Начало
 
 


Подключаемые модули

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Программные ревербераторы
 

 
  Чудеса зазеркалья

Евгений ПЕТРОВ
Музыкальное Оборудование
сентябрь 2000

В целом я готов присоединиться к тому, что сказал в статье "Программные ревербераторы" Владимир Сапрыкин. Но вот что касается Sonic Foundry Acoustic Mirror, то здесь мы совсем не сходимся - я оцениваю эту программу как наиболее достойную из имеющихся на платформе IBM PC. Позволю себе прокомментировать некоторые тезисы статьи.

1. ...в Cakewalk он работает некорректно и воспроизводит только первые одну-две секунды звука.

С версией Cakewalk 8.xx этот модуль работал превосходно - я много его использовал и в режиме реального времени, и при баунсинге, причем как в инсерте отдельного трека, так и на мастер-секции виртуальной консоли. Никаких особых трудностей не было, за исключением того, что в режимах (mode), обеспечивающих максимальное качество звучания, требуется очень высокая производительность процессора. Поэтому отладку партитуры я проводил в младших режимах (1-3) и лишь для баунсинга переходил в режим 5.

Таким образом, у меня сложилась технология, которая с точки зрения создания акустической атмосферы композиции меня полностью удовлетворяла. Проблемы возникли при переходе на новую версию Cakewalk (9.хх) - в версии 9.0 мое любимое "Акустическое Зеркало" напрочь отказалось что-либо отражать, причем как в реальном времени, так и в режиме баунсинга. Это очень сильно меня огорчило и поставило перед дилеммой - Cakewalk или Mirror? Выбрать пришлось новую версию Cakewalk, так как удобства, появившиеся с возможностью обрабатывать стереотреки как единое целое, перевесили потери при отказе от Acoustic Mirror. Поэтому обработку при помощи Acoustic Mirror пришлось перенести в Sound Forge, экспортируя туда трек, обрабатывая цепочкой эффектов при помощи Plug-In Chainer и возвращая результат в Cakewalk. Обращаю ваше внимание на то, что в этом случае надо обязательно пользоваться именно Plug-In Chainer, чтобы обработка происходила в одной операции, - Sound Forge до сегодняшнего дня, к сожалению, остается 16-разрядной программой, и при сохранении промежуточного результата на диск произойдет крайне нежелательный транкейт. В то же время при цепочечной обработке с помощью Plug-In Chainer передача данных между модулями производится в формате 32 бита (точнее, в формате с плавающей запятой, в котором 24 бита отводятся на значение, а 8 на масштаб) - это полностью гарантирует от потерь в процессе обработки (разумеется, утверждение "полностью" надо воспринимать условно - в пределах возможностей цифровой платформы). Транкейт на финише цепочки (для обратного переноса в Cakewalk) преодолевается при помощи использования финального модуля с дизерингом и нойс-шейпингом (например, Waves Ultramaximizer) - такая технология дает очень высокое качество звучания и полностью позволяет сохранить всю ту "шелковистость" звучания, которую обеспечивает Acoustic Mirror. Впрочем, о его качестве звучания чуть ниже...

В доработанных версиях Cakewalk (9.03) Acoustic Mirror работоспособен в режиме баунсинга - то есть микширования не в реальном времени. Это позволяет делать обработку в Cakewalk, но порождает трудности с контролем уровней и подбором пресетов. Приходится это делать на экспортируемом в Forge фрагменте, а затем копировать найденные значения органов управления в Acoustic Mirror, работающий в Cakewalk. Но на это приходится идти, чтобы избежать потерь качества финального продукта. Другое неудобство - мониторить в реальном времени приходится без Acoustic Mirror, так как секвенсор "затыкается", если Acoustic Mirror установлен на активном треке. Чтобы не потерять пресет, на время мониторинга приходится перебрасывать Acoustic Mirror на трек, переведенный в режим архивации - в этом случае прослушивание не тормозится.

2. Чтобы он мог работать в реальном времени, нужно быть аккуратнее с настройкой времени затухания реверберации, иначе процессор сильно перегружается.

С этой кнопкой действительно надо работать осторожно - но не с целью достижения реального времени. Просто в этом случае сильно изменяются параметры моделируемого помещения. А реальное время во многих случаях в старшем режиме недостижимо даже на весьма производительных платформах. Например, мой Pentium IIIE 750 МГц показывает на наиболее подходящих по фактуре пресетах загрузку и в 300-400%. Конечно, это радости не доставляет, но качество (в широком смысле), достигаемое при помощи Acoustic Mirror, позволяет не обращать на это внимания.

3. Главное отличие Acoustic Mirror от своих собратьев заключается в том, что это не совсем, а, точнее, совсем не ревербератор. А поэтому не совсем корректно будет сравнивать его с другими ревербераторами. Отличительная особенность модуля - использование в работе так называемых импульсных файлов (с расширением SFI - Sonic Foundry Impulse). Эти файлы содержат в себе комплекс закодированных акустических характеристик среды, применяемых для управления обработкой звука в данном модуле и более нигде.

Это действительно непривычное для музыканта устройство, но отказывать ему в праве называться "ревербератором", наверно, не совсем логично - свои функции он, по моему мнению, выполняет гораздо лучше тех, что обычно так именуются. А структура устройства для получения объемного звука может быть самой разнообразной - и принцип, использованный в Acoustic Mirror, наиболее прогрессивный из всех мне известных.

Не совсем верно трактовать содержимое "импульсного" файла как некий кодирующий набор данных. Дело в том, что работает Acoustic Mirror на принципе так называемой "свертки" (convolution). Сам термин "свертка" обозначает математическую операцию, очень специфическую и не сводимую к обычным алгебраическим операциям и даже простому интегрированию. Суть состоит в том, что математически любое устройство, изменяющее сигнал, может быть описано некоей функцией, по сути являющейся откликом на тестовый (очень короткий) импульс. Как опытный звукоинженер проверяет помещение, в котором ему предстоит работать и в которое он попал впервые? Правильно - хлопает в ладоши и слушает отклик. Вот этот отклик реального объекта и есть пресловутый "импульс" для Acoustic Mirror. А превращение импульса в "обработку", то есть в устройство, способное работать с непрерывным входным сигналом, и осуществляется посредством математической операции "свертка". Этот принцип моделирования реверберации наиболее корректен с теоретической точки зрения - все остальные принципы, что называется, "отдыхают" по сравнению с ним, хотя и могут представлять определенный интерес в плане удобства накручивания ручек или же скорости работы. "Сверточный" ревербератор - замечательный прибор в опытных руках, но, к сожалению, он сложен в применении при отсутствии достаточной теоретической подготовки.

Утверждение, что импульсы от Acoustic Mirror нигде больше не используются, весьма спорно - это истинный отклик помещения, его "акустический паспорт", и он может быть использован и в других сверточных ревербераторах (например, имеющемся в Samplitude). Хотя на совместимость форматов проверить их пока не довелось.

4. Но, по-моему, Acoustic Mirror совсем не обязательно применять в многодорожечных проектах, он более подходит для поиска новых звуков, чем для сведения.

И с этим я никак не могу согласиться - на мой взгляд, именно Acoustic Mirror предпочтительней использовать во всех случаях. И при обработке отдельного трека, и на мастер-секции (для придания "воздушности" всей композиции), и при установке в виртуальную консоль в качестве системного устройства. Все зависит от использованных пресетов - для вокала существуют удивительно теплые и интимные комнаты, наполняющие голос тем самым шармом, которого так не хватает в "дистиллированной" компьютерной звукозаписи, для барабанов есть множество "барабанных" комнат - и с деревянными, и с каменными стенами. Совершенно потрясающий пресет нашелся для блюза, все звучит именно так как надо - и голос, и барабаны, и гитары...

5. ...импульсные файлы можно делать самостоятельно. Но это довольно утомительная процедура, я не стал ей заниматься. Кому интересно, тот, я думаю, сможет совершить этот подвиг.

Вот ссылка для тех, кто для подвига не созрел, но плодами чужого готов воспользоваться: www.geocities.com/beamsonic. Здесь имеется коллекция импульсов, снятых со студийного оборудования. В первую очередь мне понадобились импульсы гитарных и басовых комбиков (Marshall JCM 2000 100W, Fender 1968 Vibrolux-Reverb, Fender SuperChamp, Fender Bassman и другие), которые в изрядной степени решают проблему звучания гитар при записи "в линию".

6. Звуковой файл, который был выбран в качестве кодового, модулируется тем звуком, который я, собственно, и хотел обработать. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это банальная амплитудная модуляция, правда, не совсем обычная.

К сожалению, это весьма ошибочная трактовка сути происходящего при обработке одного аудиофайла другим - свертка не есть модуляция, хотя с помощью свертки можно получить и амплитудную модуляцию в том числе.

7. На этих примерах, надеюсь, я убедительно доказал, что Acoustic Mirror - вовсе не ревербератор, а имитатор и модулятор.

Нет, меня вы не убедили. И я должен высказать свою точку зрения, основанную на успешном опыте работы с Acoustic Mirror, поскольку если ваше убеждение станет популярным, то очень интересное и перспективное устройство - сверточный ревербератор - будет использоваться наподобие известного микроскопа для колотья орехов.

Я предлагаю каждому интересующемуся затратить побольше времени на изучение предмета, чтобы досконально разобраться и теоретически, и практически. И это потраченное время вернется вам сторицей. Непременно!

Теперь замечание общего плана - на сегодня компьютер Pentium MMX 200 МГц является откровенно слабым. Его использование резко ограничивает возможности по достижению задуманного звучания. Слабый компьютер не позволяет в должной мере оценить возможности того или иного программного модуля и в приоритетах их использования могут возникнуть ошибки. Для справки: загрузка процессора при использовании Waves TrueVerb или Cakewalk FX-3 Sound Stage на моем компьютере не превышает 5-10%, что позволяет в "одном замесе" иметь несколько ревербераторов и добиваться точных и детальных акустических планов, а не типичных "близко, средне, далеко", характерных для упрощенных "малоресурсных" технологий. Особенно это касается позиционирования в FX 3 Sound Stage - я предпочитаю отказываться от использования панорамного регулятора в линейке консоли (которая панорамирует только за счет изменения громкости в левом или правом канале), а панорамировать перемещением виртуального источника внутри комнаты в Sound Stage. При этом можно получить очень реалистичный результат, принципиально недостижимый с помощью классического регулятора панорамы. Одно это оправдывает затраты на более совершенный компьютер.

И, в заключение, еще одно маленькое замечание - вышел новый пакет Waves Gold Native Bundle 2.8.1 Plus, в котором, наряду с новыми (и очень удачными) модулями пространственной обработки, содержатся доработанные версии известных. Например, упомянутый TrueVerb в новой реинкарнации звучит лучше. Поэтому используйте свежую версию популярного пакета от Waves. А если вам нужен совсем нересурсоемкий ревербератор, то воспользуйтесь Jezar Freeverb. Очень забавная игрушка - для серьезной работы, возможно, и не стоит его использовать, но для того, чтобы соорудить что-нибудь на скорую руку, он вполне годен.

  Оценка статьи

Посещений: 12554 | Проголосовавших: 19 | Средняя оценка: 4.6

   

  Комментарии

15.09.06 23:40
lagen lapenkogn@mtu-net.ru
http://... не работает? киньте плз кто-нибудь ссылку на импульсы!!!

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА