Начало
 
 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Emagic Logic 5

Emagic Logic 4.0
 

 
  Emagic Logic 3.0

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
январь 1998

Программная обработка звука в реальном времени все больше привлекает внимание как пользователей, так и производителей. Помимо традиционных звуковых редакторов и программ многоканальной записи звука все более широкое распространение получают секвенсоры - "виртуальные студии", которые записывают "живой" звук параллельно MIDI дорожкам и обрабатывают его в реальном времени. Самые известные из них для платформы PC - это Cubase VST фирмы Steinberg и Cakewalk 6.0 компании Cakewalk Music Software. Сегодня речь пойдет об еще одной "виртуальной студии" - Logic Audio 3.0, продукте не менее именитой фирмы Emagic.

Не успели появиться на рынке процессоры Pentium MMX и Pentium II, позволяющие делать то, что еще пару лет назад казалось метафизикой, а на горизонте уже замаячил призрак 64-битного процессора Merced, который, по слухам, должен увеличить производительность компьютеров в 20 раз по сравнению с P200. Такой рост мощности вычислительной техники вместе с появлением специализированного музыкального программного обеспечения вполне может вызвать настоящую революция в студийной записи и обработке "живого" звука - ведь гораздо проще и дешевле написать программный эмулятор того или иного прибора, чем выпускать его "железный" аналог. Да и работать гораздо удобнее - никакой вам запутанной коммутации, все, как говорится, "в одной упаковке".

Уже сейчас, имея компьютер с процессором Pentium 166, 32-64 Мб оперативной памяти, пару жестких дисков по 3-4 Гб и звуковую плату, оснащенную цифровым интерфейсом, можно записываться очень даже прилично. Серьезного программного обеспечения хоть отбавляй: это и упоминавшиеся уже Cubase VST и Cakewalk 6.0, и SAW Plus вместе с Samplitude Studio 4.0 для многоканальной записи и обработки звука, и Sound Forge 4.0 с WaveLab для мастеринга, и многое другое. В этот ряд норовит попасть и Logic Audio 3.0. Выяснением ее возможностей мы сейчас и займемся.

Несколько слов о...
Секвенсор Logic мало известен у нас. Профессиональные музыканты и звукорежиссеры больше склонны к Cubase, мультимедийщики по традиции используют Cakewalk, хотя возможности последнего уже давно вышли за рамки мультимедийной программы. А вот Logic как-то не прижился. Причина, похоже, довольно проста: программисты Emagic явно перестарались с защитой своего продукта. И если взломанные Cubase и Cakewalk свободно гуляют с компьютера на компьютер и выпускаются бешеными тиражами на пиратских компакт-дисках, то "крэкнутый" Logic что-то я нигде не видел, за исключением совершенно не работающего Logic Discovery на одном из дисков. Но мы вроде как идем к цивилизованному рынку программного обеспечения (не зря ведь Билл Гейтс в Москву прилетал), поэтому, по крайней мере, в коммерческих студиях скоро "ломаные" программы исчезнут совсем.

Фирма Emagic появилась из недр компании C-Lab, которая в свое время выпускала очень популярный секвенсор для платформы Atari под названием Notator. Часть разработчиков этой программы откололась от C-Lab и, создав собственную фирму, принялась далее развивать Notator. Получившийся в результате продукт назвали Logic.

Сейчас существуют версии Logic и для платформы PC и для Macintosh. Причем, для последней есть набор расширений, специально предназначенный для работы с системой Pro Tools компании Digidesign. Однако, фирма Apple сейчас находится в глубочайшем кризисе, из которого пока путей выхода не видно, и более перспективной для дальнейшего развития "виртуальных студий" видится именно PC, тем более, что компьютеры на базе Pentium II уже догнали (а то и перегнали) по производительности Power Mac. Кроме этого, за последнее время появилось такое количество музыкального "железа" для PC, что пользователи Mac должны кусать локти от зависти. Диапазон этого оборудования чрезвычайно широк - от полупрофессиональных TerraTec EWS 64 и Turtle Beach Pinnacle с S/P DIF входами и выходами до восьмиканальных аудиоинтерфейсов фирмы Event или цифровых интерфейсов формата ADAT, реализованных на Korg 1212 I/O или дочерней плате для Emagic Audiowerk 8, - и всевозможного программного обеспечения (один Samplitude Studio 4.0 чего только стоит!).

В силу всех изложенных соображений, решено было тестировать именно Logic Audio 3.0 for Windows, как наиболее интересную и перспективную программу. А версию для Mac оставим до прояснения ситуации с фирмой Apple и ее новыми компьютерами. Кстати, информация для размышления: новую операционную систему Apple под названием Rhapsody намечено выпустить и в версии для процессоров Intel. Так что продавайте свои Macintosh, господа, пока не поздно...

Инсталляция
Logic Audio 3.0 защищен от копирования ключом, который вставляется в свободный последовательный (COM) порт компьютера. Если помимо мыши вы пользуетесь иной периферией, для которой требуется последовательный порт (например, модемом), то в комплекте поставки программы есть соответствующий переходник для сквозного подключения.

В коробке есть и компакт-диск и дискеты с дистрибутивом. При попадании компакт-диска в привод CD-ROM, автоматически запускается программа Logic Audio CD Info, которая помогает очень быстро разобраться с установкой. Вам нужно только щелкнуть мышью в нужном месте гипертекста и выбрать элементы для установки. После этого все происходит легко и непринужденно.

Помимо дистрибутива Logic на диске находится обучающий видео файл (Tutorial), записанный в формате Quick Time (программа просмотра прилагается) и руководство пользователя в формате Adobe Acrobat (Acrobat Reader также включен в комплект поставки). Все перечисленное написано на английском и немецком языках. Помимо электронного руководства есть и описание программы в виде толстенной книги. Кстати, фирма MS-MAX уже переводит этот "талмуд" на русский и вскоре пользователи программы смогут насладиться чтением описания на родном языке.

Интерфейс
После запуска программы перед вами оказывается рабочее окно с открытым окном Arrange (Аранжировка). Если загрузить демонстрационный файл, то окно примет вид, показанный на рисунке. Кстати говоря, для удобоваримой работы с Logic нужно использовать разрешение экрана как минимум 600х800, а лучше - еще большее. Соответственно, монитор желательно иметь большой - 17 или 21 дюйм.

 
Рабочее окно  
   

Вам ничего не напоминает рабочее окно? Не знаю как вам, а мне похожесть на интерфейс Cubase бросилась в глаза сразу после открытия программы. Ничего плохого, конечно, здесь нет, даже наоборот - пользователям Cubase будет очень легко, при желании, привыкнуть к новой программе.

Как и в Cubase, в основе понимания происходящего на экране лежит понятие Инструмента (Instrument). Это совокупность MIDI канала, физического выхода, пэтча синтезатора и еще нескольких параметров типа громкости и панорамы. Любой инструмент может назначаться на любую дорожку. А в левом нижнем углу программы есть окно, где можно наблюдать или редактировать все параметры текущего инструмента.

К терминологии, которая введена программистами Emagic, не сразу привыкаешь. Например, то, что в Cakewalk называется Клип (Clip), а в Cubase - Часть или Партия (Part), в Logic называется Секвенцией (Sequence), клавишный редактор - матричным редактором (я долго не мог сообразить, куда подевался из меню пункт Piano Roll, пока не вспомнил, что читал в руководстве про какой-то Matrix). Но в логике создателям секвенсора не откажешь (не даром он называется Logic), и к "зауми" названий скоро начинаешь относиться совершенно нормально.

Точно также непривычно выглядит и система меню. В основном меню рабочего окна содержатся лишь команды работы с файлами, настройки, вызова нужных окон, команды работы с видео (их всего две) да Помощь (Help). Все остальное вынесено в меню рабочих окон. Даже панель транспорта имеет свое собственное, довольно развитое меню! А количество команд, которое в этих многочисленных меню содержится, просто поражает воображение! Причем большая их часть призвана автоматизировать те или иные действия пользователя. Если вы все это умудритесь выучить, то скорость работы станет просто недосягаемой! Например, только для выделения MIDI событий в каждом из редакторов есть по 8-12 команд! Это и простое выделение, и выделение заглушенных событий, и выделение одинаковых (equal) событий и многое другое. Кроме этого, все команды меню дублируются комбинациями клавиш. Есть возможность управления всеми функциями секвенсора и по MIDI.

Но такое обилие возможностей управления имеет и обратную сторону: когда с непривычки начинаешь вспоминать что где находится, то просто ум за разум заходит! Для современного Windows приложения такие хитроумные меню выглядят как минимум удивительно. Точно также раздражает и не соответствующая принятой в Windows работа правой кнопки мыши. Но все эти "фокусы" - наследство от Atari и Macintosh. Приходится мириться.

Все обычные операции редактирования секвенций Logic выполняет как и положено развитому профессиональному секвенсору. Все необходимые инструменты находятся на панели в левой части экрана - их выбор осуществляется обычным щелчком мыши. Надо сказать, что так как на них "завязаны" почти все операции в окне Arrange, такое решение не очень удобно. В Cubase, как вы помните, панель выбора инструмента выскакивает при нажатии правой кнопки мыши, а в Cakewalk появляется выпадающее меню со списком команд - и то и другое гораздо удобней.

А вот что вызывает уважение - так это простота управления в реальном времени функцией квантизации. Прямо во время воспроизведения достаточно щелкнуть мышью по соответствующему полю панели секвенций и выбрать из появившегося списка нужный вид квантизации и ее разрешение. Точно так же происходит ее отмена или изменение параметров.

Кроме этого, из панели секвенций также легко в реальном времени транспонируется либо отдельный кли..., пардон, секвенция, или вся дорожка, меняется значение Velocity или устанавливается время задержки. Есть еще две интересных функции - Dynamics и Gate Time. Первая работает подобно компрессору, увеличивая или сжимая динамический диапазон партии, а вторая действует подобно регулятору Release гейта - с ее помощью очень легко воздействовать на длительность нот в зависимости от их динамики. Естественно, все эти функции применяются только к MIDI дорожкам.

Редакторы Logic
Для любого профессионального секвенсора, помимо окна аранжировки нормой считается наличие как минимум списка событий (Event List), клавишного редактора (Piano Roll) и нотного редактора (Score). В Logic это все есть, только клавишный редактор, как уже говорилось, именуется матричным (Matrix).

Сначала об общих чертах интерфейса всех этих редакторов. Во-первых, в каждом их них есть своя собственная кнопка квантизации, которая действует совершенно независимо от аналогичного поля панели секвенций в окне аранжировки. То есть, вы можете квантизировать вашу запись и два и три раза с совершенно независимыми настройками, да еще к тому же в реальном времени. Правда, зачем это нужно - не совсем понятно.

Во-вторых, все редакторы имеют маленькое окошко изменения шага координатной сетки (grid). Пользоваться им очень удобно: достаточно щелкнуть на этом окошке и, удерживая левую кнопку мыши в нажатом состоянии, переместить мышь к себе или от себя.

В-третьих, есть кнопка с названием In, которая позволяет записывать любые сообщения с синтезатора в ту позицию, где находится курсор. Для этого нужно нажать мышью на эту кнопку и нажать клавишу на синтезаторе или переключить банк.

Естественно, каждый из редакторов имеет свой собственный набор инструментов редактирования. Учитывая сложность интерфейса Logic, можно сказать, что организовано все это достаточно удобно.

Список событий (Event List) имеет одну интересную особенность: если в окне аранжировки не выделено ни одной секвенции (клипа), то при открытии Event List в его рабочем поле оказывается список всех секвенций композиции с указанием стартовых позиций. Причем, над секвенциями вы можете проделывать любые операции редактирования, в том числе и квантизировать их. Двойной щелчок мыши на названии любой из секвенций открывает список ее событий.

 
Матричный редактор  
   

Матричный редактор имеет все необходимые функции для профессионального графического редактирования нот. Активизировав режим Hyper Draw (Гиперрисование - вот как!) можно вырисовывать кривые изменения любого контроллера или графически редактировать значение динамики (velocity) каждой ноты. А активизация функции Event Float (можно перевести как "поплавок событий") вызывает на экран маленькое окошко, в котором находится строка списка событий со всеми параметрами выделенной ноты, которые можно редактировать. Это достаточно удобно.

 
Нотный редактор  
   

Нотный редактор Logic, пожалуй самый "навороченный" из аналогичных редакторов всех известных секвенсоров. По своим возможностям он приближается скорее к программам нотации типа Encore или Finale. Для того, чтобы просто рассказать о нем, нужно писать отдельную и довольно большую статью. Здесь же стоит отметить только очень полезную возможность активизации прямо в окне редактора функции Hyper Draw и произвольного рисования кривых любых контроллеров. Для пользователей, которые больше привыкли работать с нотным станом, такая возможность будет очень удобной. В общем, если вам нужно не только сочинять музыку, но и издавать партитуры своих сочинений, то хорошенько подумайте о приобретении именно Logic - он вас не разочарует.

Помимо стандартных редакторов секвенсор имеет несколько дополнительных. Первый из них - это Hyper, который позволяет рисовать значения любых контроллеров. Так как из матричного и нотного редакторов можно вызвать аналогичную функцию, то не совсем ясно назначение Hyper, как отдельного редактора. Правда, есть у него некоторые дополнительные функции, однако логичнее их было перенести в окна Matrix и Score, а не городить еще один редактор.

 
Редактор Hyper  
   

Редактор Transform (Трансформация) позволяет производить с выделенной секвенцией всевозможные преобразования, которые выходят за рамки обычного редактирования. Это и очеловечивание (Humanize) секвенции путем привнесения некоторых неровностей исполнения, и переворачивание задом наперед (Reverse), и любое транспонирование (Transpose), и ограничение динамики (Velocity limiter), и удвоение скорости (Double Speed) и еще многое другое. В общем, редактор для тех, кто ищет нетривиальное звучание своих MIDI аранжировок.

Редактор Key Commands (Клавиатурные команды) позволяет устанавливать удобные для себя сочетания клавиш для дублирования тех или иных функций редактирования. Как и все остальные редакторы Logic он максимально "наворочен" и имеет довольно приличное количество функций управления. Вероятно, для нашего с вами удобства...

Окружение (Environment)
Редактор Environment - это "святая святых" Logic, который позволяет устанавливать даже самые хитроумные связи вашего оборудования и секвенсора. С его помощью можно делать всю виртуальную коммутацию инструментов, не прибегая к физическим органам управления устройств.

Выглядит это редактор как сборник схем и картинок, которые можно редактировать, пользуясь готовыми элементами схем. Причем, создатели Logic применили идеологию многослойного редактирования, позаимствованную из мира графических пакетов: вы можете вывести на экран только один слой (layer) всего "пирога" и работать с ним, не путаясь в уже готовых схемах коммутации оборудования. Слоев может быть неограниченное количество, но по умолчанию их всегда присутствуют семь.

Самое главное понятие Environment - это объект (Object). В его качестве могут выступать как физические (и MIDI, и аудио), так и виртуальные устройства, реализованные программно. Задача пользователя - при помощи виртуальных кабелей соединить объекты между собой и установить все их параметры.

 
Environment  
   

По умолчанию, для создания коммутации MIDI оборудования отведено два слоя: Click & Ports (настройка метронома и портов) и MIDI Instruments (MIDI инструменты). Первый слой используется для указания параметров физических MIDI портов, которые есть в компьютере. Но только этим редактирование не ограничивается. Вы можете использовать различные типы переключателей, для того, чтобы программно менять путь следования сигнала - например, сделать альтернативное подключение клавиатуры прямо на один из звуковых модулей, минуя виртуальный вход секвенсора. Помимо этого, доступны всевозможные информационные окна, фейдеры для изменения значения контроллеров и многочисленные кнопки. Два объекта - Splitter и Transformer - позволяют разделять или, наоборот, объединять MIDI каналы. С их помощью можно часть MIDI каналов направить прямо на вход синтезатора, а другую часть объединить и направить еще на какую-нибудь обработку. В общем, делать можно все, что угодно...

Второй слой - MIDI Instruments - по умолчанию предназначен для редактирования параметров инструментов (тех самых, которые присваиваются дорожкам в окне аранжировки) и произведения любых манипуляций с ними. Инструменты, которые вы создаете здесь, будут доступны из окна аранжировки для присвоения той или иной дорожке. Однако, все объекты, которые использовались в предыдущем слое, доступны и в этом (напомню, что слои - не более, чем условность, призванная упростить схемы коммутации).

Логика всего этого нагромождения очень проста. Например, у вас есть MIDI клавиатура и звуковой модуль. В слое Click & Ports вы рисуете картинку, на которой выход клавиатуры заводится на виртуальный вход секвенсора, а оттуда сигнал поступает на звуковой модуль. В слое MIDI Instruments вы указываете, что на первом MIDI канале звукового модуля вы всегда желаете видеть фортепиано, на десятом и одиннадцатом - ударные, а на всех остальных каналах вы хотите произвольно выбирать пэтч из памяти модуля. Когда же вы вернетесь в окно аранжировки, то щелкнув мышью в поле свойств дорожки, вы получите список из четырех инструментов для выбора. Первый пункт - фортепиано, второй и третий - ударные, а четвертый - ваш звуковой модуль, у которого, правда, не будут доступны первый, десятый и одиннадцатый каналы.

Но в редакторе Environment вы можете рисовать и более сложные схемы, используя виртуальные устройства Logic. Например, первый MIDI канал завести на виртуальный арпеджиатор, а выход арпеджиатора - на вход секвенсора. В этом случае, при выборе фортепиано в окне аранжировки сразу будет включаться и виртуальное устройство. Вместо арпеджиатора вы можете установить MIDI линию задержки или еще чего-нибудь.

Еще один интересный вариант виртуальной коммутации - это назначение одного инструмента Logic сразу на четыре пэтча одного или нескольких звуковых модулей. А установив для каждого из пэтчей свои регуляторы громкости и панорамы вы очень гибко можете "рулить" звук, создавая всевозможные причудливые комбинации звуков. Причем, на дорожке, которой присвоен такой сложный инструмент, можно записать в реальном времени изменения контроллеров всех четырех каналов. Вместо фейдеров можно использовать джойстик, который управляет любой парой контроллеров. Например, с его помощью можно очень гибко управлять изменением громкости сразу двух звуков и записывать ваши манипуляции в секвенсор. Так-то, вот...

Еще один слой редактора по умолчанию предназначен для создания виртуальных микшеров. Объекты, которые используются для "рисования", все те же - фейдеры, регуляторы, кнопки, индикаторы и т. д. Возможности здесь также ограничены только вашей фантазией. Микшировать можно что угодно, с чем угодно и где угодно. В общем, полный простор для творчества...

Естественно, все эти возможности очень хороши, однако в профессиональной работе чаще бывает нужно быстро настроить все оборудование, чем часами заниматься рисованием. Обычно, к любой программе секвенсора прилагаются библиотеки поддерживаемых устройств, используя которые можно очень быстро настроить все оборудование для записи. Logic здесь не исключение. На компакт-диске с дистрибутивом есть папка Support (Поддержка) с целой кучей таких файлов.

Надо сказать, что в отличии от других секвенсоров, в Logic нет множества форматов файлов для запоминания отдельных элементов. И ваши аранжировки и настройки оборудования и все остальное запоминается в файлах с расширением LSO. Единственное исключение сделано для звуковых файлов - они запоминаются в стандартном для Windows формате WAV. Поэтому в папке поддержки находятся именно обычные файлы Logic, при загрузке которых появляются окно Environment с теми или иными схемами. Вы можете либо воспользоваться ими, либо открыть еще одно окно Environment и скопировать туда нужные элементы.

Вот здесь-то мы и добрались до одного из слабых мест Logic (которых, в общем-то, совсем немного). Например, среди устройств фирмы Yamaha поддерживаются только звуковые модули TG 33, TG 77, VL 70m, синтезатор DX 7 и пульт Pro Mix 01. Это при том многообразии синтезаторов и процессоров эффектов этой фирмы, которое представлено на рынке! У фирмы Kurzweil забыт K 2500, у Korg нет рабочих станций N 264, N 364, звукового модуля NS 5 R и синтезатора Prophecy; Roland, оказывается, не выпускает модули серии Sound Canvas, JV 2080, синтезаторы XP 10, XP 80, JD 800 и ни одного инструмента серий E и G; у Ensoniq отсутствуют популярнейшие рабочие станции TS 10 и TS 12; фирмы Alesis вроде как вообще не существует в природе. Список этот можно продолжать еще очень долго. Кстати говоря, среди всех процессоров эффектов, которые есть на рынке, Logic поддерживает только Lexicon LXP 1 и LXP 5, гитарные Boss SE 70 и SansAmp (какой именно - не говорится). И все.

Непонятно, чем руководствовалась фирма Emagic, когда выпускала на рынок продукт с такой слабой поддержкой музыкальных инструментов и студийных устройств. Расчет на то, что пользователи сами будут писать библиотеки банков синтезаторов или процессоров работает только в том случае, если в студии один синтезатор и один процессор - можно потратить пару-тройку часов и все написать (благо редактор Enviroment это позволяет сделать без проблем). А если в студии десять процессоров и столько же синтезаторов? А не пойти ли в этом случае и не купить ли Cubase, у которого с поддержкой все в порядке? Или Cakewalk, у которого с этим дела обстоят еще лучше, чем у Cubase?..

Работа со звуком
Собственно, возможность записи и обработки в реальном времени аудиодорожек и отличают Logic 3.0 от предыдущих версий программы. И здесь фирма Emagic основательно постаралась, так что ее детище выглядит очень даже конкурентоспособно.

Подобно тому, как каждой MIDI дорожке в окне аранжировки соответствует инструмент, отображаемый в редакторе Environment, каждой аудиодорожке соответствует аудио объект (Audio Object). Каждый аудио объект представляет из себя имитацию одного стерео или моно канала микшера, с эквалайзерами и всей необходимой обработкой. То есть, когда вы выбираете в редакторе Environment команду меню "новый аудио объект" (New Audio Object), у вас появляется одна линейка виртуального микшера. У нее устанавливается порт ввода/вывода звука, эквалайзеры, разрывы и посылы/возвраты на дополнительные шины обработки (Bus). Таким образом, программа настраивается на нужное количество каналов и одновременно создается виртуальный микшер. Всего может быть 24 моно или 12 стерео аудио объектов (дорожек - неограниченное количество) и восемь шин обработки.

 
Audio Object  
   

К сожалению, Logic не поддерживает работу с несколькими звуковыми платами одновременно. То есть, вы не можете использовать с этой программой восьмиканальные интерфейсы фирмы Event, которые имитируют четыре пары стерео выходов, распознающиеся системой как четыре звуковых платы. Зато поддерживается собственная восьмиканальная система фирмы Emagic - Audiowerk 8. Причем можно использовать сразу две эти платы, получив, таким образом, 16 физических каналов. Кроме этого, возможна полноценная работа с Audiomedia III фирмы Digidesign, Korg 1212 I/O, и системой записи на жесткий диск SSHDR 1 фирмы Soundscape. Во всех этих случаях обработка звука обслуживается собственными DSP устройств, а не центральным процессором компьютера.

Процесс записи аудиодорожки начинается с выбора папки для звукового файла формата WAV. Все дальнейшее редактирование, которое производится с этим файлом недеструктивно, то есть файл сохраняется в неизменном виде, а программе даются только инструкции по его воспроизведению.

 
Редактор Audio  
   

Все записанные файлы тут же отображаются в окне редактора Audio, который до боли похож на Pool программы Cubase. В этом редакторе вы можете подправить точки начала и конца семпла, загрузить уже готовые WAV файлы, послушать их и т. д. Вставка семпла в нужное место окна аранжировки происходит при помощи легкого движения мыши.

 
Редактор Audio Edit  
   

Если же требуется более серьезное редактирование семплов, то можно воспользоваться редактором Audio Edit, который представляет из себя стандартный волновой редактор, ничем не выделяющийся на фоне десятков подобных программ, за исключением нескольких функций, объединенных под общим названием "фабрика" (Factory).

 
Time and Pitch Machine  
   

На любой уважающей себя фабрике есть машины. Factory тоже их имеет, числом ровно две. Первая машина (Time and Pitch Machine) - это алгоритм сжатия/растяжения временного диапазона и изменения высоты тона, имеющий вычурный интерфейс в виде шара, перемещающегося в трехмерном пространстве, координаты которого символизируют время, высоту тона и тембр. Вторая машина (Groove Machine) - это алгоритм изменения ритмического рисунка семпла. Вы можете изменять соотношение длительностей пар ячеек координатной сетки (функция swing) и по этой сетке менять ритмику своего семпла. Обе машины не работают в реальном времени. Но для контроля редактирования в них есть кнопка Prelisten (Предварительное Прослушивание). Надо сказать, что результаты работы алгоритмов очень даже неплохие и, при известном навыке, обоими машинами можно совершенно спокойно пользоваться.

Остальные функции фабрики почему-то машинами не называются. Среди них есть достаточно традиционные, такие как преобразователь частоты семплирования, Audio Energizer (повышает субъективную громкость звучания) и шумоподавитель. А вот функции квантизации семплов (простая и по MIDI шаблону) и вывода звука в виде нот вызывают неподдельное уважение, тем более, что они удивительно неплохо работают.

 
Audio Energizer  
   

К сожалению, в Logic не реализована возможность вызова другого волнового редактора, как в Cubase и Cakewalk. А зря - ведь тот же самый Sound Forge 4.0 позволяет делать гораздо больше, чем встроенный Audio Edit со всеми его машинами.

Теперь давайте, наконец, поговорим об обработке звука в реальном времени - пожалуй, самой интересной функции Logic Audio 3.0. В отличие от разработчиков из Steinberg, Cakewalk Music Software или Sonic Foundry, которые пошли по пути открытой архитектуры и поддержки технологии Direct X, программисты Emagic создали закрытую систему модулей обработки, которые работают только в среде Logic. И этим самым отрезали своих пользователей от таких популярных подключаемых модулей (plug-ins), как пакет Power Pack фирмы Waves с его великолепным алгоритмом реверберации True Verb и компрессором C1, а также многих других. Кстати, возможность работы с модулем компрессора очень бы не помешала пользователям Logic...

Но на самом деле, модули обработки Logic получились очень даже неплохими. Каждый из них занимает от 10 до 400 килобайт оперативной памяти. Это красиво выглядит в теории, а на деле даже 32 Мб оказывается маловато - сама программа очень охоча до ресурсов. Для того, чтобы нормально работать с обработкой в реальном времени требуется 64-128 Мб памяти и процессор Pentium 200 или более мощная модель.

Каждый аудио объект имеет свой собственный истинный параметрический эквалайзер (с регулировкой добротности). Вместо эквалайзера можно использовать и пропускающие фильтры - High Pass и Low Pass. Количество полос эквализации каждого объекта ограничено только ресурсами компьютера. Коррекция очень быстрая - изменения в звуке слышны сразу за манипуляциями с эквалайзером. Качество работы модуля сравнимо с эквалайзерами Cubase VST и гораздо лучше, чем параметрическая корректировка Cakewalk.

У каждого аудио объекта есть разрывы (Inserts). Число их опять-таки ограничено только возможностями компьютера. В эти разрывы можно установить следующие модули: эквалайзер (всего семь типов фильтров), ревербератор, линию задержки, хорус и фленджер.

Все модули работают очень достойно, но хочется особо выделить ревербератор. Конечно, с Lexicon он тягаться не сможет, а вот с недорогими процессорами типа Alesis MicroVerb или Digitech Studio Twin - вполне. У ревербератора могут быть в реальном времени изменены следующие параметры: Room size (размер имитируемого помещения), Decay (время затухания отражений), Density (характер ранних отражений), HiFreqDump - Hi Frequency Dumping (подавление высоких частот), Pre Delay (предварительная задержка) и Quality (качество эффекта).

Ревербератор

Все параметры регулируются в условных процентах, за исключением последнего. Изменение качества введено для того, чтобы можно было найти разумный компромисс между мощностью компьютера и потребностью в реверберации. Все дифирамбы, которые пелись этому модулю, справедливы только для высшего значения качества. Но при этом "пожирается" столько ресурсов, что Pentium 166 с 32 Мб памяти, на котором проводилось тестирование, еле-еле тянет одну стерео дорожку с установленным в разрыв ревербератором! Заметьте - никаких других обработок не включалось. Так что любителям качественной программной обработки надо обзаводиться Pentium II.

Кроме разрывов, каждый аудио объект имеет посылы (Sends) на 8 дополнительных шин обработки, каждая из которых может играть роль одного монофонического процессора эффектов. У каждой из шин есть свои разрывы, которые используются для установки тех же самых модулей обработки звука. Возможность более чем полезная, так как установка эффекта в посыл/возврат позволяет обрабатывать все дорожки и экономить драгоценные ресурсы компьютера.

Заключение
В целом, от программы остались достаточно неплохие ощущения. Привыкнуть к интерфейсу оказалось гораздо проще, чем это казалось на первый взгляд и многочисленные меню уже через неделю работы не вызывали раздражения.

Единственное, что портило хорошее впечатление - это периодические зависания компьютера при выполнении некоторых операций редактирования. Причем создавалось такое ощущение, что зависания возникали когда программе просто не хватало физической памяти, и все проблемы появлялись при активном обмене данными с файлом подкачки - перед зависаниями начинал бешено рычать системный диск (Quantum Fireball ST емкостью 3,2 Гб). Причем, компьютер, на котором проводилось тестирование, подозрений не вызывает - на нем сутками работают Cakewalk и Sound Forge - и никаких зависаний. Периодически включается и Cubase VST - и тоже никаких проблем. А вот Logic хоть раз в день, да подвешивал систему. Конечно, это может быть связано и с чувствительностью программы к комплектующим. Однако, ни в руководстве пользователя, ни в информационных файлах на эту тему ни сказано ни слова.

Тем не менее, можно сказать, что новая версия программы удалась. Есть еще недоработки, но какая программа без них... Будем надеяться, что в версии 3.1 все они будут устранены. А какое место в ряду подобных программ займет Logic - это уже решать пользователям. Но ни вызывает никаких сомнений тот факт, что Logic Audio - это серьезная профессиональная программа.

  Оценка статьи

Посещений: 14950 | Проголосовавших: 30 | Средняя оценка: 4.5

   

  Комментарии

25.12 02:22

Я начинал на Нотаторе тогда и сейчас отношусь к Logic с большой любовью. Хочу поделиться своими наработками с этим редактором и узнать коллег по работе. Виталий

22.01.04 01:23
tig 4tig@bk.ru
Спасибо большое тебе за эту статью!

12.11.04 17:22
Рома decelr@list.ru
на самом деле хотел попросить инструкцию по применение logic platinum 5.30 никак сам немогу найти, дали программу хочу попробовать че нить написать

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА