Начало
 
 


Звуковые редакторы

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Steinberg WaveLab 4.0

Звуковые редакторы: Cool Edit 96, Sound Forge 4.0b и WaveLab 1.6

Корректность программной обработки
 

 
  Steinberg WaveLab 3.0

Александр ФЕДОРОВ
Музыкальное Оборудование
август 2000

Третья версия одного из звуковых редакторов для PC - WaveLab - уже успела произвести впечатление на тех, чья деятельность связана с созданием музыкальной продукции. А деятельность эта рано или поздно требует хирургического вмешательства в увеличенную волновую форму "ножницами", "карандашом" и подобными инструментами. Такую работу намного удобнее выполнять за большим монитором компьютера, чем на маленьком дисплее какой-нибудь рабочей станции.

На данный момент особых проблем в подключении цифрового музыкального оборудования к компьютеру нет (интерфейс SCSI для работы с семплерами, интерфейсы SPDIF, AES/EBU, ADAT, TDIF на платах цифрового ввода-вывода), поэтому ничто не препятствует отправке звукового материала на редактирование и получению его обратно. Если прибавить к этому удивительную гибкость настройки звуковых редакторов под пользователя и оборудование, то преимущества использования компьютера для редактирования очевидны.

Опытные люди наверняка пробовали работать в каждом из трех наиболее развитых звуковых редакторов: Syntrillium Cool Edit Pro, Sonic Foundry Sound Forge и Steinberg WaveLab. Эти программы могут применяться практически с одинаковым успехом. Их интерфейс и взаимоотношения с операционной системой отлично отработаны.

Я всегда использовал Sound Forge и спокойно относился к модификациям WaveLab вплоть до версии 2.0. Методы редактирования и представления волновой формы, используемые в Sound Forge, многие считали стандартом де-факто. Cool Edit до этого уровня явно не дотягивал. Но вот в WaveLab появилась мастер-секция с шестью слотами под эффекты реального времени, появились качественные модули спектрального анализа, значительно повысилась скорость обмена информацией с жестким диском (особенно по SCSI), работа с семплерами превратилась в удовольствие; появились развитые возможности нарезки CD, мощная пакетная обработка. Самое главное - программа начала поддерживать 24-разрядный звук (Sound Forge, кстати, до сих пор 16-битный [до версии 5.0 - прим. ред.]). Это особенно актуально сейчас, когда поддержка стандарта 24/96 является непременным атрибутом серьезного устройства, да и рынок переполнен относительно недорогими компьютерными платами цифрового ввода-вывода, поддерживающими этот стандарт.

Версия 3.0 WaveLab сразила меня своими возможностями. Программа собрала в себе то, что до сих пор можно было найти только в нескольких специализированных программах.

Виды файлов
WaveLab 3.0 позволяет редактировать звуковые файлы по одному, объединять их в проекты и организовывать в базы данных. Поддерживается большое количество форматов звуковых файлов (WAV, AIF, AU, SND, MP2, MP3, RAW, PCM). Возможно преобразование файла любого формата в любой другой. Как было сказано ранее, программа поддерживает разрядность 24 бита и частоту дискретизации 96 кГц. WaveLab работает также с файлами разрядностью 8, 16 и 20 бит, частотами дискретизации 88,2, 64, 48, 44,1, 32, 22 и 11 кГц, а также, если позволяет оборудование, с произвольно выбранной частотой в диапазоне от 2 до 100 кГц.

Особое внимание хочется обратить на разрядность "32 бита с плавающей запятой" (при записи этот тип файлов называется "24-bit Alt"). Данный формат используется многими производителями звукового оборудования, способного работать с 24-разрядным звуком (обычно поддерживается как простой "24-bit", так и "24-bit Alt" форматы, последний обеспечивает лучшую производительность). Формат "24-bit Alt" позволяет читать дополнительную информацию с внешних устройств, например, маркеры StartID при сбросе "в цифре" c DAT магнитофона (для этого необходимо иметь звуковую плату, поддерживающую TMS-протокол фирмы RME). При создании нового файла, изменении атрибутов и конвертировании формат "24-bit Alt" называется в программе "32-bit float". Замечу, что такой файл занимает на диске в два раза больше места, чем 16-разрядный той же частоты дискретизации.

Поддерживаются моно, стерео и двойные моно файлы. Последние представляют собой двухканальные звуковые файлы, в которых каждый канал обрабатывается как независимый моно файл (этот тип введен для совместимости с некоторыми системами записи, использующими такой принцип).

Для удобства работы в программе существует так называемый "проект", файлы которого имеют расширение PRJ. При работе над проектами обычно приходится иметь дело с несколькими звуковыми файлами. WaveLab предлагает объединять их в группы и переключаться между файлами двойным щелчком мыши, что очень удобно.

Пойдем дальше. На столе - рабочий беспорядок из пяти-шести любимых семплерных библиотек на CD. В компьютере - два SCSI диска с пятью тысячами семплов. Есть острое желание найти и редактировать семпл "бочки" (тома с SP 1200, клэпа с TR 909 и т. д.). Доверьтесь WaveLab. Встроенный компонент программы AudioAccess - настоящая база данных, облегчающая работу с большими коллекциями звуковых файлов. С помощью AudioAccess можно эффективно разбить файлы на категории, группы, задать комментарии для облегчения последующего поиска, в общем, упорядочить и структурировать. Файлы могут находиться как на жестких дисках, так и на CD. Поиск файлов по определенному критерию и прослушивание "на лету" - основные достоинства AudioAccess. Базы данных имеют расширение DBA.

Четвертый вид файлов - CD Program (расширение CD). Этот файл содержит Play-лист/PQ-лист записываемого CD.

Наконец, файлы с расширением MON - основа работы в окне Audio Montage. Это окно - самая главная новинка версии 3.0, выгодно отличающая программу от других звуковых редакторов. По поводу Audio Montage можно сказать следующее: не похоже на WaveLab, смотрится в программе как-то обособленно, представляет собой полноценную многодорожечную систему нелинейного монтажа и редактирования с автоматическим созданием кроссфейдов, встроенной обработкой, векторной автоматизацией и прочими прелестями.

Проекты
Если вы, работая над композицией, редактируете один-два файла, то проекты в WaveLab вам совершенно не нужны. Но обычно приходится иметь дело с десятками файлов - открывать, прослушивать, копировать, обрабатывать, отправлять в семплер. Согласитесь, хорошо было бы забыть про расположение файлов, создать структуру, группы файлов, имеющие осмысленные имена, чтобы затем двойным щелчком на имени файла загрузить его в программу!

WaveLab позволяет это сделать путем создания проекта. В окне проекта находится дерево групп файлов, в котором можно создавать свои группы, подгруппы и добавлять в них файлы. Абсолютные пути и логические диски, на которых находятся файлы, сохраняются в проекте, а в группах отображаются только имена файлов.

Проект удобно использовать для объединения в логическую структуру разнородных файлов, треков CD и т. д. Например, материал для рекламных роликов на радиостанции можно разбить на несколько групп (рис. 1), для размещения в них всех рабочих файлов.

Рис. 1

На рисунке показано контекстное меню, с помощью которого группы создаются, переименовываются и удаляются. Добавление файлов в группы возможно тремя способами: из стандартного диалога (выбором команды Add контекстного меню); нажатием кнопки с точкой на заголовке окна с файлом и перетаскиванием значка в нужное место дерева; или перетаскиванием файлов из окна аудио базы данных. В проекте сохраняются только ссылки, сами звуковые данные не копируются.

Интерфейс
WaveLab 3.0 приятно удивляет простотой и продуманностью интерфейса (рис. 2).

 
Рис. 2  
   

Все как обычно - плавающие панели инструментов, меню, диалоги. Помимо этого есть множество маленьких хитростей.

Например, в нижней части главного окна есть переключатель файлов (Switch Bar). Работая над проектом, приходиться метаться между несколькими открытыми файлами. Их окна могут быть закрыты другими, свернуты, в общем, не видны. Щелчок по закладке - и окно перед вами. Кстати, закладки можно прицепить куда угодно.

Обратите внимание на заголовок окна. Кнопка с полоской посередине минимизирует окно до размеров заголовка, что удобно, когда хочется заглянуть под окно. Повторное нажатие на эту кнопку возвращает окну предыдущий размер. При нажатии на кнопку с точкой курсор превращается в значок волновой формы. Если этот значок перетащить в пустое место главного окна, то автоматически создается дубликат, с которым можно работать, как с любым новым файлом. Вообще, глядя на все это, хочется спросить Microsoft - не собирается ли она приобрести лицензию у Steinberg на использование подобных кнопок во всех окнах Windows?

Кстати, создать новый файл из выделенного фрагмента текущего также легко - просто перетащите выделенное в пустое место главного окна.

Видимость панелей управления и других окон программы регулируется из меню View. В этом же меню можно выбрать цветовую схему окна (прилагаются шесть стандартных схем) или создать собственную. Команда Screen Layouts позволяет сохранять расположение и размер окна с волновой формой, управляющих окон и панелей, подключаемых модулей, и применять эти настройки к любому открытому файлу. Вы просто открываете нужные окна, располагаете их на экране в определенном порядке, затем в окне Screen Layouts (рис. 3) вводите имя шаблона, нажимаете кнопку Add и Key Sequence, вводите последовательность клавиш, по которой будет вызываться шаблон.

 
  Рис. 3  
   

Я знаю, что большинство пользователей не используют шаблоны просто потому, что "руки не дошли до такой мелочи, работать же надо". Однако набор из тематических шаблонов ("Работа с семплерами", "Динамическая обработка", "Поиск файлов", "Прожигание CD" и т. п.) может значительно повысить удобство общения с программой.

Очень помогает в работе контекстная помощь, которая есть в каждом диалоговом окне. Не знаете, для чего нужна кнопка (слайдер, окно ввода)? Чем отличается Quick Process от Standard или High Quality? Нажимаете "?" в заголовке окна и подводите курсор с этим значком к незнакомому элементу. Всплывающее окно содержит краткое, но доходчивое описание его назначения.

Радует глаз приятная металлическая фактура панелей и диалоговых окон, общая продуманность элементов каждого окна, а также присущая немцам точность в названиях.

Редактирование волновой формы
После загрузки файла в WaveLab окно редактирования выглядит так, как показано на рисунке 4.

 
Рис. 4  
   

Окно разделено на две панели, размеры которых можно менять, потянув мышью за разделитель.

Верхняя панель служит для быстрого перемещения по файлу, а нижняя - для детального просмотра и редактирования. Можно выделить прямоугольную область в верхней панели для ее просмотра в нижней. В верхней части каждой панели есть линейка времени, настраиваемая на отображение времени в пяти форматах: семплы, временной код (часы/ минуты/ секунды/ кадры), такты и размер файла. Последний формат довольно необычен, но удобен для некоторых операций. Например, выделяя фрагмент для последующего вырезания и перемещая курсор с позиции 7,45 Мбайт в 9,16 Мбайт, вы имеете представление о размере будущего файла.

Вертикальная линейка в нижней части панели также настраивается на отображение уровня в децибелах, процентах и значениях семплов. Обе линейки можно "раскрасить" или сделать прозрачными.

Масштаб волновой формы изменяется в широких пределах: от 1:131072 до 32:1, что значительно превышает диапазон в других звуковых редакторах. Само по себе значение масштаба - это либо число семплов на один пиксель экрана (что используется чаще), либо число пикселей на один семпл. Ползунки управления масштабом находятся в правом нижнем углу панели (горизонтальный масштаб) и в правом верхнем (вертикальный масштаб).

Хочется отметить плавность прокручивания волновой формы при воспроизведении вне зависимости от масштаба. Но все же для моих глаз прокрутка в Sound Forge кажется приятней.

Для удобства каналы стерео файла обозначаются разными цветами (по умолчанию - левый канал коричневым, правый - зеленым). Выделение фрагмента выполняется как мышью, так и с клавиатуры, размер выделения меняется потягиванием за край. С выделенным фрагментом можно выполнять все обычные операции редактирования - копировать, вырезать, удалять, вставлять (с заменой материала или микшированием, несколько раз подряд). Можно обрезать файл по позиции курсора (Trim), вставлять тишину или любой фрагмент из любого открытого окна простым перетаскиванием.

WaveLab использует свой буфер обмена вместо предлагаемого Windows. Это логично, ведь буфер Windows не рассчитан на управление объемными звуковыми данными. А WaveLab, учитывая специфику материала, позволяет выполнять операции копирования, вырезания и вставки значительно быстрее. Кроме того, буфер обмена WaveLab можно открыть как обычный файл, выполнив команду меню Edit-Clipboard-Show.

Есть пять основных инструментов редактирования, которые можно выбрать с панели Tools. Особый интерес представляют "карандаш" и "толкатель" (nudge tool). Карандаш используется для прямого редактирования волновой формы, начиная с масштаба 1:8 и выше. Наиболее удачное его применение я вижу в ручном удалении щелчков или подобных дефектов (если их не много), что обычно гораздо быстрее и нагляднее, чем использование специальных модулей типа Click Removal. Кроме того, любой алгоритм чистки может изменять "невиновные" звуковые данные.

Инструмент "толкатель" удобен, когда выделенный фрагмент, не изменяя его длину, нужно переместить по файлу. Правый и левый варианты "толкателя" перемещают выделенный фрагмент в соответствующем направлении.

Есть возможность сохранения текущего масштаба, положения курсора и прокрутки окна в виде "снимка". WaveLab поддерживает до восьми снимков на каждое окно. Можно также копировать позиции выделения и положения курсора из одного окна в другое.

Для ускорения работы рекомендую пользоваться маркерами. Их в WaveLab аж одиннадцать типов: обычные маркеры, которые сохраняются в файле и служат для разделения смысловых частей (Generic), временные (Temporary), которые в файле не сохраняются, маркеры начала и конца CD-трека, части трека, маркеры начала и конца петли, начала и конца заглушения, и начала воспроизведения. Возможно автоматическое генерирование маркеров на основе звуковых данных, что удобно, например, для выделения пауз или нюансов ритм-секции.

В целом, представление и редактирование материала в WaveLab просто и интуитивно понятно. А если освоить еще и клавиатурные сокращения по управлению масштабом и курсором, то скорость работы значительно повысится.

Воспроизведение
В программе есть несколько режимов воспроизведения: от курсора, c начала файла, c начала выделения, с конца выделения, с маркера старта, предыдущего/следующего маркера, с маркера CD-трека и, что очень полезно, от левого края окна. Кроме того, при воспроизведении можно пропускать выделенный фрагмент или фрагмент, помеченный маркерами Mute Start и Mute End. Можно зациклить воспроизведение всего файла, выделения или петли, отмеченной маркерами Loop Start и Loop End.

Есть также режим Jog/Shuttle (мне кажется, он введен для расслабления звукоинженера после тяжелого рабочего дня). Выбрав этот режим, можно прослушивать файл вперед и назад с разной скоростью, причем скорость зависит от ускорения мыши (Jog), либо от расстояния между осевой линией окна и краем (Shuttle). Можно выбрать инструмент Play Tool с панели Tools, после чего воспроизведение начнется с любого места волновой формы, где вы щелкнете мышью. Во время воспроизведения можно щелкать на линейке времени для мгновенного перемещения курсора в нужную позицию.

Запись
Осуществляется нажатием круглой красной кнопки на панели транспорта. В появившемся окне (рис. 5) указывается целевой файл, производится настройка начала/окончания записи, здесь же можно увидеть оставшуюся емкость диска. Есть два типа целевых файлов: временный, который можно не называть до записи, а сохранить позже, и "финальный", то есть файл с заданным именем на диске. Если щелкнуть по флажку AutoNumber, программа будет добавлять к имени файла номер попытки, то есть можно спокойно делать дубли, не боясь затереть уже записанный материал. В любой момент можно изменить атрибуты файла (частоту и разрядность).

Рис. 5

Есть разные режимы записи, которые отмечаются флажками, а настраиваются в отдельном окне (рис. 6). Запись может начаться автоматически в определенное время или по достижении сигналом определенного уровня, прекратиться - при снижении уровня ниже установленного в течение заданного времени либо по прошествии времени, которое вы укажете. Программа может устанавливать маркеры при нажатии кнопки "Пауза" или в точках "тишины" в соответствии с настройками. Есть также режим продолжительной записи, при котором создаются несколько файлов: один файл за определенное количество минут или один файл по достижении определенного объема (в мегабайтах). К названию файла в этом случае автоматически добавляется порядковый номер, а сами файлы имеют абсолютно бесшовные границы. Этот режим особенно актуален при записи живого звука. Фактически, программа может записывать 24 часа подряд, лишь бы места на диске хватило.

 
Рис. 6  
   

При записи в окне Audio Montage новый файл может быть добавлен в виде клипа на текущую дорожку.

Прямо в окне записи можно выбирать источник, пользуясь микшером WaveLab (кнопка Mixer). В микшере есть мастер-фейдеры, фейдеры уровня CD, линейного, микрофонного входа, а также встроенного синтезатора звуковой платы. В зависимости от звуковой платы количество фейдеров может быть значительно больше (например, у многоканальных интерфейсов).

Для мониторинга при записи есть уникальный индикатор, работающий в двух режимах: пиковый/VU с двухмерным коррелятором (измерителем фазы), либо 60-полосный анализатор спектра (рис. 7).

Рис. 7

Пиковый индикатор показывает максимальный уровень каждого канала, зеленый сегмент - ниже -6 дБ, желтый от -6 до -2 дБ, красный - выше -2 дБ. Можно изменить как цвета, так и границы сегментов.

VU-индикатор измеряет среднеквадратический (RMS) уровень сигнала, то есть субъективную громкость. Он имеет инерционность, которую также можно настраивать.

Справа от индикаторов отображаются максимальные значения уровня и громкости. Панель индикаторов имеет пять пресетов, устанавливающих разные диапазоны шкалы, инерционность и другие параметры.

Коррелятор предназначен для измерения фазовых и амплитудных соотношений между каналами стерео файла. Посмотрите на рисунок 5. Вертикальная линия коррелятора означает монофонический сигнал (то есть правый и левый каналы абсолютно одинаковы). Горизонтальная линия говорит о том, что левый и правый каналы работают в противофазе. Конечно, это крайности; чаще вы будете видеть замысловатые кривые, множество точек (эффект спрея) и тому подобные узоры.

Рис. 5

Кстати, замкнутые кривые неправильной формы характеризуют хорошо сбалансированный стерео сигнал. Если вся пульсирующая конструкция смещается в левую часть развертки, то в левом канале сосредоточена большая энергия, чем в правом, и наоборот (предельный случай - когда один из каналов заглушен, коррелятор будет показывать прямую линию, наклоненную под углом 45 градусов). Вообще, если узор прижимается к вертикальной линии развертки, в сигнале доминируют низкие частоты, равномерное распределение говорит о значительном уровне высоких частот.

Общее мнение о мониторинге в WaveLab сложилось такое: красиво, качественно, удобно в работе.

Мастер-секция
При этом словосочетании в сознании возникает вполне определенная часть микшерного пульта. Мастер-секция в WaveLab является сердцем звукового ядра программы, предназначенного для работы в реальном времени. Основное назначение мастер-секции производитель определяет как "подготовка записи к финальному мастерингу". На что многие пользователи реагируют с улыбкой и используют мастер-секцию просто как средство выстраивания подключаемых модулей в цепочку и последующей обработки материала этой цепочкой в реальном времени. Окно мастер-секции (рис. 8) разделено на области: блок эффектов, процессор дизеринга, блок индикации и управления выходным уровнем сигнала и блок применения параметров обработки (Apply).

Рис. 8

Индикатор выходного уровня сигнала очень удобен в работе благодаря своему трехмерному виду и инерционности показаний. В верхней его части есть индикаторы перегрузки, которые даже после одиночного "клипа" продолжают гореть до тех пор, пока вы не нажмете кнопку Reset. Это удобно, поскольку кратковременную вспышку индикатора легко проморгать. Там же, сверху, находятся окошки, в которых отображается последний максимальный уровень сигнала. Два мастер-фейдера двигаются совместно, но при нажатии клавиши Ctrl их можно двигать независимо. Для быстрой установки фейдеров в 0 дБ достаточно нажать Shift и щелкнуть мышью на одном из них. Максимальная плавность перемещения, которой мне удалось добиться, составляет 0,03 дБ (в районе уровня 0 дБ). Поскольку шкала индикации логарифмическая, то точность установки уровня падает по мере удаления от 0 дБ. Уровень фейдеров индицируется в нижней части блока.

Блок эффектов состоит из шести слотов, в которые можно установить три типа эффектов: встроенные в WaveLab, формата VST и формата DirectX. При нажатии на стрелку появляется список всех доступных эффектов (рис. 9).

Рис. 9

Для выключения эффекта достаточно выбрать пункт None. Один и тот же эффект можно включить в цепочку несколько раз, что позволяет использовать разные пресеты и параметры настройки эффекта. Схема прохождения сигнала в мастер-секции показана на рисунке 10.

Рис. 10

Сигнал поступает на вход первого слота, с выхода первого слота на вход второго и так далее, затем его уровень регулируется мастер-фейдерами, сигнал проходит блок дизеринга, блок индикации и поступает на выход программы либо в файл.

Схема включения эффектов в цепочку позволяет сохранить максимальную разрядность сигнала на протяжении всей обработки. То есть если вы обрабатываете 16-битный файл 24- или 32-битными процессорами эффектов несколько раз подряд без использования цепи, то получается, мягко говоря, дрянь. Ведь материал подвергается многократной процедуре повышения и понижения разрядности. В случае цепочки эффектов эта процедура выполняется один раз: перед началом цепочки - повышение разрядности, после окончания - понижение с дизерингом.

С другой стороны, если вы отчаянно экспериментируете и вам необходимо пропустить материал более чем через шесть эффектов, то мастер-секция не поможет, да и, скорее всего, процессор не потянет такую обработку в реальном времени.

Кнопка Mon справа от каждого слота направляет выход с эффекта на блок индикации уровня. Это удобно для поиска виноватого в перегрузке эффекта. Кнопка FX показывает и скрывает окна подключаемых модулей. Кнопка Solo включает режим Bypass для всех слотов, кроме выбранного, то есть вы слышите результат обработки материала одним эффектом. Кнопка On включает/выключает эффект в цепочке.

Функция Global Off переводит все слоты в режим Bypass, но дизеринг не отключает. В WaveLab есть два типа дизеринга и три - нойс-шейпинга. Дизеринг Type 1 подходит для большей части материала, Type 2 - сильнее поднимает высокие частоты. Нойс-шейпинг (Type 1, 2, 3) изменяет характер шума, добавляемого при дизеринге, и, по мере увеличения номера алгоритма, убирает больше шума из наиболее чувствительного для уха диапазона. В окошке Dither Bits выставляется разрядность материала после обработки. Вообще универсальных правил настройки блока дизеринга нет, все зависит от конкретной ситуации. Но, по мнению многих пользователей (к которым отношусь и я), алгоритмы дизеринга и нойс-шейпинга, реализованные аппаратно во многих устройствах (например, алгоритм Apogee UV-22), несравнимо выше по качеству чисто программных вариантов.

Несколько слов о блоке применения параметров обработки. Поскольку мастер-секция WaveLab работает в реальном времени, обрабатываемый файл не изменяется. Можно сказать, что происходит неразрушающее редактирование. Если вы хотите сохранить обработанный файл, используйте кнопку Apply. В появившемся окне (рис. 11) можно выбрать разные варианты сохранения файла (под тем же именем, под другим, с обрезанием хвостов после эффектов, с копированием маркеров, пропуском заглушенных секций и т. д.). Функция Apply может помочь и в том случае, если у процессора не хватает мощности для обработки в реальном времени, а также при наличии выпадений сигнала (Dropout).

 
  Рис. 11  
   

Если в процессе обработки загорается индикатор Dropout, значит, программа не смогла корректно воспроизвести порцию звука. WaveLab чувствителен к выпадениям настолько, что достаточно одного не воспроизведенного семпла для загорания индикатора Dropout. Почему происходят выпадения? Первая причина - перегрузка процессора, вторая - неправильная настройка буферов звуковой платы. Бывает и так, что пользователи, выполняя сброс мастера на DAT, включают еще фоновую обработку других файлов. Выпадения иногда происходят при смене эффектов в слотах во время воспроизведения.

Если избежать выпадения никакими способами не удается, у вас есть функция Apply.

Мастер-секция позволяет, кроме всего прочего, обрабатывать "живой" звук в реальном времени. То есть любой звуковой сигнал, поступающий на вход звуковой платы, можно обработать и направить на ее выход, заставляя работать WaveLab как процессор эффектов. Разумеется, для этого нужна полнодуплексная плата либо две полудуплексные. Для включения режима Live Input служит кнопка с микрофоном на панели инструментов.

Время задержки может сразу же ограничить область применения такой обработки. Оно составляет 100-200 миллисекунд при двух-трех подключаемых модулях на процессоре P III 550. Уменьшить задержку можно двумя путями - настраивая буферы звуковой платы либо увеличивая мощность процессора, что, в общем, непросто.

Обработка
В WaveLab есть три способа обработки материала: встроенными алгоритмами (через команды главного меню), в реальном времени (через мастер-секцию) и пакетная обработка. Вся обработка 32-разрядная, с плавающей запятой.

Встроенные алгоритмы позволяют выполнять основные виды обработки материала: нормализацию, изменение уровня, инвертирование фазы, фейды и кроссфейды, динамическую обработку, сжатие/расширение временного диапазона, изменение высоты тона, гармонизацию, эквализацию, обработку хорусом. Можно также конвертировать частоту дискретизации, убирать постоянную составляющую (DC Offset), менять местами каналы стерео файла и переворачивать фрагмент задом наперед (Reverse).

Встроенные алгоритмы применяются к выделенному фрагменту файла и обсчитывают фрагмент, что требует определенного времени. Вы выбираете в меню Level или Process нужный алгоритм, в появившемся диалоговом окне делаете настройки (или используете пресеты) и нажимаете кнопку Process (Apply). Некоторые неудобства вызывает невозможность предварительного прослушивания результата обработки, хотя бы первых нескольких секунд. Приходится ждать конца выполнения операции (что может занять значительное время), а потом, если результат не устроит, делать Undo.

Хочется отметить высокое качество гармонайзера, эквалайзера и хоруса. Гармонайзер (рис. 12) позволяет добавлять к сигналу до 16 голосов, каждый голос имеет точную подстройку (до цента), может быть сдвинут в диапазоне +/- три октавы, имеет свой уровень и положение в стереобазе.

Рис. 12

Эквалайзер параметрический, имеет низкочастотный и высокочастотный шельфовые фильтры, регулируемую добротность в средней полосе (рис. 13).

Рис. 13

Хорус (рис. 14) позволяет добавлять к сигналу до ста копий, используя тот же высококачественный алгоритм сдвига высоты тона, что и в модулях Pitch Correction и Harmonizer. Дисперсия (Dispersion) означает распределение сдвига высоты тона между голосами; чем шире дисперсия, тем больше сдвиг высоты тона у большего числа голосов.

Рис. 14

Как уже говорилось, эффекты реального времени делятся на встроенные в WaveLab, формата VST и формата DirectX. Встроенных эффектов 19, причем 11 из них могут использоваться только в WaveLab (Auto Panner, Chorus, EQ-1, Echo, Leveler, Noise Gate, Peak Master, Puncher, Resampler, Reverb, Stereo Expander), а восемь совместимы с VST (AutoPan, Choirus2, CleanComp, Externalizer, StereoEcho, StereoExpander, Tools One, VstDynamics). Последние могут использоваться в окне Audio Montage как эффекты клипов.

Эквалайзер EQ-1 трехполосный, с параметрической серединой. Нужен трехполосный параметрический эквалайзер? Подключите модуль EQ-1 в слоты мастер-секции три раза.

Модуль Externalizer (рис. 15), по заверению производителя, позволяет прослушивать материал в наушниках так, как вы его слышите из мониторов ближнего поля. То есть предлагается нечто, заменяющее два источника с маленькой базой, проходящей через ваши уши, на нормальный равносторонний треугольник между источниками и точкой прослушивания.

Рис. 15

Фейдер на рисунке 15 позволяет регулировать расстояние между вашей головой и мониторами. Я долго пытался найти для себя оптимальное положение этого фейдера, но, в конце концов, снял наушники и вернулся к Dynaudio BM 5.

Модуль Tools One, помимо управления уровнем и фазой каналов, предлагает алгоритм для работы в режиме MS-стереофонии. Можно преобразовывать обычный стерео сигнал в MS, и наоборот.

Модуль Reverb на меня сильного впечатления не произвел - все те же шероховатости реверберационного хвоста и ощущение записи в танке (маленький объем и металлический звук), что, впрочем, уже стало визитной карточкой почти всех программных ревербераторов. Кроме того, ревербератор в WaveLab, на мой взгляд, непомерно поднимает высокие частоты, так что вслед за ним в слот мастер-секции хочется установить деэссер.

Модуль Puncher добавляет в сигнал гармоники, "обогащающие" звук. Но и здесь лучше не проводить сравнения с аппаратными устройствами.

Очень порадовал качеством модуль VstDynamics (рис. 16). Он представляет собой сочетание автоматического гейта, левелера, компрессора, мягкого и жесткого лимитеров. Автоматический гейт выполняет все то, что положено обычному гейту, плюс автоматизированную настройку порога срабатывания, и позволяет использовать частотно-избирательный принцип включения. Мягкий лимитер добавляет четные гармоники в сигнал при превышении уровня в -6 дБ, предавая звуку теплый ламповый оттенок.

Рис. 16

WaveLab предлагает удобный метод управления подключаемыми модулями, позволяющий организовывать их в группы или скрывать из видимости в слотах мастер-секции. Если у вас в компьютере установлены WaveLab и Cubase, то модулей уже много. А если установить еще модули сторонних производителей, то в меню эффектов мастер-секции может начаться полный бардак. К тому же некоторые модули DirectX не предназначены для работы со звуком, и вам наверняка не хочется их видеть в списке доступных эффектов. Управлять эффектами можно через Plug-In Manager, который вызывается одноименной командой из меню Options.

Несколько слов о пакетной обработке. При выборе в меню File команды Batch Processing появляется диалоговое окно (рис. 17), где выполняются все настройки.

Рис. 17

Можно создать несколько пакетов (batches), содержащих разные файлы и разные эффекты, применяемые к файлам. Файлы в пакет можно добавлять всеми способами, о которых говорилось выше. Можно сохранить список файлов в каждом пакете (в текстовом формате), и при следующем сеансе его загрузить. Для назначения эффектов нужно открыть окно Processor List и перетащить из правой его половины в левую все эффекты, которыми нужно обработать пакет. Порядок эффектов можно менять, перетаскивая их мышью. Настройка каждого эффекта выполняется с его передней панели, которая появляется после двойного щелчка на его имени.

Можно заказать у WaveLab дописывание суффиксов и префиксов к выходным файлам и даже создание Zip-архивов на выходе.

Сделав все настройки, нажмите Run - и процесс пойдет... разумеется, в фоновом режиме, не мешая работать в других окнах программы.

Анализ волновой формы
В программе есть два вида анализа: глобальный и спектральный. Можно также сравнивать файлы суммированием в противофазе и генерировать тестовые сигналы.

Глобальный анализ позволяет исследовать волновую форму на предмет перегрузок и выпадений, найти пиковые и среднеквадратические значения мощности сигнала, определить среднюю высоту тона, постоянную составляющую (DC Offset) и еще несколько параметров. Все действия производятся над выделенным фрагментом файла использованием команды Global Analysis меню Analysis.

В появившемся окне (рис. 18) на закладках вы указываете, какие пункты включать в анализ путем установки флажков. Затем нажимаете кнопку Analyze и получаете результаты на тех же закладках. Очень удобно. Не закрывая окна, можно переместить курсор в другую позицию или изменить текущее выделение и снова выполнить анализ.

Рис. 18

В процессе анализа программа находит "критические" точки, соответствующие заданным критериям поиска (например, можно задать минимальный перепад уровня и временной интервал для признания фрагмента "выпадением"). После того, как точки найдены, можно перемещаться по ним полосой прокрутки, создавать временные маркеры (Create markers at hot points) и ставить курсор в "горячую точку" (Focus). Программа сама интеллектуально именует маркеры, чтобы вы не запутались.

Мне очень понравилась возможность определения "реальной" разрядности файла. Этот параметр виден на закладке Extra вместе со значением постоянной составляющей. Предположим, вам в руки попал 16-разрядный файл, который шумит, как 8-разрядный. И если вы имеете дело с 8-битным файлом, конвертированным в 16-битный, то WaveLab это покажет.

Результаты спектрального анализа отображаются на трехмерном графике (рис. 19): по вертикальной оси - амплитуда, по горизонтальной - время и частота.

Рис. 19

Полученный график можно поворачивать под разными углами (рис. 20), устанавливать линейный/логарифмический масштаб осей, назначать диапазон частот для анализа и менять раскраску.

Рис. 20

Команда File Comparer меню Analysis позволяет найти разность двух файлов (создать "дельта-файл"), выполняя инвертирование одного и микшируя с другим. Этой функции можно найти много творческих применений (например, для тестов надежности и "честности" работы с данными некоторых программ и устройств, о чем неоднократно рассказывалось на страницах МО).

Генератор тестовых сигналов имеет 18 форм волны, до 64 слоев, управление огибающей (Attack/Slope/Release), эффект вибрато. То есть он делает все, что положено генератору тестовых сигналов, но тот же генератор в Sound Forge смотрится гораздо бодрее и напоминает уже простейший программный синтезатор.

Прожигание CD
WaveLab позволяет записывать аудио CD, используя режим "Диск за раз" (Disc-at-once), что, по большому счету, является ограничением. То есть вы не можете записать дорожку, вынуть диск, подумать и на следующий день записать другую. Но ведь это в большинстве случаев и не нужно. Тиражные заводы принимают диски, записанные только в режиме "Диск за раз". Этот режим гораздо удобнее и в плане управления паузами между треками.

Еще одна особенность WaveLab - по умолчанию CD прожигаются "на лету", то есть без предварительного создания огромного файла-отображения (CD Image). Это ускоряет работу и требует значительно меньше свободного места на жестком диске.

Если вы часто занимаетесь прожиганием, оптимизируйте WaveLab для работы с большими файлами. Для этого снимите флажок "Use system cache" в окне Preferences (меню Options-Preferences, рис. 21).

Рис. 21

При записи CD WaveLab использует собственные драйверы; то есть можно не устанавливать драйверы Windows, прилагаемые в комплекте к устройству. С одной стороны, это хорошо, поскольку WaveLab получает больше свободы в управлении процессом прожигания, с другой - где гарантия, что к вашему новому CD-рекордеру программа найдет подходящий драйвер? Ответ на этот вопрос компания Steinberg адресует компании CeQuadrat. Дело в том, что WaveLab использует "движок" для записи CD, разработанный этой фирмой. За новыми драйверами рекомендуется обращаться на сайт www.cequadrat.com или ждать обновлений к WaveLab на сайте www.steinberg.net.

Создание CD начинается с создания файла CD Program из меню File-New-CD Program. Как и любой файл, CD Program нужно назвать и сохранить.

Окно CD Program представляет собой Play List/PQ List и Audio Pool (звуковой накопитель) одновременно. В Sound Forge, например, это три разных окна. Файлы в CD Program добавляются командой Add track(s) меню CD Wizard, которое появляется при нажатии на треугольник в левой верхнем углу окна (рис. 22).

Рис. 22

Можно вставлять файлы методом Drag & Drop, описанным ранее, в том числе выделенный фрагмент файла. Можно перетащить файл из другого открытого окна CD Program. Требования к помещаемым в CD-программу файлам таковы: частота дискретизации 44100 Гц, моно, стерео или двойной моно, разрешение 8, 16, 20 или 24 бита. При записи файл "на лету" конвертируется в 16-битный формат. Здесь самое время спросить про алгоритм дизеринга/нойс-шейпинга в духе Apogee UV-22. Но ничего подобного в WaveLab нет, кроме алгоритмов, уже описанных в разделе "Мастер-секция".

После добавления всех файлов в CD-программу их можно расставить в нужном порядке путем перетаскивания. Для каждого файла в списке отображается следующая информация: порядковый номер трека (первый столбец), время начала трека (Start Time), длина трека (Length), флаг защиты от копирования, флаг предкоррекции (Pre-emphasis), код ISRC и комментарий. При нажатии значка "+", появляется информация, свойственная для PQ-листа: длина паузы между треками, положение маркеров Track Start и Track End (рис. 23).

 
Рис. 23  
   

Редактирование пауз между треками выполняется очень просто: двойным щелчком в столбце Length строки Pause и вводом нового значения в формате минуты/секунды/кадры.

Несколько слов о CD-маркерах. Их существует четыре вида: CD Track Start, CD Track End, CD Track Boundary и CD Track SubIndex. Назначение первых двух понятно, они генерируются автоматически при добавлении файла в CD-программу. Маркер CD Track Boundary используется в случае, когда звуковой файл содержит несколько треков. Этот маркер указывает конец одного и начало другого трека. Маркер CD Track SubIndex предназначен для разделения трека на части (например, вступление, куплет, припев) и распознается некоторыми "продвинутыми" CD-плеерами. Большинство же наших рабочих лошадок их просто игнорирует.

Для прослушивания дорожки в списке CD-программы дважды щелкните на ее имени, для редактирования файла - на времени начала дорожки.

Перед записью CD протестируйте содержимое CD-программы. WaveLab предлагает два вида теста. Первый (меню CD Wizard-Check) выполняет проверку CD-программы на соответствие стандарту аудио CD, не обращаясь при этом к самому записывающему устройству. Проверяется общее время диска (не более 75 мин), минимальная длина каждого трека (4 сек), наличие двухсекундной паузы перед первым треком, максимальную длину паузы между треками (не более четырех секунд), общее число треков (не больше 99) и тому подобное.

Для записи CD выберите команду Write CD из меню CD Wizard. В появившемся диалоговом окне (рис. 24), которое практически в точности повторяет окна записи в других программах, выберите устройство, скорость записи и требуемое действие.

Рис. 24

Рекомендуется всегда выполнять полный тест цикла записи (Test writing on the whole CD), если не хотите вынимать из лотка CD-рекордера куски ни на что не годного пластика с алюминием. Последнее происходит в тот момент, когда дисковая подсистема не успевает заполнить буфер CD-R.

Вообще говоря, прожигание CD требует максимально стабильной работы всех подсистем компьютера. Лазер прожигает "питы" со строго постоянной скоростью, и этот процесс нельзя прерывать даже на короткое время. Существует много методов повышения стабильности работы системы, но все начинается с корректной установки оборудования.

Во-первых, используйте высококачественные SCSI кабели. Установите устройство записи CD по возможности первым в SCSI цепи. Убедитесь, что ваш SCSI контроллер, CD-рекордер и каждый жесткий диск в SCSI цепи совместимы со стандартом SCSI-2. Назначьте CD-R устройству максимальный приоритет, присвоив ему наибольший SCSI идентификатор (обычно 6, поскольку 7 используется SCSI контроллером, в устройствах Wide SCSI другой порядок приоритетов). Регулярно обновляйте драйверы вашего устройства. Не рекомендуется устанавливать дополнительные драйверы (например, превращающие CD-R в CD-ROM). Очень часто работу CD-R привода прерывает сетевая плата, установленная в компьютере. Для записи CD рекомендуется вообще отказаться от сетевой машины. Предпочтительно использовать современные жесткие диски или диски с маркой "A/V", так как они выполняют термическую калибровку только в тот момент, когда диск не используется.

Что касается чисто программных мер, то все рекомендации сводятся к одной: убрать все лишнее из памяти компьютера - хранители экрана, антивирусы, планировщики заданий, программы мониторинга системы; исключить активность факс-модема или фонового приема электронной почты. Регулярная дефрагментация жесткого диска также позволяет избежать сбоев при записи CD.

WaveLab позволяет печатать PQ- и Play-листы, основанные на содержимом окна CD-программы. Предлагаются широкие возможности их оформления и настройки.

Audio Montage
Audio Montage имеет такое количество органов управления, контекстных меню и зон действия мыши, что при первом запуске рука сразу потянулась к руководству пользователя. Как известно, у страха глаза велики. Прошло не больше часа, как я уже стал чувствовать себя в Audio Montage довольно уверенно. Но ощущение явного перебора осталось.

Теоретически, монтировать можно неограниченное число стерео и моно треков, но на практике все ограничивается мощностью процессора и "тяжестью" навешенной обработки. Все файлы на треках должны иметь одинаковую частоту дискретизации, но могут быть разной разрядности.

Основной объект редактирования в Audio Montage - это "клип", то есть своеобразный звуковой контейнер. Каждый клип содержит ссылку на звуковой файл (или на фрагмент файла, что позволяет создавать клипы из разных частей одного итого же файла). Каждый клип имеет собственные настройки: набор эффектов, огибающие громкости, панорамы и посылов, тип фейдов и так далее.

Окно Audio Montage (рис. 25) разделено на две панели, размеры которых можно менять. В верхней панели находятся 11 закладок с собственными наборами кнопок и меню. Нижняя панель состоит из зоны управления треками (слева) и области треков (справа).

 
Рис. 25  
   

В нижней части окна находится строка подсказки, содержимое которой меняется в зависимости от объекта, над которым находится мышь. Эта строка, несмотря на свою примитивность, может научить вас грамотно работать с программой. Все очень просто: буква "М" означает, что если щелкнуть на объекте правой кнопкой мыши, то появится контекстное меню. Следом идет пояснение, над каким объектом находится мышь. Надписи за цифрами "1" и "2" говорят о том, что произойдет, если щелкнуть на объекте один или два раза. Далее могут отображаться результаты движений мыши влево/вправо/вверх/вниз. Буквы A, C, S и их сочетание говорят о том, что с помощью клавиш Alt, Ctrl или Shift (при нажатой кнопке мыши) можно выполнить какие-то дополнительные действия. Понажимайте эти управляющие клавиши, и вы узнаете, что будет.

Надо сказать, что после освоения Audio Montage, строка помощи начинает раздражать. Ее легко можно отключить в меню Options на закладке Edit.

В верхней части области треков находится, как обычно, линейка времени, имеющая такие же возможности, как и линейка времени из обычного окна редактирования. Для удобства работы есть сетка, которую можно показывать и скрывать.

Треки
Основные действия над треками выполняются из контекстного меню (рис. 26), которое появляется при нажатии на кнопку с номером трека в зоне управления (рис. 25).

Рис. 26

Треки можно добавлять, удалять, перемещать, копировать, а также разбивать стерео трек на два моно. Есть два режима отображения треков: полный, при котором на клипе отображается волновая форма, и упакованный, то есть уменьшенный по высоте.

Создавать клипы на треках можно перетаскиванием фрагмента из открытого окна редактирования, копированием и вставкой, через стандартное окно загрузки файла (контекстное меню при щелчке на треке содержит команду Insert File). Можно перетаскивать файлы из закладки Files верхней панели, эта закладка напоминает обычный Проводник Windows.

При добавлении клипа появляется контекстное меню, где можно выбрать режим вставки: без влияния на другие клипы, с автоматическим перемещением оставшихся клипов на треке вправо, вставка внутрь другого клипа, замена выделенного диапазона, замена с позиции курсора. Единственное, чего нельзя сделать, так это добавить моно клип в стерео трек и наоборот. Что, впрочем, логично. Но если вспомнить систему Sonic Foundry Vegas Pro, то там моно и стерео клипы могли размещаться на одной дорожке без проблем.

На закладке Edit View верхней панели все клипы на треках отображаются прямоугольниками, при перемещении по которым в области треков отображается нужный участок.

Для каждого трека в зоне управления есть кнопки заглушения и солирования. Есть функция заглушения отдельного клипа или группы клипов.

Над зоной управления треками находятся две стрелки (рис. 25), с помощью которых можно выполнить отмену и повтор изменений масштаба, положения курсора, прокрутки и т. п. Эта возможность экономит массу времени, когда, например, после сильного увеличения масштаба и "глубокой" прокрутки нужно быстро вернуться к предыдущему состоянию пространства треков.

Для быстрой смены всех параметров отображения удобнее использовать "снимки", управление которыми производится с закладки Snapshots. Щелчком на кнопке с фотоаппаратом снимок создается, щелчком на "корзине" - удаляется. Можно также обновлять снимок (Update).

Клипы
Каждый клип имеет шесть "зон мыши" (Mouse Zones), то есть областей внутри клипа, предназначенных для выполнения определенных операций редактирования. В каждой области курсор мыши имеет свою форму, подсказывающую о выполняемом действии.

Верхний край клипа предназначен для копирования или разрезания, верхняя половина - для выделения диапазона, нижняя половина - для выделения клипа или его перетаскивания, правый и левый край - для изменения размеров.

При редактировании клипов обычно требуется их выравнивание (привязка) к тем или иным позициям на треке. В Audio Montage эти позиции называются "Магнитными Рамками" (Magnetic Bounds). Эти рамки можно установить в начале и в конце клипа, через определенный временной интервал (в зависимости от масштаба), в местах расположения маркеров окна Audio Montage и маркеров самого файла, на краях выделенного фрагмента и вообще в любой точке любого клипа. Можно указать произвольную точку клипа (Cue Point), по которой будет осуществляться привязка.

Перед выполнением любых монтажных операций над клипами их нужно выделить. Можно выделять несколько клипов с использованием клавиши Ctrl.

Замечу, что клипы на треке могут перекрываться, но это не мешает их видеть, поскольку в области перекрытия они становятся полупрозрачными. При перекрывании клипов автоматически создается кроссфейд (см. далее).

Есть возможность перемещать участок звукового файла внутри клипа, а также блокировать любые операции над клипом.

Для тонкой подстройки как самих клипов, так и объектов векторной автоматизации, есть функция Nudge. В меню Options-Nudge закладки Edit можно выбрать объект для подстройки: сам клип, левый/правый край клипа, точки фейдов, кроссфейдов, курсора, выделения, маркера, точек на огибающих панорамы, громкости и посылов, а также смещение SMPTE при настройке синхронизации. Необходимо задать базовую единицу подстройки (уровень или временной интервал). После этого подстройка производится кнопками на закладке Edit с изображением ноги. Возможна подстройка большими шагами (в десять раз больше базовой величины), маленькими (1:10) и очень маленькими (1:100).

Список всех клипов на всех дорожках отображается на закладке Clips. В этом списке содержится информация о временных параметрах клипа, номере трека, на котором клип расположен, флаге блокировки и тому подобное. Список можно сохранить в виде текстового файла.

Огибающие
Каждый клип имеет огибающие громкости, панорамы и посылов на эффекты. По умолчанию, огибающие громкости имеют три сегмента - Fade In, Sustain Part и Fade Out. Можно добавлять дополнительные точки и перемещать их, добиваясь требуемой формы огибающей (рис. 27).

 
Рис. 27  
   

Результаты действия огибающих громкости и панорамы сразу же отображаются на волновой форме. Для стерео клипа можно создать независимые огибающие на левый и правый каналы. Для удобства работы есть функция, конвертирующая общие огибающие в независимые (по каналам), и наоборот.

Для придания огибающей более жизненной формы можно выбрать функцию сглаживания (см. рисунок 27, правый канал). Для сегментов Fade-In и Fade-Out предлагается семь пресетных форм: линейная, синусоидальная, кривая равной мощности, S-образная, логарифмическая, положительная и отрицательная экспоненциальная.

Огибающие можно копировать с одного клипа на другой. Есть возможность создавать пресеты для каждого сегмента, а также блокировать огибающую от изменений.

Для огибающей панорамы можно выбрать один из четырех режимов компенсации мощности. Режим Channel Damp ничего не компенсирует. Если вы максимально панорамируете сигнал влево или вправо, то суммарная мощность канала падает на 3 дБ. Режим Constant Power сохраняет суммарную мощность двух каналов одинаковой при любых изменениях панорамы. Оставшиеся режимы увеличивают суммарную мощность в крайних точках по сравнению с центром (на 4,5 и 6 дБ соответственно).

Кроссфейды
Создаются автоматически при наложении клипа один на другой. Можно выбрать один из нескольких режимов кроссфейдов. Например, режим свободной длины, при котором кроссфейд длится ровно столько, сколько клипы перекрываются. Есть режимы, ограничивающие длину кроссфейда длиной сегмента Fade In или Fade Out на перекрывающихся клипах.

Кроссфейды в Audio Montage имеют четыре типа формы. Первый - "чистая форма", то есть какая-либо идеальная математическая кривая (набор кривых тот же, что у сегментов Fade In и Fade Out). Второй - компенсация амплитуды, то есть идеальная кривая изменяется таким образом, чтобы суммарные амплитуды участков Fade In и Fade Out на всем протяжении клипов были одинаковы. Этот режим особенно подходит для коротких кроссфейдов. Режим компенсации мощности может использоваться тогда, когда в точке пересечения сегментов Fade In и Fade Out наблюдаются гармонические искажения из-за того, что гармоники "убивают" друг дуга.

Обработка клипов
WaveLab предлагает два вида обработки клипов: встроенными эффектами и подключаемыми модулями формата VST. Из встроенных эффектов доступны только два: сжатие/расширение временного диапазона (алгоритм Time Bandit) и изменение высоты тона. В случае применения этих эффектов автоматически создается копия звукового файла, на который ссылается клип, и вся обработка производится над копией. Таким образом обходится деструктивная природа этих алгоритмов.

Сжатие/расширение временного диапазона выполняется элементарно: вы просто ставите курсор в ту позицию, где должен заканчиваться клип (то есть при установке курсора внутри клипа будет сжатие, а при установке за правой границей - расширение).

Порадовал качеством алгоритм изменения высоты тона. При изменении в пределах +/- октава результат похож на работу качественного вокального процессора, вроде TC Electronic Intonator. Никакой "буратинистости" и потрясающая сохраняемость формант. При более радикальной коррекции все зависит от материала - первыми начинают "дрожать" басы.

Обработка подключаемыми модулями в Audio Montage несколько необычная. В других программах, как правило, эффекты "навешиваются" на дорожку целиком, то есть все клипы на дорожке обрабатываются одними и теми же модулями. В Audio Montage каждый клип может обрабатываться независимо. На клип можно "повесить" до десяти эффектов либо в разрыв, либо с организацией посыла (в этом случае задействуются огибающие посылов). Возврата в привычном смысле этого слова эффект не имеет, а результат обработки просто микшируется со всем остальным материалом.

Сигнал с каждого трека может полностью направляться в мастер-секцию, а может модулировать сигнал другого трека. Последней возможности легко найти много применений: эффект Ducker, когда, например, уровень музыкального сопровождения понижается в зависимости от вступления другого источника (голоса), режим side-chain при работе с компрессорами, и так далее.

В окне Audio Montage, как и при пакетной обработке, может использоваться особый алгоритм - Meta Normalizer. Он предназначен для выравнивания громкости всех клипов в окне Audio Montage или среди файлов, включенных в пакет на обработку. Анализируется самый громкий клип (файл) и относительно него поднимается пиковый или средний (RMS) уровень остального материала.

Mix Down
Для микширования содержимого окна Audio Montage и "сброса" его в файл можно воспользоваться кнопкой Apply мастер-секции.

Если нужно "сбросить" несколько клипов, просто выделите их и нажмите Apply. Если есть выделенный диапазон, то в файл будет смикшировано содержимое всех незаглушенных дорожек в этом диапазоне.

CD за несколько минут
Закладка CD окна Audio Montage позволяет подготавливать CD-программу и выполнять ее первоначальную проверку буквально за несколько минут. Прямо с этой закладки можно записать CD, причем сделать это будет даже проще, чем в окне CD-Program.

Достаточно расположить материал на треках и запустить CD Wizard. Этот мастер автоматически создаст маркеры CD Track Start и CD Track End на основе многочисленных настроек. Панель закладки CD выглядит почти так же, как окно CD-Program, то есть представляет собой PQ/Play List.

После того, как CD-программа создана, ее можно подкорректировать, вручную перемещая маркеры на треках окна Audio Montage. Если последующий тест без записи прошел нормально, то можно прожигать CD.

Я работал со многими программами записи CD, но такой скорости подготовки полноценной матрицы еще не видел.

Семплеры
WaveLab может обмениваться данными с семплерами по протоколам SDS (по MIDI) и SMDI (по SCSI). В число поддерживаемых устройств (всего 33) входит большинство, используемых музыкантами всех времен и народов: Akai (S 1000/1100/2000/2800/3000/3200, включая модели "i", "CD" и "XL"), Ensoniq (EPS, EPS 16+, ASR 10, ASR 88), Emu (ESI 32, E IV, e64 и другие с операционной системой EOS), Kurzweil (K 2000, K 2500), Roland S 760. Если ваш семплер не попал в этот список, можно вручную настроить протокол обмена, основываясь на двух универсальных шаблонах WaveLab - Generic SDS MIDI и Generic SMDI SCSI.

В любом случае, перед тем, как начать работу с семплером, его необходимо сконфигурировать и создать пресет. Этот пресет будет использоваться при передаче и приеме семплов. Настройка семплера выполняется в окне Sampler Configurations (меню Samplers-Sampler Configurations). Выберите протокол из списка (рис. 28), соответствующий вашей модели, или общий шаблон, если модели в списке нет.

Рис. 28

В зависимости от протокола (SDS или SMDI) требуется ввод разной дополнительной информации (как правило, семплеры, работающие по SCSI, не требуют указания MIDI порта и SysEx ID, а семплеры, работающие только по SDS, не используют SCSI Unit). Сохраните вашу настройку в пресете, щелкнув на закладке Presets (рис. 29).

Рис. 29

Прием и передача семплов выполняются командами меню Sampler-Receive и Sampler-Transmit. Работа в появившихся окнах ничего сложного из себя не представляет. Обычно все манипуляции с семплером сводятся к приему семпла, обработке его в программе и передаче обратно в семплер. WaveLab упрощает этот процесс, предлагая функцию Transmit Back. После редактирования семпла вы просто выбираете эту команду в меню Sampler - и семпл передается туда, откуда прибыл. Параметры семпла можно менять в диалоге Sample Attributes (меню Sampler-Edit Attributes, рис. 30): имя, ключевую ноту и подстройку (+/- 50 % полутона).

Рис. 30

Лупы
При самостоятельной подготовке семплов качественное создание петель является залогом бесшовного звучания всех партий, где используется семпл. WaveLab предлагает методы, которые помогут справиться с самым капризным материалом, не прикладывая особых усилий на поиск точек начала и конца петли. В этом плане возможности других программ (например, Настройщика Петель - Loop Tuner - в Sound Forge) выглядят гораздо скромнее. Кстати, один "безнадежный" семпл, который никак не поддавался зацикливанию в Sound Forge, мне удалось вернуть к жизни буквально за минуту в тональном эквалайзере WaveLab. Итак, по порядку.

WaveLab предлагает три метода настройки петель. Первый - самый безобидный, называется Loop Points (расстановка точек). Он не влияет на звуковые данные, а только расставляет маркеры начала (Loop Start) и конца (Loop End) петли, вручную или автоматически. Как правило, удовлетворительных результатов, пользуясь только этим методом, добиться не удается.

Второй метод - более радикальный, называется Crossfade и PostXFade, применяется, когда из первого выжат максимум. WaveLab выполняет кроссфейд двух участков - перед началом петли с концом петли (Crossfade) или началом петли с началом участка после петли (PostXFade).

Если и после этой операции семпл звучит коряво, используйте третий метод: тональный эквалайзер (Tone Equalizer). Он достаточно серьезно изменяет звуковые данные (уровень и тембр) до петли и в самой петле. Суть его работы заключается в следующем. Петля разрезается на несколько участков (slices) равной длины. Затем эти участки микшируются, и результат повторяется внутри петли столько раз, сколько всего участков, заменяя собой звуковые данные, содержащиеся в петле. Помимо этого, тональный эквалайзер использует кроссфейд для размывания границы необработанного материала и начала петли.

Перед началом создания петель вы грубо устанавливаете границы петли, выделяя нужную часть семпла и нажимая кнопку Create Loop на панели маркеров. Затем устанавливаете курсор между маркерами Loop Start и Loop End и выбираете в меню Sampler функцию Crossfade Looper. Появляется немодальное диалоговое окно, то есть плавающее окно, позволяющее работать с окнами, находящимися под ним (рис. 31).

Рис. 31

В левой части рисунка показан конец петли, в правой - начало. Можно вручную двигать эти участки, добиваясь плавного сопряжения волны (кстати, хорошая петля вовсе не означает нулевую амплитуду - zero crossing - в точке сопряжения). Для автоматического поиска ближайших точек начала и конца петли задайте значения в двух окошках: Desired - степень соответствия начала и конца петли, Search Accuracy - количество семплов, участвующих в анализе. WaveLab рассматривает степень соответствия по двум критериям - соответствие фазы (phase match) и соответствие сопряжения (join match).

Результаты создания петель можно прослушать нажатием кнопки Play на панели транспорта. Кстати, можно вручную перемещать маркеры начала и конца петли в окне редактирования волновой формы. Все изменения отображаются в окне Crossfade Looper. Очень удобно, что за осевой линией просматривается продолжение волновой формы (как справа, так и слева), это значительно облегчает поиск точек начала и конца петли.

На закладке Crossfade (рис. 32) устанавливается длина кроссфейда в процентах и форма - от линейной до кривой равной мощности (что полезно при обработке сложных звуков). Параметры кроссфейда можно менять на графике, перемещая мышью "хэндлы" - маленькие квадратики.

Рис. 32

Для создания PostX фейда служит следующая закладка, которая выглядит аналогично предыдущей. Совет: если вы не используете участок семпла после окончания петли (а я подозреваю, что не используете), не включайте PostXFade.

Понятно, что в процессе работы над семплом могут появиться несколько удачных вариантов петель. Их можно сохранить с помощью функции Save Candidate окна Crossfade Looper, а затем вызвать с помощью Restore Candidate. WaveLab сохраняет до пяти вариантов петель на каждый файл. После нажатия кнопки Apply файл пересчитывается с учетом всех фейдов.

Использовать тональный эквалайзер очень просто (меню Sampler-Tone Equalizer). Вы настраиваете кроссфейд как обычно и устанавливаете количество участков, на которые будет разрезана петля. Это количество определяется только опытным путем; WaveLab ограничивает минимальную длину участка двадцатью миллисекундами.

Синхронизация
WaveLab может синхронизироваться с другими программами или оборудованием посредством MIDI Time Code, работая в качестве ведомого устройства.

Для включения режима воспроизведения, при котором программа будет ожидать сигнал MTC, достаточно выбрать параметр Sync from MIDI Time Code из контекстного меню позиции начала воспроизведения на панели транспорта.

Каждое окно с файлом или окно Audio Montage могут иметь свои настройки синхронизации, которые устанавливаются в диалоге Preferences на закладке Sync. Нужно выбрать входной MIDI порт, смещение SMPTE (если ведущее устройство начинает воспроизведение с позиции, отличной от нуля), а также, в случае необходимости, подстроить параметр Time Correction, указывая смещение в семплах. Такая необходимость может возникнуть из-за задержек самой звуковой платы, "разъезжания" MTC сигнала и вообще, на что обычно ссылаются разработчики, из-за тормозной природы стандарта MIDI. Если вы работаете в обычном окне редактирования, то параметр Time Correction настраивается в режиме "off-line", то есть вы останавливаете воспроизведение и залезаете на закладку Sync. Что требует железных нервов, поскольку вы не слышите, что делаете.

В окне Audio Montage можно редактировать Time Correction "на лету". Для этого нужно выбрать в меню Options на закладке Edit активного окна монтажа пункт Nudge-Synchro Offset (SMPTE). Теперь, после включения режима синхронизации, используя кнопки Nudge (левую и правую), можно попытаться точно подстроить WaveLab под ведущее устройство. Помните, что функция Nudge предназначена для компенсации постоянного небольшого (в пределах 2-3 сек) расхождения. Если налицо "дрейф", то есть величина расхождения постоянно меняется, решить проблему уже сложнее. Даже если WaveLab идеально точно начнет воспроизведение, дальнейший процесс будет зависеть от внутренних "часов" звуковой платы, которые никак не синхронизированы с внутренними часами ведущего устройства. Таким образом, решить проблему, используя только MIDI кабель и MTC, невозможно в принципе.

Выход один - использовать MTC и Word Clock. Ведущее устройство должно посылать MTC в WaveLab (обеспечивая, таким образом, точность начала воспроизведения), и сигнал Word Clock на соответствующий вход звуковой платы (гарантируя синхронность последующего воспроизведения обоих устройств).

Без использования системы, основанной на Word Clock, точной синхронизации можно добиться только на короткое время. Какое - зависит от множества факторов вроде общей стабильности системы (опыт показывает, что тот же ADAT гораздо более стабилен, чем аналоговый многоканальник), а также от длины звукового файла.

Можно отслеживать входящий MTC в режиме синхронизации, открыв окно мониторинга (меню View-Windows-Monitor) и выбрав закладку Timecode (рис. 33).

Рис. 33

Системные требования
WaveLab 3.0 работает в операционных системах Windows 95/98/2000/NT с любой MME-совместимой звуковой платой. Программа рассчитана на работу почти со всей линейкой процессоров Pentium - от Pentium 166 до Pentium III. Используются разные алгоритмы для максимально быстрой работы с разными процессорами. Подобного я еще не встречал в других звуковых редакторах.

Минимально требуется 32 Мбайта оперативной памяти, но чем больше, тем лучше. Настоящая "нирвана" начинается с объема 256 Мбайт и выше. Индикатор обращения к жесткому диску в этом случае загорается два раза - при открытии файла и при его записи. На моем опыте, при работе в Windows NT/2000 предпочтителен интерфейс SCSI, в остальных версиях операционных систем быстрее работают диски IDE и E-IDE. Желательно наличие большого монитора и полноцветного видеоадаптера (но уж никак не меньше 256 цветов в режиме 640 x 480). Если вы работаете в окне Audio Montage, то лучше поставить разрешение 1024 x 768 или выше.

Для установки программа требует 20 Мбайт свободного места на жестком диске.

Несколько советов по настройке WaveLab. Если вы работаете в Windows 95/98, установите размер виртуальной памяти минимум 40 Мбайт, а максимум - удвоенное количество оперативной памяти. Это выполняется через пункт "Система" Панели управления Windows.

Не рекомендуется для записи и воспроизведения использовать программу переназначения звуков (Microsoft Sound Mapper), лучше напрямую использовать драйверы звуковой платы. Необходимые настройки выполняются в окне Preferences на закладке General в WaveLab. Для временных файлов лучше создать отдельный каталог на самом быстром диске (настройка каталогов выполняется на закладке Files).

Работа с программой может замедлиться, если у вас мало свободного места на жестком диске и много уровней отмены (Undo). Количество уровней отмены можно также установить в окне Preferences, а при интенсивной работе - очистить все стадии Undo командой Edit-Clear Undo. Это сразу вернет в систему изрядный кусок свободной памяти.

Итого
Возможности WaveLab 3.0 настолько далеко выходят за рамки обычного звукового редактора, что программа, безусловно, лидирует среди остальных редакторов звука для PC. Вообще, комбинацию первоклассного редактора WAV файлов стандарта 24/96, многодорожечной системы записи и средства для мастеринга CD найти за ту же цену, что и WaveLab, просто невозможно.

За все время тестирования WaveLab ни разу не "рухнул" даже при таком издевательстве, как одновременная запись и воспроизведение нескольких дорожек с редактированием в реальном времени и фоновой обработкой эффектами. Единственный недостаток программы в том, что она не может работать с несколькими звуковыми платами, что несколько ограничивает область применения функций монтажного редактирования.

Steinberg WaveLab 3.0 396$
A&T Trade

  Оценка статьи

Посещений: 9512 | Проголосовавших: 33 | Средняя оценка: 2.2

   

  Комментарии

21.10 11:56
kres kres@istnet.ru
статья просто супер! держать в таком духе! ЕЩе хотелось бы прочитать про PLUG-INS для обработки (и очистки) голоса! Просто у меня SB LIVE PLAYER 5.1, а микрофон SONY (не очень), и хотел бы узнать как добиться максимально хорошего результата!

29.10 14:51
Дмитрий devson@hotmail.ru
Очень дельная статья.Единственная из встречавшихся мне, где по полочкам разложен режим Audio Montage, который, по-моему, тут слишком сложен даже для профессионала.

08.06.03 11:00
Денис "Тон-студия" relcomton@stu.ru
Правильная статья, надо больше таких статей, причем по всему софту. Можно так же дать сравнительный анализ с некоторыми другими программами

08.12.06 15:18
Полиграф
Одно упущение - crossfade можно создавать и самому, что позволяет компилировать изумительные подборки с неуловимыми переходами от песни к песне! Это очень важно!!!

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА