Начало
 
 


Другие программы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  FMJ-Software Awave

Сергей НЕЧИТАЙЛО
Музыкальное Оборудование
апрель 2002

Работа в современной студии, увы, не ограничивается расстановкой микрофонов, записью и сведением. Рано или поздно, помимо творческих задач перед звукоинженером неизбежно встанут и более приземленные, не слишком интересные, но от этого не менее важные вопросы. Я имею в виду приведение к общему знаменателю, казалось бы, несовместимых форматов, создание демонстрационных копий, порой в довольно "ужатом" виде, и т. д., и т. п.

Бурное развитие и повсеместное распространение компьютеров по-новому расставило акценты в записи и обработке звука. Сегодня ресурсы компьютера позволяют ему исполнять роль целой студии со всеми необходимыми модулями - семплерами, синтезаторами, секвенсорами, микшерами, рекордерами и обработками. И пусть качество выходного продукта такой виртуальной студии пока не претендует на уровень экстракласса - кто знает, что будет завтра?

Компьютерно-цифровая революция коснулась не только способов обработки и производства звука, она породила новые виды аудиопродукции. Интернет-вещание, мультимедиа, сжатые форматы и т. п. потихоньку поднялись на ноги. Если еще пять-десять лет назад казалось абсурдным привлекать к озвучиванию компьютерных игр профессионалов, то сегодня этим нередко занимаются известные музыканты в дорогущих студиях.

Появление и развитие новых технологий, с одной стороны, открывает и новые горизонты для творческой деятельности, а с другой - заметно повышает требования к техническому кругозору творящего. Потому что не заблудиться во всем многообразии современных форматов цифрового звука - задача очень непростая, особенно если дело касается работы с данными от разных "железных" платформ. Вся хитрость в том, что перенести сами данные еще не так сложно, по-настоящему трудно заставить их звучать максимально идентично источнику. Особенно это касается синтезаторов и семплеров, поскольку, невзирая на общие теоретические принципы (цифровую схемотехнику, звукообразование, исходники-семплы и процессинг), практическая реализация осуществляется на совершенно иной аппаратной базе и программных алгоритмах, чем в PC. И если в последнее время производители такой техники начали придерживаться некоторых стандартов хотя бы по формату данных, файловой совместимости и т. п., с "раритетами" приходится возиться по полной - то дискета компьютером не читается, то нет поддержки передачи данных по SCSI... Любопытно, что звучит такой "раритет" нередко на порядок плотнее и музыкальнее своего старшего PC-совместимого собрата...

Каждый из нас так или иначе решает для себя подобные проблемы - кто-то скурпулезно собирает в свой рабочий инструментарий десятки всевозможных ридеров, программ-конверторов, кодеков-ужималок и колдует над ними часами, как алхимик в своей лаборатории. Кто-то, махнув рукой, пользуется только готовыми библиотеками, часто лишая себя возможности получить новый оттенок в звуковую палитру. Кто-то использует штатные утилиты импорта-экспорта современных инструментов, "доруливая" отличия вручную на слух. В любом случае, до идеала далеко - элементарно жалко затраченного времени, не говоря уже о невозможности целиком сконцентрироваться на любимом деле. К сожалению, абсолютной панацеи от этой беды еще не придумали, но программа, решающая большинство подобных проблем, существует. И называется она Awave.

О семействе программ Awave
Собственно говоря, Awave (детище компании FMJ-Software) сейчас существует в четырех "ипостасях": Awave Studio, Awave Audio, Awave ACDR и AwC++/AwCOM. Пройдемся, вкратце, по порядку.

Итак, Awave Studio (текущая версия 8.1) возглавляет линейку Awave и является полнофункциональным редактором пэтчей, плюс непревзойденным на сегодняшний день конвертором звуковых данных. Awave Studio также предлагает функции аудиоредактирования и обработки, может даже "рендерить" MIDI-секвенции в обычные звуковые файлы, используя вместо рэковых стоек с дорогими семплерами собственный программный синтезатор. Встроенный пакетный конвертор легко "переварит" информацию самых разных типов - аудиофайлы, пэтчи и банки синтезаторов и семплеров, MIDI-файлы.

Awave Audio (последняя версия 7.5) предназначен для тех, кого интересует максимально простое и надежное конвертирование звуковых файлов. При автоматической обработке программа поддерживает подключаемые модули формата DirectX, равно как и небольшой штатный набор инструментов. В отличие от Awave Studio, которая работает с файлами разрядности не выше 16 бит, Awave Audio способна "прожевать" даже 64-битного "монстра" с количеством каналов больше двух. Кроме того, программа может конвертировать и обрабатывать файлы поистине огромного объема.

Awave ACDR - специальная утилита для работы с компакт-дисками CD-Audio. Она обладает очень неплохой цифровой "грабилкой" и позволяет, ко всему прочему, сохранять "сграбленный" результат в большом множестве различных форматов. Но этим ее достоинства не ограничиваются - Awave ACDR предлагает пользователю неплохую "искалку" в интернетовской базе данных по компакт-дискам, показывающую кучу полезной информации о диске, находящемся в приводе CD-ROM.

AwC++ и AwCOM - это два пакета для разработчиков программного обеспечения, обеспечивающие поддержку различных форматов аудиоданных в создаваемых ими приложениях. AwC++ нацелен на программистов C++ и имеет более широкие возможности, чем AwCOM. AwCOM основан на технологии COM (общей объектной модели), так что может применяться на разных платформах - Delphi, Visual Basic, C++ и т. д. Кстати говоря, как Awave Audio, так и Awave ACDR основаны на AwC++! Стабильность и надежность обоих пакетов были неоднократно проверены работой многочисленных приложений, использовавших их в своей основе. Более подробную информацию по этому вопросу, а также по вопросам покупки, лицензирования и прочему, можно получить на сайте FMJ-Software.

Каждая из трех основных производных Awave обладает некоторым количеством уникальных функций, и для полноценной работы придется, увы, покупать их все. Что несколько накладно для наших кошельков (Awave Studio - 99,95$, Awave Audio - 59,95$, Awave ACDR - всего 24,95$).

Приобрести программы можно через интернет. Для этого сначала надо скачать демо-версию с сайта, которая превращается в "нормальную" активизацией регистрационного ключа, высылаемого электронной почтой (или любым другим способом) по факту оплаты.

Awave Studio 8.1
Как я уже говорил, Awave Studio является главным "хитом" семейства. Тем не менее, пожалуй, всякий, впервые запустив ее, будет поначалу несколько разочарован простотой интерфейса. Впечатление это, конечно, обманчивое, и через совсем короткое время вы сможете комфортно работать, не отвлекаясь на назойливые панели и контекстные меню. Давайте же посмотрим, какие возможности скрываются за внешне простым оформлением программы.

Awave Studio "знает" поистине огромное количество форматов файлов, содержащих в том или ином виде аудиоинформацию, - их более ста восьмидесяти разных типов (а сохранять программа способна в более чем восьмидесяти форматах). Это звуковые файлы различных платформ, систем и стандартов, это целые библиотеки, банки и отдельные пэтчи множества синтезаторов и семплеров (не только звуковых плат, но и большинства профессиональных инструментов), это MIDI-секвенции, а также комбинированные данные, включающие в себя как семплы, пэтчи, фрагменты звуков, так и порядок их воспроизведения (например, файлы трекеров, RIFF-MIDI и другие).

Программу можно использовать для самых разных задач. В первую очередь, это редактор-конвертор для синтезатора-семплера звуковой платы или автономного инструмента. Потому, что, наряду с чтением и конвертацией банков и пэтчей самого разного происхождения, Awave Studio обладает великолепными функциями их редактирования. Программа поддерживает управление абсолютно всеми параметрами таких современных семплерных архитектур, как DLS level 1 и 2, SoundFont 2.0 и 2.1, не говоря уже о возможности задания маски параметров под любую другую конкретную архитектуру (для немалого количества подобных решений существует таблица готовых пресетов). Стоит, впрочем, заметить, что, хотя с редактированием пэтчей для большинства синтезаторов звуковых плат проблем возникнуть не должно, можно ожидать некоторых неувязок с отдельными автономными инструментами, особенно имеющими нетрадиционную (и, как правило, закрытую) архитектуру.

Для многих типов синтезаторов есть возможность переносить данные пэтчей и семплов не только при помощи дискет и других, привычных нам носителей (таких как CD-ROM, магнитооптика, съемный жесткий диск и остальных). Существуют два протокола, SDS и SMDI, один из которых позволяет передавать данные по обычному MIDI-кабелю, а другой общается с внешним миром через гораздо более быстрый SCSI-интерфейс. Awave Studio поддерживает как прием, так и передачу по этим протоколам. Иногда это единственный способ связи с инструментом - либо файловая система несовместима, а "читалки" под рукой нет, либо по какой-то причине в нем вообще отсутствует возможность, скажем, импорта информации современными средствами.

При проигрывании MIDI-аранжировок поневоле становишься привязанным и к синтезатору, на котором они сделаны, - в противном случае MIDI-файл прозвучит не лучше шарманки. Awave Studio же, помимо переноса всех его банков звуков на новую платформу, может сама воспроизвести аранжировку штатным MIDI-плеером и даже при помощи внутреннего рендеринга "свести" результат в стандартный звуковой файл. Для этих задач у программы имеются два способа: использовать внутренний программный синтезатор или пользоваться возможностями синтеза DirectMusic из набора драйверов Microsoft DirectX. Последнее возможно при наличии в системе драйверов DirectX (не ниже седьмой версии). В любом случае, процесс осуществляется без дополнительных переоцифровок и пересчетов частот. При одном же воспроизведении (как секвенций, так и отдельных пэтчей) Awave Studio может напрямую адресоваться к аппаратному синтезатору поддерживаемой звуковой платы (при наличии ее в системе, естественно). Однако, задав в опциях MIDI-плеера DirectMusic, можно обойтись вообще любой звуковой платой - за нее все сделает система (опять же, чтобы иметь возможность синтеза формата DLS level 2, надо установить драйверы DirectX версии 8.0 и выше).

Само собой, любой пэтч можно "пощупать" и в действии - либо при помощи MIDI-клавиатуры, подключенной через MIDI-интерфейс, либо используя клавиатуру компьютера. Также предоставляется возможность работать с виртуальной клавиатурой, по клавишам которой можно "ударять" мышью. Еще есть возможность для этих целей пользоваться любой программой других производителей.

Помимо воспроизведения и рендеринга MIDI-файлов с исходными тембрами, Awave Studio может "упаковать" в один единственный файл и секвенцию, и все пэтчи с семплами к ней (например, в файл RIFF-MIDI ). Да что говорить! Теперь даже файлы MOD-трекеров можно сконвертировать в MIDI-секвенции с вложенными пэтчами инструментов! Между прочим, MIDI-данные тоже конвертируются в несколько разных форматов.

Но все-таки Awave Studio - далеко не просто редактор-конвертилка синтезаторных тембров. Программа сама является полноценным семплером, потому что можно не только "передирать" и модифицировать чужие пэтчи, но и создавать свои. Awave Studio предлагает для этого все инструменты - от семплирования до обработки записанного материала и создания полноценных пэтчей. Для облегчения работы имеется автоматический "помощник" (Instrument Processing Wizard), который избавит от необходимости вручную производить массу одинаковых механических операций. Для облегчения создания семплерных инструментов "с нуля" предусмотрен другой "гуру" - Create Instrument Wizard, а непосредственно для записи собственных семплов - Waveform Recording Wizard.

Также, программа Awave Studio широко известна как конвертор звуковых файлов. Особенно она хороша при необходимости привести в "человеческое" состояние файлы испорченные, недокачанные, с неверными расширениями и т. д., с которыми не в силах справиться другие утилиты и редакторы. Awave Studio абсолютно наплевать на расширения и подобную информацию - она анализирует сам файл, используя внутренние сигнатуры и еще бог знает какие способы. Если в файле есть хоть какая-то аудиоинформация - он обязательно откроется, и программа сама проинформирует об обнаруженных ошибках. Меня частенько выручал такой подход к чтению файлов - в основном это касалось фонограмм, скачанных из интернета, и работы с библиотеками шумов непонятного происхождения. Но это еще не все! Иногда попадаются совсем "отмороженные" файлы, которые и Awave Studio автоматически распознать не по зубам. Для них придумано последнее средство - возможность задать параметры данных вручную (рис. 1). Однако, чтобы грамотно им воспользоваться, надо обладать некоторыми программистскими навыками.

 
Рис. 1  
   

Между прочим, открыть и тупо переконвертировать файл - это еще полдела: очень часто по ходу работы требуется "довести его до ума" (нормализовать, обрезать, пересчитать, скорректировать петлю, добавить какой-либо эффект, снизить шум и т. п.). Awave Studio предлагает как штатные средства редактирования, включающие стандартные утилиты типа копирования, вставки, удаления, нормализации, определения высоты тона, ресемплинга и многие другие, так и любые из установленных в системе подключаемых модулей формата DirectX. Помимо этого, можно прямо из программы вызвать любой звуковой редактор других производителей и произвести редактирование в привычных условиях. Сохраненный результат потом автоматически перейдет в Awave Studio. Надо заметить, что штатный редактор программы (который, естественно, работает в графическом режиме) вполне позволяет справляться с работой своими силами. А режим выбора и настройки петель вообще сделан так, что не хочется лезть за тем же куда-то еще.

Как в случае с созданием пэтчей, Awave Studio предлагает своего четвертого помощника (Audio Processing Wizard) и для обработки отдельных звуковых файлов. Он существенно облегчает "ручной труд" при обработке звука и, кроме того, может "заглатывать" несколько файлов за раз.

Звуковой файл можно прослушать - воспроизведение осуществляется в специальном окне, которое показывает в реальном времени осциллограмму или спектрограмму (по выбору) проигрываемого звука. Можно так задать ассоциации аудиофайлов (программа предлагает это сделать еще при инсталляции), что аудиоплеер Awave Studio станет "слушалкой" вообще всех файлов, имеющих хоть какое-то отношение к звуку, - он интегрируется в Windows.

Очень важной функцией Awave Studio является возможность пакетной обработки данных (настолько важной, что с недавнего времени Batch Converter под именем Awave Audio позиционируется как самостоятельный продукт). Эта мощная утилита позволяет конвертировать большие объемы однотипных данных за один присест, включая и обработку эффектами по ходу процесса, - достаточно "напихать" в волшебное окно нужные файлы, установить необходимые параметры и нажать "Готово". Batch Converter "понимает" не только одни звуковые файлы. С таким же успехом он расправляется и с банками, и с пэтчами, и даже с... MIDI-файлами.

Словом, как написано на страничке свойств Awave Studio сайта FMJ-Software, - "проще сказать, что программа не может делать. Она не конвертирует WAV в MIDI и не является MIDI-редактором. Также, Awave Studio может не "потянуть" аудиофайлы огромных размеров и работает с объектами разрядностью не выше шестнадцати бит. Если вам требуется "перерулить" многогигабайтное двадцатичетырехканальное "чудовище" - приобретайте Awave Audio".

Инсталляция
Все программы семейства Awave имеют статус shareware - т. е. прежде чем купить, пользователь имеет право попробовать их в работе в течение тридцати дней с момента инсталляции. Конечно, некоторые функции (и иногда весьма важные) в демо-версии ограничены, но даже с такими ограничениями можно составить себе достаточно полное представление о продукте, прежде чем платить за него деньги.

Процесс установки вполне обычен, в конце его программа выкидывает следующее окно (рис. 2).

Рис. 2

Если вы нажмете "Yes", то команды "воспроизводить аудио" и "конвертировать" будут зарегистрированы в оболочке Windows за Awave Studio для всех поддерживаемых форматов. Причем, все прежние файловые ассоциации останутся в неприкосновенности. Иными словами, таким образом Awave Studio интегрируется в меню, открывающееся правой кнопкой мыши. Зато теперь при правом клике по файлам аудио, MIDI, синтезаторных пэтчей, банков можно сразу вызывать инструменты Awave Studio (рис. 3). Выбор Play Audio запустит Awave Audio Player (или MIDI Player, если требуется воспроизвести секвенцию), а команда Convert поместит выделенный файл прямо на "секционный стол" Awave Studio. И еще раз, сомневающимся - в моем компьютере по умолчанию за воспроизведение звука отвечал стандартный Microsoft Media Player. После инсталляции Awave Studio все так и осталось: дважды кликаешь по файлу - включается Media Player, а правый клик плюс Play Audio - стартует проигрыватель Awave. То же самое относится и к другим типам файлов - "мидюки" открывает Cakewalk, а саундфонты - Vienna Studio.

Рис. 3

Ладно, вернемся к окончанию инсталляции. После регистрации (или отказа от нее) команд Awave вы попадаете в окно, с которого будете начинать работу с программой до тех пор, пока официально ее не приобретете (рис. 4). Прямо из него можно: во-первых, попасть на сайт производителя FMJ-Software и зарегистрироваться в он-лайне; во-вторых, узнать все, что касается этой самой регистрации; в-третьих, ввести свои регистрационные данные и, наконец, в-четвертых - продолжить изучение программы в демо-режиме. После регистрации обещаются поддержка автора и периодически возникающие бонусы в виде бесплатных обновлений и скидок. Кроме того, как зарегистрированный пользователь вы можете напрямую влиять и на развитие программы.

 
  Рис. 4  
   

Установки и настройки
Для полноценной работы надо не только правильно выставить драйверы, входы и выходы, но и доустановить несколько библиотек, позволяющих работать с некоторыми типами файлов: MP3, Real Audio, WMA, OGG, sfArk и т. д. Все необходимое - внешний кодер MP3, кодер-декодер WMA, дополнение для Real Audio, Creative/Emu SoundFont Management System (специально владельцам звуковых плат Sound Blaster Live! для максимальной совместимости при воспроизведении пэтчей) и несколько остальных DLL-библиотек можно взять с сайта FMJ-Software.

Теперь давайте залезем в меню Options и выберем Preferences. Это меню основных настроек программы, состоящее из пяти закладок.

Первая закладка, Miscellaneous (рис. 5), касается, в основном, интерфейса и нескольких рабочих опций. Естественно, в самом верху располагается огромная кнопка, адресующая вас на сайт разработчика. Чуть ниже можно отменить или, наоборот, включить (если вы это не сделали при инсталляции) интеграцию программы в контекстное меню Windows. Разрешение "Enable toolbar" выведет вверху основного рабочего окна небольшую панель инструментов. Она компактна и не содержит ничего лишнего. Советую включить. Полезна и опция "Confirm before loosing loaded data", так как при работе с большими библиотеками (или большим количеством аудиофайлов) трудно удержать в голове массу самой разнообразной информации. Awave Studio берет эти заботы на себя, и в случае возможных потерь данных (выход без сохранения, открытие нового файла и т. п.) выдает соответствующее предупреждение. Следующая строчка "Display instrument bank and program numbers" позволяет выбрать - отображать ли полные номера банков и номера пэтчей, или нет. Идем дальше. Automatically split stereo waveforms into dual mono when loading предлагает при загрузке разделять стереофайлы на два моно - левый и правый. Многие синтезаторы, хоть и воспроизводят стереосемплы, на внутреннем уровне именно так работают с ними. Будьте внимательны - это может пригодиться. Если активизировать нижестоящую опцию, то при проигрывании MIDI-файлов или их рендеринге Awave Studio будет использовать эффект реверберации. Ну, а самая последняя строчка меню предлагает включить чуть более качественные текстуры оформления диалоговых окон. Не знаю, как вам - мне с этого ни горячо, ни холодно; к тому же на дешевых видеоадаптерах могут возникнуть глюки, вплоть до невозможности работы с программой. Если у вас такое произошло - не пугайтесь, а просто перезагрузите компьютер и вручную запустите Awave Studio с параметром -NOTEXTURES.

Рис. 5

Вторая закладка меню установок отвечает за вывод аудио (рис. 6). В ней определяется звуковая плата и осуществляется выбор типа драйвера воспроизведения. Использование служб Microsoft DirectSound предпочтительнее по многим причинам: во-первых, одновременно смогут работать сколько угодно аудиоплееров, и синтезатор Awave Studio будет полифоническим (и это даже с платами, не имеющими мультиклиентских драйверов, как, скажем, SBLive!); во-вторых, задержка при воспроизведении (latency) существенно снизится, равно как значительно уменьшится и объем оперативной памяти, "отжираемый" для воспроизведения. Само собой, драйверы Microsoft DirectX должны быть заранее установлены в системе. Две оставшиеся опции (Use Windows multimedia services, buffered/unbuffered output) предлагают выводить звук, используя устаревшие мультимедиа службы Windows. Их можно порекомендовать разве что владельцам плат, для которых нет DirectX-совместимых драйверов. К тому же, в случае выбора самой нижней строчки (это которая использует вывод без буферизации - обычно ее отмечают лишь в крайних случаях, когда невозможно настроить звук другими способами) некоторые функции программы (например, looping support) будут недоступны.

Рис.6

Третья закладка заведует прослушиванием семплерных пэтчей (рис. 7). Система прослушивания работает по следующему принципу: MIDI-команды от устройства MIDI-ввода направляются на волновой синтезатор, который способен автоматически создавать и загружать в себя семплы и пэтчи инструментов. Результат выводится через выбранное на предыдущей закладке устройство воспроизведения. Выбор самого синтезатора зависит от конфигурации вашего компьютера - это может быть штатный программный модуль Awave Studio, это может быть программный синтезатор Microsoft DirectMusic и это может быть аппаратный блок синтеза вашей звуковой платы, если, конечно, она состоит в списке поддерживаемых устройств. При наличии такой платы я бы рекомендовал выбирать ее из списка драйверов, если же таковой не имеется или качество/возможности в силу устаревания не удовлетворяют - смело выбирайте Microsoft DirectMusic (только не забудьте установить последнюю версию драйверов DirectX). Вот список программных и аппаратных синтезаторов, на данный момент совместимых с Awave Studio:
Microsoft DirectMusic (Microsoft DirectX версии 6.1 и выше);
Creative Labs SoundBlaster Live! (на чипе EMU10K1);
Creative Labs SoundBlaster AWE32, SB32 или AWE64 (на чипе EMU8000);
любая другая звуковая плата, совместимая с Emu SoundFont Management System;
Turtle Beach Maui, Tropez, Rio (синтезатор типа WaveFront);
Gravis UltraSound Classic/Max/Ace (на чипе GF1);
Gravis UltraSound PnP (на синтезаторе InterWave);
любая из плат на чипе S3 SonicVibes;
ну и абсолютно любая плата с аудиовыходом (используя штатный Sound mixer Awave Studio).

Рис.7

Итак, в самой верхней строке активизируется работа режима прослушивания, в поле, расположенном ниже, выбирается тип устройства MIDI-ввода, в следующем таком же окошке указывается драйвер синтезатора, а самая нижняя галочка ставится в том случае, если вы хотите использовать для игры компьютерную клавиатуру. Компьютерную клавиатуру можно без всяких конфликтов сочетать с любым другим устройством MIDI-ввода. Это частенько экономит время, когда надо просмотреть целую кучу разных библиотек, а для оценки содержимого достаточно не исполнять фуги Баха, а просто пару раз ткнуть пальцем.

Следующая закладка меню установок посвящена внешним программам, с которыми Awave Studio будет напрямую общаться (рис. 8). В ней можно задать любимые MIDI и аудиоредакторы, виртуальную клавиатуру и внешний MP3-кодек.

Рис.8

Ну и, наконец, последняя, пятая закладка "Parameter Set" (рис. 9), в которой можно отключить ненужные органы управления и активизировать необходимые. По умолчанию, в активном состоянии стоит возможность регулировки всех известных Awave Studio параметров (Awave`s complete set), однако такой набор часто не нужен для реальной работы с определенным синтезатором. Так что вы можете воспользоваться таблицей готовых пресетов (они, в основном, касаются форматов синтеза, применяющихся либо программно, либо в чипах распространенных звуковых плат) или самостоятельно "разобраться" с галочками, отвечающими за нужные опции.

 
Рис.9  
   

Скажу еще несколько слов насчет выбора нужных параметров. Если вы занимаетесь переконвертированием, бывает полезным активизировать все параметры регулировок, предлагаемых Awave Studio, даже если конечный формат синтеза не поддерживает часть их. Таким образом, можно визуально контролировать процесс и по ходу решать возможные проблемы совместимости разных форматов (например, при конвертации многослойного пэтча для синтезатора, поддерживающего всего один слой, и так далее). Нередко вручную отдельные нестыковки будет решить проще и быстрее, нежели это сделает автоматика (Instrument Processing Wizard). А вот если вы используете Awave Studio в качестве редактора пэтчей для конкретного семплера - тогда, конечно, предпочтительнее настроить программу строго под него.

Интерфейс
Главное окно Awave Studio (рис. 10) разделено по вертикали на две части. Слева (окно называется Collection Pane) в виде иерархического "древа" отображаются сведения о банках и пэтчах семплерных инструментов, включая слои, регионы (зоны) и сами семплы, в то время как правая часть (Waveform Pane) "заведует" только звуковыми файлами. Ниже "древа" банков и пэтчей Collection Pane может также отображать и загруженную MIDI-секвенцию. Оба окна предлагают возможности сортировки данных: левое - по названию библиотеки, банка и пэтча, а правое - по имени звукового фрагмента, его размеру, частоте дискретизации, ключевой ноте, наличию и типу петли. Все исключительно ясно и наглядно. Небольшая линейка панели инструментов, пять коротких меню в верхней строке, строка состояния, проходящая по нижней кромке рабочего окна - вот и весь нехитрый интерфейс. Панель инструментов фактически дублирует содержимое традиционных меню, так что большинство функций вызываются всего одним кликом мыши.

 
Рис.10  
   
Вот, в двух словах, назначение кнопок панели инструментов, слева направо: открыть новый файл (при этом теряется уже загруженная информация); открыть новый файл и добавить его к уже загруженному материалу; сохранить текущий выделенный объект; сохранить загруженную коллекцию инструментов (насколько я понял, это равнозначно банку); удалить выбранный объект; запустить штатный MIDI-аудиоплеер; открыть окно значения параметров и редактора для выделенного объекта; открыть меню "помощников" (Wizards Menu); открыть меню приема/передачи протоколов SDS, SMDI и содержимого буфера обмена; кнопка включения/выключения автоматического запуска окна параметров/редактора при выделении объекта; кнопка включения/выключения режима прослушивания; быстрый вход в меню установок Awave Studio и последние две кнопки, одна из которых отправляет вас на сайт разработчика, а вторая запускает систему помощи. Из неохваченных в панели инструментов остались лишь несколько функций, которые находятся в традиционной линейке меню сверху окна.

Работа с Awave Studio
При открытии звуковой файл не загружается целиком - программа "засасывает" лишь необходимую служебную информацию, чтобы иметь возможность закачать все остальное, когда в этом возникнет потребность. Все файлы, открывавшиеся ранее, запоминаются в меню Files/Recent files. Кроме того, Awave Studio имеет "умную" папку Recent. Она "следит" за своим содержимым, и если какой-либо из файлов в ней был перемещен или удален, вы не столкнетесь с бессильным сообщением об этом событии - файл либо будет автоматически открыт из нового местоположения, либо просто исчезнет из списка.

Открытые семплы появляются в правом окне Waveform Pane, у каждого из них слева находится небольшая иконка, выглядящая по-разному в зависимости от того, моно файл или стерео.

Любая операция над объектами в Awave Studio (под объектами я понимаю не только семплы, но и пэтчи, банки, MIDI-секвенции и т. п. - короче все, с чем работает программа) начинается с их выделения. После чего уже можно воспользоваться рабочим инструментарием, например, прослушать, отредактировать, сохранить в другом формате. Давайте для начала (идя от простого к сложному) рассмотрим элементарную переконвертацию одного семпла. Итак, открываем файл. Далее, идем в правое окно Waveform Pane и выделяем файл. Из открывшегося при правом клике меню выбираем Save waveform as (это же можно выбрать и через меню Files/Save waveform as). В появившемся окне указываем путь и конечную папку, изменяем (если надо) имя файла, выбираем в списке "Тип файла" конечный формат и жмем ОК. При желании можно еще указать способ внутреннего представления данных - PCM 8 или 16 бит, моно или стерео будет сохраняемый файл, но, в большинстве случаев, по умолчанию там уже отмечено то, что нужно. Тем не менее, в отдельных случаях (например, нельзя же сохранить стереофайл в формат, поддерживающий всего один канал) приходится прибегать и к этим установкам. Чтобы у вас не было никаких сомнений на этот счет, в правом нижнем углу окна сохранения есть кнопка Formats, нажав которую, вы попадете в справочник по известным программе форматам - из него можно почерпнуть немало полезной информации.

Форматы
Вообще-то, если заняться подробным (и даже не очень) описанием всех известных Awave Studio форматов звуковых данных, получится целая книга. Я лишь попробую дать краткий экскурс в справочную систему программы, посвященную данному вопросу. Попасть на эту страницу справочника можно не только нажатием кнопки Formats в меню открытия или сохранения файлов, но и через систему помощи Help. Для удобства информация разделена на две части: одна описывает форматы импорта, а другая - экспорта (вверху страницы находятся две гиперссылки, позволяющие переключать страницу на отображение форматов импорта или экспорта). Выглядит это как интерактивный список (рис. 11). Слева в алфавитном порядке следуют расширения файлов (выделены зеленым цветом), а строчка справа описывает название формата. Если требуется более подробная информация, достаточно кликнуть мышью по зеленому значку расширения - всплывет окно, содержащее более или менее подробное описание особенностей данного формата. Также можно заметить несколько графических символов, отмечающих тот или иной тип файла. Если на странице форматов импорта около какого-либо формата стоит значок с надписью "auto", это означает, что файл будет корректно распознан и открыт даже в случае испорченного расширения. Иконка с двумя нотами говорит, что из файла может быть "выужена" секвенция песни, которая может быть переконвертирована в MIDI.

Рис.11

Страница форматов экспорта содержит дополнительное количество таких значков - оно и понятно: при сохранении вопросов всегда больше. Итак, кружок обозначает, что выбранный формат поддерживает сохранение оцифрованного звука (waveforms). Символ клавиатуры гарантирует сохранение пэтчей семплерных инструментов. Иконка, отдаленно напоминающая букву "A" с крылышками, обещает поддержку сохранения целых коллекций инструментов. А изображение двух нот утверждает, что формат способен сохранить MIDI-секвенции. Как видите, немало разных типов файлов, рядом с которыми стоит не меньше двух разных значков. Те же, что отмечены всеми четырьмя, поистине волшебные - в одном файле может уместиться не только MIDI-песня, но и все банки, инструменты и семплы, которыми она должна воспроизводиться!

Процедура конвертации инструментов и банков (коллекций) инструментов принципиально мало отличается от вышеописанного преобразования одного семпла. Можно открывать файлы самой разной природы: пэтчи или целые банки их, MIDI-файлы и даже файлы трекеров, хотя далеко не во всех программа сможет распознать секвенции - в основном семплы и состоящие из них инструменты.

Трекеры
MOD-трекеры пришли на PC с компьютера Amiga, а вообще трекеры появились в восьмидесятых годах. В двух словах, MOD-трекер работал примерно так: выбрав кирпичики-семплы и обозначив схему их проигрывания (включая привязку ко времени и изменения высоты воспроизведения), можно было получить одноголосую инструментальную партию. Для получения многоголосой партии задействовались дополнительные каналы (до четырех в амигавских трекерах и до восьми в писишных). Результат сохранялся как единый файл (с расширением MOD) и занимал гораздо меньше места, чем, скажем, WAV-файл такой же продолжительности звучания. Помимо MOD, существуют, конечно, и другие трекеры - 669, Extreme, Delusion/Xtracker, Digital Sound Module, DigiTrekker, ABT Extended MoDule, Farandoyle, FunkTracker, Impulse Tracker, MultiTracker, Oktalyzer, Protracker Studio, Poly Tracker, Scream tracker, Fast Tracker...

Теперь обратим внимание на левое окно (Collection Pane, рис. 12). Банк (коллекция) инструментов является стволом "древа", от которого отходят "ветки" мелодических инструментов и перкуссионных раскладок. От них тянутся более тонкие "веточки" слоев (layers), а от последних - "побеги" зон или регионов (regions), каждому из которых соответствует "листок" семпла. Между прочим, все операции с семплами (редактирование, сохранение, настройки петель и др.) можно производить и из этого окна, так что, если дело касается одного-двух из них, в Waveform Pane лезть не стоит. Это разделение на два окна между программами и семплами условное, сделанное исключительно для удобства работы.

 
Рис. 12  
   
Любой инструмент можно послушать, пользуясь функцией прослушивания, или при помощи аудиоплеера проиграть по очереди все образующие его семплы. При прослушивании каждый воспроизводимый на текущий момент слой, регион и семпл для наглядности отмечается небольшой красной меткой. При выделении банков, инструментов, слоев и регионов в соседнем окне (Waveform View) отмечаются серым цветом входящие в соответствующий объект семплы. Итак, выделите себе на здоровье те объекты, которые хотите сохранить в другом формате, и выберите опцию Save (ваш объект - instrument, collection или waveform) as из меню Files (либо панели инструментов, либо меню "правого клика"). Далее выбираем нужный формат и - вперед. Надо заметить, что подводных камней тут гораздо больше, чем в операции с единственным семплом. Очень важно хорошо представлять себе особенности обоих форматов (исходного и конечного), поскольку из-за разницы в архитектуре синтезаторов, файлы которых вы хотите "перерулить", неизбежны нестыковки и несоответствия. В самом деле, форматы могут поддерживать разное количество слоев и регионов, семплы способны оказаться с отличным друг от друга внутренним форматом и т. д. Так что не рассчитывайте получить одним нажатием кнопки идеальный результат - без промежуточного редактирования не обойтись. Об этом я расскажу далее, когда буду описывать возможности Awave Studio как редактора пэтчей (и не только пэтчей).

Awave Studio может также работать с MIDI-файлами (и MIDI-подобными секвенциями, взятыми, скажем, из файлов трекеров). Само собой, можно прослушать композицию при помощи MIDI-плеера. Причем, если в программу, помимо MIDI-сонга, загружен какой-либо банк инструментов, то при воспроизведении секвенции MIDI Player будет брать совпадающие по номерам пэтчи в первую очередь из него, реагируя на MIDI-команды смены банка и пэтча. Любой отсутствующий инструмент в загруженном банке, на который ссылается MIDI-секвенция, будет замещаться из GM-банка, который, по умолчанию, использует синтезатор DirectMusic (либо чип вашей звуковой платы, если она отвечает за прослушивание). Как всю секвенцию, так и отдельный трек можно сохранить в любом формате, поддерживающем этот вид информации. Процедура сохранения полностью идентична описанным ранее, разве что название команды приобретет вид "Save MIDI As".

Для сохранения MIDI-совместимых секвенций очень полезными могут оказаться форматы RMI и MSS, так как они позволяют сохранять MIDI-информацию вместе со всем набором инструментов, необходимых для ее проигрывания, в единый файл! Наподобие старых трекеров, но с современным качеством. Если вы распространяете музыку, записанную с применением ваших собственных уникальных инструментов, то это очень удобно, тем более при преимущественном воспроизведении ее на программных синтезаторах типа DirectMusic. Небольшой камень в огород формата RMI: он до сих пор в разработке и совсем недавно стал использовать вложенные DLS-банки инструментов. Так что программная поддержка этой новой его особенности пока не является общепризнанным стандартом. Тем не менее, FMJ-Software выпустила специальный подключаемый модуль dmAmp для широко известного медиа-плеера Nullsoft WinAmp, позволяющий воспроизводить на нем RMI-файлы. Ну а в недалеком будущем сама Microsoft обещала включить полную поддержку RMI-формата в очередную версию своей DirectMusic.

Среди форматов, в которых можно сохранить MIDI-информацию, есть формат WAV, да еще и с возможностью выбора частоты дискретизации (рис. 13).

Рис. 13

Да и не только WAV, а еще и MP3 разных потоков. Что это, шутка? Отнюдь! Выберите нужный тип конечного файла, нажмите ОК, и начнет работать программный рендерер MIDI-2-Wave, пересчитывающий MIDI-аранжировку в обычный звуковой файл (рис. 14).

Рис. 14

MPEG-кодирование будет возможно, если заранее установить внешний кодек и настроить на него Awave Studio. Надо сказать, проверка рендеринга на вшивость не дала ожидаемых результатов. Я надеялся, что при одинаковых условиях два последовательных рендеринга MIDI-секвенции дадут два полностью одинаковых файла. Увы, при сложении в противофазе ожидаемых нулей я не увидел. И пусть саму эту функцию в данной программе серьезно рассматривать нельзя - ну не сводить же в Awave Studio серьезные аранжировки, а для мультимедиа и интернета и того хватит - все-таки, признаться, я был несколько разочарован.

И еще раз о файлах трекеров. К сожалению, Awave Studio далеко не все из них может корректно "распотрошить" на предмет секвенции воспроизведения, потому что она представлена в гораздо более сложном и запутанном виде, чем в MIDI. Тем не менее, есть одно примечательное исключение - те самые MOD-файлы, о которых написано во врезке. Awave Studio имеет специальный конвертор MOD to MIDI, так что все старые MOD-файлы с платформ как PC, так и Amiga можно спокойно "перерулить" в MIDI-композиции с набором оригинальных пэтчей. Причем, удалось сохранить полноценную передачу большинства (хотя, увы, и не всех) эффектов. Попробуйте открыть MOD-файл и проиграть его MIDI-плеером!

Как я уже упоминал ранее, при работе с Awave Studio вы неизбежно будете пользоваться различными функциями редактирования. Возможности этого самого редактирования я бы условно разделил на три типа: быстрое изменение основных параметров, используя "помощников" (Wizards); редактирование любых подлежащих регулировке переменных вручную; редактирование семплов и MIDI-файлов при помощи внешних программ, напрямую вызываемых из Awave Studio. Рассмотрим их по порядку.

Waveform recording wizard дает возможность без проблем произвести аудиозаписи, которые, возможно, лягут в основу какого-нибудь авторского пэтча. Первое его окно предлагает выбор записывающего устройства, частоты дискретизации, количества каналов, а также названия и местоположения конечного файла (рис. 15).

 
  Рис. 15  
   
Следующим шагом Waveform recording wizard включает так называемый режим Rec Ready, для того, чтобы можно было подстроить входные уровни сигнала. Для максимально качественного результата требуется, с одной стороны, захватить сигналом как можно больше длины поля индикаторов, а с другой - не допустить перегрузки. Используйте для этой цели выходные регуляторы прибора, с которого собираетесь вести запись, и входные "фейдеры" виртуального микшера вашей звуковой платы. Между прочим, внимательно следите за уровнями, так как даже при нормальной картинке индикаторов можно по неосторожности перегрузить аналоговые входы звуковой платы. Ну и последнее окно "помощника" записи осуществляет мониторинг в реальном времени, с отсчетом продолжительности записи, размера файла в килобайтах и индикацией уровня входного сигнала (рис. 16). Остановив запись, вы попадаете в главное окно Awave Studio, причем записанный фрагмент уже ожидает дальнейших действий в поле Waveform Pane.

 
  Рис. 16  
   

Как записанное, так и позаимствованное откуда-либо аудио нередко нуждается в обработке. Мастер Audio processing wizard предназначен как раз для работы с семплами, причем многие его функции могут воздействовать не на один семпл, а на несколько выбранных. Более того, в последних версиях Awave Studio появилась возможность обрабатывать Помощником не весь семпл целиком, а отдельную его часть. Рабочее окно (рис. 17) без лишних разговоров предлагает вам все доступные функции. В списке представлено немало инструментов, как относительно "безобидных", вроде Cut away selection, Append/Combine, Insert/Remove silence и т. п., так и сложных: Autotune, Resample, Time stretch... Особое внимание обратите на строку DirectShow audio effect filters - выбрав ее, вы получите доступ ко всем установленным в системе подключаемым модулям формата DirectX. Но увы! Доступ-то вы получите, это да, но вот прослушать в реальном времени действие эффекта почему-то нельзя! То есть, приходится работать либо вслепую, либо готовыми пресетами, что, на мой взгляд, практически обесценивает поддержку модулей DirectX.

 
  Рис. 17  
   

В левой части рабочего окна Audio processing wizard можно задать границы фрагмента семпла, который хотите обработать (сначала надо поставить галочку в поле Range selected). Дальнейшие действия очень просты - выбираете тип эффекта из списка справа и нажимаете "Готово". Wizard сам задаст все дальнейшие вопросы (если они требуются) и, при необходимости, откроет странички регулировок параметров эффектов, где можно сделать соответствующие коррекции. Если используются модули DirectX, то Wizard первым делом направит вас в список всех доступных эффектов этого формата, из которого вы попадаете в окно настроек выбранного модуля.

Instrument processing wizard создан специально для коррекции отдельных параметров пэтчей. Этот мастер полезен как при конвертации в форматы с отличающейся архитектурой, так и для редактирования авторских инструментов, особенно если Awave Studio используется в качестве одного редактора пэтчей для разных синтезаторов. Instrument processing wizard (рис. 18) предлагает набор функций, скорее, общего характера - если требуется более глубокая коррекция, придется запастись терпением и менять параметры вручную. Тем не менее, мастер существенно сэкономит время: он прекрасно разбирается с конфликтующими слоями, их разделением, изменением общий громкости регионов, а также их транспонированием, и т. д. Хочется отметить новую функцию (появившуюся только в последней версии Awave Studio) Add down-sampled waveforms at every octave. Она будет особенно полезна пользователям Kurzweil и других синтезаторов, которые не могут транспонировать больше, чем на одну октаву. Еще один новый алгоритм поможет уменьшить в пэтче количество слоев, если синтезатор поддерживает стереосемплы. Функция Merge mono waveform pairs to stereo создает стереосемплы из двух моно, которые фигурируют в парных слоях как "левый" и "правый" для одного региона.

 
  Рис. 18  
   

Очень хорошо продуманным мне показался "помощник" создания пэтчей с нуля - Create instrument wizard. Буквально за считанные минуты с его помощью можно создать полноценный пэтч, не возвращаясь по десять раз к одному и тому же месту, как это порой встречается в других редакторах. Загрузив в Awave Studio необходимые для создания пэтча семплы (как обозначить точки петли для "сырого" семпла я расскажу далее) или решив позаимствовать оные из других загруженных в программу банков, запускаем мастер. В первом окне (рис. 19) предлагается определить тип пэтча (мелодический или перкуссионный) и задать номера банка и пэтча.

 
  Рис. 19  
   
Нажав "Далее", вписываем в появившееся поле уникальное имя пэтча. Следующее нажатие той же кнопки приводит на страничку с краткими инструкциями, из которой открывается редактор Layer. Первым делом следует указать расположение регионов с семплами по клавиатуре, что и выполняется на первой закладке редактора (рис. 20).

 
Рис. 20  
   
Проведя указателем по экранной клавиатуре, вы откроете окно редактора регионов (закладка General), где задаются все необходимые установки. В этом самом окне (рис. 21) вы задаете базовые параметры региона - выбираете семпл, диапазон клавиш, чувствительность к скорости нажатия (velocity), можете "переизменить" значения семпла по громкости, высоте, сдвинуть точки петли, включить некоторые "фишки" архитектуры DLS (сжатие при загрузке, понижение битности при загрузке, совместимость архитектур DLS level 1 и level 2). Здесь же можно задать группы клавиш (Keygroups) и "фазовые" группы (Phase groups - все регионы, определенные в такую группу, при воспроизведении будут стартовать синфазно, отдельный регион можно обозначить как Phase Master - он будет своеобразным генератором "клока" для остальных). Чтобы получить доступ к этим "надрегулировкам", поставьте галочку перед строчкой Override waveform parameters - у вас к разблокированным опциям для семпла появится еще одна закладка окна - Loop. Кнопка Waveform, стоящая справа строки с названием семпла, открывает окно штатного аудиоредактора (о нем - далее).

 
Рис. 21  
   

Давайте теперь откроем закладку Articulation редактора регионов. Как видите, все опции заблокированы, кроме самой верхней - Enable region articulation override. Стоит отметить белый квадратик галочкой, как, помимо доступа ко всем регулировкам на этой странице, появляются еще несколько новых закладок: LFOs, EG1, EG2 и Effects (рис. 22). Вы включили режим редакции региона, при котором значения параметров осцилляторов, модуляторов, огибающих и эффектов региона могут быть отличны от общих значений слоя (Layer). Каждая закладка отвечает за свою область параметров: LFOs - за генераторы низкой частоты (Low Frequency Oscillators) и их установки; EG1/EG2 - за генераторы огибающих (Envelope Generators), где параметры Attack, Decay, Hold, Sustain, Release отображаются графически для пущей наглядности; Effects - за различные эффекты (фильтры, хорусы, реверберацию) и их связь с MIDI-командами и генераторами LFO и EG.

 
Рис.22  
   

После завершения работы в редакторе регионов, мастер предложит вам создать еще один слой. Таким образом, можно создавать столько слоев, сколько требуется. Когда все сделано, просто ответьте "нет" на вопрос о создании нового слоя, и пэтч готов. В любой момент можно продолжить работу по его доводке, войдя, например, в меню свойств слоев или тех же регионов и выполнив необходимые коррекции.

Любой объект на рабочем столе Awave Studio можно редактировать вручную. Вернее, выйти в меню свойств и получить доступ ко всему семейству параметров, которые только поддерживает программа. Последний описанный мной мастер, Create instrument wizard, как раз и делал ни что иное, как целенаправленное переключение между этими меню, иногда сопровождая его полезными подсказками. Чтобы войти в меню свойств, достаточно выделить объект и при помощи правого клика мыши выбрать команду Properties (также это можно сделать через меню Edit или нажав соответствующую кнопку на панели инструментов). Окна свойств для каждого слоя инструмента и для самого инструмента как две капли воды напоминают редактор регионов. Отличия лишь в том, что редактор слоев имеет страничку раскладки регионов по клавиатуре (мы с ней уже встречались в мастере Create instrument wizard), а редактор инструментов - окно управления слоями. Свойства банка представлены двумя страничками (рис. 23), на которых содержатся сведения о формате, "копирайтах", разная статистика и меню управления инструментами (из него можно выйти в окно свойств выбранного инструмента).

 
Рис. 23  
   

А вот свойства семплов до сих пор остались незаслуженно неосвещенными. Окно свойств, помимо всего прочего, представляет собой штатный аудиоредактор плюс специальную утилиту для быстрого создания петель. Итак, выделяем семпл и заходим в меню его свойств. Первая закладка, General (рис. 24), кроме разной статистики с неизбежными "копирайтами" позволяет выбрать ключевую ноту семпла и подстроить ее с точностью до одного цента.

 
Рис. 24  
   
Утилита Autotune делает это автоматически, причем в двух режимах - она может скорректировать не только значение высоты основного тона, но и изменить частоту дискретизации самого семпла (рис. 25). Также на этой странице можно регулировать амплитуду семпла и выбрать три опции специально для архитектуры DLS (с ними мы уже сталкивались ранее, в редакторе регионов).

Рис. 25

Следующая закладка, Editor, представляет собой штатный аудиоредактор Awave Studio (рис. 26). Конечно, он не столь красив, как Sound Forge или WaveLab, однако обладает всеми необходимыми инструментами для работы. Обычные команды "копировать", "вырезать", "вставить", кнопка воспроизведения, слайдер изменения масштаба и т. п. выведены прямо в рабочее окно. Если же требуется более существенное вмешательство, начиная от обычного фейда и заканчивая ревербератором или фленджером, - нажимаете кнопку Process и получаете доступ ко всем эффектам Audio Processing Wizard (говоря иначе - запускаете мастер).

 
Рис. 26  
   

Отдельным окном представлен очень удобный редактор петель (закладка Loop, рис. 27). Весь процесс настройки петли осуществляется при помощи нескольких слайдеров. Два вертикальных, находящихся справа от рабочего поля с "картинкой" волны семпла, отвечают за масштабирование изображения: один по амплитуде, другой - по времени. Четыре горизонтальных снизу - главные инструменты редактора. Эти слайдеры связаны попарно - отмеченный буквой "c" осуществляет установку точки петли (loop-point), а "f" - ее точную подстройку. Всего получаются две пары - для начальной и конечной точек.

 
Рис. 27  
   
Также, слева над слайдерами выбора есть две кнопки воспроизведения, одна из которых "гоняет" по кругу закольцованный участок, а другая проигрывает семпл с самого начала, опять же, закольцовываясь в обозначенных границах петли. Само собой разумеется, что можно обозначать границы петли при включенном воспроизведении, т. е. не вслепую. В отдельных полях показываются абсолютные значения точек старта и конца петли. Остальные опции редактора касаются типа петли: активизирована она или нет, в каком направлении будет проигрываться, должен ли воспроизводиться конец семпла (находящийся после конечной точки петли) при получении MIDI-команды Note Off и т. п.

Последняя закладка меню свойств семпла называется Source и отвечает за внутреннее представление аудиоданных семпла (рис. 28). Похожее окно Awave Studio выкидывает в том редком случае, когда не может сама распознать и открыть файл. Честно сознаюсь, мне никогда не приходилось лазить по таким установкам, и дать детального описания каждого субформата я, пожалуй, не смогу. Тем не менее, при работе с какой-нибудь аппаратурой, использующей иное представление аудиоинформации в файле, чем PCM 8 или 16 бит, вам, возможно, придется столкнуться с необходимостью вносить изменения и в эту, "закрытую для непосвященных", область форматирования.

 
Рис. 28  
   

Рис. 29 Загруженные в Awave Studio аудио- и MIDI-файлы можно также редактировать и при помощи внешних программ. Если вы сделали соответствующие настройки в меню Preferences/Helper apps (я подробно описал это ранее), то для каждого семпла или MIDI-секвенции станет доступной команда Run editor app... (рис. 29). Выбрав ее, вы посылаете файл в ваш любимый редактор и делаете все необходимые манипуляции с ним там. По завершении работы уже измененный файл вернется в Awave Studio.

Рис. 30 Настало время упомянуть о возможностях Awave Studio принимать и передавать семплы по протоколам SDS и SMDI. Кнопкой на панели инструментов открывается соответствующее меню (рис. 30). Строчки SDS и SMDI с командами Transmit (передать) и Receive (принять) - органы управления Awave Studio для работы с данными протоколами.

SDS, или MIDI Sample Dump Standard, представляет собой стандартный способ передачи аудиоданных по MIDI. Устройства (скажем, компьютер и синтезатор) можно соединить по MIDI как "открытым" (open loop), так и "закрытым" (close loop) способами. Имеется в виду, соедините вы устройства одним кабелем или двумя (даже для простой передачи данных в одну сторону). Awave Studio поддерживает оба способа. Конечно, предпочтительнее "закрытое" соединение, так как образуется обратная связь с отправителем при передаче, что помогает избежать ошибок и ускорить время процедуры. Используйте "открытый" способ соединения только в том случае, если у вас возникли проблемы при "закрытом" методе.

Итак, ознакомившись с мануалом вашего синтезатора касательно его MIDI-функционирования и соединившись с MIDI-интерфейсом компьютера, приступим к делу. Подготовьте синтезатор к передаче нужных семплов. В Awave Studio запустите команду SDS/Receive. Откроется диалоговое окно приема (рис. 31), из которого вы будете руководить процессом.

Рис. 31

Сначала правильно укажите MIDI-порты входа и выхода соответственно. Далее, имеются два способа старта. Можно нажать в окне кнопку Start, после чего в самом синтезаторе дать команду передачи. Awave Studio поддерживает прием по любому MIDI-каналу семплов с любыми номерами, так что вам даже не придется менять что-либо в настройках синтезатора по умолчанию. В строке состояния диалогового окна приема отображается ход процесса. По окончании программа сообщит, что готова к приему следующего файла. Другой способ старта заключается в управлении синтезатором прямо из диалогового окна приема. Вы задаете номер семпла и нажимаете кнопку Request. Система стартует автоматически. При отмеченной опции Fetch from consecutive locations, запрос следующего семпла будет происходить автоматически сразу после закачки предыдущего, до тех пор, пока будет чего качать. К сожалению, не все синтезаторы поддерживают такое удаленное управление и, естественно, оно не будет работать при односторонней коммутации. Передача семплов в синтезатор принципиально не отличается от приема: надо загрузить в Awave Studio нужные файлы, выделить их, запустить синтезатор в режим ожидания приема данных и дать команду SDS/Transmit. В диалоговом окне передачи (рис. 32) указываются все нужные параметры и осуществляется процесс, обратный описанному ранее. Из окна передачи можно прямо адресоваться к месту расположения передаваемого семпла, остановить процесс, пропустить какой-либо файл и т. п.

Рис. 32

Протокол SMDI, или SCSI Musical Data Interchange, осуществляет связь между MIDI-устройствами через SCSI-интерфейс. Нечего говорить, что такой протокол и быстрее, и надежнее. Чтобы Awave Studio могла работать с внешними устройствами через SCSI-интерфейс, в вашей системе должен быть установлен драйвер ASPI для WIN32 - если в папке системных файлов Windows лежит что-то типа WNASPI32.DLL, то, скорее всего, он уже установлен (обычно при установке SCSI-адаптера все нужные драйверы инсталлируются автоматически). Внимательно прочитайте инструкцию к тем устройствам, которые вы хотите подключить к компьютеру по SCSI. Шина эта капризная, если не разобраться с порядковыми номерами устройств и терминированием. Сам процесс приема/передачи данных через SCSI аналогичен вышеописанному обмену по SDS-протоколу, только дело происходит на порядок быстрее.

Теперь о встроенном в Awave Studio пакетном конверторе данных (Batch Converter) - Batch Conversion Wizard. Первое же окно мастера предлагает пакетную конвертацию всего, что только известно программе - это и звуковые файлы, и пэтчи, и банки пэтчей, и MIDI-подобные секвенции. В последнем случае, если исходный файл, помимо секвенции, содержит вложенные банки инструментов, а конечный формат поддерживает это - все благополучно сконвертируется. Представляете, на входе старенькие MOD-файлы, а на выходе - формата RMI, с вложенным DLS-банком инструментов! Итак, в этом окне Помощника необходимо выбрать, что же все-таки вы собрались конвертировать. Возьмем для примера звуковые файлы. Нажав "Далее", вы попадаете на следующую страницу (рис. 33). В свободном поле составляется список файлов, подлежащих конвертации. Вы можете "натаскать" их сюда мышью прямо из окна проводника или воспользоваться кнопками Add files (открывает стандартное окно навигатора), Find files (запускает систему поиска файлов), Scan dir (очень удобная утилита, позволяющая сканировать папки на предмет наличия в них аудио или других поддерживаемых файлов импорта; результат сразу помещается в окно списка выбора), Remove (удалить выделенное из списка), Play (воспроизвести выделенный файл или файлы), Clear (очищает весь список).

 
Рис. 33  
   
Следующая страница Batch Conversion Wizard содержит все возможные установки для пакетной конвертации выбранного списка файлов (рис. 34). Это, во-первых, выбор и настройка конечного формата: тип файлов, указание папки, куда их записывать (в том числе и в папку исходников), возможность перезаписывать файлы с совпадающими именами. Плюс настройка субформата данных и количества каналов (моно, стерео или как в оригинале). Во-вторых, это установки эффектов, которыми можно одинаково обработать всю "пачку" файлов. Набор штатных алгоритмов представлен нормализацией, ресемплингом и удалением тишины (remove silence) как в начале, так и в конце файлов. В дополнение к ним можно использовать вплоть до четырех подключаемых модулей формата DirectX. К сожалению, крутить ручки, слушая изменение сигнала в реальном времени, здесь тоже нельзя. Правда, это не так критично, как в случае с обработкой отдельных семплов в Audio processing wizard. Нажав "Готово", вы сначала последовательно пройдете по окнам управления выбранными DirectX-эффектами, после чего стартует процесс конвертации, за ходом которого можно следить по открывшемуся окошку мониторинга операции. Вот и все.

 
Рис. 34  
   

Пакетная конвертация остальных объектов - пэтчей, банков, MIDI-сонгов - осуществляется таким же образом. Непонятно лишь, почему финальное окно настроек не меняется в зависимости от типа данных, подлежащих конвертации, - нормализацию, ресемплинг и эффекты можно включить даже при обработке пэтчей и MIDI-файлов.

Awave Audio 7.5
Программа Awave Audio не что иное, как отпочковавшийся и самостоятельно развившийся Batch Conversion Wizard из главной программы семейства, Awave Studio, так что пользователям Awave Studio не придется заново осваивать абсолютно новый продукт. Правда, сразу должен сказать - никаких пэтчей и MIDI-файлов вы в этой программе не "перерулите". Как это и следует из названия, Awave Audio работает исключительно со звуковыми файлами. Программа понимает около шестидесяти форматов аудиоданных, которые она может сохранять в любые из примерно тридцати конечных типов файлов. Интерфейс работает по принципу Batch Conversion Wizard из Awave Studio (рис. 35).

 
Рис. 35  
   
Но, в отличие от Awave Studio, Awave Audio может спокойно обрабатывать файлы большого размера, не жалуясь при этом на нехватку памяти. Программа может работать с многоканальными (больше, чем два канала обычного стерео) двадцатичетырехбитными файлами с частотой дискретизации сто девяносто два килогерца при тридцатидвухбитном с плавающей запятой внутреннем представлении семпла! А все алгоритмы, эффекты и прочие математические вычисления работают с разрядностью в шестьдесят четыре бита с плавающей запятой. При операциях с понижением разрядности обрабатываемого материала используются алгоритмы дизеринга для избежания транкейта. Awave Audio, подобно своему предшественнику, предлагает набор инструментов для обработки звука, включая поддержку подключаемых модулей DirectX. Еще в программе есть Audio recording wizard, который может записывать звук в файлы большей разрядности и частоты, но внешне фактически не изменился, и поддержка чтения треков CD-Audio (требует наличия MMC2-совместимого CD/DVD-ROM привода и установленных драйверов ASPI32). Надо, правда, отметить, что последняя функция относится, по словам разработчика, к "неподдерживаемым бонусам", и он не может ручаться за корректность ее работы, предлагая приобрести для этой цели еще одну свою программу - Awave ACDR. Не знаю, с какими приводами CD-ROM эта штуковина нормально работает в Awave Audio, но на моем компьютере в девяти случаях из десяти выскакивает сообщение об ошибке, в то время как с Awave ACDR проблем вообще не возникает.

Покупка, инсталляция, регистрация и прочее ничем не отличаются от подобных процедур Awave Studio.

Работа с программой аналогична манипуляциям с Batch Conversion Wizard из Awave Studio в режиме обработки аудиофайлов. Появилось несколько новых утилит, типа удаления из сигнала постоянной составляющей (Remove DC offset), обрезания файлов по заданному времени звучания, создания пользовательских пресетов, нормализации файлов не только по одним пикам, но и по RMS. Рядом с окошками DirectX-эффектов теперь находятся кнопки прямого выхода в режим редактирования параметров (и опять без возможности прослушивания в реальном времени!), позволяющие разобраться с настройками до запуска основного процесса. Главное же - существенно расширился список выбора внутреннего представления данных сохраняемых файлов, который вместе с новым меню More options даст дополнительные возможности в руки специалистам форматирования и программирования звука.

Awave ACDR 2.0
Программа Awave ACDR предназначена для работы с аудио-CD. Но если Awave Studio и Awave Audio, по сути, занимались одной и той же задачей (разница была лишь в типе обрабатываемых данных), то Awave ACDR предлагает уже новую основу, к которой "прилепили" функции конвертирования. Главное в программе - отличная "читалка" треков CD-Audio, обладающая несколькими алгоритмами коррекции и возможностью настройки параметров чтения. Читалка работает со всеми MMC2-совместимыми приводами CD- или DVD-ROM, способными читать цифровое аудио. Вторая "фишка" Awave ACDR - использование онлайновой поисковой базы CDDB2 Disc Recognition Service (службы распознавания дисков) компании Gracenote CDDB, которая быстро выдаст всю доступную информацию по диску, находящемуся в приводе CD-ROM: исполнителей, названия треков, жанр, год выпуска и т. п. Ну и третья составляющая программы - возможность сохранять прочитанные треки на жесткий диск в разных форматах, плюс некоторая обработка.

Приобретение и инсталляция ничем не отличаются от вышеописанных программ. Интерфейс внешне очень напоминает Awave Audio, хотя общих функций у них гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд.

Первое окно показывает содержимое текущего диска в CD-ROM (рис. 36). Между прочим, все названия, что вы видите на рисунке, получены с помощью системы CDDB. При первом запуске Awave ACDR надо нажать кнопку CDDB, чтобы пройти регистрацию и авторизацию в системе поиска. Дальше достаточно будет дать команду CDDB/Lookup disc, чтобы получить необходимую информацию. Конечно, CDDB может дать информацию лишь о тех дисках, которые зарегистрированы в ее базе данных, так что не исключена вероятность того, что по вашему запросу она ничего не найдет. Но вы обладаете возможностью самостоятельно зарегистрировать неизвестный ей диск командой CDDB/Submit disk. Вам будет предложена специальная анкета, заполнив и отправив которую, вы дадите миллионам пользователей системы информацию по диску.

 
Рис. 36  
   
Вернемся к рабочему окну. Для того, чтобы перейти к следующей странице, необходимо отметить галочкой как минимум один трек, который вы хотите прочесть. Кнопка Select All автоматически выделяет все треки. Кнопка Refresh обновляет информацию о диске (мало ли - автоматика не сработала). Кнопка Add позволяет создать из текущего материала "виртуальный" трек и добавить его к списку (например, вы хотите какой-нибудь фрагмент сохранить отдельным файлом). Для этого открывается специальное меню, где вы с точностью до кадра можете определить его границы (рис. 37). Оттуда же можно прослушать полученный результат. Кнопка Play воспроизводит выбранный трек.

Рис. 37

Итак, отметив нужные треки, нажимаем "Далее" и переходим на следующую страницу (рис. 38). Здесь задается конечный формат сохраняемых треков, указывается папка, куда их записывать, задаются имена файлов. Имена задаются довольно хитрым способом - предлагается последовательность из четырех окон, в каждом из которых можно выбрать какой-нибудь параметр, относящийся к диску - имя трека, год выпуска, название диска, жанр и т. п. Из них можно "слепить" информативное имя файла, к примеру: \Hard Rock\Aerosmith\Their Hits 1972-1997\Falling In Love. Даже символы, разделяющие слова, выбрать можно (между прочим, если в качестве такого символа использовать слеш, то получится не только название файла, но и несколько папок, одна в другой, куда будет записан файл: в данном случае, в новой папке Hard Rock будет создана директория Aerosmith, в ней - поддиректория Their Hits 1972-1997, в которой будет сохранен файл Falling In Love.wav). И все хорошо до тех пор, пока система CDDB сообщает вам эту информацию. Если же в системе такой информации нет, или вы вообще не хотите пользоваться ни CDDB, ни интернетом - написать вручную имя файла нет никакой возможности. Остается лишь выбирать - Track 01 или Track 10. Почему не предусмотрено человеческого написания имен - не знаю. Опции к файлам следующие: можно писать последовательные треки в один файл, перезаписывать файлы с совпадающими именами, заменять пробелы подчеркиванием (видимо, для имен) и составлять M3U Playlist. Эффектов почти нет (да и зачем они здесь), присутствуют лишь функции удаления тишины в начале трека (Remove leading silence), ресемплинга с несколькими типами алгоритмов процесса, обрезания файла через заданное время.

 
Рис. 38  
   

В самом низу окна задаются параметры режимов чтения. Их три. Самый первый, Burst mode, читает, что называется, напрямую и хорошо работает на современных приводах и качественных дисках. Само собой, это самый скоростной режим чтения. Второй, Jitter correcting mode, использует алгоритм коррекции джиттера. Информация с CD-диска при чтении разбивается на перекрывающие друг друга полосы. Когда головка начинает читать следующую такую полосу, на жесткий диск сбрасывается ненаезжающая на соседнюю часть первой полосы, и так далее. Специальный алгоритм следит, чтобы эти кусочки совпадали. Этот режим заметно медленнее, так как время расходуется не только на фактически двойное чтение данных, но и на дополнительные позиционирования головки чтения при старте каждой полосы. Третий режим, Scratch correcting mode, настолько дотошен, что способен "взять измором" даже "покоцанный" диск на плохом приводе. Поток информации разбивается на мельчайшие кусочки, которые читаются дважды. После этого алгоритм сравнивает обе попытки и при совпадении результатов пишет фрагмент на жесткий диск. Если же они отличаются хоть на один бит - повторяет операцию заново. При повторении неудачи восьмой раз он высчитывает среднее значение всех восьми попыток и только после этого записывает кусочек на диск. Это самый медленный режим чтения. Ну и, кроме этих режимов, есть возможность настройки скорости чтения самого привода - иногда при появлении ошибок достаточно ее понизить, и все будет ОК.

Выставив нужные параметры, нажимаем "Далее" и запускаем процедуру чтения/записи. В появившемся окне мониторится ход процесса, ведется статистика операций и выводятся сообщения об ошибках (при их возникновении). Если внизу окна поставить галочку в строке Eject disk when done, то после каждого чтения привод будет автоматически "выплевывать" прочитанный диск.

Ну и еще раз насчет режимов чтения. Я протестировал все три режима на разных скоростях - "грабил" один и тот же трек, но с разными установками, а результаты суммировал в противофазе друг с другом в программе Sound Forge. Я не знаю, может, у меня самый лучший в мире CD-ROM и тестовый компакт-диск (специально взял для теста самый убогий с виду), но результатом сложений всегда были абсолютные нули. При разных установках. При одинаковых установках. Я даже сохранил один файл раз пятнадцать подряд в режиме Burst на максимальной скорости, тряся при этом компьютер руками! Все равно файлы были полностью идентичны.

Впечатления и выводы
Впечатления, в целом, очень положительные. Однако, есть немало моментов, заставляющих искать обходные решения. В Awave Studio ограничение разрядности поддерживаемых файлов шестнадцатью битами, по-моему, скоро станет значительной отрицательной чертой программы, особенно когда все больше и больше семплеров будут работать с 24-битными семплами. Еще больше меня настораживает невозможность полноценно работать с модулями формата DirectX, и не в пакетном конверторе, когда действительно можно воспользоваться заранее приготовленными пресетами, а в штатном аудиоредакторе, где слышать, что делаешь, просто необходимо. Хотелось бы более честного рендерера MIDI to Wav, тем более, что математика миксдауна различных виртуальных студий давно нареканий не вызывает. В остальном, Awave Studio - программа, аналогов которой я не знаю. Я пробовал тестировать честность конвертации пэтчей семплерных программ, но, к сожалению, не смог осуществить это, поскольку нельзя создать равные условия для семплера Akai и звуковой платы компьютера в силу их аппаратных различий. Могу сказать лишь, что многочисленные библиотеки инструментов, "переруленные" еще при помощи Awave как мной, так и моими знакомыми, звучат на другом оборудовании очень похоже на оригинал. Кроме того, для достижения полной идентичности звучания мало переконвертировать пэтчи - надо заставить аппаратные модули разных инструментов работать одинаково, что невозможно. Если же мы имеем дело с пэтчами, составленными из одних семплов (без применения фильтров, модуляторов и т. п.), то разница в их звучании на разных платформах определяется лишь разницей в качестве цифро-аналоговых преобразователей аппаратуры.

Что же касается программ Awave Audio и Awave ACDR - никаких нареканий к их работе у меня нет. Жалко лишь, что Awave Studio не снабжена поддержкой файлов с современной разрядностью и возможностью чтения треков CD-Audio.

Также я пробовал Awave Studio и Awave Audio на корректность передачи аудиоданных при конвертировании между различными форматами. Я выбрал несколько форматов с одинаковым внутренним представлением данных (иными словами - субформатом) и взял тестовый WAV-файл. Его я последовательно пропустил через всю выбранную цепочку форматов, напоследок сохранив в первоначальном формате. После чего просуммировал в противофазе оригинал и его подопытного двойника. Файлы оказались полностью идентичными.

Вывод один. Если в работе вам приходится иметь дело с разными форматами данных - эти программы для вас. Для меня они давно стали настольными инструментами, достоинства которых с лихвой перекрывают не такие уж и страшные недостатки.

Пока статья готовилась к печати программы Awave Studio и Awave Audio в очередной раз обновились. Вот краткий список новых возможностей.

Awave Studio 8.2. Как обычно, добавлена поддержка нескольких новых форматов инструментов: PGM (файлы наборов ударных Akai MPC 2000, MPC 2000 XL, MPC 3000), NVF (файлы Creative Nomand Voice), KIT (файлы наборов ударных Native Instruments Battery). Текущую коллекцию теперь можно сохранять как VAP-файл, содержащий все загруженные семплы. Появилась новая команда в меню мастера Instrument processing wizard - Merge all into a single multi-layered instrument, объединяющая выбранные слои (или "однослойные" инструменты) в один многослойный пэтч. Добавлена опция в диалоговое меню Auto Create Drum Kit, позволяющая указать количество клавиш, занимаемое каждым регионом.

Awave Audio 7.6. Заменена программа установки, исправлены ошибки при чтении файлов WMA и MP2, дополнен список сообщений об ошибках. Добавлена поддержка Windows ACM (Audio Compression Manager) при раскодировании некоторых субформатов WAV-файлов, с которыми программа не знакома непосредственно (к примеру, Truespeech, G.723.1, Voxware, ACELP). Появилась возможность записи звуковых файлов Mpeg layer II (MP2), используя бесплатный кодер TooLame (можно скачать с сайта FMJ-Software в качестве дополнительной DLL-библиотеки). Добавлена поддержка форматов файлов Creative Nomad Voice (NVF) и компрессированных аудиофайлов Sony Playstation/PS2 (VAG). Появились опции настройки параметров обработки Remove silence и RMS normalization. Обновлен дополнительный модуль DLL-библиотек Ogg v1.0rc3 для поддержки работы с файлами формата Vorbis (OGG).

  Оценка статьи

Посещений: 18914 | Проголосовавших: 44 | Средняя оценка: 4.4

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА