Начало
 
 


Roland SH 32

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Roland SH 32

Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
апрель 2003

Звуковой модуль.

Компания Roland, похоже, решила в очередной раз удариться в миниатюризацию. Новый настольный модуль SH 32, имитирующий аналоговый синтез, упакован в настолько маленькую коробочку (около 300 х 200 х 90 мм), что кажется игрушечным.

Инструмент может играть как мелодическими голосами, так и звуками ударных инструментов (есть звуки классических машинок TR 909/808). А если учесть встроенные эффекты и арпеджиатор, содержащий, кроме прочего, паттерны для ритм-секции, то становится понятно, что это попытка создать некий универсальный прибор, своеобразную помесь грувбокса с обычным синтезатором.

SH 32 имеет полифонию в 32 голоса и четыре части мультитембральности. Для каждого голоса есть два осциллятора (с субосцилляторами), каждый из которых может вырабатывать 67 типов волны (разделенных на семь групп). Для осцилляторов предусмотрены синхронизация, кольцевая модуляция, функция унисона и модуляция от LFO. Два имеющихся LFO могут производить семь волновых форм и модулировать независимо осцилляторы, фильтр и усилитель (отдельно уровень и панораму). Есть три генератора огибающей: для осциллятора, фильтра и усилителя (рис. 1).

Рис. 1

Доступны четыре типа фильтров: пропускающие нижних и верхних частот, полосовой и пиковый. Крутизну спада характеристики можно выбирать между 12 или 24 дБ/окт.

Есть программируемый арпеджиатор и два процессора эффектов. Первый — инсертный, в нем содержатся 35 различных эффектов. Второй процессор работает в посыле-возврате. Он имеет десять типов реверберации и задержки.

В памяти синтезатора находятся 128 нередактируемых пэтчей и 128 пользовательских (редактируемых), есть 64 пользовательских перфоманса, комплекты паттернов арпеджиатора и ритм-секции, по 64 в каждом.

Связь модуля с внешним миром осуществляется посредством разъемов на задней панели (рис. 2). Есть MIDI-вход и MIDI-выход (может программно переключаться в сквозной режим), два выхода на джеках, стереовыход для наушников (джек) и разъем для педального переключателя. Питание устройства осуществляется от прилагаемого сетевого адаптера.


 
 Рис. 2  
   

Управление синтезом
Миниатюризация устройств подобного типа неизбежно влечет за собой проблемы с размещением органов управления. Фирма Roland с этой задачей, в общем, справилась. Однако интерфейс SH 32 я все-таки не назвал бы интуитивно понятным, хотя в руководстве пользователя можно встретить такое словосочетание. Основные виновники "неинтуитивности" — это чересчур многофункциональные органы управления и маленький трехсимвольный дисплей на семисегментных индикаторах с точкой, из-за которой, кстати, в документации индикаторы названы восьмисегментными. Однако это несущественная деталь — я полагаю, что любой жидкокристаллический дисплей, пусть даже небольшой, существенно упростил бы работу c модулем.

Чтобы не сгущать краски, замечу, что в руководстве пользователя доступно изложены принципы управления всем этим хозяйством и детально описаны все неочевидные и скрытые функции. И хотя логика управления прибором не очень привычна, через некоторое время она начинает казаться более естественной.

Органы управления функциональными блоками синтезатора разделены на группы, и лицевая панель соответствующим образом окрашена, что облегчает ориентирование (рис. 3). Кроме того, блоки, занимающиеся непосредственно формированием звука (осцилляторы, фильтр, усилитель, LFO), имеют внятные обозначения крупными буквами (например, FILTER), что действительно облегчает поиск нужного органа управления.


 
 Рис. 3  
   

Однотипные блоки (например, осцилляторы или LFO) регулируются одним и тем же комплектом физических органов управления. Переключение управления с одного блока на другой осуществляется кнопками с подсветкой и соответствующим названием. Например, кнопки осцилляторов называются osc1 и osc2. Каждая такая кнопка обычно имеет три состояния: "выключено" (кнопка погашена), "включено" (светит непрерывно), "активно" (мигает). Активное состояние означает, что данный блок включен, и общие органы управления в этот момент работают именно с ним.

Похожим образом реализовано управление некоторыми системными функциями: непрерывное свечение и мигание одних и тех же кнопок означают совсем разные вещи. Во многих случаях на лицевой панели синтезатора нанесена соответствующая маркировка, обозначающая разные режимы.

Увеличение или уменьшение значения многих параметров можно производить парой многофункциональных кнопок Value, расположенных под дисплеем. В этот момент на дисплее индицируется текущее значение выбранного параметра.

В зависимости от текущих задач синтезатор можно перевести в режим пэтчей (Patch) или перфоманса (Perform). Для этого используется кнопка Patch/Perform.

Синтез звука осуществляется по традиционной схеме: два осциллятора (идентичных), фильтр, усилитель. Выбрав осциллятор, можно найти нужную форму волны. Для этого следует вначале выбрать базовую форму, а затем — ее вариацию. Все управление производится многократным нажатием пары кнопочек Wave и Variation. Первая перебирает группы волновых форм, вторая — вариант в данной группе. Перебор значений происходит циклически в одну сторону, и если вам понравился, скажем, пятый вариант волновой формы, но вы его случайно проскочили, то, нажимая эту же кнопку, придется перелистывать весь список до конца, и вновь до пятого номера. Но можно реверсировать этот цикл. Если нажимать кнопку Variation, удерживая нажатой кнопку Wave, то группы волновых форм будут переключаться в обратную сторону. Так же и с вариациями: вместо нажимания кнопки Variation можно нажать и удерживать ее. Тогда каждое нажатие кнопки Wave будет перебирать все варианты данной группы в обратном порядке. Впрочем, для перебора вариаций в обе стороны удобнее пользоваться кнопками Value. Это особенно актуально для волновых форм из группы Spectrum, которая содержит целых двадцать различных форм волны. Номера вариантов волновых форм во время перелистывания показываются на дисплее.

Кстати, именно группа "спектральных" волновых форм представляет наибольший интерес, поскольку содержит формы с нормальным (полным) спектром, а также сложные формы со специфической гармонической структурой и выраженными формантными областями. Спектры же всех прочих групп (кроме шума) искусственно ограничены. Соответственно, разнообразие звуков из обычных групп (кроме шума, здесь есть группы пилообразных, прямоугольных, импульсных, треугольных/синусоидальных форм) для слуха выглядит не столь очевидным. Это не относится к единственной волновой форме из группы PWM (прямоугольный импульс с модулируемой шириной), которая сама по себе может звучать разнообразно при включенной модуляции. PWM-модуляция действует только на одну эту волновую форму, и не работает с прочими. Управление PWM осуществляется только от LFO 2.

Спектральное изображение комплекта волновых форм (20 штук) из группы Spectrum приведено на рис. 4. На слух они разнообразны, что косвенно подтверждается их изображениями.

 Рис. 4

Шумовую группу мне хотелось бы отметить отдельно. Кроме обычных белого и розового шумов, есть восемь специально созданных вариантов. Эти синтетические шумы имеют явное формантное, неоднородное строение спектра (различные его участки имеют различную плотность) и для слуха довольно необычны. В некоторых из них присутствуют намеки на звуки резонанса деревянных или металлических предметов, есть вообще загадочные звуки с трубно-туннельным привкусом. Должен отметить, что SH 32 содержит один из лучших, на мой взгляд, комплектов шумовых форм. Во всяком случае, буквально навскидку, в несколько секунд, мне удалось создать звучание, которое в фантастических фильмах используют для обозначения полета крупного космического корабля. Это своеобразный, тяжелый и чуть дрожащий гул. Столь же быстро была накручена специфическая перкуссия, причем с мощным драйвом.

Для каждого осциллятора доступна регулировка высоты тона: грубая (+/-24 полутона) и точная (до +/-50 центов). Кроме этого, есть сдвиг высоты на октаву вверх или вниз. Субосциллятор может работать в режиме простого добавления тона на одну октаву ниже основного, или в режиме Subsonic. В последнем случае, кроме добавочного тона, в звук подмешиваются частотные компоненты со специальными спектральными характеристиками, что позволяет специфически уплотнить звучание. Подключение субосциллятора не уменьшает полифонию.

Осцилляторы также имеют регуляторы двухстадийной (attack, decay) высотной огибающей (Pitch Envelope) с управлением глубиной и направлением изменения тона.

Оба осциллятора можно настраивать синхронно и одинаково. Для этого нужно одновременно нажать кнопки селектора (osc1 и osc2), чтобы они начали мигать. В этом случае все манипуляции с кнопками и слайдерами будут действовать одновременно на два осциллятора. Если оставить их в таком режиме и начать играть, то полифония инструмента будет уменьшена вдвое. Однако ничто не мешает, закончив настройки, выйти из синхронного режима. В этом случае полифония при игре будет полной.

В микшере можно только менять пропорции смешивания выходных сигналов осцилляторов, но нельзя выставлять их уровни отдельно. Есть один фейдер баланса, в крайних положениях которого в усилитель попадает звук только одного из двух осцилляторов, а в среднем — смесь обоих в соотношении 1:1.

Кольцевая модуляция и синхронизация осцилляторов не могут работать одновременно с PWM и с субосциллятором, о чем специально сказано в документации. Нажатие кнопки Ring/Sync просто отключает их. Возможно, совместная работа этих функций требует слишком много вычислительных ресурсов. Это предположение подтверждается тем, что в режиме Sync осцилляторы работают как монофонические, с полифонией, равной единице. Кроме того, при включенной синхронизации полностью отключается фильтр. Чтобы все-таки иметь возможность отфильтровать полученный звук (а в режиме Sync он обычно получается весьма ярким), разработчики рекомендуют воспользоваться инсертным процессором эффектов, в котором есть несколько типов фильтров.

Секция фильтра содержит кнопки выбора типа характеристики и крутизны спада (их две, с циклическим переключением значений), вращаемые регуляторы частоты среза и резонанса, и комплект из шести слайдеров. Четыре из них формируют огибающую фильтра (тип ADSR), пятый — глубину ее действия (Env Depth). Огибающую можно инвертировать, то есть частота среза фильтров при нажатии клавиши может смещаться как вверх, так и вниз.

Шестой слайдер называется Key Follow, он позволяет фильтру отслеживать клавиатуру. А именно, при последовательном нажатии клавиш можно организовать либо повышение, либо понижение частоты среза фильтра. Слайдер также сделан реверсивным, что позволяет использовать как прямую, так и обратную зависимость частоты среза от высоты взятой ноты. В руководстве пользователя работа этой функции проиллюстрирована в виде графика, где по горизонтальной оси отложены номера клавиш, а по вертикальной — изменение частоты среза в октавах. Центральной точкой является нота c1 (До первой октавы), для которой не происходит никаких изменений. Рост или спад функции происходит только при удалении от ноты c1. В выбранных координатах зависимость линейная. Например, можно сделать так, что при изменении высоты взятой ноты на одну октаву частота среза будет изменяться также на октаву, или сразу на две.

Или раньше я не обращал внимание на подобные вещи (я имею в виду инверсию функции Key Follow), или это действительно что-то новенькое. Очень непривычно, например, используя НЧ-фильтр, слышать при понижении высоты взятой ноты открывание фильтра, а при повышении — наоборот, закрывание, так что в третьей октаве синтезатор совсем перестает звучать. Необычные ощущения, но, возможно, в некоторых случаях эта функция может пригодиться.

В пользовательском руководстве я обнаружил любопытное замечание, смысл которого сводится к тому, что "в ответ на требования профессиональных саунд-дизайнеров SH 32 позволяет использовать широкий диапазон настроек резонанса". Далее идут пожелания поберечь звуковоспроизводящее оборудование от возможного перегруза.

Действительно, с резонансом здесь нужно работать аккуратно, поскольку "завести" его можно в два счета. И не аппаратуру нужно беречь, а слух — уж очень резкие и громкие звуки можно накрутить.

После фильтра звук попадает в усилитель. Здесь установлен генератор огибающей типа ADSR, управляемый слайдерами, и работает специальная функция Time Key Follow, активируемая одноименной кнопкой. В данном случае за клавиатурой следит параметр Decay, то есть спад амплитудной огибающей. Функция линейна и может инвертироваться, как и в случае с фильтром. Центральная клавиша — c1. При установке положительных значений, с увеличением высоты ноты время спада огибающей дополнительно уменьшается относительно величины, установленной слайдером Decay. В более низких звуках при этом время затухания дополнительно увеличивается. Если установить отрицательное значение функции, то изменения будут обратными: с увеличением высоты ноты увеличивается время спада амплитудной огибающей.

Два одинаковых LFO могут модулировать отдельно первый и второй осцилляторы, частоту среза фильтра, уровень и панораму в усилителе. Включение и выбор активного модулятора происходит при помощи кнопок с подсветкой, описанных ранее. Для назначения цели модуляции есть отдельная кнопочка Destination, нажатие которой циклически переключает маршрут модулирующего сигнала.

Доступны семь форм волны, среди которых есть случайная. Для регулировки скорости и глубины модуляции есть два вращаемых регулятора. LFO имеют функцию Fade In, позволяющую регулировать задержку модуляции, точнее, время нарастания ее до значения, установленного регулятором Depth. Функция Key Sync позволяет установить запуск генераторов синхронно с нажатием клавиши.

LFO могут быть синхронизированы по темпу с внутренним генератором или с MIDI Clock. Можно выбрать размерность привязки (к четвертной ноте, половинной, к целому такту и т. д.).

В построении пэтча можно задействовать еще кнопочки Solo, Legato, Portamento и Porta Time, о назначении которых можно догадаться по их названиям. В частности, кнопка Solo переключает осцилляторы в монофонический режим. В режиме Unison (и такая кнопка есть) синтезатор использует четыре пары осцилляторов на голос, но унисон работает, к сожалению, только в одноголосном режиме (Solo).

Без имитации нестабильности аналоговых схем, похоже, не обходится сейчас ни один уважающий себя моделирующий синтезатор. Вот и здесь есть специальная функция Analog Feel, управляющая псевдослучайной девиацией (отклонением) частоты осцилляторов. Изменять величину этого "аналогового ощущения" можно в широких пределах, и результат получается довольно интересный. Даже умеренное введение этого параметра вносит в звук некоторую непредсказуемость.

В принципе, для построения готового пэтча осталось только добавить эффекты или, например, выбрать паттерн арпеджиатора. Как уже было сказано, синтезатор имеет два процессора эффектов. Включение и выключение каждого процессора происходит по нажатию соответствующей кнопки в секции усилителя: Ins-FX или Rev/Delay. Первая соответствует инсертному, вторая активирует процессор в посыле-возврате. В руководстве он называется Reverb/Delay, видимо, потому, что из десяти эффектов содержит три типа реверберации и шесть типов задержки, среди которых есть простая, сложная, а также задержка с панорамированием, синхронизацией и модуляцией. Кроме этого, есть один стереохорус.

Инсертный процессор содержит 35 различных эффектов, среди которых есть и реверберация, и задержка, а также различные фильтры, дисторшны, фейзеры, фленджеры, хорусы и даже компрессор с лимитером (что особенно актуально, учитывая "требования профессиональных саунд-дизайнеров" к невообразимой широте регулировки резонанса в фильтре).

Процессоры могут соединяться параллельно или последовательно, — это выбирается с помощью многофункциональной кнопки "Analog Feel / Ins-Rev Series" и пары кнопок Value под дисплеем. Выбор и настройка собственно эффектов осуществляются при помощи вращаемого задатчика, расположенного в правом верхнем углу лицевой панели. Все обозначенные вокруг ручки позиции поделены на две зоны: Ins-FX и Rev/Delay. В каждой зоне действуют отдельные функции. Поместив задатчик на позицию Type, начинаем жать кнопки под дисплеем, чтобы выкрутить нужный тип эффекта. Здесь, кстати, не обойтись без мануала, поскольку из-за естественного ограничения дисплей часто показывает совершенно невообразимые сочетания знаков. Например, как можно догадаться, что APn и AP.S обозначают Auto Pan и Auto Pan Sync? Только в случае неожиданного озарения.

Выбрав эффект, переключаем ручку на обозначение интересующего параметра (Color, Rate или E.Level — их назначение подробно разъясняется в руководстве) и аналогично выставляем нужное значение кнопками Value. Инсертному процессору инженеры Roland выделили индивидуальную ручку Intensity, которая в разных эффектах управляет различными параметрами. Это хоть как-то скрашивает "кнопочность" интерфейса.

Кстати, тот же задатчик, который работает с процессорами, имеет одно положение, именуемое System. В этом положении активируется управление системными функциями, которые заведены на восемь многофункциональных кнопок, расположенных в ряд в нижней части модуля.

Закончив создание пэтча, его нужно сохранить в памяти, используя для этого кнопку Write (Exec), которая расположена над дисплеем. При сохранении вначале выбирается номер ячейки, а потом уже происходит собственно сохранение.

Следует упомянуть, что каждый сохраняемый пэтч может, кроме прочего, иметь индивидуальный уровень громкости и панорамы. Для установки значений служит многофункциональная кнопка Level/Pan. Выбрав один из двух параметров, устанавливаем его значение кнопками Value — вот и все.

Все пэтчи синтезатора организованы в четыре банка по 64 штуки в каждом. Первые два банка — пользовательские, но изначально они заполнены копиями неизменяемых пресетов. Банки обозначаются буквами A, B, C, D и цифрами от 11 до 88. Пэтчи из памяти можно извлекать либо перелистыванием (кнопки Value под дисплеем), либо прямым набором, для чего используются кнопка Bank и затем восемь многофункциональных кнопок (по совместительству — системных), тех самых, которые горизонтально расположены в нижней части лицевой панели синтезатора. Возможно, именно из-за этого количественного ограничения номера пэтчей организованы восьмерками: 11-18, 21-28, 31-38 и так до 88. Например, первый пэтч в банке А обозначен номером 11 (А11), восьмой — номером 18, девятый — номером 21, шестнадцатый — номером 28, и так далее. Пэтч под номером 88 оказывается шестьдесят четвертым, если считать последовательно.

Во время игры можно оперативно смещать строй инструмента на +/-4 октавы. Для этого в левой нижней части лицевой панели есть пара кнопок, подписанных как -OCT и +OCT. Кнопки снабжены подсветкой, причем довольно хитрой. Если мы не меняли строй, то они не светятся. При смещении строя на одну октаву (все равно, в какую сторону) соответствующая кнопка начинает светиться с короткими паузами (угасаниями). Смещение в две октавы заставляет кнопку мигать сериями по две вспышки, перемежаемыми продолжительной паузой. Три октавы — кнопка светится сериями из трех вспышек с долгой паузой. Сдвиг на четыре октавы индицируется короткими частыми вспышками. Полезная штука.

Кроме мелодических пэтчей, можно выбрать для игры также наборы ударных. Их четыре штуки, из которых два первых — пользовательские, редактируемые. Выбрать их достаточно просто: жмем кнопку Bank, затем в многофункциональном ряду — кнопку 8/R, затем, в этом же ряду, любую из первых четырех. Таким образом, мы последовательно набираем номер пэтча. Каждый звук в ударной установке можно редактировать отдельно. Структура наборов подробно описана в руководстве пользователя.

Следует сказать еще несколько слов об управлении модулем с внешней клавиатуры. Под задатчиком эффектов на лицевой панели синтезатора расположен еще один похожий задатчик. Он заведует реакцией узлов модуля на входящие MIDI-сообщения. Здесь есть четыре настроечных зоны: Velocity, Mod, P.Bend, Aftertouch. Переключая задатчик по меткам внутри каждой зоны, можно установить величину влияния сигналов с клавиатуры на конкретный параметр. Например, если нужно, чтобы скорость нажатия клавиши влияла на частоту среза фильтра, следует в зоне Velocity повернуть указатель на метку Cutoff и выставить кнопками Value требуемое значение. Аналогично можно установить цель и степень влияния на нее сигналов с колеса модулятора и сообщений послекасания. В зоне P.Bend устанавливается диапазон работы колеса смены высоты тона.

А если у вас по каким-либо причинам пока нет MIDI-клавиатуры, можно использовать многофункциональные кнопки на лицевой панели модуля. Вот, кстати, еще одно подтверждение того, что компания Roland очень пристально вглядывается в прошлое и пытается оценить свой собственный исторический опыт. Подобные способы звукоизвлечения можно было найти, например, на легендарном TB 303, или на некоторых грувбоксах.

Слева, под секцией LFO, можно увидеть кнопку Preview. Если ее нажать, то справа от нее засветятся два ряда многофункциональных кнопок, причем нижний ряд будет имитировать белые клавиши фортепиано, а верхний — черные. Для облегчения ориентации в рядах "черных клавиш" даже организованы интервалы — не светящиеся кнопки. Нажимая на светящиеся кнопки, можно играть так же, как на обычной клавиатуре. Сольные звуки извлекаются, в общем, несложно, но если брать аккорды, то создается ощущение, что собираешь пальцами горох, — их приходится складывать щепотью.

Не знаю, сколько реальной полезности в этой функции. На мой взгляд, это все баловство. Возможно, что это показатель преемственности различных поколений техники Roland. Компания как бы заявляет: "Видите, здесь есть все то, что вы помните и любите в наших старых устройствах. Значит, этот прибор вы тоже должны будете полюбить".

Перфомансы
Если есть желание накрутить более сложный звук (а такое желание есть почти всегда), можно составить перфоманс. Каждый перфоманс может содержать не более четырех слоев, причем только один из них может быть ритмическим. В памяти синтезатора содержатся 64 перфоманса, и все они считаются пользовательскими, то есть позволяют себя редактировать.

Переход в режим перфоманса осуществляется кнопкой Patch/Perform (включается подсветка). При этом активируются четыре кнопки с подсветкой, расположенные в секции Part, рядом с кнопками выбора пэтчей. Если кнопка светится — данная часть активна. "Зажигая" поочередно кнопки, можно прослушать назначенные в каждую часть пэтчи. Нажав и подсветив одновременно несколько кнопок или все сразу, можно прослушать комбинацию из выбранного количества слоев.

Собственно назначение пэтча в каждую часть перфоманса производится из режима Part Assign. Чтобы в него перейти, нужно, находясь в режиме Perform, нажать одновременно кнопку Patch/Perform и кнопку Exit, которая расположена рядом. Под ними, кстати, нанесена поясняющая маркировка. В режиме назначения частей обе этих кнопки будут синхронно мигать. Теперь остается нажать кнопку нужного слоя перфоманса, и уже знакомым способом выбрать пэтч. Переключаясь по слоям, выбираем нужные пэтчи для каждого из них.

Каждому пэтчу в перфомансе можно назначить собственный уровень и панораму при помощи уже знакомой нам кнопки Level/Pan. Каждый слой может индивидуально использовать процессор эффектов.

Несколько слов об ограничениях. Набор ударных может быть назначен только на часть номер четыре (там даже маркировка стоит 4/R). Если же в перфомансе используется пэтч, в котором установлена синхронизация осцилляторов (обычно это сольные, одноголосные пэтчи), то его можно установить только в первую часть, иначе указанная синхронизация будет принудительно отключена.

Арпеджиатор
Для мелодических пэтчей и для дорожки ритма используются разные паттерны арпеджиатора. Их отличие состоит в том, что в ритмическом паттерне ни рисунок, ни звуки не меняются в зависимости от высоты взятой ноты, то есть используются "абсолютные", а не "относительные" установки рисунка. Это похоже на работу обычной ритм-машинки. Звуки для паттерна вытаскиваются из набора ударных. Например, там есть малый барабан на ноте Ре большой октавы. Если этот барабан есть в ритмическом паттерне, то он и будет там играть, какая бы клавиша ни была нажата. В целом ритмические паттерны производят нормальные (хотя и не очень сложные) барабанные рисунки. В мануале большинство их классифицируется как Techno/House и HipHop/R&B.

Арпеджиатор можно применять как в режиме пэтча, так и в перфомансе. Перфоманс может использовать для мелодических дорожек только один стиль (паттерн) на всех, кроме того, арпеджиатор как таковой может подключаться тоже всего лишь к одной части перфоманса. Дорожка ритма работает с отдельным арпеджиатором и может использовать отдельный стиль. Если в перфомансе присутствует дорожка ритма, то включение арпеджиатора автоматически включает также и воспроизведение ритмического паттерна. Заглушить эту "ритм-машинку", не трогая "обычный" арпеджиатор, можно, а вот отключить арпеджиатор с мелодической дорожки, оставив стучать барабаны, нельзя. Так уж устроена операционная система.

Ритмические и обычные паттерны арпеджиатора могут редактироваться и сохраняться пользователем. Этот процесс в деталях описан в пользовательском руководстве. Всего существует по 64 ячейки для каждого типа. Там уже содержатся заводские установки, но их можно перезаписать.

Управление арпеджиаторами происходит в секции Arpeggiator, где находятся четыре подсвечиваемые кнопки: On, Style, Grid/Duration, Range/Motif. Названия вполне вразумительные. По порядку это включение, выбор стиля (паттерна), затем выбор размерности ритмической привязки (к четвертям, восьмым и т. д.) и длительности нот. Последняя кнопка в разных режимах позволяет выбирать диапазон работы арпеджио (+/-3 октавы) и любой из десяти режимов работы, которые здесь названы мотивами (Motif). Можно назначить проигрывание арпеджио только вверх, только вниз, иными ходами или вообще произвольно. Можно, например, сделать так, чтобы, независимо от прочих "возникающих" при работе арпеджиатора нот, нижняя или верхняя нота взятого аккорда звучали бы в каждой доле проигрываемого рисунка. В сочетании с различными паттернами можно получить огромное множество вариантов звучания.

Текущий темп, в котором играют барабаны и работают стили арпеджиатора, можно менять, воспользовавшись кнопкой Tap (bpm), расположенной под дисплеем, и кнопками Value. Если устанавливать точную цифру долей в минуту не хочется, то нужный темп можно просто настучать по кнопке Tap. Она хотя и не очень большая, но одним пальцем в нее можно попасть.

SH 32 содержит еще одну полезную функцию — Chord Memory. Сама по себе функция известна всем владельцам синтезаторов с автоаккомпанементом. Здесь она выполняет аналогичную роль: нажимаем одну клавишу — получаем звучание целого аккорда. Функция работает и в пэтчах, и в перфомансах (только одна часть, или весь перфоманс целиком), но не действует на наборы ударных и пэтчи в одноголосном режиме.

Замечательным свойством этих "виртуальных" аккордов является то, что арпеджиатор реагирует на них так же, как и на реальные. То есть, можно нажать одну клавишу и услышать полноценный паттерн арпеджиатора с кучей проигрываемых звуков.

Включить режим и выбрать аккорд можно с помощью светящейся кнопки Chord/Select. Активировав функцию (кнопка светится непрерывно), нажимаем кнопку еще раз, чтобы она начала мигать. Сразу же на дисплей выводится текущий номер аккорда из банка (полный перечень представлен в руководстве пользователя). Перелистывание осуществляется, как обычно, парой кнопок Value. В памяти синтезатора содержатся 64 различных аккорда, и любой из них может быть перезаписан пользователем. Заготовки здесь есть самые разнокалиберные: несколько трезвучий, масса более сложных аккордов и даже один "монстр", в котором я насчитал восемь голосов — звучит он очень весомо.

Звучание
Попробовав новый инструмент в работе, хочется сказать: да, это Roland. Я никак не могу понять, как же им удается, перейдя на математическое моделирование, сохранить уникальность звучания своих старых аналоговых синтезаторов. В частности, описывая работу субосциллятора, составители пользовательского руководства указали, что его наличие должно напомнить нам легендарные инструменты из серии Juno. И ведь, в самом деле, напомнило! Некоторые пэтчи просто до боли знакомы.

Еще хотелось бы отметить некоторую специфичность фильтров. Вот опять: цифровые фильтры звучат очень похоже на старые аналоговые в том, что касается окраски звучания, его характера. Чуть резковатый, хорошо узнаваемый роландовский звук. Если же говорить о технической стороне, то фильтры меня немного разочаровали. Есть в них некоторая дискретность, иногда малозаметная, иногда очень явная. Если сравнить живое кручение фильтров на SH 32 и на синтезаторе Novation KS, с которым я недавно имел дело (см. МО, февраль 2003), то мое предпочтение однозначно на стороне KS. Как следствие, в SH 32 крутить ручку фильтра я не стал. Если же фильтром управляет модулятор, то скольжение частоты среза становится плавным и ровным. Видимо, неудовлетворительно работает именно ручное управление.

Теперь, собственно, о звуке. Пресетные пэтчи и перфомансы сделаны очень добротно, среди них попадаются весьма интересные. Первый пример — файл Bubble (60 Кб), что-то вроде звука лопающихся пузырьков.

Вспоминая свои ощущения от конструирования органов на Novation KS, я поискал аналогичные пэтчи на SH 32. Действительно, нашлись несколько нужных звуков, но все с одинаковым электрическим уклоном. Более того, они все почему-то напоминали мне звучание органов Hammond. Найти что-то новое в звуке или смоделировать принципиально иной орган оказалось трудновато. Поэтому я просто взял пресетный пэтч и записал небольшую тему из известного произведения (файл Hammond, 519 Кб). Примерно в середине отрывка я выкрутил посильнее ручку инсертного процессора эффектов, в котором был выбран хорус. Эффект (применительно к органу) мне показался очень удачным.

Для следующего примера я взял почти не измененные пэтчи, содержащие жесткие звуки категории Lead. Один пример называется Hard_Lead1 (517 Кб), и записан в нем образец умеренно жесткого тембра. При игре я время от времени покручивал колесо модулятора, это хорошо слышно.

Файл Hard_Lead2 (155 Кб) содержит гораздо более жесткий звук: не самые мягкие волновые формы осцилляторов обработаны эффектом дисторшн. Должен заметить, что подобные звуки сверлящего характера в SH 32 получаются значительно более легко, чем в том же Novation KS. Английский синтезатор все-таки более певучий и утонченный, если можно так выразиться. Roland же, напротив, выделяется более жестким и въедливым звучанием. Кроме того, его процессор эффектов более разноплановый.

Что касается собственно процессора эффектов, то, должен заметить, он тоже специфический. Например, дисторшн здесь более жесткий, чем в Novation KS, и, скажем так, более канонический. Обработка дает очень сочный звук, и он мне однозначно нравится. А вот фейзер и хорус, на мой взгляд, работают несколько холоднее, чем хотелось бы. Да, фейзер дает скольжение, да, хорус размазывает тон в нужных пределах, но теплоты звучания при этом не добавляется. Жирность — пожалуй, но все-таки звук остается холодным.

Файл Lead (310 Кб) содержит звук, который я синтезировал самостоятельно. Он не очень резкий, с разноплановой модуляцией, которая заставляет его звучать с забавной хрипотцой.

Файл Soft (188 Кб) содержит довольно мягкий звук, который ближе всего подходит, пожалуй, к типу электропиано.

В следующем примере (файл Filter_Env, 218 Кб) показана работа функции Key Follow из секции фильтра на одном и том же пэтче. В процессе игры управляющий слайдер перемещался из области положительных значений в область отрицательных. Переломный момент наступает примерно в середине звучащего фрагмента. Хорошо заметно, как фильтр начал работать "в другую сторону", формируя на стадии атаки отчетливую перкуссию вместо "вжиканья".

Следующие два примера демонстрируют пресетные подклады SH 32 (файлы Pad1, 331 Кб, и Pad2, 422 Кб). Первый представляет собой вполне характерный для данного синтезатора звук, второй же предлагает более редкое звучание, похожее на стеклянный колокол. Звук красивый и неоднозначный. С одной стороны он вроде бы мягкий, но в то же время в нем слышны пронзительные нотки.

Файл Patch_A34 (210 Кб) показывает один из пресетных пэтчей с подключенным арпеджиатором. Маленький музыкальный фрагмент отыгрывался двумя пальцами.

В файле Wave&noise_sync (94 Кб) показан звук, получающийся при синхронизации осцилляторов, в одном из которых звучит "металлический" шум. Здесь можно услышать довольно плотную атаку, хотя дальнейший звук прозрачен.

И напоследок, чтобы закончить с одиночными пэтчами, хочу продемонстрировать работу функции Analog Feel, которая вносит в осцилляторы случайную расстройку. Файл называется Analog_Feel (934 Кб). Здесь использовался немного подредактированный заводской пресет, на который было назначено чувствительное количество этой самой аналоговой нестабильности. Для усугубления восприятия плавающей частоты была сыграна тягучая продолжительная тема. Не ожидал этого от себя, но мне работа функции Analog Feel пришлась по вкусу. Кстати, если посмотреть спектральное изображение этого файла, то можно увидеть дрожащие частотные линии по всему рабочему спектру.

Переходим к перфомансам. Здесь наблюдается немалое количество очень интересно звучащих подборок. Нарулили каких-то космических эффектов, напустили шума, и в результате получились действительно интересные вещи.

Перфомансы с номерами 21 и 32 звучат по-космически широко (файлы Perf21, 314 Кб, и Perf32, 282 Кб). Что-то летает над головой, модуляция разная слышна — довольно сильные звуки для соответствующего музыкального направления.

Перфоманс под номером 31 (файл Perf31, 383 Кб) содержит паттерны арпеджиатора для мелодической части и для ритм-секции. Звук здесь добывался буквально при помощи двух пальцев: один запускал линию баса с барабанами, а вторым создавалась сольная партия.

А перфоманс с номером 43 (файл Perf43, 1 Мб) меня окончательно сразил. Я слышал, что Jean Michel Jarre, создавая такие альбомы, как Oxygen или Zoolook, работал с оборудованием, вес которого исчислялся чуть ли не тоннами. Я же получаю не менее сложный звук, используя маленькую коробочку. Честно говоря, до этого момента я сомневался, что подобный звук можно получить столь просто. Я навскидку "сообразил" небольшую фразу и с удовольствием ее отыграл. Хочу обратить внимание, сколь сложно переплетается модуляция: если ориентироваться только на нее, то можно отследить сразу несколько "модуляционных" тем, будто бы самостоятельно подыгрывающих основной теме. Меня не покидает ощущение, что этот перфоманс звучит как достаточно сложный микс, собранный из десяти-пятнадцати дорожек. Притом, что я играл его всего лишь двумя руками и не особенно напрягался. Нет слов.

Напоследок я записал небольшую демо-композицию в стиле транс (файл Trance_mix, 1,21 Мб). Правда, для классического транса здесь слишком вольное соло, но это нас в данный момент не волнует. Ритмическим стержнем композиции послужил один из готовых перфомансов с ритм-секцией и арпеджиатором в мелодической части. К нему был дописан подклад и сольная партия, переходящая в своеобразное ритмизированное псевдо-соло. В начале и в конце композиции подмешаны несколько разноплановых жужжащих и свистящих звуков, найденных в заводских пэтчах и перфомансах. С их помощью было удобно делать фейды. На мой взгляд, смесь получилась мощная, что положительно характеризует потенциал синтезатора.

Заключение
В целом инструмент произвел на меня хорошее впечатление. Звук мощный и сочный, где-то даже агрессивный. Но вот назвать его жирным, пожалуй, нельзя. Я попробовал опосредованно, пользуясь записанными звуками, сравнить SH 32 с Novation KS, с которым имел дело два месяца назад. Так вот, получается, что Novation звучит более жирно, тепло и многогранно. Звук Roland кажется более холодным, резким и, пожалуй, агрессивным, хотя я не очень люблю пользоваться таким определением. Может быть, слово "въедливый" более точно охарактеризует мое впечатление. Полагаю, SH 32 с его звуком, драм-машиной и арпеджиаторами подойдет для работы в жестких стилях музыки — Trance, Goa и прочих, — но из него не получится универсальный аппарат. Даже эффекты, сами по себе приличные, не изменяют общее впечатление от звука и не могут его "утеплить". В пару этому синтезатору, вероятно, потребуется какой-нибудь более "классический" аппарат.

А вот интерфейс модуля не на высоте. Непросто управляться со всем этим хозяйством, интуитивностью здесь не пахнет, и если вы не прочитаете от корки до корки руководство пользователя, то, возможно, никогда не обнаружите некоторые функции. Кроме того, частенько натыкаешься на различные ограничения: если включить вот это, то полифония уменьшится вдвое, другое возможно только в одноголосном режиме, а включение третьего принудительно отключает второе. Возиться с аппаратом удобнее всего в студии, не торопясь. В качестве исполнительского инструмента я бы его рекомендовать не стал по указанным выше причинам. Хотя, если заранее напрограммировать набор пресетов, то живая работа может значительно упроститься.

Кстати, не совсем понятно, как позиционирует синтезатор его производитель. С одной стороны, звуковые возможности однозначно указывают на профессиональный инструмент — это действительно сильная машина. С другой стороны непонятно, зачем тогда ограничиваться столь убогим интерфейсом? Ради миниатюризации? Странная цель. Кроме того, в синтезаторе есть одна функция, которая ну никак не нужна профессионалам. Называется она Low Boost, и занимается тем, что "компенсирует" недостаточную отдачу низкочастотной энергии в малогабаритных спикерах, то есть, видимо, в пластмассовых компьютерных колоночках. Я послушал ее работу и оценил как вредную. Звучание инструмента становится бочковатым, и даже мало-мальски слышимые барабаны своим бумканьем забивают всю картину. Кстати, сами по себе наборы ударных очень хорошо имитируют оригинальные TR 909 и TR 808, и портить их подъемом частот в области ста герц совершенно не хочется.

Итак, итоги. Инструмент хороший, и если есть желание расширить студию моделирующим синтезатором, то можно присмотреться к SH 32. Яркое звучание и мощный функционал (ведь это не только синтезатор, но еще и грувбокс) быстро найдут себе применение.

Кроме того, у модуля довольно привлекательная цена. Потихоньку проходят времена заоблачных цен на аппараты с математическим моделированием.

Из недостатков я назову только неудобство в управлении. Его нужно изучить, привыкнуть к нему и ежедневно набивать руку. Но уж если вы с этим справитесь, то инструмент вас не разочарует.

Roland SH 32 587$
Мультимедиа Клуб

  Звуковые примеры

Bubble (60 Кб)
Hammond (519 Кб)
Hard_Lead1 (517 Кб)
Hard_Lead2 (155 Кб)
Lead (310 Кб)
Soft (188 Кб)
Filter_Env (218 Кб)
Pad1 (331 Кб)
Pad2 (422 Кб)
Patch_A34 (210 Кб)
Wave&noise_sync (94 Кб)
Analog_Feel (934 Кб)
Perf21 (314 Кб)
Perf32 (282 Кб)
Perf31 (383 Кб)
Perf43 (1 Мб)
Trance_mix (1,21 Мб)

  Оценка статьи

Посещений: 4273 | Проголосовавших: | Средняя оценка:

   

  Комментарии

21.04.04 23:49

congratulation for mp3 songs demo sh32. philippepierson@aol.com / france

13.11.04 14:48
ruslan tagirov
отличный модуль, у меня стоит. купил весной, до сих пор все возможности не расковырял.

жира дествительно не хватает, автор прав. зато синтетические звуки его пробивают любую аранжировку.


14.11.04 02:36
sidx
выглядит эффектно стоил ли его брать имея virus C и nord lead 3? в кассу ли?

15.11.04 10:19
Владимир Сапрыкин
Г-ну sidx... Имея Virus C и Nord Lead 3 лично я бы не стал брать SH-32. Двух таких монстров он не перепрыгнет в синтезе (эффекты не в счет). Да и управление несколько непривычное... Это в целом. Но всегда найдется частный случай, когда некий тембр будет легче выкрутить имено из SH-32. Здесь советовать сложно. Для звуковой лаборатории, возможно, он бы не помешал. Но это решать все-таки Вам.

16.11.04 16:07
ruslan tagirov
по большому счету, этакая машинка для развлекаловки

думаю, было бы интересно скрестить ее с каким-нибудь грувбоксом и живьем.

я как-то использовал его вживую, подключив через MIDI-интерфейс к ноутбуку где был Cubase, в принципе неплохо, только долго нужно перфомансы готовить и патчи программировать

еще я обратил внимание, что барабанные звуки у этого аппарата имеют сильный завал вниз в области высоких, спектр правда не смотрел, но на слух очень даже заметно - на хэтах и тарелках особенно. зато бочки у него примечательные.


16.11.04 17:53
sidx
Спасибо Владимир за совет будем знать

20.11.04 00:37
Tom Dicson exm@t50.ru
Инструменнт отличный если его использовать не один. Естественно проф. используют не один синт. Этот модуль ROLAND продолжает производить, в мире его отлично оценивают. Нет идеальных решений, настанут времена и SH32 будут искать как TB303, который в свое время не поняли и критиковали, (НЕУСТРАИВАЛИ ЗВУК, И УПРАВЛЕНИЕ)что заставило компанию ROLAND срочно снимать его с производства. Но пришло время TB303, и у SH32 будет свое...

14.12.04 03:32

to M.O. Планируется ли статья про Roland VariOS? Было бы интересно!!!

18.12.04 16:21
Дмитрий Попов moline@comtv.ru
Уже готовится, скоро должна быть.

15.07.06 18:01
Tramper tramper@sotline.net
"Roland SH-32 Virtual Editor" предоставляет возможность управлять каждым параметром с помощью отдельного виртуального элемента управления. Собственно говоря, эта программа является не редактором, а интерфейсом управления для SH-32. Лично мне намного удобнее создавать новые звуки с ее помощью. Рекомендую попробовать!

http://...


В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА