Начало
 
 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Steinberg Cubase VST 5.0
 

 
  Patchname Script

Сергей КУЗНЕЦОВ
Музыкальное Оборудование
май 2001

Технология соответствия названий пэтчей MIDI-сообщениям в Cubase 5.0.

Обычно при переходе на новую версию хорошо известной программы в первую очередь изучаются изменения интерфейса, а также другие находящиеся на поверхности новшества и улучшения. Все остальное обычно откладывается на потом, и это "потом" приобретает свойства линии горизонта, которая, как известно, по мере приближения к ней все время отдаляется. В самом деле: тут заказчики теребят, какие еще дополнительные функции? Работает - и хорошо. А между тем, многие из этих дополнительных функций не только могут заметно облегчить жизнь, но и не требуют особых усилий для их освоения. Одной из таких функций в Cubase 5.0 является технология Script.

Script - по-английски "сценарий", и в данном случае такой перевод подходит и по смыслу. Но, да простят меня поборники чистоты русского языка, мне кажется, что многие более-менее устоявшиеся англоязычные термины переводить не стоит. Итак, "Script" - "скрипт" - сценарий соответствия названий "пэтчей" ("программ", "пресетов" и т. п.) MIDI-сообщениям Program Change и Bank Change.

Зачем это нужно?
Как вы назначаете пэтчи инструментов на треки Cubase? Надеюсь, не с помощью сообщения Program Change, прописываемого в первый такт, как это делал я на заре своего знакомства с версией 3.05 этого секвенсора? Да, конечно, можно прописать сообщение System Exclusive, сконфигурировав тем самым весь MIDI-инструмент (особенно если вы используете его в режиме Multi), но это полезно делать уже после того, как все нужные пэтчи найдены, выбраны и назначены. Речь же пойдет именно о подборе необходимых звуков. Можно выполнять такой подбор и по старинке - с панели синтезатора. Но даже если вы назубок знаете все его пэтчи, не лучше ли назначать их кнопкой мыши вместо того, чтобы вырабатывать и без того небольшой ресурс кнопок синтезатора? А ведь они могут и подвести, и в самый неподходящий момент, например, на концерте...

Что? Вы вводите необходимые цифры в окошке Prg в Инспекторе? Браво! А цифры эти вы запомнили раз и навсегда? А ведь можно манипулировать не безликими цифрами, но вполне конкретными названиями пэтчей!

Кроме того, саунд-дизайнерам, как людям, безусловно, творческим, в фантазии не откажешь, и в названиях пэтчей эта фантазия проявляется в полной мере. Ну, например, звук какой категории издает пэтч под названием "Prisms"? Или "Star Lense"? Есть и другая крайность. VST-синтезатор Waldorf PPG комплектуется, в частности, банком "Andrew Thomas 1985.fxb". Так вот, все пэтчи этого банка имеют немудреные имена от "YA. Thomas 001" до "YA. Thomas 128". Где здесь басы, струнные, духовые и т. п.? Да, их можно со временем переименовать в более удобные для распознавания, но будет ли доволен Andrew Thomas нарушением его авторских прав? Технология Script позволяет, не переименовывая пэтчи, давать им "псевдонимы". Мало того, можно их объединять в различные группы и подгруппы, сообразуясь с собственным вкусом. Один и тот же пэтч может находиться одновременно в нескольких подгруппах (например, звук стринговой природы с огибающей рояля можно занести как в категорию "скрипки", так и в "пиано", или еще куда...).

Мне можно возразить, что VST-инструменты имеют собственный выпадающий список пэтчей. Да, конечно. А вы не пробовали отыскать нужный пэтч среди пятисот двенадцати, содержащихся в банке def.p5a синтезатора Pro-52 от Native Instruments? С помощью же технологии Script можно для начала сгруппировать эти 512 пэтчей в 16 подгрупп по 32 пэтча в каждой. Манипулировать ими в этом случае неизмеримо легче.

Должен заметить, что в Cubase давно есть еще одна полезная технология - Studio module, с помощью которой тоже можно управлять пэтчами вашего синтезатора и делать еще многое другое, однако, как всегда, есть пара маленьких "но". Во-первых, Studio module работает с реально существующими банками, в том виде, в котором они содержатся в инструменте. Объединить пэтчи в разные подгруппы, переименовать (особенно пресетные) можно только с применением технологии Script. Во-вторых, Studio module получает информацию из инструмента, с которым будет работать, через Data Dump. А что делать, если у вас имеется "ископаемый монстр", как, например, мой Kurzweil PX 1000, который принципиально не поддерживает Data Dump для пользовательских пэтчей? Хотя я, разумеется, не призываю отказываться от одной технологии в пользу другой, поскольку они прекрасно уживаются вместе.

Что это такое?
Описание структуры Script-файла (кстати, это обычные текстовые файлы с расширением TXT) содержится в файле C:\Program Files\Steinberg\Cubase VST32 5.0\Scripts\patchnames\script documentation.txt. Рассмотрим основные моменты на примере скрипта для синтезатора Korg X 5 D (вообще, в библиотеке скриптов имеется 80 готовых файлов скриптов, которые можно использовать как в качестве примеров, так и взяв их за основу при написании своих скриптов).

Рис. 1. Фрагменты скрипт-файла Korg X 5 D Concert Первые две строки содержат служебные команды; как правило, их изменять не нужно. Далее - информация, используемая для идентификации скрипта: автор, производитель инструмента, наименование инструмента, наименование скрипта.

Ниже могут помещаться команды, задающие формат представления сообщений Program Change и Bank Change (MSB и LSB).

Строка [define patchnames] означает начало массива названий пэтчей.

[mode] Programs - Название режима синтезатора (модуля), например, Programs-Combinations-DrumKits. После слова mode может стоять номер соответствующего MIDI канала, например, [mode 10] XG Drumkits.

[g1] Programs 1 - Начало группы (g) первого уровня (1) с названием "Programs 1". Всего может быть до девяти уровней вложения групп (аналогично структуре подкаталогов Windows). Например, группу "Programs 1" можно по желанию разделить на подгруппы "Пиано", "Гитары" и т. п.

Если в следующей строке поставить команду [sorted], далее названия пэтчей будут отсортированы в алфавитном порядке. Довольно удобно для поиска, если название пэтча помнишь, а этих самых пэтчей в списке много.

Далее в квадратных скобках стоит команда на отсылку MIDI сообщения о смене пэтча:
p2 - программа второго уровня вложения (если группа g2, то программа будет p3 и т. п.),
0-127 - значение "Program Change",
0-127 - значение "Bank Select MSB",
0-127 - значение "Bank Select LSB";
далее - название пэтча или псевдоним;
End - окончание скрипта.

Названия пэтчей могут быть помещены в группы различных уровней. Корневой уровень 1.

Но это еще не все. В скрипт можно поместить названия инструментов, соответствующих тем или иным клавишам в ударной установке, и тогда, открыв в барабанном редакторе MIDI Part (не Drum Part!), для которого пэтч выбран с помощью такого скрипта, вы в списке Sound увидите названия соответствующих клавишам инструментов.

Вариант такого скрипта представлен на рис. 2.

Рис. 2. Фрагменты скрипт-файла YAMAHA XG Device by Janne Roeper.

Как этим пользоваться
Выбрав трек/канал, установите Инструмент. Для этого щелкните мышью в поле "Patchname" Инспектора. Появится окно "Setup Instruments" (рис. 3).

Рис. 3

Из выпадающего списка "Patchname Source" выберите пункт Patch Name Script (рис. 4).

Рис. 4

Щелкните на ОК. Cubase покажет скрипты, содержащиеся в папке Cubase VST32 5.0\Scripts\patchnames (рис. 5).

Рис. 5

В приведенном примере в скрипте "Korg X5D" содержатся строки [mode] Programs и [mode] Combinations, поэтому строка меню "Korg X5D" имеет соответствующие подменю.

При первом запуске этой функции вы, скорее всего, увидите список из двух скриптов, загружаемых по умолчанию: GM и Yamaha XG. Чтобы активизировать нужные скрипты или удалить из списка ненужные, выберите из выпадающего списка пункт "Setup... ". Щелкните на нем.

Через несколько секунд программа выдаст выпадающий список всех имеющихся скриптов (они содержатся здесь же, в подкаталоге Inactive), и появится диалоговое окно Setup Patch Name Scripts (рис. 6).

Рис. 6

Откройте список и выберите желаемый скрипт (рис. 7).

Рис. 7

Отметьте поле Active для активации этого скрипта. При этом выбранный пэтч появится в выпадающем меню Patchname Device. Снятие отметки приведет к деактивации выбранного скрипта и перемещению его в каталог Inactive.

Щелкните на OK.

Щелчком на OK закройте окно "Setup Instruments". Теперь можно, щелкнув в поле "Patchname" Инспектора, увидеть выпадающее меню, содержащее все пэтчи выбранного банка (рис. 8).

Рис. 8

В зависимости от выбранного устройства, пэтчи могут быть разделены на группы иерархических подменю. Щелкните на любом названии пэтча. Оно тут же появится в поле "Patchname" Инспектора, при этом соответствующее MIDI-сообщение Program Change и Bank Change будет послано на выбранный трек/канал Cubase, и для этого трека/канала будет загружен желаемый пэтч. Разумеется, все необходимые банки должны быть предварительно загружены в инструмент (а в случае, если это какой-то виртуальный синтезатор, он, естественно, должен быть активизирован).

Как создать собственный скрипт?
Как уже говорилось, к программе Cubase прилагаются скрипты для некоторых популярных моделей синтезаторов. Их можно использовать в качестве основы для написании своих скриптов.

Просмотрите тексты этих скриптов и выберите наиболее соответствующий вашему синтезатору по количеству пэтчей (0-99 или 0-127), режимам (Program или Combi, и т. д.) и другим признакам. Идеальный вариант - если MIDI-сообщения Bank Change будут соответствовать вашему синтезатору. Если нет - и не надо - цифры можно проставить и вручную (не ошибитесь с пробелами!). Но самое хлопотное - ввод названий пэтчей. Неужели все придется делать вручную?

И вот тут приходит на помощь текстовый редактор Word из пакета Microsoft Office. Я пользуюсь версией Word 97 (привык!), но, как мне кажется, более современные версии смогут сделать то же самое, просто названия функций и меню я буду приводить свои.

Итак:
1. Скачайте доступным способом (SysEx Editor Cubase, Dumpster и т. п.) содержимое вашего банка в формате System Exlusive (или другом). Сохраните его. Для виртуальных синтезаторов подойдут их "родные" файлы банков (*.fxb и др.).

2. Откройте этот банк в редакторе Word (либо через "Открыть с помощью...", либо через меню Файл - Открыть (не забудьте в поле "Тип файлов" выбрать "Все файлы *.*"). Если в меню Сервис - Параметры - Общие установлен флажок "Подтверждать преобразование при открытии", появится окно с запросом "Преобразование файла из формата...". Выберите опцию "Только текст". Вы получите нечто вроде этого (рис. 9):

 
Рис. 9. Пример банка SysEx, открытого в Word.  
   

Если внимательно приглядеться, среди всей этой абракадабры попадаются внятные фрагменты (в данном примере это "KingPianos" и "Symphony". Это и есть названия наших пэтчей, причем расположены они в порядке возрастания номеров MIDI-сообщений Program Change. Сохраняем полученное в виде "Документ Word (.doc)". Затем убираем все лишнее (для облегчения можно воспользоваться командой Правка - Заменить, где в поле "Найти" вводим один или несколько часто повторяющихся символов (желательно не букв латинского алфавита, чтобы случайно не удалить названия пэтчей), символ "Разрыв страницы" и т.п., а поле "Заменить" оставляем пустым и выбираем "Заменить все") и выстраиваем полученный список в столбец нажатием [Enter] после каждого названия.

Кстати, если ваш синтезатор полностью подчиняется Data Dump (см. ранее), можно воспользоваться операцией копирования названий Studio Module (это как раз случай симбиоза между PatchNameScript и Studio Module). Вы получите такой же столбец.

3. Выделяем этот столбец и выбираем Таблица - Преобразовать в таблицу. Параметры: "Число столбцов - 1", "Разделитель - Символ абзаца". Сохраняем.

4. Открываем в Word присмотренный ранее готовый скрипт. Преобразовываем в таблицу его рабочую область (число столбцов - 2, разделитель - Символ табуляции). Должна получиться двухстолбцовая таблица, в первом столбце которой содержатся команды (в квадратных скобках), а во втором - названия пэтчей исходного банка.

5. Запоминаем количество строк с названиями до появления строки другого типа (group, mode и т. п.). Выделяем блоком. Возвращаемся к созданному нами столбцу и выделяем точно такое же количество строк в нем. Копируем в буфер.

6. Вновь переходим в окно открытого скрипта и вставляем скопированный блок. Теперь названия пэтчей в скрипте-образце заменены на названия из нашего банка.

7. Повторяем пункты 5 и 6 до полного завершения замены. Затем выбираем "Таблица - Выделить таблицу" и "Таблица - Преобразовать в текст". Параметры преобразования - "Символ табуляции". Сохраняем в виде "Текст с разбиением на строки". Получаем новый скрипт. Теперь его можно открыть в обычном "Блокноте" и внести необходимые коррективы. Сохраняем готовый скрипт под характерным именем в папку Cubase VST32 5.0\Scripts\patchnames и наслаждаемся.

Скрипт можно редактировать даже во время его выполнения, при запущенном Cubase. Изменения вступят в силу при очередном выборе звука с помощью этого скрипта.

  Оценка статьи

Посещений: 12020 | Проголосовавших: 24 | Средняя оценка: 4.6

   

  Комментарии

15.01.04 10:39
Ruslan Tagirov
полезная статейка спасибо

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА