Начало
 
 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Steinberg Cubase Audio XT 3.05

Steinberg Cubase VST 5.0
 

 
  Steinberg Cubase VST 3.5

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
декабрь 1997

Для начала позвольте привести некоторые сведения самого общего характера. Программа Cubase VST может записывать неограниченное количество MIDI дорожек и до 32 аудио дорожек, обрабатывать аудио дорожки эквалайзером и эффектами, а также имеет очень развитую систему коммутации, позволяющую направлять выходы дорожек, посылы на эффекты и возвраты с эффектов на различные физические звуковые выходы имеющихся устройств.

В комплект поставки входят два CD-ROM диска, ключ, вставляемый в параллельный порт, и две книжки: руководство по установке Cubase VST и краткое описание возможностей программы. Более подробная документация прилагается в формате Adobe Acrobat и после установки появляется в группе Программы/Cubase VST. В этом же меню, кроме собственно программы Cubase VST, появляются программа настройки аудио драйвера ASIO Multimedia Setup, программа настройки MIDI входов-выходов Setup MME, программа удаления Uninstall, а также текстовые файлы Read Me и Troubleshooting.

Обращаю ваше внимание на то, что в файле Troubleshooting имеются рекомендации для решения определенных проблем, а также перечислены особые установки для некоторых плат.

Один из CD-ROM дисков содержит дистрибутивы как Cubase VST, так и Cubase 3.0. При размещении диска в дисководе автоматически возникает окно, позволяющее выбрать какую программу устанавливать. Программа Cubase 3.0 понадобится в том случае, если вы работаете с операционной системой Windows 3.1 или на недостаточно мощном для Cubase VST компьютере. Кроме того, если вы используете Cubase Audio XT для работы с аппаратными устройствами типа Akai DR 8 или Digidesign Audiomedia III, то вам также понадобится версия 3.0, поскольку VST на данный момент не может полностью использовать функции этих устройств.

Системные требования программы: Windows 95, Pentium 100, 24 Мб RAM. Рекомендуется Pentium 166, 32 Мб RAM, кэш второго уровня (чем больше — тем лучше), PCI контроллер для диска. Не рекомендуется использование процессоров не Intel. Для получения восьми стерео звуковых дорожек рекомендуется жесткий диск со средним временем доступа (average access time) не более 20 мс, средним временем поиска (average seek time) не более 9 мс, скоростью вращения (rotation speed) не менее 5400 оборотов в секунду и постоянной скоростью передачи данных (sustained data transfer rate) не менее 5 Мб/сек. Рекомендуется кэш диска не менее 128 Кб. Избегайте жестких дисков с автоматической тепловой калибровкой. Для работы со звуком необходимо устройство, совместимое с Windows 95 Multimedia или имеющее специальный ASIO (Audio Stream Input Output) драйвер. С программой поставляется только один такой драйвер, ASIO Multimedia, позволяющий Cubase VST общаться с устройствами, совместимыми с Windows 95 Multimedia. Насколько мне известно, специализированные ASIO драйверы выпускаются производителями для устройств Korg 1212 I/O, Lexicon Studio, Sonorus Studi/o. Планируется выпуск подобных драйверов для Event Darla, Layla и Gina, Terratec EWS 64, Creamware TDAT 16 и SEK’D ARC 88.

Программа инсталляции Cubase VST осуществляет поиск предыдущих версий Cubase и, найдя таковые, предлагает перенести сделанные вами настройки в новую версию. Интересно, что я устанавливал VST три раза; первые два он не работал со звуком и заработал только на третий раз, когда я отказался от переноса настроек с предыдущей версии и программа установилась с изначальными значениями. Не могу утверждать, что здесь есть прямая связь, но, во всяком случае, предлагаю вам при возникновении проблем попробовать и этот вариант установки.

Второй CD-ROM диск содержит демонстрационные версии программ фирмы Steinberg, в том числе ReBirth и WaveLab.

Поскольку MIDI возможности Cubase VST не отличаются от Cubase 3.0, то мы рассмотрим только аудио часть новой версии, причем в основном то, что отличает ее от предыдущей версии.

 
Окно аранжировки  
   

Настройка системы
При выборе в меню Audio пункта System появляется окно системных настроек Audio System Setup. В разделе Audio Perfomance можно изменить количество теоретически доступных аудио каналов (Number of Channels), максимум до 32. Можно установить объем оперативной памяти, предназначенной для каждого канала (Memory per Channel), чем больше это число, тем меньше опасность возникновения проблем при воспроизведении, но тем меньше каналов вы можете использовать одновременно. Пункт Disk Block Buffer Size устанавливает размер буфера, который Cubase использует при работе с жестким диском. Однако это число имеет прямую связь с числом, установленным в Memory per Channel. Приведение установок в действие происходит при нажатии кнопки Apply. Если при этом появляется сообщение “Not enough memory for the Audio Engine”, то следует снизить число аудио каналов или объем памяти для каждого канала.

 
Окно системных настроек  
   

В разделе Audio I/O можно выбрать драйвер аудио устройства, которое вы желаете использовать (ASIO Device). При этом параметр Latency указывает величину времени ожидания (latency time) вашей компьютерной системы. Если у вас большое время ожидания и при воспроизведении пропадает начало аудио материала, попробуйте увеличить значение System Preroll (меню Options пункт Synchronisation) так, чтобы оно было больше, чем время ожидания. Перед началом записи следует выбрать частоту дискретизации (Sample Rate), которая будет использоваться в песне. В одной песне нельзя использовать звук, записанный с разными частотами дискретизации. Если ваше устройство и его драйвер поддерживают такую возможность, то можете выбрать внешний источник синхронизации для частоты дискретизации (Audio Clock Source).

В разделе File Cache Scheme выбирается один из трех типов кэширования при воспроизведении аудио. Если в основном записываются длинные файлы, используемые в песне один раз, то лучше выбрать Virtual Tape Recorder. Если файлы в песне неоднократно повторяются, то лучше выбрать Audio Sequencer. Третью опцию следует выбирать при комбинированной работе. Опцию Recorded Buffers go direct to disk следует отключать только в том случае, если при записи возникают проблемы, связанные с диском.

В разделе Monitoring выбирается способ работы функции мониторинга входов. Tape Type — во время записи и при остановке слышен сигнал, поступающий на входы каналов, соответствующих дорожкам, подготовленным к записи (Record Enable), при воспроизведении прослушивается записанное. Record Enable Type — мониторинг всегда включен для дорожек, подготовленных к записи. Global Disable — мониторинг отключен.

В разделе MIDI Sync Reference выбирается источник синхронизации для MIDI. Если выбрать Time Code, то MIDI всегда будет воспроизводиться синхронно с внешним синхросигналом, но может не соответствовать аудио информации. При выборе Audio Clock аудио и MIDI информация будут точно синхронизированы.

Параметр MIDI to Audio Delay используется для компенсации отставания MIDI информации от аудио. Priority устанавливает приоритет использования мощности компьютера. При установке Low приоритет у MIDI, Normal означает равноправие MIDI и аудио, при установке High аудио получает приоритет, а при установке Highest аудио имеет максимальный приоритет перед MIDI.

Некоторые установки, сделанные в этом окне, сохраняются автоматически, другие же сохраняются вместе с песней. Если вы хотите, чтобы установки второго типа загружались автоматически, то сохраните их как песню под названием def.all.

Из окна System можно также вызвать программу настройки параметров ASIO драйвера, нажав кнопку ASIO Control Panel. В появившемся окне можно активизировать входы и выходы различных устройств, а также изменить порядок устройств. При этом устройство, находящееся вверху списка, используется в качестве основного устройства синхронизации аудио и MIDI материала (Sync reference). Было также замечено, что данное устройство следует использовать для основных (master) выходов Cubase VST, иначе вся система коммутации работает неустойчиво. В Sync Reference можно выбрать способ синхронизации MIDI и аудио. Лучше выбрать Sample Position, если ваша плата поддерживает подобную возможность. Можно изменять число и размер буферов памяти, используемых для аудио информации, однако искать оптимальное сочетание придется экспериментально. Если же в Sync Reference выбран тип DMA Block, то следует использовать функцию Detect Buffer Size, а не изменять размер самостоятельно. Если используемая плата способна записывать и воспроизводить одновременно, убедитесь что соответствующая опция (Full Duplex) отмечена в меню Card Options.

 
Окно настройки параметров ASIO драйвера  
   

Входы
Если у вас больше одной пары входов, то можете включить или отключить некоторые из них, выбрав пункт Inputs в меню Audio. В левой колонке (Port) появившегося окна VST Inputs перечислены физические входы, которые вы можете попарно активизировать нажатием кнопки в средней колонке (Active). В правой колонке (Label) можно изменить название входов. Руководство пользователя Cubase VST рекомендует не активизировать больше входов, чем нужно в каждой конкретной ситуации, чтобы снизить нагрузку на процессор.

Окно VST Inputs

Назначение физического входа на аудио канал производится или на панели Inspector или в окне VST Mixer, появляющемся при выборе пункта Monitor в меню Audio. Если нажать клавишу Control и щелкнуть мышью на кнопке с названием входа, то появится меню с перечислением всех активизированных входов. Нажатие кнопки Enable в панели Inspector подготавливает дорожку к записи. Если вы делаете это первый раз в песне, то вам будет предложено выбрать каталог, в котором будут храниться записанные аудио файлы. При нажатии кнопки Enable для данного канала обычно автоматически включается мониторинг, то есть вы будете слышать сигнал, поступающий на вход. При этом в колонке Mute данного канала появится буква M. Можно вручную включать и отключать мониторинг, нажимая на кнопку с названием входа. Если вы не можете включить мониторинг, то проверьте, не выбрана ли опция Global Disable в разделе Monitoring пункта System меню Audio.

Микшер
При выборе пункта Monitor в меню Audio появляется окно VST Mixer, в котором производится основная деятельность по назначению каналов на выходы, управлению их громкостью, панорамой, обработкой эффектами и эквалайзером. Интерфейс имитирует традиционный микшерный пульт, с фейдерами громкости, индикаторами уровня, регуляторами панорамы, кнопками заглушения (Mute), солирования (Solo), включения эквалайзера (EQ) и эффектов (FX) для каждого канала. Количество каналов микшера соответствует числу аудио каналов, установленному в системных настройках. Для стерео файлов фейдеры соответствующих каналов автоматически связываются, то есть перемещение одного из них приводит к перемещению и другого. Если вы хотите изменить громкость только одного из каналов стерео пары, то нажмите клавишу Alt при перемещении фейдера. К сожалению, невозможна относительная группировка фейдеров каналов, то есть вы не можете, изменив громкость одного из каналов стерео пары, перемещать затем их вместе с сохранением относительной разницы между ними, поскольку фейдеры при этом всегда принимают одно абсолютное значение. Если вы нажмете Alt при перемещении фейдера моно канала, то будет перемещаться и фейдер парного с ним канала. Чтобы установить уровень 0 дБ нажмите клавишу Control и щелкните мышью на фейдере. Нажатие кнопки In приводит к тому, что для этого канала показывается уровень входного сигнала. Правда, вы не можете изменять его здесь — фейдеры служат исключительно для изменения выходного уровня. Установка панорамы производится в области над фейдером, но значение панорамы показывается под фейдером (там же, где и значение уровня), что не очень удобно. Если вы хотите установить панораму точно по центру, то нажмите клавишу Control и щелкните мышью на регуляторе панорамы. К сожалению, невозможен ввод с клавиатуры точных значений громкости и панорамы.

Микшер

Внизу каждого канала имеется кнопка, нажатие которой приводит к появлению списка всех активизированных выходов, на которые можно направить данный канал. Кроме того, в левой части окна есть несколько общих для всех каналов кнопок: относящиеся к автоматизации Read и Write, кнопка вызова настроек эффектов FX и кнопка MIDI Mute, нажатие которой приводит к заглушению всех MIDI дорожек. Почти уверен, что появление этой очень удобной возможности — результат пожеланий пользователей.

Что касается автоматизации, то при нажатии кнопки Write записываются все действия, производимые в окне VST Mixer. При этом в окне Аранжировки создается новая часть под названием Audiomix. С этой частью можно производить те же действия, что и с другими частями Cubase: заглушать ее, чтобы отключать автоматизацию не вызывая окно Monitor, копировать целиком и фрагментами. Возможно создание нескольких частей Audiomix. Для этого создайте новую дорожку Mixer и переместите туда записанную часть Audiomix. При последующей записи будет создана новая часть Audiomix. Запись возможна и в режиме остановки Cubase (статическая автоматизация) и при воспроизведении (динамическая). При отмене действий (Undo) отменяются все действия, записанные со времени последней активизации функции Write. Для того, чтобы записанные действия влияли на звук, необходимо нажать кнопку Read в окне Monitor. Части Audiomix можно редактировать в Редакторе Событий (List).

Эквалайзер
Из окна VST Mixer нажатием на кнопку EQ/FX можно открыть окно EQ and FX Send для настройки эквалайзера и эффектов. Оно содержит дубликат органов управления каналом из окна Monitor, раздел эффектов и раздел эквалайзера. Число доступных полос эквалайзера зависит от мощности компьютера, но всего есть 128 полос параметрического эквалайзера, то есть по 4 полосы на канал. Активизирование полосы происходит посредством нажатия кнопки Enable. При установке эквалайзера для левого канала стерео пары, те же параметры автоматически устанавливаются и для правого канала. В правом верхнем углу окна находятся кнопки со стрелками, которые позволяют изменять количество видимых полос эквалайзера. Среди параметров эквалайзера есть частота (Frequency), уровень (Gain) и добротность (Q), можно выбрать одно из четырех пресетных значений добротности. Параметры Hi Limit и Lo Limit устанавливают верхнюю и нижнюю границы для параметра Frequency. Чем уже диапазон параметра, тем точнее его значение. Можно выбрать одно из четырех пресетных значений диапазона (Presets). Параметры частоты можно также ввести с клавиатуры. Вы можете включать и выключать эквалайзер для данного канала, щелкая мышью на кнопке EQ в окне VST Mixer при нажатой клавише Control.

 
  Окно настройки эквалайзера и эффектов  
   

Эффекты
Cubase VST имеет два типа эффектов: эффекты с возможностью индивидуальной регулировки посыла для каждого канала и общие эффекты, расположенные в мастер-секции. Управление поканальными эффектами осуществляется в окне EQ and FX Send, появляющемся отдельно для каждого канала при нажатии кнопки FX/EQ. Можно полностью отключить обработку данного канала эффектами (кнопка DRY), включить/выключить каждый из четырех посылов (On), переключить до/после фейдера (Pre) и определить уровни посылов на каждый из четырех эффектов. Под регулятором уровня посыла находится кнопка, нажатием которой открывается список активных эффектов и имеющихся физических выходов. Таким образом, можно направлять сигнал данного канала на внутренний эффект Cubase VST или на выход для обработки внешним эффектом. Поканальные эффекты имеют моно посылы и стерео возвраты.

Активизирование эффектов и настройка их параметров происходит в окне VST Effects, появляющемся при выборе пункта Effects в меню Audio или при нажатии кнопки FX в левой части окна VST Mixer (не той, что слева от кнопки EQ в каждом канале). Каждый из четырех процессоров эффектов можно активизировать (кнопка POWER), можно выбирать тип эффекта, нажав на поле в правом верхнем углу каждого процессора, переключать программы при помощи кнопок PROG или колеса ввода данных, регулировать входной уровень процессора при помощи регулятора Effects Master. Нажатие на кнопку PARA переводит модуль в режим редактирования. Выбранный параметр обозначается рамкой. Если параметр, который вы хотите редактировать, не виден на экране, то с помощью кнопки PAGE вы можете перелистывать страницы параметров. Также, параметры можно перелистывать при помощи кнопок PARA. Изменение значения выбранного параметра осуществляется колесом ввода данных, причем чем дальше от колеса вы отводите курсор (при нажатой кнопке мыши), тем с большей точностью происходят изменения параметров. Значения эффектов сохраняются в песне, однако можно называть и отдельно сохранять пэтчи или целые банки эффектов и использовать их в других песнях (File). Индикатор CLIP загорается при появлении перегрузки на выходе процессора, но эта функция поддерживается не всеми подключаемыми модулями. Слева от поля File располагается кнопка, при помощи которой можно направить возврат с эффекта на основные выходы или на подгруппы. Возможна автоматизация эффектов. С программой поставляются следующие модули: хорус и фленджер Choirus, ревербератор Espacial, автопаннер Auto Pan, линия задержки Stereo Echo, имитатор гитарного фуза FuzzBox и ревербератор WunderVerb 3. Возможно приобретение дополнительных эффектов в виде подключаемых модулей в формате как VST, так и DirectX.

 
Окно настройки эффектов  
   

Описанная процедура редактирования эффектов подходит только для тех из них, которые имеют стандартный интерфейс панели эффектов VST. Все модули с нестандартным интерфейсом (а таковыми являются не только модули производства других фирм, но и некоторые модули, прилагающиеся к VST, например, FuzzBox, имеющий вид гитарной педали) появляются в окне VST Effects в виде панели с названием RackXpander. Они имеют только основные органы управления (входной уровень, переключение пэтчей), а редактирование осуществляется в индивидуальном для каждого модуля окне, появляющемся при нажатии кнопки EDIT.

WunderVerb 3

Чтобы снизить нагрузку на процессор компьютера, следует не просто отключать модуль нажатием на кнопку Power, но выбирать No Effect в списке эффектов.

Что же касается дополнительных эффектов, то ни один модуль формата DirectX из числа прилагающихся к программе Cakewalk с Cubase VST не работает. Все модули фирмы Waves (также в формате DirectX), за исключением TrueVerb, работают, хотя и с надрывом.

Мастер
При выборе пункта Master в меню Audio появляется окно VST Master, в котором можно выбрать устройства для основных выходов и подгрупп. Общее число подгрупп зависит от количества имеющихся стерео выходов. Нажатием на кнопку Active вы можете активизировать данную подгруппу, после чего в окне VST Mixer на нее можно направить любой канал. Можно регулировать выходной уровень подгруппы и давать ей название. Назначения подгрупп сохраняются при сохранении песни, но, если вы затем изменяете установки в ASIO Control Panel, назначения подгрупп игнорируются при загрузке песни.

Окно VST Master

При нажатии кнопки Master FX в окне VST Master, а также при выборе пункта Master Effects в меню Audio, появляется окно VST Master Effects, в котором можно выбирать и редактировать общие эффекты. Из прилагающихся к Cubase VST здесь появляются модули StereoWizard (расширитель стереобазы), Scopion (осциллограф) и Grungelizer (эффект, ухудшающий звук для имитации ретро устройств). Названия выбранных эффектов появляются в окне Master, но почему-то их нельзя там включать и отключать (что было бы довольно логично). Эффекты мастер-секции не имеют регулировки соотношения между прямым и обработанным сигналом, поскольку всегда включаются в разрыв. Они имеют стерео вход и стерео выход, и только эффекты со стерео входом можно использовать в мастер-секции.

Audio Editor
Основным редактором для аудио событий является Audio Editor. Как и в предыдущих версиях, он, в основном, используется для монтажного редактирования аудио материала. Однако в Cubase VST появились новые возможности.

Если активизирована функция Dynamic Events (меню View), то нижняя половина каждого события показывает или огибающую громкости (Volume), или огибающую панорамы (Pan), или Match Points (M-Points). Что именно показывать определяется в меню справа от кнопки Edit Solo.

 
Audio Editor  
   

Хотя огибающие громкости и панорамы относятся к аудио событиям, воздействуют они на сегменты, то есть если у вас есть события-призраки (Ghost), указывающие на один и тот же сегмент, изменение огибающих для одного из них будет означать автоматическое изменение и для других. Для редактирования огибающих необходимо выбрать инструмент Карандаш (Pencil). Изменения производятся посредством перемещения контрольных точек; можно создавать новые контрольные точки и удалять ненужные.

Match Points — маркеры внутри аудио события. Кроме того, они содержат информацию об уровне звука в том месте, на которое указывают. Использовать их можно для подстройки темпа под звук, звука под темп, создания шаблонов Стилистического квантайза из аудио материала, квантайза MIDI под аудио, аудио под MIDI и аудио под аудио. Cubase VST способен анализировать аудио материал и автоматически создавать Match Points (меню Do, функция Get M-Points). Можно создавать Match Points вручную, редактировать и удалять их.

Есть два типа квантайза аудио. Первый просто перемещает событие в нужное место не изменяя его. Если нужно изменить позицию частей одного события по отношению друг к другу, то можно разделить событие на несколько более мелких. Это делается при помощи инструмента Ножницы (Scissors), или созданием Match Points и выбором функции Snip at M-Points в меню Do. Второй тип квантайза изменяет непосредственно аудио файл. Создав Match Points, выберите функцию Quantize at M-Points. При этом каждый M-Point сдвигается к ближайшей позиции квантайза, а длина звука между M-Points преобразуется для соответствия новым позициям.

Функция Scrubbing. Нажав соответствующую пиктограмму, выбрав инструмент Увеличительное Стекло, поместив курсор над аудио событием и перемещая его вбок, вы будете слышать звук. Чем быстрее перемещаете — тем быстрее воспроизведение. При перемещении влево звук воспроизводится наоборот.

Можно сгруппировать аудио события, выделив их и выбрав Group в меню Do. При этом некоторые команды редактирования (перемещение, квантайз и т. д.) воздействуют на все сгруппированные события одновременно, что обеспечивает сохранение их относительных позиций.

Можно использовать функции Masking, Splitting, Muting и Delete для выбора лучших фрагментов из нескольких дублей.

Для соответствия аудио файла и темпа песни выделите аудио событие, установите петлю необходимого размера и выберите команду Fit Event To Loop Range. При этом появится окно, в котором вы можете выбрать одну из двух опций: изменения темпа песни для соответствия аудио или изменения временного диапазона аудио для соответствия темпу песни.

Другие изменения
Функции обработки звука теперь размещаются не в Pool, а в меню Audio (пункт Processing). Их можно применять и прямо в окне Аранжировки. Помните, однако, что при применении этих функций изменяется непосредственно файл. Наряду с уже имевшимися в предыдущей версии функциями Reverse, Normalize и Pitch Shift/Time Correction появились функции Silence (выбранный участок заменяется тишиной), Fade In (линейное увеличение громкости), Fade Out (линейное уменьшение громкости), Quieten (наполовину снижает уровень), Invert (инвертирует фазу).

Меню Audio, пункт Processing

По-прежнему можно импортировать аудио файлы в Pool, но в этой версии вы можете также импортировать их прямо в Аранжировку (с одновременным помещением в Pool). При этом начало части с новым файлом располагается в позиции левого локатора.

Пункт Export Audio File в меню File позволяет смикшировать несколько аудио дорожек в один файл, вместе с эффектами и с учетом данных автоматизации. При этом границы выбранной для микширования области определяются левым и правым локаторами. Можно выбрать разрядность (8, 16 или 24 бита), частоту дискретизации (22, 44,1 или 48 кГц), тип файла (моно, два моно или стерео), формат (AIFF или WAV); а также решить, использовать ли эффекты и автоматизацию, прослушивать ли звук во время микширования и т. д. При этом можно автоматически импортировать получившийся файл в Pool или прямо в аранжировку.

 
Export Audio  
   

При выборе в меню Audio пункта Perfomance появляются индикаторы, указывающие степень нагрузки процессора и дисковой системы.

Индикаторы нагрузки процессора и дисковой системы

Производительность
Первый вопрос, который хочется задать после ознакомления с многочисленными возможностями программы, звучит примерно так: “Ну и что, вы хотите сказать, что все это работает?”. Работает, причем довольно резво. Я пробовал программу на компьютере следующей конфигурации: Pentium 133, 72 Мб RAM, платы Turtle Beach TBS 2000 и AdB Multi!Wav 18. Для записи звука использовался SCSI жесткий диск NEC объемом 2 Гбайта с PCI контроллером. Максимум мне удалось получить 15 моно аудио дорожек (без какой-либо обработки), дальше начались выпадения звука, причем, если верить индикатору VST Perfomance, то дело было в дисковой системе. Фрагментация используемого диска составляла 9%, однако никакого изменения после дефрагментации не произошло. При воспроизведении восьми моно аудио дорожек я смог задействовать четыре индивидуальных эффекта, два мастер-эффекта и эквалайзер на всех восьми аудио каналах (по три полосы на канал, всего 24 полосы), а также воспроизводить MIDI по всем 16 каналам. Очень важным параметром, влияющим на производительность, является количество задействованных устройств и их выходов. Например, активизировав оба выхода AdB (напомню, что эта плата имеет цифровые и аналоговые стерео выходы, которые можно использовать независимо друг от друга), я смог воспроизвести уже только семь каналов аудио со всеми обработками. А используя один выход AdB и один выход TBS, я смог воспроизвести 5 каналов аудио и 16 MIDI. При этом не важно, посылается ли звук на данный выход, нагрузка увеличивается сразу же при активизации выхода в окне VST Master.

Вывод
Основным соперником Cubase VST является Cakewalk 6.0. Как уже неоднократно говорилось в МО, если вы привыкли к какой-то из основных секвенсорных программ, то не следует менять ее на другую только потому, что у той появились новые возможности. За время, которое вы потратите на изучение нового секвенсора, выйдет очередная версия привычной вам программы, в которой может быть еще больше новых возможностей. Что подтвердилось и в этом случае. Хотя Cakewalk 6.0 имеет много возможностей, не встречающихся в Cubase 3.05 (подключаемые модули, работа с несколькими выходами), все эти возможности появились в программе Cubase VST. К тому же, Cubase VST не просто догоняет Cakewalk, но и обходит его, поскольку 128 полос эквалайзера, а также намного более развитая и удобная система коммутации пока не имеют равнозначного ответа в программе Cakewalk.

В статье про Cakewalk Pro Audio 6.0 (см. МО, июнь 97) упоминалось, что эта программа у меня работает намного стабильнее по сравнению с Cubase 3.05. Особенно Cubase 3.05 раздражал полным отсутствием стабильности ритма: даже без MIDI и аудио информации, включив воспроизведения с задействованным метрономом, можно было слышать неритмичность его щелканья. Никаких проблем с ритмичностью или синхронизацией аудио и MIDI я в Cubase VST не обнаружил, более того, после установки Cubase VST исправился и стал нормально работать Cubase версии 3.05.

Впрочем, есть еще одна программа, активно сражающаяся на этом секторе рынка, Emagic Logic Audio 3.0. Пока она не столь популярна, как Cubase или Cakewalk, но явно стремится к этому. Как всегда, мы постараемся познакомить вас с новой версией этой программы при первой возможности.

Steinberg Cubase VST 345$
Steinberg Cubase Score VST 550$
Steinberg Cubase Audio XT VST 795$
A&T Trade

  Оценка статьи

Посещений: 17138 | Проголосовавших: 22 | Средняя оценка: 4.5

   

  Комментарии

15.05 18:56
kostya
Ну просто жутко своевременно и актуально...

16.05 21:31
ALS
О SX прочитаем году так в 2008.

16.05 23:11
MS
Каждому Cubase(у) своё время.

16.05 23:25
Дмитрий Попов moline@comtv.ru
Статья про Cubase 5.0 доступна с начала 2001 года. Ссылка есть на этой странице (вверху слева). Но в той статье рассматриваются, в основном, изменения, происшедшие с предыдущей версии. А о базовых принципах работы программы рассказывается в данной статье. Для тех, кто только начинает изучать Cubase, она будет полезна, я надеюсь.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА