Начало
 
 


Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Steinberg Cubase Audio XT 3.05

Геннадий БОГАЧЕВ
Музыкальное Оборудование
май 1997

Ну что ж, мир не стоит на месте. Вселенная разбегается, звезды рождаются и умирают. Еще вчера мы восхищались Cubase Audio 3.0, а сегодня в наш дом постучалась версия 3.05 этой программы.

У меня, уважаемые пользователи этого программного обеспечения, есть для вас две новости - хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что появилось несколько полезных нововведений. А плохая новость... О ней в конце статьи. Начнем, пожалуй, с описания нововведений. Во-первых, стало больше поддерживаемых Cubase аудио устройств. Теперь, в дополнение к прежним устройствам, можно работать с Akai DR8/DR16 и Creamware Master Port. Во-вторых, появился переключатель режимов синхронизации, а также новые модули - CD проигрыватель, арпеджиатор и редактор SysEx. Итак, по порядку.

CD проигрыватель
Мелочь, а приятно. Теперь, не выходя из программы, вы получаете возможность прослушать полюбившиеся вам композиции, при желании тут же их в Cubase записать, прослушать уже не с CD, а в формате WAV. Если чувствуете, что аранжировочка пустовата, так можно и дополнить. Другими WAV или MIDI частями. Да чего там говорить - удобно, в общем.

CD проигрыватель

Редактор SysEx
Он, как и первый из рассмотренных модулей, открывается из меню MODULES главного окна аранжировки Cubase. Проинсталлировав модуль, вы получаете возможность видеть в редакторе LIST не просто прямоугольник с пометкой что это сообщение SysEx, а и внутренности этого прямоугольника. В зависимости от модели синтезатора или звукового модуля, содержание этого прямоугольника может быть самым разным.

 
Редактор SysEx  
   

Для того, чтобы увидеть окно, схожее с окном на рисунке сверху, необходимо открыть в редакторе List часть, содержащую сообщения SysEx, выделить то сообщение, которое вы желаете редактировать, зайти в меню Modules главного окна аранжировки Cubase и щелкнуть на пункте MIDI SysEx Editor. Перед тем, как мы разберем основные пункты меню этого модуля, позволю себе заметить, что пользоваться им стоит лишь в том случае, если вы хорошо представляете себе суть того, что собираетесь делать.

Insert - эта опция позволяет вставить в общее событие SysEx дополнительные данные. Вставлены они будут в позицию перед текущим выбранным событием SysEx.

Delete - удалит выбранные данные внутри SysEx.

Import - позволяет сохранить событие SysEx в файл с расширением SYS (величина события не должна превышать 32 кБ).

Export - позволяет загрузить файл с расширением SYS.

Send - эта команда позволяет послать на ваше устройство выбранное событие SysEx.

Decimal - в этом окне вы увидите событие SysEx, представленное в десятичной системе исчисления.

Binary - в этом окне вы увидите событие SysEx, представленное в двоичной системе исчисления.

Помимо всего прочего, вы можете непосредственно редактировать выделенное событие SysEx. Делается это, как и все в Cubase, с помощью правой и левой кнопок мыши.

Переключатель режимов
В пункте меню AUDIO главного окна аранжировки Cubase появилась дополнительная строка - MIDI SYNC REFERENCE. Она имеет значение лишь при синхронизации с внешними устройствами. Подведя к ней мышь, вы оказываетесь перед выбором двух вариантов событий - TIME CODE или AUDIO CLOCK. Предположим, вы выбрали Time Code. В этом случае все замедления или ускорения темпа ведущего устройства будут отслеживаться Cubase и его MIDI партии будут за этими изменениями следовать. Но что делать аудио партиям, ведь они могут играть только так, как были записаны? Аудио партии, в этом случае, будут проигрываться со своей собственной скоростью. Если же вы выбрали Audio Clock, то Cubase будет играть в соответствии со своим тайм-кодом. В этом случае он сможет лишь синхронно запуститься вместе с внешним источником.

Арпеджиатор
Арпеджиатор является стандартным модулем Cubase. Видится и открывается из пункта меню MODULES главного окна аранжировки Cubase. Что он делает? То же, что и другие арпеджиаторы. Вы можете так настроить этот модуль, что при нажатии одной или нескольких клавиш программа будет в состоянии воспроизвести четыре независимых арпеджио, которые, в свою очередь, тоже могут быть настроены индивидуально.

Все кнопки и надписи внутри окна настроек арпеджиатора можно условно разделить (да, в общем-то, они и разделены) на шесть областей. Первая из них - общая для всех четырех каналов арпеджио. Остальные - независимые. По устоявшейся традиции разберем их по очереди.

Арпеджиатор

Первая область
Activity - это просто индикаторы активности каналов арпеджио. Если в данном канале (напоминаю, что их может быть до четырех) что-либо играется, то индикатор обязательно это покажет.

On - проставляя галочки в соответствующих полях, вы активизируете или, наоборот, деактивируете желаемый канал.

Edit - здесь у нас вместо галочек точки. Вернее, точка, ибо она может быть только одна. Выбирая нужный канал, вы во всех других полях, для этого предназначенных, видите настройки именно выбранного канала. Система здесь та же, что и в Интерактивном Синтезаторе Фраз.

Input - здесь вы выбираете драйвер того устройства, с которого будут посылаться ноты для запуска и определения порядка проигрывания арпеджио. Замечу, что вход может быть только один для всех четырех каналов.

Save - нажав эту кнопку, вы получаете возможность сохранить (в файле с расширением ARP) все, до последней, настройки арпеджиатора.

Load - эта кнопка предназначена для вызова того файла, в котором были запомнены нужные вам настройки арпеджиатора.

Вторая область
Program - здесь вы можете выбрать звук, которым будут воспроизводиться ноты арпеджио редактируемого канала.

Output - здесь вы можете выбрать драйвер того устройства, на которое будет направлен выход редактируемого канала.

Instr - совокупность пэтча и номера MIDI канала.

Chn - здесь вы можете выбрать номер MIDI канала, на котором будут воспроизводится ноты арпеджио редактируемого канала.

Volume - здесь вы настраиваете уровень громкости, с которым будут воспроизводится ноты арпеджио.

Pan - и, соответственно, здесь вы выбираете панораму для ваших нот, которые воспроизводятся с редактируемого канала арпеджиатора.

Третья область
Mode - все изменения, производимые в этом окошке, в основном касаются случаев с активизированным Classic Arp. Тогда, в зависимости от выбранного (в Mode) режима, арпеджио будет проигрываться только вверх (Up Only), только вниз (Down Only), в случайной последовательности (Random), вверх и вниз (Normal) или в обратном порядке (Invert).

Quantize - в этом окошке вы выбираете с какой частотой будут воспроизводиться ноты арпеджио редактируемого канала.

Run Quant - если вы хотите, чтобы начало нот арпеджио синхронизировалось с нотами, звучащими в Cubase, просто поставьте галочку в данном окошке.

Length - здесь вы выставляете длину нот арпеджио редактируемого канала.

Четвертая область
Classic Arp - если это активно, то арпеджио начинает играть в соответствии со значением, выставленным в окошке Mode третьей области. Если галочку напротив Classic Arp не ставить, то поле с символами нот в самом низу разбираемой области станет белого цвета, и это значит, что нотки в этом поле можно редактировать. Правила тут следующие: нажимая левую кнопку мыши напротив редактируемой ноты, вы сдвигаете ее вверх относительно условной позиции лада, нажимая правую кнопку мыши напротив редактируемой ноты, вы сдвигаете эту самую ноту вниз. Когда нота уходит за нижнюю границу окна, она удаляется, и вместе с ней удаляются все ноты, которые расположены справа от нее. Щелкая правой кнопкой мыши на символе правой репризы, вы создаете новую ноту, которую также можете двигать вверх и вниз. Выполняя эти процедуры, вы, тем самым, выстраиваете свой собственный порядок проигрывания нот арпеджио относительно ступеней условного лада.

Use Record - когда вы ставите галочку напротив данного пункта, программа начинает выстраивать арпеджио сообразуясь с нотами, выделенными на клавиатуре в пятом подмодуле.

Min. Notes - здесь вы выбираете минимальное количество нот, которые должны придти на вход арпеджиатора для того, чтобы он начал свою работу.

Пятая область
Эта область существует исключительно для пункта Use Record четвертой области и работает следующим образом. Вы можете отметить нужные вам ноты на экранной клавиатуре двумя способами: или непосредственно отмечая их мышью, или с MIDI клавиатуры.

Пункт Rec/Hold служит сразу двум целям. Щелкая в соответствующее поле мышью таким образом, чтобы галочка появилась и исчезла, вы как бы обнуляете результат. То есть, все помеченные на экранной клавиатуре ноты исчезнут. И второе: для того, чтобы ноты вводились с MIDI клавиатуры, должна присутствовать галочка в пункте Rec/Hold.

Шестая область
Здесь вы можете выставлять параметры, которые укажут программе в каких пределах (в смысле количества октав) ей разрешено проигрывать арпеджио.

Работает это так: есть два окошечка, в которых можно изменять параметры - справа и слева от каждой из строчек. Строчек этих две - High Note и Low Note. Так вот, значения в окошках, которые находятся слева от этих строк, определяют, так сказать, абсолютный звуковой диапазон. Другими словами, вы заявляете арпеджиатору, что у вас есть инструмент с диапазоном от C 2 до E 5. В окнах, которые находятся справа от строк, вы выставляете диапазон, в котором арпеджиатору разрешено воспроизводить ноты. Замечу, что если второй из устанавливаемых диапазонов меньше, чем первый, то это может приводить к случаям, когда вместо ноты арпеджио может звучать пауза. То есть, программа, сообразуясь с настройками, начинает проигрывать по определенному алгоритму ноты арпеджио и, натыкаясь на установленные ограничения, заменяет их паузами. Правильно используя это, можно добиться очень интересных, оригинальных партий арпеджио.

Ниже окошек диапазона, которые находятся слева от строк High Note и Low Note, есть окно Range. Как только вы установите в нем значение больше нуля, левые окошки станут серыми (то есть их использование становится невозможным, а существующие настройки игнорируются). Каждая единица в окне Range равна полутону и это значит, что ноты арпеджио могут воспроизводится от нажатой клавиши вверх на то число полутонов, которое вы установили в окошке Range.

Immediate Range - работает это только тогда, когда значение в окне Range больше нуля. После того, как программа сыграет все ноты арпеджио, определенные ей в окне Range, она перескочит на ноты нажатого аккорда и начнет арпеджио оттуда.

Примечание: если вы уже овладели искусством программирования Интерактивного Синтезатора Фраз (IPS), то освоение Арпеджиатора не вызовет у вас затруднений. В противном случае можно дать вам тот же совет, что я давал описывая IPS: больше пробуйте и экспериментируйте.

MIDI пример

Теперь несколько мыслей по поводу и без. Чем всегда был хорош Cubase? Да простотой и надежностью. Проинсталлировал и работай. К Cubase Audio XT 3.05 это не относится. Лично у меня он работает. Но ко мне обратилось уже довольно много людей с жалобами на ненадежную синхронизацию Audio и MIDI информации в Cubase Audio XT 3.05. Причины этого бывают самые разные, но, тем не менее, проблема имеет место быть. Программа становится капризной, и это не радует. Иногда можно сутками искать (и, между прочим, так и не найти) причину неполадки. Остается только надеется, что компания Steinberg услышит стоны (и не только) страждущих и примет соответствующие меры. В противном случае, не за горами тот день, когда в головах некоторых музыкантов нет-нет да и промелькнет мысль: "а не попробовать ли другой секвенсор?".

P.S. Меня не перестает возмущать система Help в Cubase. Помимо того, что она всегда была не из лучших, у фирмы появилась неприятная традиция не обновлять файл Help, а просто писать примечания в специальных текстовых файлах. Так, в версии Cubase Audio XT 3.05 файл Help принадлежит версии Cubase 3.0 Score, а вся остальная информация разбросана в файлах, которые, к тому же, надо открывать в двух различных программах - Microsoft WordPad и Adobe Acrobat Reader.

  Оценка статьи

Посещений: 10240 | Проголосовавших: 21 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА