Начало
 
 


Звуковые модули

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Roland XV 5050, SRX, SR-JV
 

 
  Roland XV 5080

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
июль 2001

Все давно ожидали от фирмы Roland обновления модельного ряда синтезаторных рабочих станций и звуковых модулей. Конечно, серии XP и JV были хороши, однако к началу нового тысячелетия стали формироваться новые стандарты на устройства подобного класса. Такие фирмы, как Korg, Yamaha, Kurzweil или Generalmusic, давно уже снабдили свои инструменты семплерными функциями, и теперь их рабочие станции позволяют и читать библиотеки разных форматов, и записывать звуки, и редактировать их. И только Roland заметно отставал на этом поприще.

Но вот, наконец, в середине 2000 года Roland порадовал своих поклонников новой серией XV, в которую входят рабочая станция XV 88 и два звуковых модуля: XV 3080 и XV 5080. Принципиальными отличиями новых инструментов являются существенно больший объем ROM (64 Мб), использование стерео семплов, улучшенные процессоры эффектов, поддержка формата General MIDI Level 2 и улучшенные сервисные функции. А в звуковом модуле XV 5080 добавлен SCSI интерфейс и возможность воспроизведения семплерных библиотек. Из всех новинок именно XV 5080 представляется мне наиболее интересным.

Модуль имеет 32-частную мультитембральность, 128-голосную полифонию, 1152 пресетных и 128 пользовательских пэтчей, 64 пресетных и столько же пользовательских перфомансов, 23 пресетных и 4 пользовательских набора ударных, 5 процессоров эффектов (ревербератор, идентичный автономному устройству SRV 3030, хорус и три инсертных процессора), а также двухполосный параметрический эквалайзер на выходе. Возможно расширение ROM путем установки четырех 16-Мбайтных плат серии SR-JV и четырех новых 64-Мбайтных плат серии SRX (таким образом, объем ROM можно увеличить до 384 Мб). Также есть два гнезда для установки 72-контактных модулей SIMM (максимум 128 Мб) - встроенной RAM модуль не имеет.

Передняя и задняя панели
По дизайну XV 5080 очень сильно напоминает старый добрый JV 2080: тот же двухрэковый корпус, тот же большой жидкокристаллический дисплей (320 х 80 точек), похожие функциональные клавиши под дисплеем. Вообще, если сильно не приглядываться, то новинку совершенно спокойно можно принять за JV 2080. Только горизонтальный слот для карты памяти и новые круглые подсвеченные кнопки говорят о том, что это все-таки другое устройство.

 
Roland XV 5080  
   

Итак, передняя панель модуля (рис. 1) организована следующим образом. Слева - гнездо для наушников и регулятор громкости, который, по совместительству, выполняет функцию кнопки прослушивания пэтчей (Phrase Preview). Далее идут дисплей и восемь функциональных кнопок под ним. Правее есть небольшое колесо ввода данных (если на него надавить, то на дисплей выводится список звуков), кнопка Patch Finder, активизирующая функцию поиска звуков по категориям, а также кнопки перемещения курсора и пролистывания страниц. Восемь прямоугольных кнопок в правой верхней части передней панели позволяют переключать режимы модуля и обращаться к разным библиотекам звуков. Под ними есть шестнадцать круглых подсвеченных многофункциональных кнопок: в одном режиме восемь из них переключают банки звуков, четыре позволяют управлять заглушением отдельных "тонов" пэтча, и еще четыре - выбирать "тон" для редактирования, а в иных режимах эти кнопки служат для выбора MIDI канала и выполнения некоторых других действий. Завершают портрет передней панели четыре сервисные кнопки, слот для карты памяти (типа Smart Media) и кнопка включения питания.

 
Рис. 1  
   

На задней панели модуля (рис. 2) есть восемь аналоговых выходов (джеки), MIDI разъемы (два In, Out и Thru), оптический и электрический SPDIF выходы (Toslink и RCA соответственно), вход Word Clock, 25-контактный SCSI разъем, разъем R-Bus интерфейса (восемь каналов цифрового вывода) и гнездо подключения питания.

 
Рис. 2  
   

Синтез звука
Структура синтеза звука XV 5080 практически ничем не отличается от младших моделей фирмы Roland: пэтч состоит из четырех тонов (рис. 3), каждый из которых имеет традиционную цепочку функций, формирующих звук (звуковой генератор, фильтр, усилитель, три генератора огибающей и два генератора низкой частоты). Отличие только в том, что каждый тон теперь может оперировать как с моно семплами (в этом случае в тоне можно включать два семпла), так и со стерео. Также в тоне можно использовать семплы, загруженные в RAM. Пэтчи можно составлять в перфомансы, способные исполнять две роли: заготовок для мультитембральной работы с секвенсором (режим разделения пэтчей) или сложных многослойных звуков (режим наложения пэтчей).

Рис. 3

Наборы ударных могут состоять из 88 тонов (рис. 4), в каждом из которых могут находиться по четыре волновых формы, разложенных по динамике. Тоны набора ударных имеют ту же цепочку синтеза, что и основные, только в них отсутствуют генераторы низкой частоты.

Рис. 4

Более подробно об особенностях структуры синтеза инструментов фирмы Roland можно прочитать в статье о синтезаторе XP 30.

Принципиальными же новинками, отличающими XV 5080 от младших моделей, являются "многочастные" пэтчи (Multi-Partial Patch) и матрица модуляции. Первые создаются в момент преобразования звуковых библиотек форматов Roland S 700 и Akai S 1000/3000, и до выключения питания находятся в пользовательском банке (если к XV 5080 подключены жесткие диски или вставлена карта памяти, то эти пэтчи можно сохранять). В таком пэтче существуют до 88 частей (рис. 5), каждая из которых может иметь до четырех семплов, разложенных по клавиатуре или по динамике (семплы можно брать только из RAM). В отличие от тонов, каждая часть имеет только один генератор низкой частоты. Все остальное у них совершенно идентично.

Рис. 5

Матрица же модуляции позволяет очень быстро и удобно назначать различные MIDI сообщения на параметры синтеза и рулить звук с любого другого внешнего MIDI контроллера. Также управлению по MIDI поддаются многие параметры процессоров эффектов.

Процессоры эффектов
XV 5080 имеет традиционный для старших инструментов фирмы Roland набор эффектов: ревербератор, хорус/дилей и три инсертных процессора. Однако есть и некоторые отличия. Во-первых, как уже говорилось ранее, ревербератор идентичен автономному устройству SRV 3030. А во-вторых, количество алгоритмов инсертных процессоров доведено до 90, и сюда даже включены несколько гитарных эффектов, построенных по технологии COSM.

Ревербератор имеет четыре базовых алгоритма работы. Первый алгоритм, Reverb, это ни что иное, как эффект реверберации с младших моделей синтезаторов Roland. Он имеет восемь типов эффекта (по два Room, Stage и Hall, плюс два дилея), и, в целом, не очень интересен - нужен, скорее всего, для совместимости. А вот оставшиеся три алгоритма, SRV Room, SRV Hall и SRV Plate, звучат уже куда приличней. Да и возможностей по рулению звука у них значительно больше: у всех трех алгоритмов можно менять такие параметры, как размер помещения, время предварительной задержки, время реверберации, коэффициент отражения и степень рассеяния. Также у ревербератора есть двухполосный полупараметрический эквалайзер и обрезной фильтр высоких частот.

В работу хоруса/дилея также можно вмешиваться довольно сильно. В режиме хоруса рулению поддаются все стандартные параметры плюс фаза, предварительная задержка и частота среза мультирежимного фильтра (HP и LP). А во втором режиме величина задержки устанавливается не в миллисекундах, а долях такта, что гораздо удобнее и наглядней. Плюс все стандартные для двухотводного дилея параметры.

Инсертные алгоритмы разбиты на десять категорий, причем во время поиска нужного эффекта можно пользоваться функцией Patch Finder. В первую категорию, Modulation, входят девять эффектов. Помимо стандартных фленджеров и фейзеров здесь есть формантный фильтр, кольцевой модулятор и вау-вау. В категорию дилеев (17 алгоритмов) также включены эффекты, построенные на смещении высоты тона, и такая экзотика, как 3D задержка. Категория клавишной обработки включает шесть алгоритмов, четыре из которых являются цепочками из более простых эффектов (например, Rhodes Multi представляет собой два параллельных энхансера, фейзер, параллельные хорус/фленджер и два тремоло). Гитарные и басовые эффекты представлены 20 алгоритмами. Здесь есть все традиционные комбинации овердрайвов, дисторшнов и спикосимуляторов, плюс мульти-цепочки. Далее идут категории динамической обработки (6 алгоритмов), хорусов (16 алгоритмов), фильтров (6 алгоритмов) и ревербераторов (2 алгоритма). И завершает ряд категория Dimension. Сюда входят четыре эффекта, которые позволяют управлять изменением локализации звука в пространстве (стерео или 3 D).

Операции с дисками
При помощи SCSI интерфейса к XV 5080 можно подключить внешние носители информации: CD-ROM, магнитооптические, Zip, жесткие диски. Также в качестве носителя информации можно использовать карты Smart Media объемом от 2 до 128 Мб - на них скидывается любая информация из модуля, в том числе и содержимое RAM.

Загрузка семплерных библиотек форматов Roland S 700 и Akai S 1000/3000 с CD-ROM производится очень просто. При включении питания автоматически сканируется шина SCSI и происходит поиск подключенных устройств. Далее путем нажатия пары кнопок на дисплей выводится информация о содержимом вставленного диска (для дисков S 700 это Volume, Performance, Patch, Partial и Sample, см. рис. 6, а для дисков Akai - Partition и Volume). Нажатие еще одной кнопки - и в пользовательский банк загружается нужный звук. Все происходит быстро и наглядно - XV 5080 имеет функцию сортировки. Во время загрузки отображается общий объем доступной памяти и занятое пространство.

Рис. 6

Также есть очень удобная функция Auto Load, позволяющая автоматически загружать в пользовательский банк нужные звуки при старте системы (это можно делать с любого носителя). Если вы загружаете лишь семплы форматов WAV или AIFF, то работу очень облегчает функция автоматического создания пэтча (рис. 7).

Рис. 7

Загруженные и отредактированные пэтчи можно сохранять на любом носителе информации (кроме CD-ROM, разумеется). Все диски форматируются под файловую систему FAT 16, то есть получается полная совместимость с компьютерами, работающими на платформе Wintel. Модуль имеет все необходимые функции для управления файлами: команды записи, копирования, перемещения, удаления и т. д. Также можно передавать семплы по MIDI (функция Sample Dump), но если есть любое внешнее SCSI устройство, то эта функция вряд ли понадобится - нет ничего более муторного и долгого, чем гонять семплы по MIDI.

Особенности управления
Операционная система XV 5080 построена традиционно для фирмы Roland. Модуль имеет четыре основных режима работы: Performance, Patch, Rhythm и GM. Первый из них используется либо для работы с секвенсором, либо, как уже говорилось ранее, для создания и исполнения сложных звуков. Режимы Patch и Rhythm предназначены для редактирования пэтчей и ударных установок, а GM превращает модуль в устройство, совместимое с General MIDI Level 2.

После включения питания устройство по умолчанию попадает в режим Performance. С помощью расположенных под дисплеем функциональных кнопок можно вывести полную и исчерпывающую информацию о перфомансе: настройки каждого MIDI канала (рис. 8), глобальные MIDI настройки, раскладку по клавиатуре (если в перфомансе включен режим наложения звуков), настройки эффектов (рис. 9) и т. д. Вообще, большой дисплей позволяет удобно организовать выводимую информацию. Например, когда вызывается страница настроек части, то на дисплее отображаются практически все необходимые параметры - название банка и пэтча, уровни громкости и панорамы, значения сдвига высоты тона и т. д. На синтезаторах с маленькими дисплеями вечно путаешься в многочисленных страницах, а здесь все находится прямо перед глазами.

Рис. 8

Рис. 9

Особенно удобно организована в модуле система поиска нужного пэтча. Во-первых, находясь на странице редактирования части, нажатием на колесо ввода данных можно вывести на дисплей список звуков, в котором есть функции быстрого пролистывания пэтчей и банков, а также замечательная штука под названием Favorite List. Сюда можно записать 64 наиболее часто используемых пэтча, а затем быстро их находить, особо не задумываясь в какой категории или в каком банке "живет" нужный звук. Во-вторых, есть система поиска нужного звука по категориям (рис. 10). Всего имеется десять категорий, в каждой из которых может быть до шести подкатегорий. Причем, если загружены библиотеки в формате Roland S 700, то система поиска применима и к ним. А если вы пользуетесь библиотеками формата Akai, то при последующем редактировании их можно включить в нужную категорию.

Рис. 10

XV 5080 имеет восемь независимых аналоговых выходов, которые дублируются цифровыми выходами формата R-Bus. В режиме перфоманса можно назначить любые части на любые стереопары, а также произвольно назначить выходы всех эффектов. То же самое можно проделать и в режиме GM, только в нем есть всего два эффекта. А в режимах Patch и Rhythm можно назначить на независимые выходы не только эффекты, но и различные тоны пэтча.

Впечатления
Меня в XV 5080 прежде всего интересовали две вещи: насколько сильно новый модуль отличается от синтезаторов серии XP (и, соответственно, модулей серии JV), и насколько оправдана его покупка в качестве семпл-плеера для библиотек формата Akai (наиболее распространенных в нашей стране). Для прямого сравнения использовались два инструмента: Roland XP 30 и Akai S 6000.

Первым делом я сравнил три короткие демонстрационные композиции нового модуля с демонстрационками XP 30. Во-первых, оказалось, что уровень выхода XV 5080 значительно выше, чем у его "младшего брата" (индикатор микшера стабильно показывал +7 дБ на входе), а уровень собственных шумов - ощутимо ниже. Во-вторых, звук XV 5080 отличался большей прозрачностью, мягкостью и лучшей динамикой. Звук XP 30 стал казаться сдавленным, в верхней части звукового диапазона (тарелки) ощущалась сильная жесткость, а низа стало не хватать. То есть, даже при первом прослушивании преимущество XV 5080 было очевидным, причем его выходной эквалайзер был полностью отключен.

Со старыми инструментами у XV 5080 полностью пересекаются четыре банка пэтчей: A, B, C и D (последний соответствует банку E синтезаторов серий JV/XP). В банках E, F и G содержится коктейль из лучших пэтчей со старых плат расширения и принципиально новых звуков. Впрочем, последних не так уж и много - я насчитал около 40 совсем незнакомых пэтчей. Хотя есть и звуки, которые имеют новые имена, но при их прослушивании создается четкое ощущение, что где-то это уже слышал. А вот в банке User все пэтчи свежие и актуально звучащие.

Звуки, позаимствованные с предыдущих синтезаторов (банки A, B, C и D), при прямом сравнении имеют более открытое и динамичное звучание. Правда, разница эта не слишком уж велика - исходные семплы все-таки одни и те же. Но, если честно, после того, как я поиграл звуками XV 5080, возвращаться к XP 30 мне совсем расхотелось - синтезатор стал казаться мне каким-то натужным и жестким (правильно говорят, что к хорошему привыкаешь быстро).

Звуки в банках User, E, F и G подобраны по принципу "отовсюду понемножку". Здесь есть как пэтчи, предназначенные для создания модной музыки, так и традиционные имитаторы акустических инструментов. Качество звучания - выше, чем у пэтчей из предыдущих банков. Особенно это заметно на пэтчах, имеющих в названиях индекс "XV", - в них используются новые стерео семплы. Если вы соберетесь послушать модуль, то включите, например, такие пэтчи, как XV Ac Bass, XV Steel Gt 1 или 2 (все из банка Program F), XV Crystal или Harmonica XV (банк Program G).

Особенно заметно улучшение качества звучания XV 5080 по сравнению с предыдущими моделями на наборах ударных. Модуль имеет шесть новых ударных установок (в их названиях есть индекс "XV"), в которых на многих барабанах используется по несколько стерео семплов, разложенных по динамике (в первую очередь, это касается хетов и малых барабанов). Все новые ударные звучат очень модно, плотно и агрессивно, да и старые ударные установки стали звучать живее. При прямом сравнении с XP 30 кажется, что у него на всех семплах срезана атака, - ударные звучат менее хлестко и не так напористо. Кроме этого, железо XP 30 выглядит совсем уж топорно: создается ощущение, что его обработали каким-то алгоритмом понижения частоты и разрядности дискретизации.

Помимо стандартного набора звуков XV 5080 мне удалось послушать плату расширения новой серии SRX под названием SRX 02 Concert Piano. В ее 64 Мб находятся всего 48 стерео семплов различных роялей, на базе которых сделаны 50 пэтчей (из них 10 - это мультилеерные стерео фортепиано, а остальные - различные вариации на эту же тему). Но небольшое количество семплов полностью компенсируется очень высоким качеством звучания. Я получил большое удовольствие, играя этими звуками, - более приличных имитаторов я, пожалуй, и не слышал.

Завершив прослушивание пэтчей из ROM, я занялся исследованием возможностей загрузки различных библиотек. Установка модуля SIMM и подключение CD-ROM не заняло очень много времени - XV-5080 сразу "увидел" и то, и другое. Вставив в CD-ROM диск Liquid Drums 2 фирмы Spectrasonics (формат Akai), я загрузил в пользовательский банк набор Wave Drum - замечательной низкочастотной перкуссии, на которой слышны многие особенности воспроизводящих приборов. XV 5080 зазвучал плотно, напористо, с отличной динамикой, а добавив к перкуссии немного реверберации (алгоритм SRV Hall), я получил все, что нужно для полного счастья.

После этого я долго слушал XV 5080 на разных библиотеках, непосредственно сравнивая его с Akai S 6000. Впечатления можно сформулировать следующим образом. Во-первых, библиотеки формата Akai читаются совершенно корректно, с сохранением всех свойств огибающих и прочей семплерной кухни (насколько это вообще возможно при конвертации из одного формата в другой). Во-вторых, на XV 5080 звучание библиотек несколько отличается от S 6000 - они становятся более плотными, агрессивными, что ли. Я затрудняюсь отдать предпочтение одному или другому прибору - они оба хороши. Akai звучит помягче, Roland - поагрессивней. Кроме того, у последнего однозначно лучше процессор эффектов.

Теперь общие впечатления от модуля. Скажу честно - я вообще давний поклонник звука Roland. Поэтому, возможно, к модулю я отнесся небеспристрастно. В нем мне нравится почти все - и очень удобная операционная система, и система поиска, и процессоры эффектов. К недостаткам я бы отнес лишь отсутствие возможности отбора сигнала на эффекты до фейдера (я привык строить звук эффекта при отключенном прямом сигнале, и только после этого переключаюсь на отбор после фейдера), невозможность обработать эффектами внешние источники сигнала (для современных звуковых модулей и рабочих станций эта функция уже стала стандартной) и отсутствие встроенного флоппи-дисковода (у прямого конкурента XV 5080 - модуля Korg Triton Rack - оный присутствует). Но все это не очень принципиально.

Заключение
Таким образом, XV 5080 можно порекомендовать в качестве основного звукового модуля в любую студию. Он обладает великолепным звуком, универсален и позволяет работать в любых музыкальных стилях и направлениях. А возможности расширения ROM при помощи различных плат и функция воспроизведения семплов делают это устройство актуальным на долгое время.

Roland XV 5080 1895$
Roland SRX 02 280$
Мультимедиа Клуб

  Оценка статьи

Посещений: 23598 | Проголосовавших: 50 | Средняя оценка: 4.0

   

  Комментарии

03.07.05 16:33
Олег oiio@bk.ru
Корректнее было бы сравнивать не модуль и клавиши, а два студийных модуля – например, XV5080 и JV2080 или JV1080. Потому что даже родственные модели звучат по-разному – у JV1080 звук более объёмный и «близкий», чем у XP-50.

И, конечно, хорошо бы сравнить по звуку XV5080 и Fantom XR: в магазине едва ли появятся обе модели одновременно, а в нашем-то городе они вообще «только под заказ».


22.09.06 12:56
Игорь
XR-дерьмо полное, пластмасса. Другое дело XV5080, плотно жирно, класс одним словом. Их и сравнивать бессмысленно!!! Это всёравно что запор сравнить с БМВ.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА