями, "повешенными" на один канал или шину микширования, можно просто щелкнуть на названии модуля в списке слева (рис. 13) вместо переключений окон кнопками Edit канала.

 
Рис. 14  
   

Каждый модуль имеет два буфера для хранения настроек - A и B. В буфере B хранится "чистый" пресет, а в A - со всеми изменениями. Быстрое переключение A - B позволяет оценить, насколько глубоко вы отредактировали пресет. Количество пользовательских пэтчей не ограничено, они сохраняются кнопкой Save, а вызываются кнопкой Load. Все эффекты полностью автоматизированы по MIDI. При щелчке правой кнопкой мыши на любом органе управления появляется контекстное меню (рис. 14), с помощью которого назначается управляющий контроллер. В этом же меню есть команда просмотра контроллеров модуля в целом (рис. 15)

Рис. 15

Все модули, кроме эквалайзера NFX4, имеют по несколько пресетных пэтчей.

В модуле реверберации NFX1 есть Hall (большой, яркий, средний, малый), Plate с разными комбинациями хоруса и фленджера, пять пресетов типа Chamber и уж совсем отвязный Physical Extreme. Можно управлять временем реверберации, предварительной задержки, ранних отражений, диффузией. На выходе модулей NFX 1, 2 и 3 есть трехполосный полупараметрический эквалайзер, правда, немного ущербный: верхняя "полка" имеет фиксированный кроссовер на 2 кГц, что, конечно, не всегда приемлемо. Точка разделения середины и нижней "полки" находится в диапазоне 10 Гц - 2 кГц и может управляться MIDI-контроллером. Уровень всех трех полос регулируется в диапазоне +/-18 дБ.

Модуль NFX4 представляет собой вышеописанный эквалайзер в "чистом виде".

Хорус/фленджер NFX2 имеет около двадцати пресетов, среди которых фейзер с резонансом, имитатор вращения динамиков, собственно фленджеры, семь вариантов "легкого" и два варианта "тяжелого" хоруса. Можно управлять временем задержки, обратной связи, частотой и глубиной генератора низкой частоты, фазой.

Модуль четырехотводной задержки NFX3 позволяет управлять временем задержки, уровнем обратной связи, панорамой и демпфированием каждого отвода. Первые два отвода могут управляться автопанером. Время задержки можно вводить в трех режимах: MIDI (указывается в виде стандартного ритмического деления 1/16, 1/8, 1/4 и т. д.), миллисекунды или BPM.

Каждый модуль имеет переключатель обхода (Bypass), регулятор уровня входного сигнала (от -12 до +12 дБ) с индикатором перегрузки, а также регуляторы Effect/Dry для управления балансом прямого и обработанного сигналов.

В целом, все эффекты звучат прилично, а реверберация, на мой взгляд, превосходит по качеству DirectX- и VST-модули. Гранулярность и металлическая окраска заметны только в самом конце хвоста, и, что особенно приятно, прослушивая хвост через префейдерный посыл, можно легко определить, какому инструменту он принадлежит.

Конечно, процессорам эффектов NFX еще довольно далеко до процессоров аппаратных семплеров (например, R-Chip FX от Emu). В студийных условиях я бы вообще отключил обработку GigaStudio.

Редактор пэтчей
Программа GSEdit (редактор пэтчей) имеет довольно скромный интерфейс (десяток команд меню, несколько панелей, кнопок и закладок - рис. 16) и ужасную систему помощи.

 
Рис. 16  
   

Загрузив GSEdit в первый раз, я подумал, что открывать Help вообще не стоит, - настолько все казалось просто, логично и понятно. Но после загрузки WAV-файла для подготовки инструмента, и нескольких неудачных попыток создания слоев я понял, что без "помощи" не обойтись. Эта самая помощь, вызываемая по команде Help Topics, оказалась настолько нелогично выстроенной и содержала столько ошибок (смешно сказать - даже синтаксических), что мне потребовалось часа два, чтобы "въехать" в суть происходящего.

По мере того, как я разбирался с редактором, он нравился мне все больше и больше, и в конце концов я пришел к выводу, что лучшей программы редактирования пэтчей я еще не встречал. Аппаратные семплеры отстали в этом плане безнадежно - те задачи, которые я решал за минуту-другую в GSEdit, на Emu E 4 Ultra требовали времени на порядок больше. Сам факт наличия большого пиксельного пространства, предоставленного компьютерным экраном, уже располагает к такого рода работе, а грамотно построенный интерфейс значительно ее ускоряет.

Строение пэтча
Каждый слой (layer в стандартной терминологии семплирования), распространяющий свое действие на определенную область клавиатуры, называется в GSEdit регионом. Всего в пэтче может быть до 127 регионов. Каждый регион может располагаться на участке протяженностью от одной до 127 нот. В обычном пэтче (или инструменте, как принято в GSEdit) регионы не могут перекрываться, а для создания многослойных пэтчей есть специальная функция, но об этом далее.

Итак, основной структурный элемент инструмента - регион. В каждый регион могут входить до 32 подрегионов. WAV-файлы с семплами связываются именно с подрегионами. Можно назначить каждому подрегиону свой файл, а можно распространить действие одного файла на несколько подрегионов.

Каждый подрегион независимо управляется огибающими и фильтрами, но можно объединить подрегионы в группу и управлять ими как одним целым. Такая группа называется в редакторе блоком (Case) и включает в себя от одного до 32 подрегионов.

В простейшем случае при использовании в регионе моно семпла автоматически создается один подрегион, в случае стерео семпла - два (рис. 17).

 
Рис. 17  
   

Дальнейшее дробление подрегионов используется при раскладке по динамике. Предположим, у нас есть два семпла рояля высотой тона Ля диез малой октавы: один - с максимальной экспрессией, другой получен легким нажатием на клавишу. В этом случае мы дробим наш подрегион пополам, назначая одной половине область динамики от 64 до 127, второй - от 0 до 63. Границы разделения областей можно устанавливать произвольно. В случае моно семплов получается два подрегиона, в случае стерео - уже четыре (рис. 18).

 
Рис. 18  
   

Если есть большее количество семплов, можно создать больше областей динамики. Помните, что вы ограничены 32 подрегионами, поэтому для моно семплов можно получить 32 области динамики, для стерео - только 16. Но этого более чем достаточно.

По-настоящему интересных результатов можно добиться, используя принцип "размерностей" (Dimensions). Редактор пэтчей позволяет создать несколько карт динамической чувствительности для каждого региона и переключаться между ними с помощью любого MIDI-контроллера. Размерности в GSEdit помогают создавать сложные инструменты, значительно расширяя исполнительские возможности.

Например, вы хотите получить фортепиано с эффектом резонанса открытых струн. Один из способов сделать это - расположить в одной карте динамической чувствительности семплы без резонанса, в другой - с резонансом (рис. 19), а контроллером переключения между картами сделать Sustain Pedal.

 
Рис. 19  
   

Создание инструмента
Попробуем создать собственный инструмент. Откройте GSEdit и выберите команду File-New. Появится пустое окно нового инструмента. Редактор пэтчей позволяет одновременно загружать и редактировать несколько инструментов, а переключаться между ними через меню Windows. То есть мы имеем дело с многодокументным интерфейсом. Рабочее окно инструмента (рис. 16) состоит из нескольких частей: списка инструментов, списка семплов, карты регионов, карты динамической чувствительности, окошек размерностей, страниц свойств блока (Case).

 
Рис. 16  
   

Список инструментов может состоять из нескольких банков (по умолчанию есть один банк с номером 0), в каждый банк может входить до 127 инструментов. Теоретически один файл GIG может содержать несколько сотен инструментов.

Изменяем предложенное имя инструмента Untitled на что-нибудь осмысленное, для этого щелкаем правой кнопкой мыши по этому имени, и открывается окно свойств инструмента (рис. 20).

Рис. 20

Мы создадим пэтч с именем "Synth Ensemble" и номером 52. Обратите внимание на число 32 под значком трубы около имени инструмента (рис. 21).

Рис. 21

Оно определяет "класс загрузки" памяти под инструмент. Несмотря на то, что GigaStudio использует технологию Endless Wave и читает семплы непосредственно с жесткого диска, в памяти обязательно находится ссылочная служебная информация. Так вот, если объем этой информации не превышает 32 Мбайта, то под значком трубы будет число 32. Для сложных многослойных инструментов с большим числом семплов это значение может стать равным 64 и даже 128. Если у вас на машине всего 64 Мбайт RAM, а класс загрузки равен 128, то вы не сможете загрузить такой инструмент в GigaStudio. За примером далеко ходить не надо - полная версия GigaPiano требует минимум 64 Мбайта оперативной памяти, поэтому на машине с 32 Мбайтами загружаться будет только облегченный вариант инструмента "GigaPiano Light".

Следующий этап создания инструмента - импорт семплов. В списке семплов можно создать несколько групп и в каждую добавлять свои семплы (например, моно/стерео), или довольствоваться предложенной по умолчанию Default Sample Group. Для загрузки семплов можно использовать две команды - Import Samples или Import Directories, последняя позволяет загружать целый каталог с семплами за один прием, что значительно ускоряет работу. После ее вызова получим примерно такой список семплов (рис. 22).

Рис. 22

Наши четыре семпла должны быть разложены на две области по динамике и на две по клавиатуре, исходя из ключевых нот C3 и C5. В контекстном меню карты регионов выбираем команду New Region; полученная полоска показывает область действия семпла на клавиатуре. Полоску можно растягивать за края и перемещать. Создайте второй регион. Первый растяните на диапазон от C1 до B3, а второй - от C4 до правого края клавиатуры.

Теперь обратимся к карте динамики. Все наши семплы - стерео и, следовательно, требуют как минимум двух подрегионов для хранения. Выделяем один из регионов, щелкая на нем мышью. Нажимаем кнопку Stereo/Mono под картой динамики, в появившемся диалоге устанавливаем тип карты (стерео) и нажимаем ОК. Должна получиться карта динамики, разделенная на два подрегиона (рис. 23).

Рис. 23

Активный подрегион выделяется зеленым цветом. Ту же операцию проделываем со вторым регионом.

Осталось немного - создать две области динамики в каждом регионе и назначить каждой области свой семпл. Щелкаем мышью на заголовке карты Velocity и в появившемся диалоговом окне выбираем разделение на две области (рис. 24).

Рис. 24

После чего на каждую область простым перетаскиванием из листа семплов назначаем свой семпл. Должно получиться что-то похожее на рис. 25.

Рис. 25

Границы областей динамики можно менять, потянув мышью за края области. Единственное неудобство - точные значения границ нигде не показываются, и устанавливать их приходится на глаз.

Последний штрих - редактирование параметров каждого подрегиона на страничках свойств в правом нижнем углу окна. Можно было бы выделять по очереди каждый из четырех подрегионов в каждом регионе и восемь раз повторять одни и те же операции, но есть более эффективный метод.

Кнопка Select Lock внизу карты динамики создает из подрегионов группы. Понажимайте на нее несколько раз подряд - и вы получите разные варианты группирования подрегионов: по вертикали (левые или правые каналы файлов), по горизонтали (левый и правый каналы связаны, можно выбирать разные области динамики), полное группирование, когда выделяются все подрегионы одновременно. Выбранная таким образом группа подрегионов, как вы помните, называется блоком (Case). Все манипуляции на страничках свойств вы производите именно с блоком.

Страницы свойств блока
Всего их семь. Общий принцип задания свойств прост: вы изменяете данные в окошках, переключателях и других элементах, после чего нажимаете кнопку Apply. Если про нее забыть, то все данные на страничке теряются.

Страничка Sampler позволяет задавать ключевую ноту семпла, производить точную подстройку в пределах +/-50 центов, включать режим петли и управлять ее положением в файле. Эта страничка отличается от всех остальных тем, что можно редактировать параметры только одного семпла одновременно. Если блок (Case) состоит из подрегионов, ссылающихся на разные семплы, изменить параметры всего блока за раз не удастся. Если в редактируемом блоке есть семпл, который используется и в других блоках, то путем выбора флажка To all cases derived from sample вы говорите программе произвести изменения во всех блоках, где встречается этот семпл.

На страничке Mix/Layer можно изменять уровень воспроизведения семпла, а также назначать любой MIDI-контроллер для изменения уровня. Можно задать начальную панораму семпла, смещение по времени при воспроизведении, разрешить преобразование семпла, записанного по принципу MS-стереофонии, включать функцию самомаскировки, когда ноты с меньшей динамикой замещаются нотами с большей. Эту функцию следует использовать для всех семплов с быстрой атакой (фортепиано, гитара, ударные), поскольку она бережет полифонию.

На странице Response задаются типы кривых динамической чувствительности (линейная, нелинейная, специальная) и один из пяти динамических диапазонов клавиш.

Страница Filter поможет выбрать один из четырех типов фильтров: пропускающий низких или высоких частот, полосовой или режекторный. Здесь же можно задать частоту среза и резонанс, можно назначить для управления этими параметрами MIDI-контроллеры. Есть возможность изменения крутизны характеристики фильтров.

Качество работы фильтров GigaStudio где-то лучше, где-то хуже качества подключаемых модулей VST и DirectX. По мере приближения резонанса к единице проявляется все более режущая слух дискретность, в режиме TurboLPF (увеличенная крутизна характеристики фильтра) дискретность заметна и при малых значениях резонанса. В целом фильтрация удовлетворительная, но сравнения, скажем, с Z-plane-фильтрами Emu не выдерживает.

Со следующих трех страниц происходит управление тремя генераторами огибающих. Первый генератор модулирует амплитуду сигнала, второй - фильтр, третий - высоту тона. Всеми генераторами можно управлять посредством сообщений любого MIDI-контроллера. Первые два генератора позволяют создать огибающую типа ADSR, последний - только изменять время атаки. На страничках EG/LFO1 и EG/LFO2 можно переключаться между обычным и графическим режимом редактирования. В графическом режиме (рис. 26) огибающая "рулится" стандартным методом - перетаскиванием точек перегиба (хендлов). Сам график можно масштабировать, что очень удобно.

Рис. 26

Огибающие первых двух генераторов можно отображать в карте динамики (рис. 27) вместе со временем спада (Decay). Для этого нужно нажать кнопку Env graphs в нижней части карты динамики.

 
  Рис. 27  
   

Управление размерностями
Справа от карты динамики находятся пять окошек, предназначенных для управления размерностями. Нажатие на заголовок любого из них вызывает появление диалога Dimension Resource (рис. 28).

Рис. 28

Здесь, в поле Resolution, можно выбрать количество областей, на которые будет разбит полный диапазон изменения контроллера. Теоретически разделить этот диапазон можно на все 32 области, но обычно их доступно гораздо меньше (вспомните правило 32 подрегионов). Если у вас стерео семпл, то доступных областей уже 16, а если еще карта динамики поделена пополам, то остается 8 свободных областей и т. д. Мне трудно привести пример одновременного использования всех пяти контроллеров, поскольку для этого обычно 32 подрегионов не хватает.

На каждую комбинацию выделенного участка в карте динамики и в поле контроллеров можно назначить свой семпл, каждая такая комбинация поддается независимому редактированию на страничках свойств. Пример: у нас есть восемь вариантов бочки, и мы хотим переключаться между ними с помощью колеса модуляции. После назначения региона на клавишу, по которой будет воспроизводиться бочка, добавьте управление размерностями по колесу модуляции и разделите диапазон перемещения колеса на восемь областей (рис. 29).

Рис. 29

После этого последовательно выделяйте каждую область, а в карту динамики вставляйте нужный семпл. При значении контроллера модуляции от 0 до 15 будет воспроизводиться первый семпл, 16-31 - второй и т. д., вплоть до области 112-127, на которую назначен восьмой семпл.

А представьте теперь, сколько вариаций можно добавить в инструмент, если подключить еще один контроллер и разбить его диапазон на четыре области!

Многослойные инструменты
Как быть, если нужен многослойный инструмент, а регионы в GSEdit устроены так, что не могут перекрываться? Используйте функции слияния (Merge) и объединения (Combine) инструментов из меню File.

Сначала откройте один инструмент командой Open, затем щелкните мышью на его названии и вызовите Merge. В появившемся диалоге выберите второй инструмент. Этот инструмент появится не в отдельном окне, как обычно, а подгрузится к первому. Выделите оба инструмента (используя клавишу Ctrl) и из контекстного меню вызовите команду Combine Instruments (рис. 30).

Рис. 30

В появившемся диалоге (рис. 31) в списке Using this controller выберите Layer и дайте имя новому многослойному инструменту.

 
  Рис. 31  
   

При просмотре карты размерностей нового инструмента вы обнаружите, что появился псевдоконтроллер с именем Layer, разбитый на две области. Эти области соответствуют слоям и редактируются независимо. Методом объединения инструментов можно получить максимум четыре слоя.

А как управлять уровнем воспроизведения каждого слоя в зависимости от динамики нажатой клавиши? Для этого в программе GSEdit есть редактор кроссфейдов (рис. 32).

 
Рис. 32  
   

На рисунке показано управление четырехслойным инструментом. По горизонтальной оси каждого графика располагается динамика ноты (0-127), а по вертикальной - относительный уровень слоя. Из рисунка видно, что при нажатии клавиши с динамикой 80 будут воспроизводиться слои 3 и 4, с динамикой 60 - 2 и 3, с динамикой 20 - 1 и 2, а с динамикой 120 - только четвертый слой. Включая флажки Lock, можно создавать кроссфейды равной мощности. В этом случае начало участка Fade Out нижнего слоя будет автоматически сопоставлено с началом участка Fade In верхнего, и наоборот. Этим гарантируется, что сумма уровней всех слоев при любом значении динамики будет постоянна.

Каждая огибающая состоит из трех участков (Fade In, Sustain и Fade Out) и хендлов, с помощью которых задается длина участков.

Конечно, управлять уровнем слоев можно и любым MIDI-контроллером, который выбирается в поле Attenuation Control. Для примера на рис. 33 показано совмещение слоев по типу "крещендо", управляемое колесом модуляции.

 
Рис. 33  
   

Ускорение работы
Упростить и ускорить работу по созданию инструмента редактор пэтчей предлагает тремя способами.

Первый состоит в том, что одновременно редактируются параметры нескольких регионов. Для выделения используется клавиша Shift совместно с левой кнопкой мыши (тогда регионы захватываются в рамку), либо с клавишей Ctrl, для добавления или исключения отдельных регионов из выделения. Если повнимательнее присмотреться к регионам, то вы увидите маленькие бусинки на каждом из них - это хендлы, за которые можно тянуть и изменять значения параметра. Какого именно, указывается в меню, появляющемся при нажатии стрелки вверху клавиатуры (рис. 34).

 
Рис. 34  
       
Рис. 35  
   

На рисунке редактируется параметр EG-1 attack time, его значение можно прочитать справа на шкале; масштаб шкалы меняется ползунком. Всего таким методом можно редактировать 36 параметров (времена в огибающих, уровни, значения контроллеров и т. д.). Есть три режима перемещения хендлов. В первом (рис. 34) при нескольких выделенных регионах и перемещении хендла на одном из них на определенное значение хендлы остальных регионов также переместятся на это значение. Во втором режиме (рис. 35) при перемещении хендла на одном их крайних регионов значения хендлов на остальных регионах будут линейно уменьшаться или увеличиваться. Этот же режим позволяет расставлять хендлы в форме пирамиды.

В третьем режиме (рис. 36) значения параметров изменяются тем меньше, чем дальше находится регион от редактируемого.

Рис. 36

Второй способ ускорения работы - использование макросов и файлов артикуляции. Файл артикуляции включает в себя все параметры инструмента, кроме самих семплов, и может использоваться в качестве шаблона при создании нового файла. Благодаря малому размеру файлов артикуляции ими можно легко обмениваться, оставляя громоздкие семплы на локальных жестких дисках. Макросы отличаются от файлов артикуляции тем, что не требуют специального сохранения на жестком диске, а также позволяют выбирать, какие параметры инструмента запоминать, а какие нет.

Наконец, третий, и один из самых мощных "ускорителей", - это Мастер Инструмента (Wizard Tool). Пользователи программы отзываются о нем так: "Это, должно быть, одна из лучших возможностей GigaStudio. Представьте себе создание одно- или двухгигабайтного фортепиано, где семплы рассчитаны на шесть областей динамики для каждой из 88 нот, причем с естественным затуханием, без петель. На редактирование такого инструмента в обычном семплере могут потребоваться недели. Представьте себе загрузку всего этого добра в семплер, расстановку по диапазонам, транспонирование и раскладку по динамике. В Мастере Инструментов эта задача решается за минуту, после чего компьютер еще минут пять "собирает" инструмент".

Работа с Мастером Инструментов, как и с любым другим мастером, состоит в последовательном задании свойств объектов, которые этим мастером создаются. Указывается принцип разбивки клавиатуры на регионы, количество областей динамики, количество размерностей, управляющие контроллеры и прочие параметры инструмента. Перед запуском мастера нужно только загрузить все семплы, из которых будет состоять инструмент.

Связь с GigaStudio
Вы, конечно же, хотите слышать звучание вновь созданного инструмента и изменения в звучании при редактировании. Для этого служит кнопка Download to GigaStudio. Если программа GigaStudio еще не запущена, она запускается, а инструмент загружается в тот порт и MIDI-канал, который вы укажете в списках (рис. 37).

Рис. 37

После удачной загрузки инструмента загорается индикатор Loaded. Индикатор Reload говорит о том, что вы уже достаточно глубоко отредактировали инструмент и его пора бы заново загрузить в GigaStudio. Если этот индикатор желтого цвета, то параметры инструмента изменились не сильно и, в принципе, его можно по новой не загружать. Если же лампочка Reload красная, то требуется полное сохранение инструмента и повторная загрузка в GigaStudio.

Проблемы
А теперь поговорим о подводных камнях, подстерегающих вас при использовании GigaStudio.

Пожалуй, самое неприятное - ненадежная работа программы. Здесь многие могут возразить и сказать, что глючит все, и операционные системы аппаратных семплеров - не исключение. Однако замечу, что "железки" клинит, в основном, при глубоком редактировании или нестандартном использовании, когда сходишь с проторенной руководством пользователя дорожки. GigaStudio виснет произвольно, часто даже просто от переключения окна или задачи. Пару раз я что-то набивал в "Ворде", а затем попытался переключиться на параллельно работающую GigaStudio - меня встретило приветливое окно о недопустимой операции. Но чаще GigaStudio зависает при работе с программами "своего круга" - секвенсорами, звуковыми редакторами и т. д. В этом случае проблема серьезнее и затрагивает драйверы виртуальных устройств (VXD), а следовательно, и всю систему. Появляется "синий экран смерти", где рекомендуется нажать Enter для возврата в Windows. Как правило, никакого нормального возврата не происходит, повторный запуск GigaStudio выдает тот же экран, система работает нестабильно и требует перезагрузки.

Кстати, при аварийном выходе из GigaStudio все настройки теряются, и если вы не успели сохранить последний вариант перфоманса, то снова насладитесь загрузкой и расстановкой семплов по каналам.

Еще одно неудобство программы GigaStudio (как и GigaSampler) - она полностью занимает звуковой выход платы. Если вы попытаетесь одновременно с GigaStudio запустить Cakewalk, то аудиодорожки воспроизводиться в нем не будут. Cubase вообще говорит о том, что устройство воспроизведения звука не может быть открыто по причине занятости другой программой или (!) отсутствия у него полнодуплексного режима. Это сообщение появляется после установки GigaStudio на машину с Cubase, причем неважно, запускали вы GigaStudio перед запуском Cubase или нет.

Хотя, надо отдать должное разработчикам, положение со времен GigaSampler 1.0 изменилось к лучшему. Если после установки первой версии Гигасемплера попытка использования двух звуковых плат для работы совместно с секвенсором оканчивалась ничем, то теперь все работает. Можно запустить GigaStudio с какой-нибудь GSIF-совместимой платой, а вторую плату предоставить, скажем, программе Samplitude. Но я не рекомендую этого делать по одной простой причине: если виснет GigaStudio - виснет вся машина. Здесь самое время подумать об использовании аудио-MIDI секвенсора на одном компьютере, а GigaStudio - на другом, с соединением через MIDI-интерфейс. Кстати, эта схема рекомендуется для "серьезной" работы самим производителем. Однако стоимость такой системы уже сравнима со стоимостью аппаратного семплера.

Бок о бок с проблемой надежности стоит проблема ограниченности в выборе операционных систем и платформ. Здесь применима известная зависимость: легче пользователю - тяжелее программисту. То, что сделали специалисты фирмы NemeSys под Windows 95 и 98, действительно непросто реализовать в системах на основе технологии NT (Windows NT 4.0 и Windows 2000). Эти системы отличаются очень высокой надежностью и стабильностью работы. Ни одно приложение, даже такое нетривиальное, как программный семплер, не может "повесить" всю систему, а если оно написано для модели защиты памяти NT и использует драйверы, отвечающие стандарту WDM, то никогда не повиснет само.

Фирма Microsoft объявила линейку Windows 9x бесперспективной и предназначенной для тех, кто (цитирую) "...все еще сталкивается с проблемой несовместимости Windows 2000 со старыми программами и драйверами". Видимо это, а также нарекания пользователей, уже ощутивших преимущества Windows 2000 и не желающих возвращаться к Windows 9x, побудили фирму NemeSys заняться выпуском новой версии GigaStudio для систем на основе NT.

Что же касается платформы Mac, то ее поддержка не планируется.

Подытожу лирическое отступление в область программирования тем, что GigaStudio создана на основе библиотеки MFC (Microsoft Foundation Classes). Программисты к ней относятся по-разному, но общее мнение таково, что эта библиотека предназначена для "офисных" приложений вроде текстовых редакторов и электронных таблиц. Использование MFC очень сильно ускоряет создание программы, но за это приходится платить скоростью ее работы. Я уверен, что производительность GigaStudio (в частности, полифония) была бы гораздо выше на том же Pentium III 550, если разработчики затратили бы больше сил и времени и отказались от MFC. Но зачем? Если пользователям нужно, они потратятся и на гигагерцовый процессор.

Теперь пару слов о способах решения некоторых проблем.

Если, вдруг, вы еще работаете в Windows 95, то перед установкой GigaStudio посчитайте количество выходных MIDI-портов. Дело в том, что Windows 95 зависает при загрузке, если в системе установлено 9 или 10 MIDI-портов. Поэтому, если до установки GigaStudio их уже восемь или больше, программа не установится.

Пользовательский интерфейс GigaStudio использует компонент Windows, библиотеку COMCTL32.DLL. В системах Windows 95 и Windows 95 OSR2 в этом компоненте есть ошибки, которые приводят к зависанию GigaStudio при запуске. На компакт-диске программы в каталоге Win95 есть заплатка 40comupd.exe, которая устраняет проблему.

Если при воспроизведении вы слышите щелчки и у вас жесткий диск с интерфейсом IDE, попробуйте включить режим DMA (как это сделать, рассказано в статье, посвященной жестким дискам). Сжатие жестких дисков нужно, само собой, отключить.

Владельцы плат AWE 64 Gold сталкиваются с такой проблемой: индикаторы активности MIDI-портов загораются, но звука нет. Это происходит из-за конфликта двух дополнительных драйверов AWE 64 Gold с GigaStudio. Для его устранения нужно удалить из системы драйверы "Sound Font MIDI Router" и "WaveSynth\WG". Должны остаться драйверы "Creative AWE 64 Gold 16-bit Audio" и "Creative Gameport Joystick". Можно оставить и драйвер "Creative AWE 64 Gold Wavetable MIDI".

Есть, конечно, и другие проблемные устройства. Если в вашей конфигурации что-то не работает или работает не так, как нужно, попробуйте поискать ответ на сайте www.nemesysmusic.com в разделах FAQ или Troubleshooting. Если ответа не нашли, зайдите в раздел Support сайта и задайте свой вопрос (разумеется, на английском) одному из трех виртуальных консультантов - Dave, Kevin или Sergio.

Второй путь решения проблем - отправить в группу технической поддержки GigaStudio (gssupport@nemesysmusic.com) результат диагностического теста программы. Выберите в панели Навигации пункт Diagnostics, в появившемся справа окне нажмите кнопку Test. Через некоторое время окно заполнится сведениями о системе, о файлах и драйверах GigaStudio, и т. д. Скопируйте все это прямо в вашу почтовую программу, отправьте и ждите ответа...

Выводы
Я не стану повторять восторженные отзывы о программе в зарубежной прессе, смысл которых сводится к тому, что аппаратные семплеры безнадежно мертвы, а если вы решаете приобрести "свой первый семплер", то GigaStudio - единственно возможный вариант. Эти утверждения подкрепляются тем, что GigaStudio используют в своей работе известные композиторы и аранжировщики, такие, как Hans Zimmer и Danny Lux. Есть сведения об использовании программы в крупнейших американских студиях звукозаписи. Говорят, что даже заядлые макофилы подумывают в этой связи о приобретении PC.

Можете меня считать консерватором, но я отношусь к такого рода заявлениям с осторожностью. Я тестировал GigaStudio в течение месяца, некоторые из моих коллег работают с программой с момента выхода ее официального релиза - все равно, этот срок очень мал для принятия такого сурового решения, как отказ от аппаратных семплеров.

С одной стороны, фирму NemeSys можно поздравить - она расшевелила мозги большинству противников комплектации студии неспециализированными компьютерами. По-видимому, настал тот переломный момент, когда между программным и аппаратным семплером можно проводить полноценное сравнение и считать их рабочими инструментами одного уровня. И чем дальше, тем большее число пользователей будут отдавать предпочтение программному семплеру ввиду его очевидных преимуществ. Будет ли этим любимым семплером GigaStudio или какой-то другой, покажет время. Программа GigaStudio просто продемонстрировала, на что способны современные компьютерные технологии и элементная база.

С другой стороны, остались нерешенными многие проблемы, самые острые из которых - устойчивость работы, ограниченность в выборе операционных систем, сильная зависимость производительности от программно-аппаратной конфигурации и все еще низкое качество встроенной обработки. Эти проблемы со временем должны разрешиться, но пока они служат тормозящим фактором для вытаскивания из рэковых стоек наших "железных" друзей.

NemeSys GigaStudio 96 799$
NemeSys GigaStudio 160 995$
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи

Посещений: 3559 | Проголосовавших: 14 | Средняя оценка: 3.3

   

  Комментарии

27.09.02 17:33
MaximuS artmaxima@one.lv
Работаю с GigaStudio уже около года (до этого работал с GigaSampler)и в моем случае имеют место два нюанса: зависало это дело всего 1-2 раза, да и GigaStudio с SONAR работают одновременно на ОДНОЙ звуковой карте YAMAHA WF192XG Direct Sound (не GSIF)и прекрасно уживаются в плане вывода AUDIO звука.

22.05.03 05:41
Игорь igorb1@tig.com.au
Тоже чуток не согласен с автором) Работаю с Гига уже больше года,прекрасно уживается на одной саундкарте с Battery в стенд алон(EgoSys 192L)а если в Samplitude-то вообще возможности неограниченные-в смысле всё работает одновременно без глюков-аудио в самплитюд, Гига, VST синты...Глюки испытывал с Сонаром)) С тех пор как перешёл на Самплитюд-чувствую очень safe and sound)

17.02.04 21:57
drnicat
vishil gigastudio 3

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА