Начало
 
 


Звуковые модули

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Novation Nova

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
декабрь 1999

Технологии физического моделирования уже не один год. Такие синтезаторы как Korg Prophecy и Z 1, Roland JP 8000, или Yamaha AN 1x победно прошествовали по студиям всего мира и использовались очень многими исполнителями современной танцевальной музыки. Но на пятки монстров синтезаторостроения наступают молодые производители, инструменты которых обладают не менее (а иногда и более) оригинальным звучанием и богатыми возможностями. Clavia Nord Lead 2 и Nord Modular, Access Virus, Novation SuperNova, Waldorf Q или Quasimidi Polymorph постоянно привлекают внимание публики на всевозможных выставках и форумах. Nova - это самый новый инструмент (невольный каламбур получился) в этом ряду, но за короткое время своего существования уже успевший заслужить ряд положительных отзывов.

Вкратце сущность технологии физического моделирования можно описать следующим образом. Инструмент фактически представляет собой специализированный компьютер, на котором выполняется программа синтеза, создающая звук на основе математических моделей реальных инструментов. В зависимости от параметров модуляции меняется форма волны, происходит обработка виртуальными фильтрами и т. д. Последовательность данных поступает на цифро-аналоговый преобразователь, который и превращает синтезированную модель в нормальный звук. Звукообразование происходит в реальном времени, и музыкант может оперативно менять те или иные параметры синтеза. Разумеется, для таких инструментов нужны очень мощные процессоры, ведь иначе задержка между нажатием клавиши и появлением звука будет слишком велика. Именно поэтому у синтезаторов, работающих по принципу физического моделирования, до сих пор не очень хорошо с полифонией и мультитембральностью - существующие процессоры просто не позволяют разработчикам особо здесь разгуляться.

Когда "математические" синтезаторы только появились, многие музыканты ждали от них настоящего аналогового звука, с "бархатным" оттенком и сочным свистом резонансных фильтров. Но эти ожидания не оправдались - новинки выдавали очень плотный, мощный, но все-таки "цифровой" звук. Дело, видимо, в том, что любые математические модели показывают суть происходящего процесса лишь в некотором приближении. А в такой тонкой области как звукообразование даже мельчайшие нюансы работы того же самого генератора иногда способны довольно сильно влиять на звук синтезатора. Поэтому "математические" инструменты просто обречены вечно приближаться к "аналоговому" звуку, но никогда его не достигнуть. Хотя сейчас никто и не пытается точно имитировать старый звук, ведь "математические" синтезаторы хороши сами по себе - они не похожи ни на инструменты, воспроизводящие семплы, ни на "классику". А это позволяет разнообразить исполнительскую палитру и получить новые, неведомые ранее комбинации тембров.

Новая звезда
Между прочим, Nova - это астрономический термин, который переводится как "новая звезда" (как всегда, фирмы-производители не страдают ложной скромностью). Дизайн синтезатора соответствующий - черно-синие тона звездного неба, радиаторы охлаждения по бокам корпуса, позаимствованные у киношных космических кораблей. Но при этом сам инструмент довольно небольшой. Я когда его первый раз его увидел "живьем", чуть не прослезился от умиления - такие устройства начинаешь любить сразу и безоговорочно, настолько гармонично они выглядят.

Novation Nova

Синтезатор имеет 12-голосную полифонию и мультитембральность в шесть частей. В памяти содержится 256 пэтчей (два банка) и 128 перфомансов. И те, и другие - полностью редактируемые. Перфомансы могут иметь в своем составе до шести пэтчей. Операционная система находится во флеш-памяти и ее можно обновлять по MIDI (файлы обновления будут выкладываться на сайте www.novationuk.com, он же www.nova-uk.com). Для каждого голоса синтезатора в наличии имеются три звуковых генератора, генератор шума и два кольцевых модулятора. У каждой части есть фильтр с переключаемой крутизной (12, 18 и 24 дБ/октава) и переключаемым типом фильтрации (Low, High и Band Pass), два генератора низкой частоты (LFO) и три генератора огибающей (Envelope). Матрица модуляции предусматривает 130 вариантов коммутации. Процессор эффектов позволяет использовать 42 (!) эффекта одновременно - по семь эффектов на каждую часть. Арпеджиатор имеет 384 паттерна (из них 128 - пользовательские). В перфомансе можно использовать до шести арпеджиаторов.

Nova является настольным звуковым модулем, но в комплект поставки входят "уши" для установки в рэк. Верхняя панель инструмента разделена на секции, в каждой из которых сосредоточены органы управления одним из элементов синтеза. В верхней части панели находится люминесцентный дисплей (две строки по двадцать символов), кнопки выбора банка и пэтча, кнопки "листания" дисплея, и ряд кнопок глобального управления. Также есть два регулятора "fast data", играющие роль стандартных колес ввода данных. Средняя часть панели имеет шесть секций: звуковых генераторов (осцилляторов), матрицы модуляции генераторов, фильтров, матрицы модуляции фильтров, генераторов низкой частоты и генераторов огибающей. И, наконец, в нижней части панели расположены еще три секции: арпеджиатора, редактирования частей и эффектов. Все кнопки имеют подсветку, так что с инструментом можно работать и в полной темноте. Регуляторы слегка сопротивляются руке, а значения соответствующего контроллера в момент поворота выводятся на дисплей. В целом, верхняя панель очень хорошо продумана и любой человек, который хоть немного знаком с принципами управления классическими синтезаторами, способен после минуты созерцания сразу начать работать с "новой звездой".

Novation Nova задняя панель

На задней панели расположены четыре выхода на джеках и выход на наушники на миниджеке. Причем, выход на наушники может работать как два дополнительных выхода под номерами 5 и 6. Есть полный набор MIDI разъемов (In, Out и Thru). Также имеются два входа на джеках для подключения внешних инструментов или микрофона, и обработки их процессором эффектов и фильтрами синтезатора. У второго входа можно переключать чувствительность (микрофон, гитара, -10 дБ, +4 дБ). Также второй вход можно использовать для подключения педального переключателя. Для подвода питания предусмотрен специальный пятиконтактный разъем (адаптер входит в комплект поставки). Последний орган управления на задней панели - это выключатель питания.

Синтез звука
Структура синтеза звука Nova немного напоминает легендарный Minimoog, но только она посложнее (рис. 1).

 
Рис. 1  
   

В распоряжении есть три звуковых генератора (осциллятора), каждый из которых способен производить две базовые формы волны - пилообразную (Saw) и прямоугольную (Square). Первая форма волны отличается наличием всех гармоник основной частоты (рис. 2), причем каждая последующая гармоника имеет уровень примерно в два раза меньший, чем предыдущая. За счет этого "пила" звучит очень насыщенно и "тепло" - ее обычно используют для создания басовых и солирующих звуков, а также синтетических струнных.

Рис. 2

Прямоугольная волна имеет только нечетные гармоники (рис. 3) и звучит более "холодно", металлически. Ее частенько используют в качестве основы для всевозможных подкладов.

Рис. 3

Любой из генераторов может быть отключен, а вместо него в цепь синтеза вставлен сигнал, поступающий с одного или обоих аналоговых входов инструмента. Генератор шума производит только "белый" шум, который максимально насыщен гармонически (рис. 4). Обычно шум добавляется для создания эффекта "дыхания" инструмента.

Рис. 4

Наличие лишь двух базовых форм волны и белого шума с лихвой компенсируется возможностями модуляции звуковых генераторов. Разумеется, можно традиционно модулировать частоту любого генератора при помощи LFO или огибающих. Помимо этого, у "новой звезды" вы можете модулировать ширину импульса прямоугольной волны (pulse width modulation - рис. 5). Это классический эффект, который позволяет уплотнять звучание. Довольно часто такую модуляцию применяют на подкладочных звуках и синтетических струнных.

Рис. 5

Также можно применить другой классический вид модуляции под названием "синхронизация генераторов" (Sync Oscillator). При этом один генератор (Master) обнуляет второй (Slave) в начале каждого своего цикла (рис. 6). В результате происходит дополнительное гармоническое насыщение, а звук приобретает некий "сверлящий", "металлический" характер. Это иногда бывает очень полезно для создания солирующих звуков в современной танцевальной или индустриальной музыке. У Nova такую модуляцию можно применять с любой парой звуковых генераторов.

Рис. 6

Еще один классический вид модуляции - кольцевая (Ring), с умножением сигналов двух генераторов (рис. 7), в результате чего происходит сильное тембральное окрашивание. Обычно кольцевую модуляцию используют в перкуссионных и солирующих звуках для создания более интересного окраса. Nova позволяет применить кольцевую модуляцию либо к первой, либо ко второй паре звуковых генераторов.

 
Рис. 7  
   

Но классические типы модуляции звуковых генераторов не удовлетворили разработчиков Nova и они применили в своем синтезаторе еще четыре. Первые три типа - это разновидности синхронизации генераторов. Key sync - синхронизация клавиш - позволяет расстраивать генератор Slave в зависимости от высоты взятой ноты. Sync Skew - "синхронизированная расфазировка" - позволяет манипулировать частотой генератора Slave в пределах цикла "мастера" (рис. 8). Эффект хорошо звучит на агрессивных солирующих звуках.

Рис. 8

Еще один синхро-эффект носит название Formant Width - ширина формант. Он позволяет осуществлять контроль уровня циклов генератора Slave (рис. 9).

Рис. 9

И, наконец, последний тип модуляции называется Softening - смягчение. Он позволяет сглаживать острые углы волн и, например, превращать прямоугольную волну в синусоиду. Таким образом, звуковые генераторы становятся способными производить практически любые формы волны, а не только две базовые.

Все управление звуковыми генераторами и их модуляцией производится из соответствующих секций синтезатора (рис. 10). Кнопки в верхней части секции Oscillators позволяют выбрать текущий звуковой генератор или направить сигнал с любой пары генераторов на кольцевой модулятор. Кнопки под общим названием Waveforms предназначены для выбора формы волны. А кнопки Tune включают разные режимы точности настройки высоты тона генератора при помощи соответствующего регулятора: октавы, полутоны или точная настройка. Регулятор Portamento позволяет менять скорость глиссандо. При повороте одного из регуляторов секции, его значение выводится на дисплей, а при нажатии одной из кнопок на ней загорается светодиод.

Рис. 10

Управление модуляцией звуковых генераторов производится из соответствующей секции (рис. 10). В ней есть два столбца кнопок. Правый называется Source (источник), и здесь выбирается модулятор. Левый столбец называется Destination (место назначения), и при помощи нажатия одной из его кнопок указывается параметр для модуляции. То есть, коммутация модуляции текущего звукового генератора производится предельно просто: нужно всего лишь нажать две кнопки и при помощи ручек "level" (уровень) и "mod depth" (глубина модуляции) выставить соответствующие параметры.

Давайте вновь обратимся к схеме, показанной на рисунке 1. Сигналы со звуковых генераторов, генератора шума или кольцевых модуляторов поступают в микшер. Далее они проходят через резонансный фильтр и усилитель, который не имеет никаких органов управления на панели синтезатора, кроме кнопки включения амплитудной модуляции в секции огибающих. К сожалению, у усилителя нет возможности модуляции панорамы.

 
Рис. 1  
   

Фильтр, как уже говорилось, имеет переключаемую крутизну среза (12, 18 и 24 дБ/октава) и переключаемый тип фильтрации (пропускающий низких частот, высоких частот, полосовой). У фильтра может модулироваться либо частота среза, либо уровень резонанса. В качестве модуляторов способны выступать либо один из LFO, либо один из генераторов огибающей. Управление фильтром и коммутация матрицы модуляции производится из отдельных секций верхней панели синтезатора (рис. 11). Назначение кнопок и регуляторов в секции Filter вполне понятно, а единственный не совсем привычный для фильтра орган управления - регулятор Overdrive - позволяет установить уровень перегрузки сигнала. Матрица модуляции фильтра работает точно так же, как и аналогичная матрица звуковых генераторов.

Рис. 11

Два генератора низкой частоты (LFO) синтезатора способны производить три основных формы волны: прямоугольную, пилообразную и треугольную. Кроме этого, предусмотрен специальный режим Sample and Hold, при котором генератор производит произвольную ритмизированную форму волны. При выборе этого режима, через одинаковые временные интервалы (регулируются специальной ручкой) уровень сигнала принимает новое произвольное значение и не меняет его до начала следующего цикла. Особенно полезен такой режим работы генератора при управлении частотой среза резонансного фильтра - последний начинает ритмично открываться и закрываться на случайную величину.

У обоих LFO может регулироваться частота и задержка срабатывания относительно взятой ноты - для этого в соответствующей секции есть два регулятора (рис. 12). Также, частоту генераторов можно менять и с помощью колеса модуляции MIDI клавиатуры - этот режим включается из меню (вызывается с помощью кнопки "menu"). Оба LFO могут быть синхронизированы с MIDI clock. Также можно изменить триггер для срабатывания генераторов. По умолчанию они начинают работу при взятии MIDI ноты, но можно заставить работать LFO всегда.

Рис. 12

В секции огибающих (рис. 13) находятся четыре ручки, которыми меняют время соответствующих элементов кривой: "attack", "decay", "sustain" и "release". С помощью кнопок выбирается один из трех имеющихся в наличии генераторов. Причем, первый из них способен управлять только усилителем. Два оставшихся генератора можно использовать с чем угодно.

Рис. 13

Все, что вы "нарулили" в реальном времени с помощью кнопок и регуляторов, можно сохранить в одном из 256 пэтчей синтезатора. Помимо этого, в пэтче сохраняются настройки эффектов и арпеджиатора. До шести пэтчей одновременно можно составлять в перфомансы. При этом сохраняются независимые настройки арпеджиатора и эффектов для каждого MIDI канала. Кроме того, в перфомансе можно делать не только наложение пэтчей друг на друга, но и разделять их по динамике (с плавным перетеканием одного пэтча в другой - это называется Velocity Crossfade) и делать раскладки на клавиатуре (зоны могут произвольно пересекаться). Само собой разумеется, что в рамках одного перфоманса могут сосуществовать как разделение по динамике, так и разделение по зонам.

Эффекты
Большинство современных синтезаторов имеет по три процессора эффектов, два из которых работают в посыле/возврате, а один - в разрывах каналов. Есть, конечно, и вариации на эту тему (например, Roland JV 2080 и Yamaha MU 100 имеют по три инсертных эффекта). Nova же по части эффектов перещеголяла всех. С каждым пэтчем (на каждом MIDI канале) можно использовать в разрыве отдельный процессор, у которого могут работать одновременно семь эффектов! То есть, в любом перфомансе (или в мультитембральном режиме) могут существовать сразу шесть независимых процессоров с 42 совершенно независимыми эффектами, что вполне может поразить воображение даже видавших виды музыкантов.

На каждом канале Nova имеет следующие эффекты: дисторшн, двухполосный эквалайзер (средние и низкие частоты), гребенчатый фильтр (создает множество пиков на протяжении всего частотного диапазона), ревербератор, хорус/ фленджер/ фейзер (может принимать вид хоруса, фейзера, четырехотводного хоруса или хоруса/ фленджера), линия задержки и панер. По умолчанию первые три эффекта включены последовательно, ревербератор, хорус и задержка - вслед за ними, параллельно, и в конце цепочки на выходе процессора стоит панер. Можно изменить конфигурацию коммутации группы ревербератор/ хорус/ задержка - для этого есть 18 готовых вариантов коммутации, которые охватывают все мыслимые типы подключения. Помимо одновременно работающих шести процессоров эффектов, можно включить вокодер, который будет обрабатывать сигнал, поступающий с любого из аналоговых входов синтезатора. У вокодера есть свой собственный 40-полосный анализатор спектра, выполняющий, правда, скорее декоративную роль - на таком небольшом дисплее вряд ли можно что-либо разглядеть.

Впечатление от процессоров эффектов немного портится малым количеством параметров реверберации, поддающихся редактированию. Можно менять тип эффекта (16 вариантов, в том числе реверсная реверберация и реверберация с гейтом), уровень ранних отражений, длительность звучания и уровень подавления высоких частот. К сожалению, забыт такой важный параметр, как время предварительной задержки реверберации.

Арпеджиатор
Ну какой современный синтезатор может обойтись без арпеджиатора! И здесь на фоне других инструментов Nova выглядит весьма солидно. У нее есть 384 паттерна арпеджио, разбитые на три банка: Mono, Poly и User. Mono (монофонические) паттерны обыгрывают взятый на клавиатуре аккорд отдельными нотами. Ритмический рисунок каждого паттерна не может быть длиннее 12 шагов. Poly (полифонические) паттерны способны проигрывать различные ритмические рисунки взятыми аккордами. Причем в паттерне могут быть заданы последовательности транспонирования взятого аккорда в пределах от -36 до +36 полутонов. Максимальная длительность такого паттерна - 64 шага.

Пользовательские паттерны арпеджио можно запрограммировать и как Mono, и как Poly (первые 64 паттерна User банка программируются как Mono, остальные - как Poly). Процесс программирования довольно прост, хотя и несколько неудобен - "забиваются" паттерны на одной из страниц меню Global, а для прослушивания приходится выходить в режим пэтча и включать арпеджиатор. При создании монофонических паттернов для каждого шага указывается номер ноты из взятого аккорда (самая левая нота - 1, вторая слева - 2 и т. д.) и значение динамики (если на одном из шагов не должно быть ноты, то указывается значение этого параметра равное 0). А при создании Poly паттерна для каждого шага указывается величина транспонирования взятого аккорда и значение динамики.

Oрганы управления секции арпеджиатора на верхней панели синтезатора крайне просты. Ручка Speed позволяет выставлять темп в BPM (ударах в минуту). Кнопка "latch" включает режим продолженного звучания, "mute" заглушает арпеджиатор. В меню секции (вызывается кнопкой "menu") можно выбрать текущий паттерн, один из четырех типов квантизации, установить значение динамики (взятое на клавиатуре, запрограммированное или постоянное), диапазон октав, значение длительности нот (Gate time) и некоторые другие параметры. То есть, запрограммированное арпеджио можно довольно основательно подкорректировать. И не забывайте, что в перфомансе можно использовать до шести независимых рисунков арпеджио на разных частях.

Общие впечатления
В целом Nova мне очень понравилась. Звучит она довольно мягко по сравнению с воспроизводящими семплы инструментами от Roland (рядом стояли JX 305 и XP 30), хотя в некоторых солирующих звуках (особенно тех, где используется перегрузка и сильная модуляция генераторов) она вполне может дать последним фору по части "нахальности" звучания. Очень приятное впечатление произвели на меня многие подкладочные звуки - часть из них имеет очень прозрачный и холодный характер, - так и хочется под них поиграть заунывные соло на гитаре в стиле Майкла Олдфилда. Так как в синтезаторе нет проблем с процессорами эффектов, саунд-дизайнеры попользовались ими от души - на большинство пресетов заведены всякие задержки, хорусы и фленджеры, и вокруг вас вечно что-то летает. Музыкантам, работающим в стиле "эмбиент", это должно понравиться.

Фильтры инструмента работают очень добротно - при максимальных значениях резонанса фильтр свистит, как ему и положено, но не перегружая при этом цифро-аналоговый преобразователь (у синтезаторов фирмы Roland, между прочим, это стандартная болезнь). Никакой дискретности при вращении ручек частоты среза и резонанса не слышно - все работает очень мягко и гладко. Хотя лично мне иногда не хватало "заводки" по низам - фильтры явно хорошо защищены от экстремальных режимов работы.

Процессоры эффектов производят впечатление, что работают отдельные приборы долларов по 500: реверберацию можно применять с большим уровнем не опасаясь за собственные уши - хвосты имеют довольно красивое звучание, хотя алгоритмы типа Room немного "железят". Особенно удались алгоритмы большого пространства - звуки плавно уходят вдаль, не вызывая никакого дискомфорта (конечно, в самом конце "пространства" появляется небольшое дрожание, как у большинства недорогих процессоров, но оно не очень заметно). Модуляционные эффекты также на высоте (особенно мне понравился хорус). Вокодер довольно гибок в управлении и позволяет получать в пределах одной программы весьма разнообразные оттенки звучания. Правда, на вокодере особенно хорошо слышно, что Nova - это цифровой инструмент. Классического звука аналоговых вокодеров вряд ли здесь можно добиться. Но в целом идея фирмы Novation об использовании "новой звезды" в качестве отдельного процессора эффектов не лишена оснований.

Теперь о неприятностях. Несколько раз Nova у меня зависала. Причем, в большинстве случаев это происходило при активном рулении процессора эффектов и особенно - вокодера. Так что, несмотря на третью версию операционной системы, инструмент еще не доведен до идеального состояния. Кстати говоря, зависаниями страдает и старшая сестра - "сверхновая звезда" SuperNova. Но такие казусы происходили не слишком часто, поэтому впечатление от инструмента они мне особенно не испортили.

В целом я могу порекомендовать этот синтезатор всем музыкантам, которые устали от всяческих рабочих станций и семплеров, и хотят получить в руки нечто "живое". Nova имеет свой собственный характерный звук и если он вам принципиально понравится, то в остальном инструмент вряд ли разочарует. Но вот приобретать его в качестве единственного синтезатора я бы предостерег - приличные барабаны из него не добудешь.

Достоинства: отличный звук, очень удобные и продуманные органы управления, 42 одновременно работающих эффекта, возможность обрабатывать внешние сигналы не только процессорами эффектов, но и любыми модуляторами и фильтрами синтезатора, очень мощный арпеджиатор

Недостатки: отсутствует возможность модуляции панорамы, невозможно менять параметр предварительной задержки у ревербератора, периодически повторяющиеся зависания.

Novation Nova 1590$
Бинар

  Оценка статьи

Посещений: 3208 | Проголосовавших: 5 | Средняя оценка: 5.0

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА