Начало
 

 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Emagic Logic 5

Emagic Logic 3.0
 

 
  Logic Audio Platinum 4.0

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
ноябрь 1999

Не успел я в майском номере МО назвать Cakewalk 8.0 лучшей "виртуальной студией" на платформе Windows, как вышла четвертая версия программы Logic Audio. Даже предварительное знакомство с ее возможностями показало, что Cakewalk далеко не везде самый первый и самый лучший. А когда я погонял Logic пару недель и убедился, что он отлично работает, то передо мной встала нелегкая проблема выбора программы для себя. Так я ее до сих пор и не решил: работаю то в Cakewalk (уже 9.0), то в Logic, в зависимости от настроения и решаемых задач.

Так чем же так хорош LA 4.0? Во-первых, его интерфейс стал намного изящнее и, как говорится, "интуитивно понятнее": исчезли безумные нагромождения меню и кнопок, грязно-серый цвет экрана изменен на мягкий серо-зеленый, появились очень удобные усовершенствования (например, интегрированный аудио-MIDI микшер). Во-вторых, программа стала нормально работать с любыми звуковыми платами и интерфейсами (поддерживаются MME, DirectX и ASIO (!) драйверы). Стала возможна запись звука в формате 24 бита и 96 кГц. А в-третьих, Logic стал нормально поддерживать подключаемые модули DirectX (это в дополнение к своей развитой обработке). Также появились такие полезные функции, как поддержка работы с двумя мониторами или запись 16 MIDI дорожек одновременно. Теперь добавьте сюда очень серьезные возможности редактирования MIDI и аудио, которые уже имелись в предыдущих версиях. Все вместе дает очень даже конкурентоспособный продукт.

Вообще, основательная переделка интерфейса Logic - это очень сильный ход компании Emagic. При всех достоинствах, предыдущие версии программы часто просто отпугивали потенциальных пользователей своей сложностью. Согласитесь, что когда в каждом открываемом окне вы обнаруживаете новую линейку меню, которая начинается не со стандартного меню File, а с какого-нибудь маловразумительного Hyper, это не добавляет душевного равновесия. Даже перевод руководства пользователя не очень помогал - слишком много команд нужно было запоминать. Поэтому люди говорили: "Logic - это круто!", и продолжали работать в Cakewalk и Cubase.

О немецкой музыкальной логике
Logic 4.0 существует в трех вариантах: Silver, Gold и Platinum. Полная версия - Platinum, а "серебряный" и "золотой" Logic отличаются от нее меньшим набором функциональных возможностей и меньшей ценой. LA Platinum защищается от копирования ключом, который вставляется в COM порт компьютера. Кстати, по поводу такой защиты уже было сказано много нелестных слов. Однако, что Steinberg, что Emagic, продолжают по-прежнему создавать своим пользователям дополнительные сложности, хотя от взлома ключ совершенно не спасает.

После загрузки программы на экране компьютера появляется ее рабочее окно (рис.1), с активным окном аранжировки (Arrange). В правой части окна аранжировки находится поле графического редактирования (Arrange area), в котором при записи появляются секвенции (Sequences) - аналоги клипов Cakewalk и частей Cubase. При желании в это поле можно вывести координатную сетку (команда меню View/Grid), или сделать его белым (View/White Background). Над полем находится линейка тактов (Bar ruler), ее верхняя часть служит для выделения определенного фрагмента композиции и последующего его закольцовывания, а нижняя - для быстрого перемещения курсора.

 
Рис. 1  
   

В левой части окна аранжировки есть четыре поля. Первое и самое большое называется Список Дорожек (Track List). Это - таблица с номерами дорожек, кнопками записи и заглушения, и именами используемых MIDI или аудио инструментов (Instruments). Надо сказать, что инструмент в Logic - понятие более фундаментальное, нежели в Cubase (в Cakewalk инструментов вообще нет - программа оперирует понятием пэтча синтезатора). Если в Cubase инструмент - это просто совокупность пэтча и номера MIDI канала, то в Logic у любого инструмента есть еще имя, собственная пиктограмма и служебная информация, а в MIDI инструменты также могут входить "примочки", которые вам заблагорассудится применить, например сдвиг высоты тона на октаву (как это делается - см. ниже). Число MIDI инструментов ограничивается лишь вашим воображением, а аудио инструментов всего 64 - по числу поддерживаемых программой звуковых каналов (и дорожек, соответственно).

Три оставшихся поля находятся друг над другом в левой части окна аранжировки и мило называются "ящичками" (Box).

Рис. 2 Самый верхний "ящичек" (рис. 2) - это поле параметров секвенций (Sequence parameter box). Если вы выделяете одну из секвенций (и MIDI, и аудио), то сюда выводятся ее параметры, которые вы можете неразрушающе редактировать в реальном времени. Для MIDI секвенций это параметры квантизации, транспонирования, значения динамики (velocity), динамического диапазона, задержки и некий параметр Gate Time. Изменение последнего приводит к уменьшению или увеличению длительности нот, а на слух это воспринимается действительно как результат работы гейта. При выделении аудио секвенций в "ящичке" параметров можно менять значения Fade In/Out (время и тип кривой) и задержку. У обоих типов секвенций можно также включать/выключать режим петли (Loop). Если вы этот режим включаете, то секвенция автоматически размножается до следующей нормально записанной. Причем все операции редактирования оригинала распространяются и на его копии (это очень похоже на "части-привидения" Cubase). Если же у вас не выделено ни одной секвенции, то в "ящичке" можно выставить, например, параметры квантизации или транспонирования, которые будут применяться ко всем MIDI секвенциям.

Рис. 3 Следующий "ящичек" (рис. 3) содержит набор инструментов редактирования (Tool box). Графические символы кнопок здесь довольно очевидны: вы можете превратить свою мышь в инструмент выделения, рисования, стирания, разрезания и склеивания. Кроме того, здесь есть инструменты увеличения масштаба, заглушения и солирования секвенций, а также "рисовалка" кривых плавного изменения уровня (Fade In/Out) для аудиосеквенций. Выбранный инструмент редактирования приводится в действие левой кнопкой мыши. Если же вы нажмете правую, то появится альтернативный инструмент. Например, при выборе "ластика" на правую кнопку мыши автоматически назначается "карандаш". Это довольно удобно, вот только плохо, что альтернативный инструмент нельзя выбирать произвольно.

Рис. 4 Последний "ящичек" (рис. 4) - это поле параметров инструмента (Instrument parameter box). Если выделить любую MIDI дорожку в соответствующем списке (Track List), то сюда выводятся такие параметры инструмента, как название и пиктограмма, номер MIDI канала, номер банка и пэтча синтезатора, значения громкости, панорамы, транспонирования и динамики, диапазон нот и динамики, значение задержки и т. д. Для аудио инструментов в "ящичке" хранятся данные о его названии и пиктограмме, физическом устройстве вывода, номере канала вывода, а также информация о показе органов управления на панели микшера - полей эквалайзеров, разрывов, посылов и т. д. Разумеется, все параметры можно редактировать в реальном времени.

Секвенции в Logic устроены довольно интересно. При малом масштабе изображения они представляют собой обычные полоски разного цвета с названиями (кстати, цвет можно очень оперативно менять, выбрав команду меню View/Object Color). Но стоит увеличить вертикальный масштаб, как на аудио секвенциях появляется графическое изображение формы волны. Если же вы выберите команду меню View/Object Content, то будет выводиться и MIDI содержимое. Но это еще не все. Вы можете на любую секвенцию вывести кривые громкости, панорамы и прочих контроллеров. Для этого ее надо выделить и порыться в разделе меню View/Hyper Draw. Там обязательно найдется что-нибудь типа Volume или Panorama. В результате, нижняя часть секвенции становится синего цвета, и если вы туда щелкните мышью, то на экране появится линия с узелками (рис. 5). Остается только нарисовать кривую.

 
Рис. 5  
   

Двойной щелчок мыши на любой секвенции открывает один из редакторов Logic. Для аудио секвенций это, разумеется, - Редактор Семплов (Sample Editor), а для MIDI по умолчанию назначен нотный (Score). Но вы можете настроить программу на открытие любого другого редактора. Для этого надо выбрать команду меню Options/Settings/Global Preferences и в нижней части появившегося диалогового окна выбрать из списка один из возможных вариантов.

В окне аранжировки с секвенциями можно производить любые стандартные операции графического редактирования. Если выбран инструмент "стрелка", то вы можете копировать секвенции путем их перетаскивания с нажатой клавишей Ctrl. А нажатая клавиша Shift и щелканье мышью позволяет выделять несколько секвенций. К сожалению, у Logic 4.0 по-прежнему есть только один уровень отмены (Undo), поэтому редактировать приходится очень внимательно: удаленные секвенции не восстанавливаются, если вы после удаления производите любую другую операцию.

Панель транспорта (рис. 6) не претерпела особых изменений по сравнению с предыдущими версиями, только выглядеть стала поблагороднее. Ее по-прежнему можно произвольно настраивать: если щелкнуть по кнопке в правом нижнем углу панели, то на экране появляется меню с командами. Вы можете сделать панель меньше/крупнее, расположить все органы управления горизонтально, вывести или убрать отдельные элементы, или добавить надпись (на рисунке панель показана именно в таком виде). Окна на панели показывают позицию курсора, позиции начала и конца выделения, темп и размер композиции, а также наличие или отсутствие сигнала на MIDI входах и выходах. С помощью специальной кнопки (с символом "М") можно в позицию курсора вставлять маркер - при ее нажатии на экране появляется окно Marker List. Еще три кнопки служат для быстрого перемещения по аранжировке.

 
Рис. 6  
   

Все настройки в Logic делятся на три группы: глобальные, предпочтения (Preferences) и настройки песни (Song Settings). MIDI опции собраны в меню Options/Settings и к какой группе они принадлежат особой разницы для пользователя нет: все настройки сохраняются независимо от текущей аранжировки. Единственное исключение - это метроном. Его опции сохраняются только в песне. Помимо стандартных настроек типа параметров синхронизации, MIDI портов или дисплея, в меню Options/Settings есть пункты (аж семь штук!), посвященные нотированию, параметрам импорта MIDI файлов и настройкам "горячих" клавиш. В качестве последних могут выступать также и MIDI сообщения (и ноты, и контроллеры). Единственный недостаток системы "горячих" клавиш Logic - это невозможность продублировать с клавиатуры некоторые команды меню (например, Next Window). Но большинство основных функций охвачено.

Запись любой дорожки начинается с выбора инструмента. Для этого достаточно щелкнуть в соответствующем поле списка дорожек и удержать кнопку мыши. На экране появляется меню с кучей пиктограмм и названий инструментов (о создании последних мы поговорим чуть позже). Если вы собираетесь записывать MIDI дорожку, то кнопка записи (с символом "R") нажмется автоматически. При ее отключении на выделенной дорожке отключается сквозное пропускание MIDI сигнала (THRU). На аудиодорожке приходится кнопку записи включать отдельно, поскольку никакой автоматики здесь не предусмотрено. Кстати, во время записи секвенции, и на MIDI, и на аудио дорожках происходит одна весьма занятная штука - программа в реальном времени выводит на экран в первом случае символы нот, а во втором случае - оперативно просчитанную форму волны. Никакого особого смысла в этом нет, но видеть, как движения ваших рук превращаются в ткань аранжировки чертовски приятно.

MIDI редакторы
Любой приличный секвенсор просто обязан иметь как минимум три редактора для манипулирования MIDI событиями. Logic здесь не исключение, но, помимо стандартных клавишного и нотного редакторов, и списка событий, здесь есть еще два: Transform, который позволяет преобразовывать что угодно во что угодно, и Hyper, предназначенный для максимально удобного рисования кривых любых контроллеров.

В версии 4.0 интерфейс всех редакторов значительно упростился. Это стало возможным благодаря изящному решению: вместо того, чтобы городить у каждого окна свое меню, ряд пунктов главного меню рабочего окна просто меняется в зависимости от активного редактора. Также меняются команды в пунктах, названия которых остались неизменными. Например, когда вы из окна Arrange открываете редактор Matrix, у вас меняются команды в меню Functions и View, а когда открываете редактор Score, то в меню добавляется три новых пункта: Layout, Attributes и Text, и также меняются команды в Functions и View.

Клавишный редактор Logic называется Matrix (рис. 7). Он мало отличается от аналогичных редакторов Cubase и Cakewalk, и позволяет делать все то же самое. По сравнению с предыдущими версиями, Matrix не претерпел никаких особых изменений. В левой части редактора находится полоса с инструментами графического редактирования, кнопками связи окон (Catch и Link), и кнопками активизации MIDI входа и выхода. Если MIDI вход активен, то вы можете в позицию курсора записывать ноты прямо с клавиатуры синтезатора. Ниже панели инструментов находится кнопка изменения частоты координатной сетки. Когда вы рисуете карандашом ноты или двигаете их стрелкой, то начала и окончания полосок притягиваются к ближайшим значениям сетки. Так что этой кнопкой приходится пользоваться довольно часто. Также в окне редактора есть и своя кнопка квантизации.

 
Рис. 7  
   

В отличие от Cakewalk и Cubase, в клавишном редакторе Logic нельзя посмотреть параметры ноты. Но двойной щелчок мыши на любой полоске открывает окно листа событий с активной строкой выбранной ноты. Также можно активизировать "поплавок событий" (View/Event Float) - в нем выводятся параметры выбранной ноты, которые можно редактировать. Кроме того, у клавишного редактора по умолчанию не включается окно графического редактирования динамики и контроллеров. Его нужно включать командой меню View/Hyper Draw.

Среди инструментов графического редактирования есть два очень занятных. Первый обозначен квадратиком с буквой "Q". Это инструмент квантизации, которым можно воздействовать на одну или несколько нот. Для этого его нужно подвести к полоске ноты и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, в контекстном меню выбрать необходимое разрешение. Для квантизации нескольких нот их нужно предварительно выделить (инструмент "Q" это позволяет). Второй инструмент обозначен квадратиком с буквой "V". Он позволяет менять динамику каждой ноты, не открывая поле Hyper Draw. На каждой ноте, если посмотреть внимательнее, есть тонкая горизонтальная линия. Она показывает значение динамики. Если вы выберете инструмент "V", подведете его к ноте, нажмете и удержите левую кнопку мыши, то перемещение манипулятора вверх или вниз будет приводить к изменению длины этой линии, а соответственно и динамики ноты.

Список событий (рис. 8) Logic имеет все необходимые для редактирования и вставки MIDI событий инструменты. В левой части окна находятся кнопки фильтрации, которые позволяют выводить на экран только то, что нужно. Если же выбрать инструмент "карандаш", создать новое MIDI событие в списке, и щелкнуть по одной из этих кнопок, то новое событие будет принадлежать к выбранной группе. А кнопка с символом "001" позволяет выводить на экран полное значение события. Это актуально, например, для SysEx сообщений. Кстати, для последних есть одна очень полезная функция: вместо того, чтобы вручную набирать код изготовителя синтезатора (второй байт сообщения), достаточно поменять цифру в колонке Num. При этом в колонке Info будет выведено название фирмы-производителя.

 
Рис. 8  
   

Нотный редактор (Score) больше похож на специализированные программы нотации типа Encore, чем на встроенный редактор секвенсора (рис. 9). Он позволяет не только создавать корректные партитуры, но и готовить их к печати. Также он имеет возможности вставки текстов песен и гитарной табулатуры. Так что по своим возможностям он, пожалуй, оставляет подобные редакторы Cubase и Cakewalk далеко позади.

 
Рис. 9  
   

Так же, как и в остальных редакторах, в окне Score набор инструментов редактирования расположен слева. В самом верху находятся уже знакомые кнопки связи окон и активизации MIDI портов. Рядом с ними расположена круглая кнопка с символом страницы. Она переключает два режима отображения партитуры: нормальный и страничный. В первом гораздо удобнее работать над музыкальным содержимым - нотный стан продолжается вправо до бесконечности. Во втором режиме гораздо удобнее делать верстку макета партитуры - нотная запись размещается на страницах, на которые выводятся все текстовые сообщения, нумерация, названия и т. д.

Ниже кнопок находятся два "ящичка" (они по умолчанию свернуты) и панель инструментов. В первом "ящичке" (Display Parameter Box) находятся параметры выделенных дорожек, а также выбирается стиль нотации. Всего в вашем распоряжении есть тридцать стилей, в том числе готовые варианты для скрипок, виолончелей, контрабасов, органов, саксофонов и т. д. Также вы можете выбрать перкуссионную нотацию и гитарную табулатуру. Во втором "ящичке" (Event Parameter Box) отображаются параметры выделенных нот, а если последних в наличии нет, то - параметры нот, которые будут вставляться в партитуру. Панель инструментов графического редактирования довольно насыщена. Помимо стандартных "карандашей" и "ластиков" здесь так же, как и в редакторе Matrix, есть инструменты квантизации и изменения динамики. Кроме того, имеются и свои специфические инструменты, типа инструмента "увеличителя нот", который позволяет менять размеры графического начертания нот в партитуре.

Последний элемент управления окна Score - это панель с 13 кнопками и поле, где отображаются различные музыкальные символы (кнопки и поле имеют общее название Partbox). Кнопки соответствуют определенным группам символов нотации. Нажатие этих кнопок приводит к появлению в поле нужной группы символов (на рисунке 9 показана нажатой кнопка с басовым ключом и соответствующая группа символов ключей). Если вы выбираете инструмент "карандаш" и щелкаете по одному из символов, то карандаш будет рисовать в партитуре именно его. Таким образом в партитуру вводятся любые специальные обозначения: знаки тональности и повторов, лиги, акценты и т. д.

После того, как партитура в общих чертах создана, ее можно сверстать. Командой меню Layout/Global Format на экран вызывается диалоговое окно, в котором выставляются параметры полей страницы. Команда меню Layout/Numbers & Names открывает доступ к параметрам нумерации страниц и тактов (расположение на странице, шрифт, кегль и т. д.), а также параметрам отображения названий инструментов (шрифт, кегль, выравнивание, формат названия и т. д.). Далее в макет вводятся название, дата, текст песен и т. д. Если есть желание, то можно отредактировать и параметры стиля отображения нот (который выбирался в Display Parameter Box). Для этого надо выбрать команду меню Layout/Score Styles - на экране появится соответствующее окно с таблицей, куда сведены все параметры стиля (рис. 10). Для редактирования параметра нужно дважды щелкнуть по нему мышью и ввести новое значение, либо выбрать из списка один из вариантов. Причем, все манипуляции моментально отображаются в окне Score. Точно таким же образом вы можете оперативно менять шрифты. Команда меню Text/Text Styles выводит на экран сводную таблицу с параметрами шрифтов. Созданный макет можно распечатать при помощи команды File/Print.

 
Рис. 10  
   

Редактор Transform (рис. 11) - это, пожалуй, один из самых интересных инструментов Logic. С его помощью вы можете не только преобразовывать ноты в контроллеры или другие MIDI сообщения, но и менять значения MIDI событий. Последняя задача не так уж редко требуется, как может показаться. Например, когда пользуешься разложенными по динамике многослойными звуками семплеров, на первый план выходит точность акцентирования. Но далеко не всегда ее можно достичь, особенно если фортепиано - это не основная музыкальная специализация. Здесь на помощь приходит редактор Transform, у которого есть замечательный пресет Velocity Limiter - алгоритм, который работает подобно обычному лимитеру, не давая нотам превышать определенное значение динамики. Проблема решается быстро и легко.

 
Рис. 11  
   

Интерфейс редактора очень прост. В верхней части окна находится список пресетов. В самом простом случае для применения того или иного алгоритма нужно выбрать пресет и нажать кнопку - выбранная секвенция будет пересчитана. Для более сложного редактирования надо выбрать пресет Create User Set. После этого в центральной части окна активизируются два поля с множеством списков, организованных в таблицу. Первое называется Select by Conditions - в нем отбираются MIDI события, которые должны быть обработаны. Вы можете, например, выбрать только ноты или контроллеры (колонка Status), задать диапазон по позиции (колонка Position), указать определенный канал (колонка Channel) или задать диапазон значений событий (колонки Pitch или Vel, если это ноты). Второе поле называется Operations on selected Events. Здесь вы указываете, во что должны превращаться выделенные события. Например, задать график динамики (в списке Vel выбирается Use Map; после этого на экране появляется новое графическое поле). Завершается трансформация нажатием кнопки Select and Operate.

Редактор Hyper (рис. 12) позволяет рисовать кривые любых контроллеров. В принципе его существование не обязательно, так как поле Hyper вы можете открыть в любом окне любого редактора (в том числе и в Score). Однако, бывают ситуации, когда иметь перед глазами сразу две кривые очень полезно, например, при рисовании развертки резонансного фильтра. В Cakewalk и Cubase приходится редактировать сначала значения 71 контроллера (резонанс), а затем - 74 (частота среза) буквально вслепую. В Logic можно их держать на экране в соседних полях окна Hyper.

 
Рис. 12  
   

Environment
и создание инструментов

Разработчиками Logic в свое время была придумана очень грамотная концепция: в программе сосуществуют как бы две большие части - секвенсор и его окружение (environment). Под последним понимается все, что находится до и после аудио или MIDI дорожек. То есть, в секвенсоре вы занимаетесь только записью композиции и ничем больше, а для всех настроек, коммутации и прочих чисто технических действий типа микширования предусмотрен отдельный здоровенный редактор - Environment. Такое разделение позволяет не отвлекаться от сочинения - выбрал инструмент и играй себе на здоровье...

Редактор Environment (рис. 13) запускается либо командой меню Windows/Open Environment, либо двойным щелчком мыши на пиктограмме любого MIDI или аудио инструмента в списке дорожек. По умолчанию окружение секвенсора разбито на четыре части (слоя): Click & Ports (Метроном и Порты), MIDI instruments (Инструменты), GM Mixer и Audio. При запуске редактора на экране оказывается схема одного из этих слоев (для их переключения надо воспользоваться списком в левой части окна, который называется Layer Box). Разделение на слои - это не более чем условность, облегчающая ориентирование в схемах. Вы можете дополнительно создать любое количество слоев, если четырех существующих окажется мало. Можно даже скомпоновать все слои в один, если покажется, что так удобнее работать.

 
Рис. 13  
   

Основу каждого слоя составляют объекты (objects): инструменты, кнопки, фейдеры, индикаторы и прочие элементы, из которых строятся схемы коммутации или управления. В левой части окна редактора есть "ящичек" параметров - туда выводится информация об объекте, по которому вы щелкнули мышью. Некоторые объекты реагируют на двойной щелчок - при этом на экране появляется диалоговое окно для более глубокой настройки. Практически у всех объектов в верхнем левом углу есть маленький треугольничек. Если вы щелкните по нему и удержите кнопку мыши, то за указателем потянется виртуальный провод, который нужно прицепить к другому объекту. Таким манером и создаются цепи коммутации.

В левом верхнем углу редактора есть "ящичек" с инструментами, которые применяются для графического редактирования объектов. Там есть три стандартных: "стрелка", "карандаш" и "ластик". Четвертый инструмент предназначен для выделения текста, а пятый - для включения/выключения сквозного прохождения MIDI сигнала. Любой объект можно размещать в любом месте экрана, менять его размеры или удалять. Если вы хотите вставить объект, то надо воспользоваться меню New - в нем собраны команды вставки всех возможных объектов.

Слой Click & Ports показывает, что происходит с MIDI сигналом до того, как он попадет в секвенсор (именно этот слой показан на рисунке 13). По умолчанию цепь выглядит следующим образом. С физических MIDI входов суммарный сигнал попадает на индикаторы входных нот и входного процесса. Они бывают полезны при настройке клавиатуры - сразу видно все, что поступает на вход. Затем сигнал попадает на переключатель. Здесь вы можете направить его по одному из трех путей, переключаемых щелчком мыши: напрямую в индикатор пост-процесса и на вход секвенсора (этот вариант включен по умолчанию), на объект под названием Octavizer, который в реальном времени строит октаву от взятой ноты, или на объект Velocity Add, который увеличивает значения Velocity взятых нот на определенную величину.

Последние две "примочки" на самом деле являются вариациями объекта под названием Transformer. Работает он точно также, как и редактор Transform, только в реальном времени. Если вы дважды щелкните мышью на Velocity Add или Octavizer, то на экране появится диалоговое окно (рис. 14), очень похожее на окно Transform. Вы можете поменять не только настройки динамики нот или сдвига высоты тона, но и вообще полностью изменить суть происходящей трансформации, например создав алгоритм управления контроллерами с помощью клавиш обычной MIDI клавиатуры.

Рис. 14

Что можно еще сделать внутри этого слоя? Например, у вас есть два синтезатора. Вы можете разделить пути их входных сигналов, и на один из них "повесить" арпеджиатор (есть и такой объект), а второй - какую-нибудь линию MIDI задержки. И только после обработки смешать сигналы и направить их на вход секвенсора. Делается это очень просто: если вы посмотрите на объект Physical Input, то увидите, что по умолчанию виртуальный провод выходит из верхнего треугольничка, который соответствует суммарному сигналу MIDI входов компьютера. Но у этого объекта есть и еще несколько треугольников (по числу MIDI портов), которые представляют собой прямые входы того или иного порта. Так что для разделения сигналов надо удалить общий "провод" и нарисовать индивидуальные, которые идут к объектам обработки. На выходе обработки можно повесить еще пару фейдеров для того, чтобы можно было устанавливать баланс между синтезаторами. Как видите - простор для творчества неограниченный.

Слой MIDI Instruments является ключевым для полноценной работы с программой. Именно здесь создаются инструменты, которые затем выбираются в списке дорожек окна Arrange. По умолчанию, в этом слое вы обнаружите множество объектов уже готовых инструментов. Но на самом деле они актуальны только для работы с GM звуковыми модулями, так как в них вы не можете выставлять сообщение вызова банка. Поэтому, если у вас есть нормальные современные синтезаторы, все эти инструменты можно просто удалить, оставив в слое только объект под названием Multi Instrument.

Если вы дважды щелкните мышью по заголовку этого объекта (по символу MIDI порта), то на экране появится окно настройки (рис. 15). В поле Device Name нужно ввести название синтезатора. В списке под этим полем, вы выбираете банк и вручную вводите названия пэтчей синтезатора (для ввода названия нужно дважды щелкнуть мышью по ячейке таблицы). В списке под полем Short Device Name указывается способ вызова банка. Помимо стандартных способов, типа 32 контроллера, в этом списке можно найти готовые пресеты для некоторых синтезаторов (производства Roland, Yamaha, Kurzweil и т. д.). Но даже если вы выбираете готовый пресет, то названия пэтчей вам все равно придется вводить вручную.

 
Рис. 15  
   

В комплект поставки Logic входит библиотека поддержки синтезаторов, звуковых модулей и процессоров эффектов. Она представляет собой набор стандартных файлов песни Logic (.lso) с созданными в редакторе Environment мультиинструментами и панелями микшеров. Но увы, библиотека эта очень мала и вы не найдете здесь практически ни одного нового синтезатора или звукового модуля. Так что с большой вероятностью вам придется вручную вводить названия пэтчей во всех банках. Зато, если вы это сделаете, то сможете выбирать пэтч прямо из списка дорожек окна Arrange и запоминать все это дело в песне. Сами понимаете, что так работать гораздо удобнее, чем сбрасывать SysEx сообщения с настройками синтезатора.

Последний слой для работы с MIDI - это GM микшер. Он практически не отличается от подобных микшеров других программ. А так как в LA 4.0 появился интегрированный аудио-MIDI микшер (о нем немного позднее), то пользоваться отдельным пультом только для MIDI не имеет смысла.

Работа с "живым" звуком
В отличие от предыдущих версий, Logic Audio 4.0 наконец обзавелся нормальной системой управления драйверами звуковых устройств. Теперь в комплект поставки входит отдельная утилита Logic Audio Device Setup (рис. 16), которую нужно запускать до старта основной программы. Переоценить ее значение сложно: современные мультиклиентные драйверы многоканальных устройств требуют обязательного отключения портов, которые будут использованы с другими приложениями (например, с Gigasampler).

 
Рис. 16  
   

Управление утилитой очень простое. В полях под общим названием System Devices показываются все порты ввода и вывода звука. Вам следует выделить нужные и нажать кнопку Add. После этого выбранные порты появляются в поле Virtual Devices. Они и будут восприниматься программой, а остальные можно использовать с другими одновременно работающими приложениями. Помимо этого, в поле Parameters выставляется значение разрядности семплирования, настраивается время реакции на перемещение виртуальных регуляторов (движок Granulation) и включаются некоторые другие опции.

В комплект поставки программы также входит еще одна утилита, которая называется Plug-In Enabler. С ее помощью очень легко сделать неактивными DirectX модули обработки, которые вы не планируете использовать с программой. Это не дает никакого выигрыша в производительности, зато позволяет сделать более компактными контекстные меню выбора обработки.

После запуска программы настройки можно продолжить. Команда меню Audio/Preferences открывает диалоговое окно предпочтений, в котором можно настроить интерфейс встроенного аудиоредактора, опции дисплея при отображении аудио объектов, и некоторые другие функции, типа остановки воспроизведения при переключения окон разных программ. Команда меню Audio/Hardware & Drivers открывает окно, в котором можно настроить драйверы физических устройств. Но на самом деле, если вы воспользовались утилитой Logic Audio Device Setup, то залезать сюда стоит только пользователям систем Audiowerk и Yamaha DS 2416.

Команда меню Audio/Audio Configuration открывает диалоговое окно настройки конфигурации аудио микшера программы. Здесь можно указать порты ввода/вывода для разных каналов и подгрупп, настроить посылы/возвраты, установить обработку, которую хотите видеть постоянно действующей. Все это вы можете делать и на панели микшера, но окно Audio Configuration не такое громоздкое, как микшер, и в нем просто удобнее делать все настройки.

Запись аудио дорожек в LA 4.0 обычно начинается с выбора портов ввода и вывода (если вы этого не сделали в окне Audio Configuration). Двойной щелчок мыши на любом аудио инструменте в списке дорожек окна Arrange открывает панель микшера (рис. 17). Она находится в редакторе Environment, в слое Audio - по логике создателей программы микшер тоже относится к окружению. В поле I/O выбранного для записи канала вы выставляете нужные порты. Здесь же можно указать формат дорожки (моно или стерео) - для чего нажимается кнопка, расположенная левее кнопки записи. После этого можно нажимать кнопку Rec на выбранном канале - индикаторы начинают показывать уровень сигнала на входе. Отстроив уровень, можно аудио микшер закрывать - он понадобится только во время сведения.

 
Рис. 17  
   

Перед записью дорожки осталось сделать только два шага. При необходимости, можно выбрать частоту дискретизации (по умолчанию она равна 44,1 кГц). Это делается с помощью команды меню Audio/Sample Rate. И последняя настройка - выбор каталога и имен файлов, куда будет записываться звук. Команда меню Audio/Set Audio Record Path открывает соответствующее диалоговое окно. Вам нужно нажать кнопку Set и указать папку и имя файла. Надо сказать, что имя будет общим для всех файлов песни, программа просто будет добавлять к нему порядковый номер при записи разных дорожек. Теперь можно, наконец, нажимать кнопку записи на панели транспорта...

После записи необходимого количества аудио секвенций и их расстановки в аранжировке, стоит заглянуть в окно Audio (рис. 18). Оно открывается командой Audio/Audio Window. Надо сказать, что все редактирование "живого" звука в Logic полностью неразрушающее, то есть когда вы режете, склеиваете и удаляете секвенции в окне Arrange, программа получает только инструкции по воспроизведению файлов, находящихся на диске. А вот навести порядок с этими файлами позволяет окно Audio (у Cubase аналогичное место называется Pool).

 
Рис. 18  
   

В окне Audio выводится список всех записанных аудио файлов, а также их копий и "кусков", которые были получены в результате разрезания секвенций. В правой части окна выводится форма волны файлов. А в левой части находятся все доступные инструменты редактирования и кнопки управления. Если вы нажмете кнопку зацикливания, выделите любой файл и нажмете кнопку с громкоговорителем, то услышите циклическое воспроизведение файла. Инструмент "рука" позволяет перетаскивать файлы в окно аранжировки, а "указующий перст" - менять границы файлов. Если вы уверены, что какой-нибудь кусок записанного файла вам не понадобится, то его можно удалить с помощью "ластика". Двойной щелчок на имени любого файла позволяет ввести новое название.

Окно Audio, на самом деле, позволяет очень удобно и оперативно управляться со звуковыми библиотеками. Команда Audio File/Add Audio File открывает диалоговое окно импорта. Вы можете импортировать сразу десятка три WAV файлов, из которых нужно выбрать один. Все они появятся в окне Audio. Теперь вы можете их нормально послушать (к сожалению, одновременно с воспроизведением аранжировки это не получается), подрезать границы, и перетащить в окно аранжировки. После выбора одного из вариантов все ненужные файлы быстро удаляются "ластиком". Подобная работа в Logic происходит гораздо быстрее и удобнее, чем в Cubase и Cakewalk. Но, конечно, до ACID этой программе еще далеко...

Двойной щелчок мыши на любой аудио секвенции приводит к открытию встроенного звукового редактора, который называется Sample Editor (рис. 19). Редактор позволяет производить деструктивную обработку семпла, причем в верхней его части постоянно находится уменьшенное изображение редактируемого файла. Если вы увеличиваете масштаб изображения, то там появляется рамочка, которая показывает выводимое на экран место файла. В левой части окна по традиции располагаются инструменты редактирования, кнопки управления и поле позиции курсора. Среди инструментов есть и "карандаш", с помощью которого можно менять форму волны семпла ("карандаш" работает только при самом большом увеличении). Также очень полезен инструмент прослушивания (квадратик с буквой "S") - если им щелкнуть в рабочее поле редактора, то файл будет воспроизведен с позиции курсора. "Рука" предназначена для изменения позиции выделения. Ниже формы волны в рабочем поле редактора есть небольшой треугольник с буквой S. Он символизирует начало секвенции в окне аранжировки. Этот треугольник можно перетаскивать в любую позицию - начало секвенции будет меняться соответственно.

 
Рис. 19  
   

В меню View, которое появляется после активизации окна Sample Editor, есть ряд команд, меняющих внешний вид редактора. Линейка тактов может быть представлена в четырех разных форматах, в том числе и в кадрах SMPTE. Амплитуда может показываться либо в процентах, либо в семплах (если честно, я не очень понимаю смысл подобного представления). Кроме этого, вы можете настроить цвет волновой формы. При выборе команды Wave Color на экране появляется довольно большая палитра.

В меню Functions собраны команды простого редактирования. Все они применяются к выделенным фрагментам файла. Здесь вы найдете такие функции, как нормализация, изменение уровня, вставка тишины (Silence), переворачивание фрагмента задом наперед, инвертирование, удаление невыделенных участков файла (Trim) или создание плавных изменений уровня (Fade In и Out). Последний алгоритм поддается настройке. Если вы выберете команду Functions/Settings, то на экране появляется диалоговое окно, в котором можно изменить начертание кривых.

Самые же интересные алгоритмы редактора собраны в меню Factory. Непосредственно на "фабрике" их работает пять. Интерфейс всей пятерки имеет один и тот же недостаток - отсутствие кнопки Cancel. Для закрытия диалогового окна приходится пользоваться крестиком в его верхнем правом углу. Для контроля работы алгоритмов надо пользоваться кнопкой Prelisten. Еще одна занятная деталь - из любого диалогового окна можно вызвать любой из пяти алгоритмов: для этого в верхней части окна есть небольшой список.

 
Рис. 20  
   

Первый алгоритм называется Time & Pitch Machine. Он имеет симпатичный интерфейс в виде шарика, перемещающегося в трехмерном пространстве (рис. 20). Три измерения этого пространства символизируют время, высоту тона и тембр. Наличие возможности изменения последнего, кстати, позволяет довольно хорошо замаскировать последствия работы алгоритма. Groove Machine (рис. 21) - это очень полезная "примочка" в основном для обработки партий барабанов. Она позволяет менять их ритмический рисунок (в разумных пределах, естественно). Audio Energizer меняет субъективную громкость звука без изменения физического уровня сигнала. Назначение Sample Rate Converter очевидно, а Silencer - это вариации на тему денойзера.

     
Рис. 21  
   

Помимо "фабричных" алгоритмов в меню Factory попали (видимо, в нагрузку) еще три очень полезные команды. Audio to MIDI Groove Template позволяет анализировать звуковой файл на предмет ритмической фактуры и создавать шаблоны для последующей квантизации MIDI дорожек. Audio to Score (нотация "живых" дорожек!) вызывает у меня неподдельное уважение, тем более, что эта функция очень неплохо работает. А Quantize Engine позволяет квантизировать аудиодорожки как будто это MIDI. И с очень неплохим результатом, надо вам доложить...

Вся остальная обработка Logic Audio 4.0 работает в реальном времени и становится доступна из панели аудио микшера. На каждом его канале есть разрывы для эквалайзеров и разрывы для прочих эффектов. В последние, помимо штатной обработки, можно устанавливать и DirectX модули. Кроме 64 основных каналов, у микшера есть 16 дополнительных, которые можно использовать и в качестве подгрупп, и в качестве посылов/возвратов. Как и у основных каналов, у них есть отдельные разрывы для эквалайзеров и прочих эффектов. На дополнительные каналы сигнал отправляется при помощи регуляторов Send на основных линейках (регуляторы становятся доступны после выбора номера дополнительного канала). В мастер-секции также есть разрывы для эффектов. Количество разрывов на любых линейках может быть любым - это зависит лишь от производительности вашего компьютера. А для того, чтобы знать, сколько у вас осталось ресурсов, на экран можно вызвать системный монитор командой Audio/System Performance.

Рис. 22

Штатные эквалайзеры Logic представлены пятью типами фильтров: Parametric, High и Low Shelf, High и Low Cut. После выбора нужного фильтра в разрыве эквалайзера появляется несколько окошек с цифрами - никакого графического интерфейса здесь не предусмотрено. Результат работы фильтров вполне приемлем, но если вам не жалко ресурсов процессора, лучше все-таки пользоваться более приличными подключаемыми модулями, тем более, что среди штатной обработки Logic таковые есть (они ставятся в разрывы для "прочей" обработки). Самый лучший из них называется Fat EQ (рис. 22). Он уже имеет нормальный графический интерфейс и пять полос полной параметрической эквализации. Остальные штатные модули (Silver EQ, DJ EQ и т. д.) и близко не приближаются к этому великолепию - они оперируют цифирями в маленьких квадратиках.

 
Рис. 23  
   

Штатных ревербераторов у LA 4.0 пять: Platinum Verb (рис. 23), Gold Verb, Silver Verb, EnVerb и Averb. Все они перечислены в порядке упрощения и ухудшения звука (или в порядке уменьшения загрузки процессора). Первые два относятся к симуляторам помещения и у них можно менять его форму (от треугольной до семиугольной комнаты). Звук Platinum Verb выдает вполне достойный, особенно мне нравится его работа на дорожках барабанов. Но на голос я все равно вешаю TC Native Reverb - мне кажется, что он лучше.

Рис. 24

Помимо эквалайзеров и ревербераторов в комплект поставки LA 4.0 входит довольно большое количество другой обработки. Здесь можно найти все эффекты, построенные на задержке и ее модуляции (задержка, хорус, фленджер и фейзер). Есть очень странный "фазовращатель" под названием Ensemble (рис. 24). Есть отличный модулируемый резонансный фильтр (рис. 25), который легко поспорит с Opcode Fusion Filter. Также найдется и хороший набор динамической обработки (компрессор, экспандер, гейт, огибающая). Перегрузы (овердрайв и дисторшн), и "ухудшатель" качества замыкают этот ряд. Согласитесь, что ни Cubase, ни Cakewalk подобной роскошью не обладают. Причем, вся обработка довольно неплохого качества (явно выше среднего).

 
Рис. 25  
   

Когда вы делаете сведение, бывает удобнее держать перед глазами интегрированный Audio-MIDI микшер Logic. Дело в том, что аудио микшер показывает все 64 основных и 16 дополнительных каналов, спрятать которые нет никакой возможности. Так что пользоваться им иногда просто сложно. Интегрированный же микшер показывает ровно столько линеек каналов, сколько аудиодорожек есть в окне Arrange, плюс два дополнительных канала и мастер-выход. В большинстве случаев этого вполне достаточно. Единственный недостаток интегрированного микшера - это отсутствие кнопки Solo на MIDI каналах.

Готовый микс можно вывести в стандартный WAV файл. Это делается при помощи команды Audio/Digital Mixdown.

Заключение
Что ж, война "виртуальных студий" продолжается. Интересно вот только, какие процессоры нам понадобятся для того, чтобы победители хотя бы просто запускались? Все программы последнего поколения достаточно прожорливы и даже Pentium III для них бывает слабоват. И хотя Logic Audio 4.0 выглядит немного более экономичной программой, чем тот же Cakewalk, для ее нормальной работы нужен процессор не меньше третьего "пентиума" или очень сильно разогнанного "селерона".

В целом, LA 4.0 однозначно обставляет своих конкурентов по трем позициям: он обладает гораздо лучшими коммутационными возможностями, более развитым редактором нотации и лучшим набором штатной обработки "живого" звука. По поводу всего остального можно спорить: кому-то больше нравится интерфейс Cubase, а кому-то - Cakewalk. С записью же и обработкой "живого" звука все три главных "виртуальных студии" справляются примерно одинаково. Правда, у Cubase есть интересная перспективная возможность: технология подключаемых модулей VST 2.0 предполагает MIDI управление обработкой. Хотя, Steinberg пока ограничивается виртуальными синтезаторами и не торопится выпускать управляемые по MIDI модули обработки.

А вот по части библиотек поддержки различных синтезаторов и прочих студийных устройств Logic устойчиво оказывается на третьем месте - у Cubase и Cakewalk с этим дело обстоит куда лучше (особенно у Cakewalk). Конечно, любой грамотный пользователь, в конце концов, и сам сделает любое количество мультиинструментов. Но это занимает уж больно много времени (для введения названий всех пэтчей своих двух синтезаторов я истратил целый день). Есть еще один недостаток и у Logic, и у Cakewalk. В микшерах обеих программ нет никакого намека на возможность прослушать итоговый микс в моно. Cubase же в мастер-секции имеет такую кнопку, которая очень сильно облегчает процесс сведения.

Emagic Logic Audio Platinum 4.0 799$
MS-MAX

  Оценка статьи

Посещений: 16633 | Проголосовавших: 38 | Средняя оценка: 4.5

   

  Комментарии

10.11 02:33
Борис borisbel@chat.ru
Большая просьба,подскажите пожалуйста,где можно найти русско- язычную документацию Logic Audio? Буду очень признателен!

18.11 22:58
Oleg Popov alexview@hotmail.com
Spasibo bolshoe Denisu za opisanie programi Audio Logic Platinum! Ya kompozitor aranjirovshik, delo v tom chto zdes`, gde ya projivayu, na vseh studiyah ispolzuyut imenno Platinum Audio Logic 4.7, vosnovnom dlya Mac. Poetomu ya zahotel toje eyo osvoit`, no opisanie est` tolko na English, dlya menya eto ne ochen` udobniy variant. Poetomu ya stal iskat` opisanie na rodnom yazike. Mne povezlo, chto est` takie lyudi na nashem sharike, kak Denis Dubrovskiy, kotorie prinosyat takuyu bolshuyu polzu! Ved` eto uzhe ne pervaya ego statya, kotoruyu ya kopiruyu i ispolzuyu v kachestve putevoditelya! Spasobo ogromnoe Denis! S uvajeniem Oleg. Adelaide. AUSTRALIA.

05.01 23:51
Viatcheslav Voronov s.voronov@mtu-net.ru
Огромное спасибо автору статьи,о Logoc Audio,Денису, большой и полезный труд. Поставил себе сегодня Logic Audio 4.72,и вот с помошью Вашей статьи кое-что начало проясняться.Попробую полностью перейти на эту программу.Т.к.по сравнению с Cubase она кажется более коректной.Еще раз спасибо. С уважением Вячеслав.

14.01 06:20
Виталий
Спасибо Денис!Я начинал с Notator а и конечно для меня не могло быть другой программы как Logic я все удивляюсь почему она не так популярна как другие программы ведь коректней и конкретней программы просто нет. Навороченный Cubase cкорей лабиринт чем программа, хотя, простите меня дело вкуса. Еще раз спасибо!

10.05 00:07
oktav
statiia,prosto klass.napishite pojaluista podrobnee,bolishe v detaliah.

20.05 00:26
julien
spasibo za statiiu,cto nakonecto poiavilasi informaciia o Logic. toliko prosiba, napisati bolee podrobnuiu informaciiu,i jelatelino instrukciiu.Mnogie vam skajut toliko spasibo.

26.11.03 21:56
Аркадий arkadi63@bezegint.net
Очень обзорная и полезная информация о программе. Остаётся только радость за тех, кто владеет английским. У меня стоит программа Logik Platinum 4.2.2,Но к сожалению... описания программы на русском я не нашёл. Жаль - она бы могла мне помочь в аранжировках Вопрос! Существует ли описание прогаммы на Русском языке.Буду очень признателен, если сможете мне помочь, в этом безнадёжном деле! Я клавишник, композитор и певец. Вот уже 10 лет живу в Израиле. До этого прожил 20 лет в Воркуте. Играл в ресторанах. Спасибо и удачи Вам. С уважением Аркадий.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА