Начало
 
 


Звуковые модули

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Yamaha VL 70m

Виталий КРИСТАЛ
Музыкальное Оборудование
апрель 1997

Современные музыкальные инструменты используют в своей конструкции новейшие разработки в области теоретических и прикладных исследований в широком спектре знаний. В производство профессионального музыкального оборудования настолько быстро внедряются последние научные и технологические достижения, что уровень продукции позволяет судить об общем уровне прогресса. Многообразие моделей электронных музыкальных инструментов, присутствующих на рынке в настоящий момент, связано не только с конкуренцией фирм-производителей, но и с конкуренцией принципов темброобразования - результатом поисков в области возможных методов получения звука музыкальных инструментов электронными средствами. К основным из них относятся: частотная модуляция, воспроизведение семплов, физическое моделирование и различные формы совмещения этих принципов.

Принцип физического моделирования, как и все новое, уходит своими корнями в глубокое прошлое. Люди давно мечтали научить машину человеческой речи. Одна из первых, вошедших в историю, попыток генерации речи с помощью механических средств, была предпринята в 1770 году в Петербургской академии наук. Сотрудник Санкт-Петербургского университета Кратценштейн был удостоен ежегодной премии за моделирование и построение ряда акустических резонаторов, имитирующих голосовой тракт человека. Построенное им говорящее устройство, примитивное по сегодняшним меркам, действительно создавало гласные звуки при помощи вибрирующих язычков, возбуждаемых воздушным потоком. Меняя акустические резонаторы и вручную выбирая форматные частоты путем создания механических преград потоку воздуха, можно было, очень приблизительно, синтезировать речь. В нашем веке сохранился интерес к синтезу речи, основанному на механических методах, однако с зарождением электротехники были предприняты попытки построения электрических аналогов речевой системы. В 1922 году Дж. Стюарт сообщил о построенной им электрической модели голосового тракта. Эта довольно примитивная схема включала в себя электрический зуммер для моделирования голосовых связок и пару индуктивно-емкостных резонаторов для моделирования резонансов горла и ротовой полости. Изменением емкостей, индуктивностей и сопротивлений компонентов схемы можно было плавно переходить от одного гласного звука к другому. Эти научные разработки не такого далекого прошлого можно смело определить, как прообраз современных принципов физического моделирования.

Сегодня, математика позволяет описать конструкцию акустического музыкального инструмента и комплекс физических процессов, возникающих во время игры. Создаваемые ныне математические модели настолько точны, что в состоянии описать большинство возможных вариантов звукоизвлечения и технические приемы, связанные с применением данного инструмента в музыкальной практике, его аппликатурными особенностями и звуковым диапазоном. Для точного воспроизведения особенностей поведения тембра-прототипа математические модели описывают также несовершенства, присущие серийным моделям акустических инструментов, и чаще всего встречающиеся интонационные огрехи (занижение или завышение звука на определенных ступенях, акустические провалы и резонансы, "киксы", дефекты звука, возникающие при рассыхании дек, недооткрывании клапанов, нецилиндричности и растяжении струн). Таким образом, тембр, созданный методом физического моделирования, по своей сути наиболее приближен к звуку моделируемого инструмента. Процессы математического просчета, выполняемые современными микропроцессорами, происходят в реальном времени, подчиняясь физическому воздействию со стороны музыканта-исполнителя, как это и происходит при игре на реальном акустическом инструменте.

Не сужая понятие физического моделирования до узкомузыкального применения, следует заметить, что во всех областях современной науки от химии до астрономии, от психологии до социологии, от медицины до искусствознания, применение математических моделей происходящих процессов - наиболее перспективный метод описания, прогнозирования и исследования.

Появление в продаже около двух лет назад первенца серии VL, синтезатора Yamaha VL 1, подтвердило ожидание музыкальной общественности, что физическое моделирование - не для нищих. Высокая цена никого даже не удивила, ведь этот принцип темброобразования требует применения самых высокопроизводительных процессоров и является продуктом интеллектуальной собственности самых квалифицированных специалистов в области физики звука, математики, электронных технологий и экспертов-музыковедов. К сожалению, уровень жизни наших российских музыкантов в основной массе не способствовал популярности этого инструмента у нас.

Прикоснуться к физическому моделированию с помощью реально доступного инструмента помогла фирма Korg, выпустив синтезатор Prophecy. Этот инструмент синтезировал волну традиционными методами, а применение физического моделирования позволило достичь тонкой исполнительской нюансировки, гибкости звука и его поведения. Этот инструмент был выпущен и в виде платы для интегрирования в рабочую станцию Trinity.

Принцип звукообразования
В отличии от Prophecy, ямаховская серия синтезаторов VL является "моделированием" от ушей до хвоста.

Принцип звукообразования в инструментах серии VL фирма-изготовитель описывает следующим образом: модель инструмента состоит из драйвера и резонатора. Под драйвером фирма понимает элементы, вызывающие появление первоначального колебания в теле инструмента: совокупность дыхания музыканта, его губного аппарата и мундштука (духовые инструменты) или совокупность движения руки или смычка и вибрации струны (струнные и щипковые инструменты). Под резонатором фирма понимает совокупность элементов, отвечающих за тембральные характеристики звука и его усиление. К резонаторам относятся дека (щипковые и струнные инструменты) или раструб (духовые).

Вышеперечисленные системные элементы в синтезаторе VL организованы программно и представлены в виде независимых файловых массивов с возможностью объединения их в единую математическую структуру, отрабатывающую весь цикл рождения и формирования тембра в процессе исполнения в реальном времени. Размеры программных элементов фирмой не оглашаются, в отличии от величин семплов в традиционных синтезаторах, так как они не являются продуктом стандартного преобразования, а, следовательно, не подлежат сравнению с чем-либо.

VL 70m
Несмотря на быстрый рост производительности и удешевление микропроцессоров, даже бывалые пользователи компьютеров два года назад не могли предположить, что VL так скоро перестанет быть экзотикой. Итак, Yamaha VL 70m.

Модуль имеет полурэковый корпус с тремя MIDI разъемами, традиционным для инструментов последнего поколения портом для соединения с компьютером (HOST) и двумя звуковыми выходами (R и L/MONO). Огорчает отсутствие цифрового выхода, тем более в период нарастания популярности цифровых пультов. Питается модуль от входящего в комплект внешнего источника питания

Yamaha VL 70m

Инструмент одноголосный. Его операционная система позволяет при соединении до четырех VL 70m через сквозной MIDI порт образовать такую структуру, в которой инструменты самостоятельно делят между собой обязанности по воспроизведению четырехголосной партии в пределах одного MIDI канала. Интересно, кто первый в России купит четыре VL?

Звук
Отвлечемся от технических подробностей и поговорим о звуке, ведь именно из-за него мы и покупаем VL. Восприятие звука вообще дело сугубо индивидуальное, но в целом специалистов удовлетворяет звучание современных синтезаторов и семплеров. По мнению многих музыкантов самым узким местом является синтезирование тембра сольных духовых инструментов, особенно саксофона. Видимо на данный момент из всех способов темброобразования физическое моделирование наилучшим образом решает эту проблему.

Послушаем демо. Фирма предлагает 10 одноголосых демонстрационных фрагментов, расположенных в ROM и 7 демонстрационных пьес, прилагающихся на дискете в виде Стандартных MIDI Файлов. Идея последних такова: любой совместимый с General MIDI (рекомендуется XG) инструмент аккомпанирует, а VL солирует. Я использовал для прослушивания демонстраций Roland XP 80, являющийся в настоящий момент у меня "рабочей лошадью". Слушая демо не приходится гадать, какой инструмент воспроизводит 64 голоса, а какой - один. Один, зато как! Демо поражают. При возможности послушайте, и вы меня поймете. При контроле звука через наушники Sennheiser HD 580, Pioneer SE 7000, мониторы Alesis Monitor One, Yamaha NS 10 претензий к качеству звука ни у меня ни у моих коллег не возникло. Наоборот, среди оборудования моей домашней студии это - самый качественный прибор. Звуковой комплект содержит два банка по 128 инструментов, причем фирма рекомендует использовать банк 1 совместно с MIDI клавиатурой, а банк 2 - с духовым контроллером Yamaha WX. Кроме двух пресетных банков существует пользовательский банк на шесть голосов, создаваемый при помощи программы Expert Editor, и внутренний банк (64 голоса), создаваемый из пресетных голосов посредством внутреннего редактора. Голоса чистые, яркие, и, на мой взгляд, основную ценность комплектов представляют тембры саксофонов, солирующих труб, сольная электрогитара и одноголосые инструменты этнической группы. Вероятно при разработке математических моделей специалисты фирмы Yamaha уделили особое внимание инструментам, имитация которых при других способах темброобразования затруднена. В звуковых банках содержится множество синтетических тембров, оригинальность и подвижность которых позволяет работать в ультросовременных стилях. На практике у меня инструмент прекрасно звучит в компании с Roland XP 80, Korg M 1 и Alesis Quadrasynth S 4.

Редактирование
Для любителей "рулить". Редактирование и создание голосов в инструменте внутренними ресурсами затруднено, можно даже сказать - невозможно. Непосредственно с панели имеется доступ к 16 параметрам звука, отображаемых в относительных (от пресетных значений) единицах. Эта проблема решается при помощи компьютерной программы, бесплатно распространяемой через WWW сервер фирмы Yamaha, воспользоваться этим сервером вам предложено в описании. Это - грамотный и современный подход, так как конечный пользователь может обновлять свой редакторский инструментарий через услуги Интернет.

Обработка
Обработка или для любителей "намылить". Внутренний процессор эффектов обеспечивает возможность одновременного использования четырех обработок с развитой структурой посылов и возвратов. Имеются два эффекта параллельного действия - реверберация и хорус. Реверберация содержит в себе 12 пресетных эффектов, а хорус - 10. Все пресетные варианты редактируемые. Кроме этого имеется дисторшн с тремя пресетами и дополнительный эффект из 44 пресетов с возможностью параллельного или сквозного использования. В списке дополнительных эффектов есть варианты реверберации, хоруса, фленджера, фейзера, дисторшна, тремоло, автопаннера, эквалайзера, компрессора, гейта, эксайтера и имитатора гитарного усилителя. Эксайтер имеет ссылку на принадлежность к патенту Aural Exiter фирмы Aphex Systems. Редактирование эффектов осуществляется с передней панели прибора. Для инструмента с мультитембральностью равной единице, это - весьма мощный комплект. Внутренний банк позволяет запомнить пресетные тембры из основных банков с другими эффектами. Качество эффектов очень высокое. На практике у меня не возникало желания "осушить" внутренний звук и обработать его извне.

Фильтр
В инструменте есть динамический звуковой фильтр с регулируемыми параметрами частоты среза, добротности и коэффициента передачи сигнала. Всего регулируется 15 параметров. Фильтр обычный. Его наличие является признаком хорошего тона, но для профессиональной работы он не очень удобен, так как отображается в относительных единицах от пресетного параметра. Интерфейс управления фильтром по сравнению с фильтрами других современных синтезаторов (например, Roland XP 80) очень неудобен. При наличии большого жидкокристаллического экрана обидно, что график АЧХ на нем не отображается. Радует, что при своем неудобстве фильтр не отягощен лишними функциями, иначе в нем можно было бы и вовсе закопаться.

Контроллеры
Данный инструмент создан прежде всего для точной имитации звучания акустических инструментов, что, в свою очередь, определяет необходимость приблизить тактильные ощущения к ощущениям игры на инструменте-прототипе. Для этого предлагается использовать духовой контроллер WX 11 и гитарный MIDI конвертер G 50. WX 11 был разработан достаточно давно и сделан на основе упрощенной механики саксофона, в оригинальном пластмассовом корпусе квадратного сечения, по форме напоминающей чуть изогнутый кларнет. В верхней части корпуса расположено устройство в виде мундштука саксофона с пластмассовой тростью и датчиком давления воздуха. Контроллер удобный и внешне очень эффектный. К сожалению, на момент его появления созданный для него звуковой модуль был очень несовершенен, но с появлением синтезаторов серии VL интерес к этому изделию должен возрасти. В виду отсутствия этого контроллера я не смог попробовать его с VL. На передней панели синтезатора для подключения этого контроллера имеется специальный разъем WX in.

Также, к инструменту через специальный разъем BREATH подключается устройство под названием Breath Controller. Это - оголовье с прикрепленным к нему датчиком потока воздуха и трубкой для подачи воздуха. Контроллер обеспечивает нюансировку атаки, затухания и вибрации звука духового инструмента, обусловленную интенсивностью воздушного потока, подаваемого в мундштук, при этом через специальную опцию управление атакой звука должно быть перенесено с динамики (velocity) на духовой контроллер (breath controller). Музыканту-клавишнику требуется наработать навык для координации дыхания и исполнения партии на клавиатуре, однако применение духового контроллера значительно приближает звучание синтезатора к звучанию реального инструмента. С VL 70m фирма-изготовитель рекомендует использовать духовой контроллер BC 3, он имеет регулировку чувствительности и, благодаря специальному устройству, может измерять на выбор давление воздуха в системе (аккордеон) или его расход на продувание (флейта). Контроллер очень удобен тем, что позволяет надевать его не только на голову, но и на шею. Это важно при работе в наушниках. В синтезаторе очень точно и наглядно отстраивается характеристика влияния потока воздуха на атаку, что, например, мне позволило добиться очень нежной нюансировки на малом потоке воздуха и достичь правильного саксофонового субтона.

Конструкция данного контроллера не имитирует мундштук какого-либо конкретного духового инструмента, суть его именно в способности преобразовывать прохождение или давление воздушного потока в цифровые данные, адресованные к контроллеру 002 стандартного MIDI протокола. При помощи алгоритмов входных драйверов VL, этот контроллер, по правилам, сконструированным и выверенным для каждого отдельного тембра, управляет атакой и огибающей, причем может это делать не только так, как это происходит с реальными инструментами. Например, дыхание музыканта может заставлять звучать не только духовой тембр, но и любой другой, например струнный. Yamaha подчеркивает этот принципиально новый подход и очень этим гордится.

Перед приобретением контроллера BC 3 я пытался назначить управление духовым контроллером (002) на фейдер Roland XP 80. Результат оказался плачевным, так как мягкая атака и затухание звука имели явно ступенчатую природу с едва заметным щелканьем. Видимо, сказалось все: короткий фейдер, прерывистое перемещение и нелогичность "выдувания из пальца" в прямом и переносном смысле.

Интерфейс
Пользовательский интерфейс инструмента производит двойственное впечатление. На передней панели устройства расположен большой ЖК дисплей и шесть светодиодов. Графическое представление явно страдает отсутствием единого стиля. В нем все вперемешку: папки, словно из компьютерного интерфейса, индикация основных режимов и контроллеров, частично в графической, а частично в цифровой форме, игрушечные пиктограммы с изображениями человечков, музыкальных инструментов и прочих детсадовских атрибутов, хотя кое-что и забавно. Особенно смешон маленький ездящий самосвал, который поднимает кузов и сбрасывает эксклюзивные MIDI сообщения. Через весь этот калейдоскоп имеется доступ ко всем профессиональным функциям. Это, конечно, дело вкуса, но интерфейсу явно не хватает строгости. В целом, управлять синтезатором не сложно и логика управления достаточно понятна. Дисплей контрастный, с хорошей глубиной регулировки яркости. 15 функциональных кнопок на передней панели, 6 из них совмещены с дисплеем и позволяют оперировать с нужными опциями без многочисленных "листаний".

 
Yamaha VL 70m  
   

Документация
В комплект VL 70m входит описание на английском, немецком и французском языках, причем в виде отдельных книг. Удобно - не надо таскать с собой все сразу. Описание очень лаконичное, компактное, точное и легко читается человеком со средним знанием языка. Хочется поблагодарить авторов описания за первую статью, в которой на примере кларнета анализируется (описывается) влияние каждого элемента конструкции акустического инструмента на рождение и тембровую окраску звука. Также в комплект поставки входит List Book - отдельная книга со множеством таблиц. В ней представлен перечень тембров с указанием рекомендованного звукового диапазона. Еще представлен полный список эффектов, а таблицы, посвященные редактированию эффектов, хоть как-то привязывают относительные единицы редакторских опций к понятным и точным физическим параметрам. В List Book описан, естественно, весь протокол эксклюзивных сообщений и представлена карта MIDI реализации.

Дополнительные программы
Для компьютеров Macintosh предлагаются следующие программы: Visual Editor, Virtual Editor и Expert Editor.

Visual Editor - "модульный конструктор", предлагающий шесть входных драйверов: мундштук деревянного духового инструмента с одинарной тростью (саксофон, кларнет), двойную трость (гобой, фагот), трубный мундштук (медная секция), флейтовый мундштук, смычок и щипковое звукоизвлечение; и шесть резонаторов: конический широкий (саксофон), конический узкий (гобой, кларнет), прямой-двойной с расширением (труба), прямой цилиндрический (флейта), плавнорасширяющийся и деревянный резонатор (скрипка). При комбинации источника колебания и резонатора программа предлагает возможные варианты звукового диапазона (альт, тенор). На следующем этапе свой тембр вы можете оснастить звуковыми датчиками. Далее можно назначить тип эффекта и управление контроллерами. Созданные таким образом тембры вы можете сконфигурировать в единый пользовательский банк и эксклюзивным сообщением через MIDI интерфейс или порт HOST переслать из компьютера в VL.

Virtual Editor позволяет использовать VL в качестве традиционного аналогового синтезатора и обеспечивает удобный пользовательский интерфейс музыкантам, привыкшим к работе с инструментами типа Minimoog.

Expert Editor является редактором для создания новых математических моделей и наиболее полно раскрывает возможности редактирования и синтезирования тембров "с нуля". Этот редактор для профессионалов, и его появление является не менее революционным событием в синтезе звука, нежели появление самого физического моделирования. Через Expert Editor открываются широкие возможности управления параметрами фильтра, эквалайзера, резонатора - имитатора акустических свойств резонирующего материала и звучащей среды, и гармонического энхансера, определяющего окраску звука, свойственную группам инструментов-прототипов (например, семейства разнодиапазонных саксофонов).

Для компьютеров с операционной системой Windows на данный момент Yamaha предлагает только один редактор - Visual Editor. Следует заметить, что модуль VL 70m совместим со всеми звуковыми библиотеками серии VL.

Послесловие
Физическое моделирование на данный момент является перспективным, современным и престижным направлением в деле разработке методов темброобразования, звукового конструирования и производства музыкальных инструментов. Разработками в этой области занимается большинство производителей синтезаторов. Даже известный производитель мультимедийного оборудования фирма Creative Labs встроила синтезатор физического моделирования в звуковую плату последнего поколения AWE 64. Но это уже на их совести.

Звуковые примеры
Тенор-саксофон (185 Кб)
Баритон-саксофон (112 Кб)

Yamaha VL 70m 595$
Слами

  Мониторинг цен по объявлениям

Средняя 426.
450 (10.01.2001), 400 (30.01.2001), 520 (05.04.2002), 450 (02.12.2003), 450 (10.12.2003), 450 (17.12.2003), 450 (18.03.2004), 450 (23.03.2004), 450 (03.06.2004), 450 (07.07.2004), 450 (13.07.2004), 400 (12.08.2004), 350 (25.08.2004), 350 (13.09.2004), 350 (01.10.2004), 400 (19.02.2006).

Приводятся цены по объявлениям, ранее размещенным на сайте МО в разделе Продажа. Полный список здесь.

  Оценка статьи

Посещений: 20427 | Проголосовавших: 16 | Средняя оценка: 4.4

   

  Форум

Истинно Турбированный VL-70m

Вскрыт формат VL-70m

Yamaha VL-1 и VL -70m

  Комментарии

13.04.06 17:03

До сих пор в себя немогу прейти!!! Вот это кайф, настоящий звук НАКОНЕЦ ТО!!! А где такой агрегат можно приобрести Любые бабки отдам :)

21.03.07 08:17
uzniyveter uzniyveter@yandex.ru
А можно ли где нибудь скачать инструкцию на английском на этот дивайс ???

07.04.07 16:02
sistem mtza@rambler.ru
Хе, там же где и ко всем ямаховским инструментам:http://...

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА