Начало
 
 


Roland VP 9000

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Roland VP 9000

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
апрель 2002

Семплеры существуют уже не один десяток лет. И все это время их развитие происходит по пути расширения возможностей: увеличиваются полифония, мультитембральность и объем оперативной памяти, появляются новые алгоритмы обработки, совершенствуются процессоры эффектов и т. д. Но до недавнего времени ни один производитель семплеров не покусился на главный принцип работы этих приборов: изменение высоты тона происходит за счет изменения частоты дискретизации, при котором меняется и скорость воспроизведения семпла. То есть, возникает эффект "ускоренного движения ленты". Для работы с обычными пэтчами, имитирующими те или иные музыкальные инструменты и состоящими из нескольких семплов, разложенных по клавиатуре, этот алгоритм подходит как нельзя лучше. А вот при работе с лупами - семплами музыкальных фрагментов - возникают сложности. И если наборы подобранных по темпу лупов ударных и перкуссии, у которых каждой клавише присвоен один семпл, прижились и сегодня широко используются, то лупы мелодических инструментов практически с традиционными семплерами не используются - уж больно сложно попасть одновременно и в нужный темп, и в нужную тональность.

Прорыв в области работы с лупами произошел в 1997 году, когда появилась замечательная программа Sonic Foundry ACID. Эта программа позволяет синхронизировать темп разных лупов, произвольно менять его, менять высоту мелодических лупов без изменения темпа (и все это в реальном времени) и составлять из синхронизированных лупов целые композиции. А, учитывая то, что есть множество замечательных утилит, с помощью которых многочисленные звуковые библиотеки формата Akai переводятся в формат WAV (например, Amazing Sound CDxtract), с "первичным материалом" для работы ACID никаких проблем нет. Кроме того, программа имеет функции экспорта записанных дорожек, так что с ее помощью можно подготавливать файлы для использования в других программах (тех же Cubase или Cakewalk). В последней версии ACID (3.0) появилась и возможность работы с MIDI-дорожками, однако эта функция еще как следует не развита, так что партии синтезаторов в ACID прописывать проблематично.

Однако, при всей прелести ACID, ее пока довольно сложно использовать одновременно с секвенсорами - синхронизация внутри компьютера через виртуальные MIDI-порты работает из рук вон плохо. А иногда так хочется записать несколько дорожек синтезаторов, подложить под них лупы с ударными и поэкспериментировать с различными спецэффектами, тем более, что библиотек таких очень много (чего стоят только две части Distorted Reality фирмы Spectrasonics!). Или использовать инструментальные лупы, записанные музыкантами мирового класса (например, из библиотеки Bass Legends той же фирмы Spectrasonics). Вот и приходится изобретать хитроумные технологии работы: записывать партии синтезаторов в WAV-файлы, экспортировать их в ACID, подбирать там лупы ударных и эффектов, затем все это хозяйство снова экспортировать в WAV-файлы, загружать их в Cubase, слушать, что получилось и т. д. Кроме того, ACID - это все-таки не семплер, и с клавиатуры в нем лупами не поиграешь. А именно этот способ микширования лупов дает самые интересные результаты - когда звук выходит буквально из-под пальцев, ощущения совершенно другие, и на качестве работы это сказывается самым непосредственным образом.

К счастью, появился, наконец, прибор, который умеет делать все то же самое, что и ACID, только под управлением MIDI-клавиатуры или секвенсора - Roland VP 9000. По сути, это устройство является обычным семплером, который просто "заточен" для работы с синхронизированными лупами. То есть его можно использовать во время сочинения и играть лупами под партии других инструментов. Правда, прибор почему-то назвали не "семплер", а "VariPhrase Processor", что, на мой взгляд, вносит путаницу, ведь процессор - это штуковина все-таки больше для звукоинженеров, а не музыкантов. И на процессорах обычно не играют, а VP 9000 - это именно уникальный музыкальный инструмент, на котором надо учиться играть, чтобы получить по-настоящему хорошие результаты.

Возможности
VP 9000 имеет шестичастную мультитембральность, полифонию в шесть нот, 8 Мб оперативной памяти (расширяется до 136 Мб стандартными 72-контактными SIMM). В память можно загрузить до 1024 моно- или стереосемплов (8 банков по 128 семплов) со встроенного дисковода Zip (250 Мб) или с любого носителя, подключенного к SCSI-интерфейсу, а также записать семплы с любого из входов. Помимо собственного формата семплов (VPW), поддерживается загрузка семплов в форматах WAV, AIFF, Akai S 1000 и Roland S-серии. Как и у обычных семплеров, в VP 9000 загруженные семплы присваиваются разным частям (для смены семплов можно использовать сообщения MIDI Program Change) и проигрываются при поступлении MIDI-нот от клавиатуры или секвенсора. При этом на проигрывание стереосемпла тратятся два голоса полифонии, то есть можно одновременно воспроизводить шесть моно- или три стереосемпла.

Загруженные или записанные семплы можно редактировать. В приборе есть все стандартные для семплеров операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов, обрезание, установка параметров лупа, нормализация, микширование стерео в моно, изменение уровня, реверс, установка ключевой ноты и т. д. Нет только алгоритмов кроссфейда лупа, так как VP 9000 предназначен для работы с семплами, в которых записаны целые музыкальные фразы, а не отдельные ноты, а в таких семплах параметры закольцовывания устанавливать куда проще, и кроссфейд для лупа просто не требуется. Еще одно отличие от традиционных семплеров - для каждого семпла обязательно указывать не только ключевую ноту, но и оригинальный темп. А для того, чтобы в дальнейшем можно было применять алгоритмы синхронизации темпа или изменения высоты тона без изменения темпа, все загруженные или записанные семплы (кроме семплов в формате VPW) обязательно кодируются с помощью специального алгоритма (VariPhrase Encode). Во время этого процесса семпл разбивается на мелкие фрагменты, обычно привязанные к ритмической фактуре (если в файле таковая есть), и в дальнейшем алгоритмы изменения высоты тона или сжатия/растяжения времени, лежащие в основе работы прибора, применяются именно к этим мелким фрагментам. По точно такому же принципу работает, кстати, и программа ACID. Закодированные файлы можно сохранить на Zip-диск или любой подключенный по SCSI носитель, в том числе и на диск CD-R или CD-RW.

После завершения процедуры кодирования семплы можно присваивать любой из шести частей VP 9000, выставлять нужный темп воспроизведения (общий для всех шести частей) и смело жать на клавиши MIDI-клавиатуры. При этом все лупы автоматически вгоняются в указанный темп и воспроизводятся с высотой, соответствующей взятой ноте (разумеется, ключевая нота для этого должна быть установлена корректно). И темп при изменении высоты совершенно не меняется! Помимо сообщений MIDI-нот, высоту воспроизведения лупов можно менять с помощью регулятора Pitch. Еще с помощью этого регулятора можно делать плавные слайды из одной ноты в другую и прочие эффекты. Регулятор Time позволяет управлять изменениями темпа каждого отдельного семпла относительно системного темпа. С помощью этого регулятора отлично получаются эффекты "въезда" в сильную долю, резкого ускорения или замедления темпа и т. д. Помимо алгоритмов синхронизации темпа и изменения высоты тона, в VP 9000 есть алгоритмы управления формантой вокальных семплов и изменения положения долей такта относительно тактовой сетки (Groove). Первая функция позволяет делать "голос Буратино" без изменения скорости воспроизведения семпла, а вторая работает подобно свинговому квантайзу секвенсоров. Для управления этими алгоритмами в реальном времени есть специальный регулятор Formant/Groove.

Присвоенный определенной части семпл можно воспроизводить тремя способами. Первый называется Retrigger. В этом случае каждое нажатие на клавишу MIDI-клавиатуры запускает луп с самого начала с соответствующей высотой. Второй способ называется Time Sync. При его выборе нажатие клавиш легато приводит к изменению высоты тона текущего фрагмента семпла, но воспроизведение самого лупа не останавливается. То есть вы можете играть высотой воспроизводимого семпла как вам вздумается. Подобной функции, кстати, нет в программе ACID - там можно менять высоту только всего лупа целиком. А если вы начнете нажимать клавиши стаккато, то луп будет перезапускаться, как и в режиме Retrigger. Последний способ воспроизведения называется Step. В этом случае нажатие клавиши воспроизводит одну из ритмических частей семпла (например, в вокальной фразе - отдельное слово, а в лупе ударных - звук одного из барабанов). Далее следует остановка. Нажатие следующей клавиши легато воспроизводит следующий ритмический фрагмент семпла. А если нажать клавишу стаккато, то семпл начнет воспроизводиться заново. Таким манером можно не только менять высоту воспроизведения семпла, но и его ритмическую фактуру. Правда, чтобы полноценно играть на VP 9000 в режимах Time Sync и Step, надо основательно потренироваться - на халяву тут ничего хорошего не выходит, особенно если хочется поиграть аккордами.

Еще один забавный режим воспроизведения называется Robot. Если его включить, то луп проигрывается с высотой, соответствующей взятой на клавиатуре ноте, при этом все изменения высоты, записанные в лупе, напрочь игнорируются. Свое же название этот алгоритм получил из-за того, что оригинальный звук семпла немного корежится, - на вокале это выглядит так, будто к оригинальному звуку примешивается звук вокодера. Отсюда и Robot. В VP 9000 также есть и возможность использования до 12 семплов в пределах одной части. При этом каждый семпл присваивается определенной клавише. Получается что-то вроде традиционного набора лупов, у которых, правда, можно произвольно варьировать темп.

Как и любой современный семплер, VP 9000 имеет процессоры эффектов. Первые два из них работают в посыле-возврате, а третий - либо в посыле-возврате, либо в разрыве канала. Первый процессор производит реверберацию. Всего есть девять алгоритмов: три комнаты, три холла, гараж, имитатор листового ревербератора и нелинейная (Non-Linear) реверберация. Параметров управления много: помимо традиционных времени реверберации, размера помещения, времени предварительной задержки, уровня ранних отражений и коэффициента поглощения стен, есть предварительный трехполосный параметрический эквалайзер и двухполосный полупараметрический эквалайзер для обработки реверберационного "хвоста". В некоторых алгоритмах раздельно регулируются время реверберации для низких и высоких частот, а также частота разделения кроссовера. Второй процессор производит хорус (четыре алгоритма), фленджер (один алгоритм) и дилей (два алгоритма). Регулировки - традиционные для этих алгоритмов плюс обрезные фильтры высоких и низких частот. Третий процессор производит 40 вариационных эффектов. Здесь есть самые разнообразные алгоритмы, в том числе ревербераторы, дилеи, хорусы, фленджеры, фейзеры, дисторшны, овердрайвы и т. д. Все вариационные эффекты имеют весьма развитое управление.

Панели
В центре передней панели VP 9000 (рис. 1) находится большой (240 х 90 точек) жидкокристаллический дисплей с подсветкой. У него есть настраиваемая заставка дисплея (screen saver). Под дисплеем - шесть функциональных кнопок. В нижней части разных страниц редактирования выводятся названия команд, которые присваиваются этим кнопкам. Также под дисплеем находятся кнопки переключения частей, которые в некоторых случаях используются для листания страниц. Правее дисплея есть кнопки Exit и Shift, небольшое колесо ввода данных, кнопки управления курсором и кнопки ввода данных - стандартный набор органов управления любого синтезатора Roland.

 
Рис. 1  
   

Левее дисплея находится дисковод Zip. Под ним - выход для наушников (джек) с регулятором уровня, симметричный вход на джеке с регулятором уровня записи, а также шесть кнопок, переключающие режимы работы прибора. И, наконец, в самой правой части передней панели находятся три регулятора для управления алгоритмами прибора в реальном времени (Pitch, Time и Formant/Groove), кнопка Preview для предварительного прослушивания семплов, три кнопки отключения эффектов (Multi, Chorus и Reverb), две кнопки, выводящие на дисплей меню настройки регуляторов (Knob и Groove), а также выключатель питания.

На задней панели прибора (рис. 2) есть шесть аналоговых симметричных выходов на джеках, два симметричных входа на джеках с переключателем чувствительности (на всех входах и выходах установлены 20-разрядные преобразователи), оптические (TosLink) и электрические (RCA) входы и выходы цифрового SPDIF-интерфейса, а также три MIDI-разъема (In, Out и Thru). Рядом находятся два SCSI-разъема: первый - 25-контактный, типа D-Sub, а второй - 50-контактный, типа Amphenol. У SCSI-разъемов есть общие переключатели терминации и идентификационного номера устройства. Также на задней панели есть гнездо питания.

 
Рис. 2  
   

Управление
У VP 9000 есть шесть основных режимов работы: Perform, Sample, Sampling, Utility, System и Disk. По умолчанию, после включения питания пользователь попадает в режим Perform. Как и у остальных синтезаторов и семплеров фирмы Roland, перфомансом называется совокупность семплов, присвоенных шести частям, настроек этих частей и настроек процессоров эффектов. Перфомансы можно сохранять на Zip-диске или любом другом подключенном носителе. Режим Sample является, на самом деле, частным случаем режима Perform - на дисплей выводится информация о семпле, присвоенном выбранной части, и всех его настройках. Эти настройки сохраняются в перфомансе, хотя есть возможность отдельно сохранить и сам семпл.

В режиме Perform на дисплее (рис. 3) отображается название самого перфоманса (крупно), а также информация о текущей части: номер семпла, его название и категория, номер MIDI-канала, присвоенного части, сдвиг октав и выбранная клавишная карта (см. далее). Также на дисплее отображаются положения регуляторов Pitch, Time и Formant/Groove. Текущие части переключаются при помощи кнопок Part. В нижней части дисплея расположено меню команд, которые выполняются при нажатии на соответствующие функциональные кнопки. Все эти команды открывают различные страницы редактирования перфоманса.

Рис. 3

На страницах Common перфомансу можно дать имя, установить системный темп или режим синхронизации с MIDI Clock, настроить метроном, а также задать глобальные для всех частей перфоманса значения расстройки (Fine Tune) и сдвига высоты тона (Coarse Tune). На страницах Part выводится вся информация о частях перфоманса. Здесь есть таблица General (рис. 4), в которой для каждой части включается режим синхронизации темпа и тональности, задается сдвиг октав, назначается режим голосов, а также указывается клавишная карта.

Рис. 4

Карт всего три: Normal (NOR), Event (EVT) и Phrase Map (MAP). При выборе первой из них семпл воспроизводится с высотой, соответствующей нажатой клавише. Карта Event позволяет семпл назначить на определенные клавиши, а при выборе Phrase Map на клавиши может быть назначено до 12 семплов. На этих же страницах есть таблица Sample Select, в которой можно выбрать семпл для каждой из шести частей. Здесь же находятся виртуальные регуляторы уровня, панорамы, сдвига высоты тона и расстройки всех частей (рис. 5), а также страница Key Range (рис. 6), на которой можно указать диапазон действия семплов, присвоенных частям. Правда, сделать это можно только при клавишной карте Normal.

Рис. 5

Рис. 6

Страницы Phrase предназначены для редактирования клавишной карты Phrase Map. Здесь можно выбрать вариант назначения семплов на клавиши (все клавиши, только белые, только черные), присвоить отдельным клавишам семплы, установить для каждого из них уровень, панораму, величину сдвига высоты тона и расстройки, а также уровни посыла на эффекты. На страницах MIDI редактируются номера контроллеров, присвоенных регуляторам Pitch, Time и Formant/Groove, а также MIDI-параметры каждой части. На страницах Ctrl находятся таблицы, в которых можно для каждого доступного физического контроллера (регуляторы передней панели, колеса сдвига высоты тона и модуляции клавиатуры, педали и т. д.) назначить различные параметры VP 9000. При этом для каждого параметра задается диапазон значений и направление изменения (положительное или отрицательное). Таким образом, можно на один физический регулятор назначить несколько параметров, причем при вращении регулятора одни параметры будут увеличиваться, а другие - уменьшаться. И, наконец, на страницах Effect (рис. 7) можно указать варианты коммутации процессоров, уровни посылов и возвратов для всех частей, а также настроить каждый из трех процессоров.

Рис. 7

При переключении в режим Sample на дисплее (рис. 8) отображается название семпла, присвоенного части, и его категория (крупно), а также вся необходимая служебная информация. Как и в режиме Perform, части переключаются кнопками Part. В нижней части дисплея появляется новое меню команд, которые открывают различные страницы редактирования семпла.

Рис. 8

На страницах Common можно отредактировать название семпла и его категорию, изменить значение оригинального темпа, ключевую ноту и значение расстройки. Здесь же можно получить информацию о параметрах лупа, музыкальном размере и варианте кодирования (VariPhrase Encode). На страницах Mode (рис. 9) редактируется вариант использования клавиатуры (Mono/Poly), вариант воспроизведения (Retrigger/Time Sync/Step), а также вариант работы триггера клавиатуры (окончание воспроизведения после отпускания клавиши или окончание воспроизведения при повторном нажатии клавиши).

Рис. 9

На страницах Switch включается и выключается закольцованное воспроизведение, режимы простой квантизации и Robot, а также вибрато. На страницах Amp устанавливается уровень воспроизведения семпла (Gain), задаются параметры Fade In и Fade Out, меняются динамическме кривые (семь вариантов). На страницах Ctrl включаются режимы реагирования семпла на изменения параметров с помощью физических контроллеров, а также настраивается функция Portamento. А на страницах LFO (рис. 10) настраиваются генератор низкой частоты (восемь форм волны) и глубина модуляции различных параметров воспроизведения семпла (высота тона, форманта, панорама и уровень). LFO можно синхронизировать с MIDI Clock.

Рис. 10

Режим Sampling предназначен для записи, редактирования и кодирования семплов. При включении этого режима на дисплее (рис. 11) появляется таблица всех семплов, находящихся в оперативной памяти, а также меню команд. Первые три его команды предназначены для управления таблицей (сортировка и быстрое перемещение), а оставшиеся три открывают страницы записи (SMPLNG), редактирования (W. EDIT) и кодирования (ENCODE). В верхней части дисплея отображается доступное время семплирования.

Рис. 11

При вызове команды SMPLNG сначала на дисплее появляется окно, в котором предлагается ввести имя нового семпла, и только после этой процедуры пользователь попадает на страницы записи (рис. 12).

Рис. 12

Здесь можно выбрать вход для записи, настроить его чувствительность, выбрать формат (моно или стерео), сразу выставить ключевую ноту нового семпла, настроить уровень записи, триггер начала записи и метроном, а также выбрать один из трех предварительных эффектов (компрессор, лимитер или шумоподавитель). Все настройки можно сохранить в одном из пользовательских шаблонов, для последующего быстрого вызова. Записанный семпл редактируется на страницах W. Edit. И завершает работу процесс кодирования. Здесь есть три варианта: Solo, Backing и Ensemble. Первый вариант предназначен для вокала и солирующих духовых инструментов. При этом варианте кодирования впоследствии можно использовать алгоритм изменения форманты. Второй вариант - Backing - предназначен для любых инструментов с ярко выраженной атакой (ударные, перкуссия, аккордовый аккомпанемент на гитаре). При этом варианте кодирования впоследствии можно пользоваться квантизацией и функцией Groove. И последний вариант - Ensemble - нужен для кодирования партий инструментов с длительным звучанием (хоры, струнные и т. д.). Также здесь настраивается глубина кодирования (Depth). На самом деле этот параметр указывает лишь порог для анализа ритмической фактуры семпла. Найденные ритмические фрагменты семпла отображаются при помощи треугольных маркеров на графике амплитудной характеристики. Дополнительные маркеры можно установить и вручную, а существующие - удалить. И завершает процесс кодирования команда Exec. После этого записанный семпл можно присваивать одной из частей и делать с ним все, что угодно.

Режим Utility предназначен для операций над семплами: копирования, перемещения, удаления и восстановления первоначальных настроек. Здесь же содержатся команды диагностики памяти, восстановления заводских настроек и передачи системных данных (Bulk Dump). Режим System (рис. 13) открывает доступ ко всем системным настройкам: MIDI, SCSI, автозагрузки, предварительного прослушивания, изменения параметров заставки дисплея и т. д.

Рис. 13

И, наконец, режим Disk предназначен для управления дисковыми операциями: загрузки и сохранения семплов и перфомансов, копирования, перемещения, переименования и удаления файлов, создания и удаления папок, форматирования дисков, прожигания CD-R и т. д. Во время дисковых операций работает кнопка Preview - семплы, над которыми производятся операции, можно и послушать.

Программное обеспечение
Несмотря на то, что VP 9000 отлично работает с любым секвенсором, фирма Roland выпустила свой собственный пакет программного обеспечения V-Producer, в который входят одноименный секвенсор и утилита V-Trainer, предназначенная для кодирования WAV- и AIFF-файлов в формат VPW. Пакет этот в комплект поставки не входит, и за него надо платить дополнительно.

Секвенсор V-Producer (рис. 14) поддерживает работу одновременно с шестью VP 9000. Он имеет специальный интерфейс, который разработан с учетом особенностей управления приборами, а также набор окон доступа ко всем важным функциям процессоров. В верхней части рабочего окна программы находится поле аранжировки, в котором есть шесть блоков дорожек, именуемых Port1-Port6. Каждый из блоков рассчитан на работу с одним VP 9000. На дорожках размещаются "кадры" (Frame) - прямоугольники, идентичные частям Cubase или клипам Cakewalk. Над кадрами можно проделывать операции редактирования - менять их длительность, перемещать, копировать, нельзя только резать. Над полем аранжировки и линейкой тактов находятся еще три дорожки - маркеров, темпа и музыкального размера. А на линейке тактов находятся маркеры закольцовывания фрагментов.

 
Рис. 14  
   

Довольно важной особенностью V-Producer является отсутствие кнопки записи на панели транспорта. Все операции по созданию аранжировок предлагается выполнять мышью, а MIDI-клавиатуру можно использовать лишь для предварительного прослушивания семплов, загруженных в память. Вероятно, разработчики VP 9000 еще сами не поняли, что за прибор они создали, ведь "живая" игра лупами с клавиатуры позволяет делать куда больше, чем все операции мышью. Конечно, когда идет речь о том, чтобы "переиграть" сложную мелодию лупа, гораздо проще нарисовать все мышью. Но вот для создания оригинальных миксов ударных, спецэффектов или индустриальной перкуссии без "живой" записи данных клавиатуры и контроллеров ну никак не обойтись. Так что будем надеяться, что к следующим версиям программы разработчики поймут, наконец, что VP 9000 - это музыкальный инструмент.

Процедура работы с V-Producer выглядит следующим образом. Сначала на экран вызывается окно Sample List (рис. 15), в котором после нажатия кнопки обмена данными с VP 9000 выводится информация обо всех семплах, находящихся в оперативной памяти. Щелкнув мышью на одной из строчек таблицы, с подключенной клавиатуры можно послушать звучание семпла, а на панели транспорта - изменить системный темп.

 
  Рис. 15  
   

Из контекстного меню мыши для каждого семпла можно запустить окно настроек (рис. 16) и изменить там основные параметры воспроизведения. Кадр в поле аранжировки создается перетаскиванием семпла из окна Sample List. При этом на одной дорожке могут сосуществовать кадры, созданные из разных семплов - VP 9000 будет в нужных местах просто переключать семплы у соответствующих частей.

Рис. 16

Двойной щелчок мыши на созданном кадре открывает окно Phrase Score (рис. 17), представляющее собой самый обычный клавишный редактор, в котором, однако, отображаются ритмические фрагменты семпла, выделенные при VariPhrase кодировании. Если выбран режим воспроизведения Time Sync, то с помощью инструмента "стрелка" эти фрагменты можно перетащить в позиции других нот, с помощью "карандаша" нарисовать дополнительные ноты, с помощью "ножниц" покромсать фрагменты на более мелкие куски, с помощью "ластика" удалить то, что не нужно, а с помощью "клея" соединить фрагменты между собой. При этом не надо заботиться о том, чтобы ноты располагались "легато", то есть с небольшим перехлестом, как это надо делать в других секвенсорах, - в V-producer это подразумевается по умолчанию. В поле контроллеров окна Phrase Score можно нарисовать кривые изменения высоты тона (Pitch), темпа (Time), форманты (Formant) и громкости воспроизведения (Dynamics).

 
Рис. 17  
   

Таким манером и создается композиция. На дорожках изменения темпа и размера можно вставить соответствующие события, а на дорожке маркеров - разместить комментарии. В процессе работы можно использовать и микшер (рис. 18).

Рис. 18

В нем есть окна редактирования эффектов с очень симпатичным интерфейсом (рис. 19). Также V-Producer можно синхронизировать с любым секвенсором, для чего в систему инсталлируется виртуальный MIDI-порт под названием Sync For Roland V-Producer. К сожалению, в программе напрочь отсутствуют возможности управления загрузкой семплов и дисковыми операциями. А жаль - было бы очень удобно.

Рис. 19

Если без секвенсора V-Producer в работе можно спокойно обойтись, то без утилиты V-Trainer (рис. 20) некоторые операции превращаются в утомительную рутину. Жаль, что эту утилиту нельзя приобрести отдельно. В целом, она не делает ничего особенного. Загружается файл, выбирается вариант кодирования, редактируются позиции маркеров фрагментов, указываются темп и ключевая нота, нажимается кнопка Execute, и все. Если бы на этом возможности программы заканчивались, то покупать ее не имело бы ни малейшего смысла - все это легко сделать и в самом VP 9000.

Рис. 20

Но, к несчастью для наших кошельков, в программе есть блок пакетной обработки файлов (рис. 21). Как вы, например, представляете себе процесс перевода в формат VPW такой библиотеки, как Extreme Loops формата Akai? Вставляем диск, в подключенный к VP 9000 CD-ROM, загружаем по отдельности каждый семпл, вручную кодируем его, а потом только начинаем с ним работать. Учитывая то, что в двух частях этой библиотеки содержатся 2797 лупов ударных, мы рискуем перенапрячься, обрабатывая каждый из этих семплов по отдельности (на кодирование одного семпла штатными средствами VP 9000 без редактирования маркеров уходит около 30 секунд, так что, даже если не учитывать время, необходимое на загрузку семплов в память, нам нужно 23 часа непрерывно щелкать кнопками для перевода этой библиотеки в формат VPW). Вот здесь и выручает блок пакетной обработки. Сначала при помощи программы Amazing Sound CDxtract мы переписываем всю библиотеку на жесткий диск компьютера в формат WAV (программа делает это автоматически, создавая на диске структуру папок, идентичную той, что находится на CD). Затем с помощью блока пакетной обработки V-Trainer мы спокойненько кодируем папки, в которых содержатся семплы с одинаковым темпом, в формат VPW. На двух дисках есть всего 74 папки, так что затраты времени уменьшаются в 37 раз! После этого переписываем закодированные семплы на диски Zip или на CD-R, если к VP 9000 подцеплен SCSI CD-ROM, и работаем.

 
Рис. 21  
   

Библиотеки
Фирма Roland наладила и производство звуковых библиотек в формате VP 9000 на Zip-дисках емкостью 100 Мб. Все семплы на дисках уже закодированы и готовы для работы. В настоящий момент доступны следующие библиотеки.

VP-Z 01 (Solo Voice Vol. 1 "Gospel"). В этой библиотеке содержатся 210 вокальных моносемплов с фразами, характерными для стиля "госпел". Всего есть 99 фраз, у каждой фразы - по несколько вариаций, спетых женскими и мужскими сольными голосами, а также дуэтами. Есть варианты исполнения фраз в разных диапазонах или исполнения с разной экспрессией и с разными вариантами вибрато. Фразы довольно короткие, и в них, как правило, содержатся мало что значащие словосочетания типа "experience his", "he sweet, sweet" или "to carry me". Особенно мне понравилась фраза "money power!" ("власть денег") - мужик ее так яростно пропевает, что хочется сразу встать в колонны и идти на демонстрацию. Фактически готовый рефрен к трансовой композиции. Но, в целом, фразы эти поются настолько проникновенно, что сразу понимаешь насколько все духовно и серьезно.

VP-Z 02 (Solo Voice Vol. 2 "World"). Совершенно замечательная этническая библиотека с фразами на разных языках, спетых просто фантастическими вокалистами. 229 семплов и 99 фраз, разделенные на пять категорий: североамериканские индейцы, японцы, латиноамериканцы, испанцы (фламенко) и тирольцы. Как и в предыдущей библиотеке, у каждой фразы есть по несколько вариаций с разной экспрессией и высотой. Индейцы все больше замечательным образом завывают на темы "хэй", "ха-а-а", "ха-у-у-у", хотя встречаются и жизнеутверждающие восклицания типа "ха-ча-ри!" или "дыри-дыри-дым-та-ра-ра!". И все это в духе таких этнических проектов как "Indian Sacred Spirits" или работ Дэвида и Стива Гордонов (David&Steve Gordon). У японцев тоже все больше получаются завывания, но на другой лад: "йо-у-у-у" или "оу-оу-у-у". У испанцев чаще всего встречаются короткие реплики типа "гэлэ-гэлэй!", "я-та-я-та!" или "а-ба-дя!". Все это чем-то по духу напоминает альбом "Comparsa" группы Deep Forest. Латиноамериканцы оказались очень веселыми ребятами, и короткие реплики чаще всего выкрикиваются или произносятся сквозь смех. Также здесь есть и более серьезные фразы на испанском языке. А тирольцы выводят множество рулад своим горловым пением. В целом библиотеке можно поставить пять баллов.

VP-Z 03 (Solo Voice Vol. 3 "Pop&Rock"). 217 семплов и 97 фраз. Замечательный конструктор для создания партий бэк-вокала, не только в стилях поп и рок, но и многих других. Здесь в изобилии водятся практически все гласные буквы (за исключением, пожалуй, "ё" вместе с "ю"), пропетые на разный манер, разными голосами, с разными вариантами вибрато и экспрессии, из которых отлично строятся вокальные аккорды. Плюс к этому есть традиционные рок-н-ролльные прихваты типа "шуба-дуба-ду" или "ду-ду-ду-е-е". Ну и без классики типа "baby-baby" или "I like it", разумеется, не обошлось. Тоже твердая пятерка.

VP-Z 04 (Solo Voice Vol. 4 "Jazz/R&B"). 211 семплов и 47 фраз. В отличие от предыдущей библиотеки здесь мало гласных букв и подпевочных клише, зато много вариаций достаточно длинных фраз, в которых разобрать текст представляется весьма сложной задачей. Понимаешь, что по-английски поют, но разобрать, что именно, местами очень сложно. Все больше про то, как кто-то кого-то хочет, про традиционную "бэйби", и про "you make me...", а дальше неразборчиво. Короче, поклонникам Уитни Хьюстон посвящается... Только переигрывать (перерисовывать мышью) мелодии замучаешься.

VP-Z 05 (Solo Instruments Vol. 1 "Sax"). 208 семплов с кусками партий саксофонов, разделенных на три категории: свинг, баллады и поп. Все фразы сыгранны в какой-либо одной тональности, так что использовать их несложно. Из этих семплов можно составить не один десяток самых разнообразных соло. Еще три-четыре таких библиотеки, и саксофонисты вообще могут остаться без работы: все будут ваять партии саксофонов на VP 9000.

VP-Z 06 (Solo Instruments Vol. 2 "Trumpet&Trombone"). 234 семпла с фразами, сыгранными медными "дудками", разбитые на восемь категорий: ритм-н-блюз, ритмические паттерны, блюз, свинг, мажорные и минорные баллады, короткие ходы и нисходящие слайды. С помощью этой библиотеки сделать духовую штриховку на заднем плане, а также "нарезать" самые разнообразные соло особого труда не составит.

VP-Z 07 (Solo Voice Vol. 5 "Jazz Scat Phrases"). 209 семплов с джазовым скэт-вокалом (слоговое пение без слов). Целая куча "баб-м-бу-бу-ди-ди-да", "хау-ли-ба-бум-ба-и", "бай-баю-ли-ли-диа-сом-бали" и прочей подобной милой ерунды, которая произносится порой с пулеметной скоростью. Звучит все это очень занятно, правда, не совсем ясно, где эти семплы использовать. После бессмертного и единственного хита, которым нас порадовал John Scatman, на этой почве, в общем-то, копать уже нечего.

VP-Z 08 (Solo Voice Vol. 6 "Opera Singers"). 212 семплов с оперным вокалом, в том числе отрывками партий из опер Моцарта "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан". Женские голоса представлены сопрано и альтом, а мужские - тенором и басом. Как и с предыдущей библиотекой, не совсем понятно, где это дело использовать (во всех вокальных фрагментах присутствует текст, а просто гласных букв я в этой библиотеке не нашел), ведь целиком "Дона Жуана" из них не запишешь, а писать техно-ремиксы на Моцарта как-то рука не поднимается.

Впечатления и рекомендации
Когда VP 9000 только появился, я долго не мог понять, что это и для чего нужно. Публикации как на русском, так и на английском в общем-то ситуацию не особо прояснили. Стало понятно, что прибор умеет синхронизировать лупы с разным темпом и менять их высоту, но это же умеет делать и программа ACID, и в чем преимущество VP 9000 (тем более, что его стоимость не такая уж и маленькая), так и оставалось загадкой.

В общем, пришлось взять VP 9000 на тестирование, чтобы выяснить предназначение этого загадочного прибора. И предназначение обнаружилось буквально на первых же страницах руководства пользователя, где недвусмысленно указано на то, что к VP 9000 надо присоединить MIDI-клавиатуру. А все примеры, на которых происходит обучение, написаны с учетом того, что пользователь играет не на "регуляторах, расположенных на передней панели", о которых так любят писать в рекламе, а на самых банальных клавишах. То есть VP 9000 оказался не "процессором варьирования фраз", а семплером, только "заточенным" на игру лупами (хотя семплы с отдельными нотами никто на нем проигрывать не мешает - все отлично работает).

Короче говоря, совершенно неожиданно я обнаружил уникальный музыкальный инструмент, требующий особой техники исполнения и позволяющий добиваться просто фантастических результатов при умелом обращении. Открытие это привело меня в бурный восторг и исключило из общественной жизни как минимум на неделю - я с головой ушел в эксперименты с VP 9000. Первым делом я загнал в него различные семплы из библиотеки Distorted Reality II фирмы Spectrasonics и принялся играть этими потрясающими звуками. Так как многие из них имеют явно выраженную ритмическую фактуру, с обычными семплерами их использовать проблематично - берешь более высокую ноту и мгновенно вылетаешь из темпа композиции. А с VP 9000 все эти ритмизированные пэды обрели свое новое рождение. Кроме ритмизированных пэдов и "трясущихся" солирующих звуков, VP 9000 позволил мне легко и непринужденно обуздать жуткие индустриальные завывания из этой же библиотеки и сыграть ими очень странные партии в тональности аккомпанемента (с обычными семплерами мне это не удавалось ни разу). Конечно, для того, чтобы все это сыграть, пришлось потренироваться, но результаты превзошли все ожидания.

Затем я принялся за ударные и перкуссию. Какие замечательные вещи здесь можно делать! С VP 9000 напрочь забываешь о том, что бывают семплы, записанные в разных темпах. Загоняешь все, что есть, в память, включаешь партию баса в секвенсоре, а под него подкладываешь лупы как вздумается. Сразу все записываешь в секвенсор, слушаешь, редактируешь, добавляешь эффекты - и никаких лишних процедур и ритуалов. И ведь с помощью VP 9000 можно не только подбирать нужные ритмы, но и конструировать новые, совмещая куски из разных семплов и накладывая их один на другой - и все это не занудно щелкая мышью, как в ACID, а играя руками на привычной клавиатуре. Также можно менять высоту тона ударных и перкуссии, подбирая ее в тональность самой композиции. Еще одна обнаруженная мной замечательная возможность: наложение на луп его копии с замедленным или увеличенным вдвое темпом, при этом изменения темпа производятся также в такт композиции (резкий поворот ручки Time на сильную долю). Звучит очень вдохновляюще. А регулятор Pitch позволил делать "развертки" ударных по высоте, как обычно делаются развертки фильтра. Здорово получаются и паузы с резким замедлением лупа и последующим его быстрым разгоном. В общем, для людей, которые ищут свой оригинальный звук, VP 9000 дает просто огромное поле для творчества.

Разумеется, поэкспериментировал я и с вокалом. Хочу сразу сказать, что VP 9000 не гармонайзер, и править с его помощью фальшивый вокал - занятие совершенно бессмысленное (хотя и возможное с помощью программы V-Producer). Зато многоголосие строить - одно удовольствие. Обыгрываешь мелодию песни теми же словами, но в разные интервалы, где-то в паузе чего-то "пропоешь"... И так далее. Можно даже новые мелодии сочинять. И хоры, если потребуется, и все, что угодно. Причем вокал остается вполне естественным в пределах октавы в одну и другую сторону. А вот режим Robot работает со слишком сильным синтетическим призвуком и его лучше использовать только в качестве спецэффекта.

Также быстро обнаружилась еще одна область применения VP 9000 - создание гитарных партий. Лупов с гитарными рифами на рынке - сколько угодно. Раньше с ними было работать весьма проблематично, по причинам, о которых я уже говорил. А с VP 9000 - пожалуйста, бери любой ритмический рисунок гитары и загоняй его в любой темп и любую тональность. При этом прибор опять-таки позволяет не только воспроизводить готовые рифы, но и создавать новые из разных кусков, причем делать можно такие штуки, на которые гитара просто не способна в силу особенностей физиологии исполнителя, например, быстрый прыжок из пятой в первую, а следом за этим - в двенадцатую позицию. У гитариста все это исполнить - рука просто отвалится. А VP 9000 - ничего, поскрипывает Zip-диском и играет то, что ему говорят... То же самое касается партий любых других инструментов.

Теперь, собственно, об управлении самим прибором. Операционная система VP 9000 построена очень толково и удобно. Все операции по просмотру библиотек и загрузки их в память производятся очень быстро - немалую роль в этом играет функция предварительного прослушивания прямо с диска. Когда импортируешь библиотеки формата Akai приходится повозиться с выставлением ключевой ноты (для лупов с мелодическими инструментами, разумеется), но результаты того стоят. Единственная проблема - удаление семплов из памяти. Их можно удалять лишь поодиночке или все разом (выключив питание). Хорошо еще, что на странице удаления работает кнопка Preview, а то эта процедура стала бы и вовсе невыносимой. А удаление семплов требуется не так уж и редко. Поиграли с библиотекой, выбрали нужные семплы, а остальные надо удалить и место освободить в памяти для дальнейшей работы. Вот и сидишь, мучаешь VP 9000 - каждый семпл удаляется секунд двадцать, ведь прибор умный и каждый раз вас переспрашивает можно ли ему эту операцию продолжить. Также явно не хватает команды загрузки всех семплов с диска - с библиотеками на 100 Мб дисках Zip это было бы очень удобно (при наличии 136 Мб памяти, разумеется).

Процессоры эффектов VP 9000 позаимствованы со старших синтезаторов серии XP, с одним, правда, принципиальным отличием - задержка у дилеев, модуляция у вибрато и автопанера выставляется, наконец, в долях темпа. Вот еще бы модуляция у хорусов, фленджеров, фейзеров и эффекта Лесли была бы ритмизированная - вообще красота. Также, Roland, наконец, сделал процедуру коммутации вариационного эффекта по-настоящему удобной. А то раньше с этим эффектом мучения сплошные были. Отлично VP 9000 справляется и с синхронизацией темпа по MIDI - никаких проблем я с ним не обнаружил. Насчет программного обеспечения я уже высказывался. Если бы не утилита пакетной конвертации файлов, то покупать эти программы было бы совсем необязательно. А так - весьма и весьма желательно, если, конечно, вы не собираетесь использовать VP 9000 только с "родными" библиотеками. Они, конечно, хороши, но уж больно их мало на сегодняшний день, да и стоят недешево. А библиотек в формате Akai - целая куча, на все случаи жизни.

Заключение
В общем, VP 9000 преподнес сюрприз. Принципиально новые инструменты появляются нечасто, и здесь как раз такой случай. Я не возьмусь за прогнозы, но можно предположить, что благодаря VP 9000 вполне может появиться какой-нибудь новый стиль музыки. Да и в студийной звукозаписи тоже может случиться довольно неожиданный поворот, когда, наконец, народ поймет, что за штуковину выпустил Roland. И уж совершенно точно, что студийные композиторы и аранжировщики должны оценить его в полной мере. Конечно, сейчас у прибора есть недостатки, и, в первую очередь, - низкая полифония. Может, в будущем Roland расщедрится и выпустит какой-нибудь VP 10000 с полифонией хотя бы в 12 голосов - этого на первое время было бы достаточно для полноценной мультитембральной работы со стереосемплами.

Roland VP 9000 2395-2424$
Roland V-Producer 299-315$
Roland VP-Z 01 "Gospel" 79-84$
Roland VP-Z 02 "World" 79-84$
Roland VP-Z 03 "Pop&Rock" 79-84$
Roland VP-Z 04 "Jazz/R&B" 79-84$
Roland VP-Z 05 "Sax" 79-84$
Roland VP-Z 06 "Trumpet&Trombone" 79-84$
Roland VP-Z 07 "Jazz Scat Phrases" 79-84$
Roland VP-Z 08 "Opera Singers" 79-84$
МиксАрт
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи

Посещений: 5745 | Проголосовавших: 11 | Средняя оценка: 2.3

   

  Комментарии

23.09.07 20:04
JORJ Bdoyan jorj@mail.ru
Точно такой процессор стоит у меня в Roland VA-7 но после 2 недель эксперементов стал не работать WariPhrase !! кто может помочь

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА