Начало
 
 


Компьютерные системы
Секвенсоры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Steinberg Nuendo 1.5

Steinberg Nuendo 2

Steinberg Nuendo 3
 

 
  Steinberg Nuendo

Владимир СЕВОСТЬЯНОВ
Музыкальное Оборудование
июль 2001

Программно-аппаратный комплекс.

На выставке AES 103, состоявшейся в 1997 году, представители компании Steinberg объявили о своем намерении выпустить программу с названием Nuendo для компьютеров Silicon Graphics. Перечисление возможностей программы поражало воображение (более 200 аудиодорожек, поддержка частоты дискретизации 96 кГц и разрядности 24 бита, обработка в реальном времени без использования специализированных DSP и т. д.), и выбор Silicon Graphics в качестве платформы явно был связан с тем, что в то время только очень мощные компьютеры могли обеспечить необходимую для заявленных возможностей производительность. Спустя год, уже на выставке AES 105, было заявлено о разработке Nuendo под Windows NT, а еще чуть позже - и о планах по выпуску программы под BeOS, модную в то время операционную систему, на которую возлагались большие надежды (см. статью "BeOS для музыканта"). Windows NT и BeOS работали уже на обычных персональных компьютерах, что свидетельствует о возросшей к тому времени мощности последних.

Появилась же программа Nuendo в 2000 году, и в ее системных требованиях было указано "Windows 95/98/NT". Наверно, специалисты Steinberg посчитали, что не только персональные компьютеры достигли необходимой мощности, но и "пользовательские" операционные системы обладают теперь нужными качествами. А может быть, решили, что сравнительно ограниченный круг пользователей Windows NT и BeOS не сможет возместить затраты на разработку программы...

Наряду с программой, Steinberg предлагает под именем Nuendo также и ряд аппаратных устройств: плату ввода-вывода, блоки преобразователей, синхронизатор. Программу и устройства можно приобретать и использовать по отдельности, так что Nuendo не является закрытой программно-аппаратной системой. И хотя сами устройства разработаны и производятся другими компаниями, есть надежда на их максимальную совместимость с программой.

Мне удалось познакомиться как с программой Nuendo, так и с доступным на тот момент набором аппаратных устройств для нее. Знакомство происходило под операционной системой Windows 98 SE на компьютере с процессором PIII 800 МГц, 256 Мбайтами оперативной памяти и отдельным SCSI-диском IBM DDYS-T36950 для работы со звуком.

Программная часть

После успешной установки программы в меню Пуск/ Программы появляется пункт Steinberg Nuendo, при выборе которого возникают четыре дополнительных пункта. Один из них, Nuendo, предназначен для запуска самой программы. При выборе пункта ASIO DirctX Full Duplex Setup открывается окно для настройки звуковой платы в случае использования полнодуплексного DirectX драйвера. Большую часть окна занимают два списка устройств: в верхнем перечисляются все возможные выходные устройства, а в нижнем - все входные. Для активизации конкретного устройства необходимо поставить галочку слева от его названия. Правее отображаются размер буфера (Buffer Size) в семплах, сдвиг позиции (Offset) в семплах, количество звуковых каналов (Audio Channels), разрядность (Bit per Sample) и источник синхронизации (Sync Reference). Если активизированы несколько входов, то по умолчанию первый из них назначается в качестве источника синхронизации. Для изменения порядка входов и выходов можно воспользоваться кнопками Move Up и Move Down.

Под кнопками Move Up и Move Down расположено меню выбора источника синхронизации: Direct Sound Input или Direct Sound Output. Ниже располагается меню Card Options. Галочку напротив Full Duplex необходимо поставить в случае, если используемая звуковая плата является полнодуплексной. Для проверки входов платы при загрузке программы необходимо поставить галочку напротив позиции Start Input First.

При выборе пункта ASIO DirectX Setup возникает окно настройки звуковой платы для работы с драйвером DirectX, не поддерживающим режим полного дуплекса. Около половины площади окна занимает список всех возможных устройств. Как и в предыдущем окне, можно активизировать устройство, посмотреть его размер буфера, сдвиг позиции и количество каналов, поменять порядок устройств в списке.

Выбором пункта меню ASIO Multimedia Setup открывается окно настройки звуковых плат в случае использования драйвера ASIO Multimedia. Все проделанные настройки здесь можно сохранять, используя пункт Presets. Ниже этого пункта в окне располагаются списки всех возможных входных и выходных устройств, работающих с указанным драйвером. Для детальной настройки звуковых плат необходимо открыть соответствующее окно нажатием кнопки Advanced Options. В верхнем левом углу окна располагается меню Sample Rate. Дело в том, что для разных частот дискретизации можно устанавливать разный размер буфера для разных входов и выходов. В меню Sample Rate и производится переключение частоты дискретизации для осуществления настроек размера буфера. Как обычно, большую часть окна занимают списки выходных и входных устройств. Здесь также можно активизировать устройство, посмотреть его размер буфера, сдвиг позиции и количество каналов, поменять порядок устройств в списке.

В меню Global Settings устанавливаются способ синхронизации и другие настройки звуковой платы. Возможна синхронизация от входа и выхода звуковой платы или DMA. Также можно включить режим полного дуплекса, проверки входов платы при загрузке программы и режим работы только с 16-разрядным сигналом. Левее существуют кнопки Check Buffers and Sync и Detect Buffer Size для настройки синхронизации. Все установки можно сохранять, для чего имеется пункт Presets.

Проект
Все, что происходит и делается в программе Nuendo, называется проектом (Project). У проекта есть его основное окно, которое возникает либо при создании нового проекта, либо при открытии сохраненного.

Главное окно проекта (рис. 1) можно условно разделить на три части: центральную, верхнюю и левую. Центральная часть предназначена для отображения дорожек проекта, редактирования их, перемещения и т. д. В левой части окна располагается информация о дорожках проекта. В верхней части окна находятся панель инструментов, информационное поле, в котором отображаются сведения о текущем выделенном объекте проекта, а также линейка.

 
Рис. 1  
   

На панели инструментов (рассматриваем слева направо) находится кнопка активизации проекта, необходимая для переключения с проекта на проект в случае, если проектов открыто несколько. Далее следует кнопка показа или скрытия информационного поля. Следующие три кнопки предназначены для открывания окон Pool, Browser и Marker (рис. 2).

Рис. 2

Расположенные далее девять кнопок (рис. 3) предназначены для выбора инструментов (Tools), хорошо знакомых пользователям Cubase: выделения объектов (стрелочка), выделения области (пунктирный прямоугольник), "разрезания" и "склеивания" объектов (ножницы и тюбик с клеем соответственно), удаления объектов (ластик), изменения горизонтального масштаба окна (лупа), заглушения (крестик), рисования и редактирования (карандаш), прослушивания (волновая форма). В нижней левой части некоторых кнопок есть маленькие треугольнички, которые позволяют выбирать дополнительные инструменты. Например, вместо карандаша, рисующего точечные объекты (такие, как точки перегиба кривых автоматизации), можно выбрать прямую линию, позволяющую нарисовать плавное изменение редактируемого параметра. Выбор инструмента можно производить не только нажатием соответствующей кнопки на панели инструментов, но и правой кнопкой мыши.

Рис. 3

Далее расположена кнопка с перечеркнутой стрелочкой, предназначенная для включения режима автоматической прокрутки изображения дорожек при воспроизведении, записи или перемотке (Auto Scroll).

Следующие шесть кнопок с изображениями стрелочек (рис. 4) предназначены для работы с событиями, частями или областями выделения. Первые две кнопки перемещают только левую границу, две последние кнопки перемещают правую границу. Третья и четвертая кнопки перемещают целиком событие, часть или область выделения. Величина перемещения зависит от того, что написано в окошке, находящемся правее этих кнопок. А в окошке можно установить разную величину перемещения в единицах, в которых измеряется время проекта на линейке и отображается позиция курсора на транспортной панели. Так, например, если позиция курсора отображается в семплах, то перемещение можно осуществить на 1, 10, 100 семплов, или количество семплов за секунду, равное частоте дискретизации (для 48 кГц это будет 48000 семплов). Также положение курсора, отображение времени проекта на линейке, а с ними и перемещение, могут быть в секундах (и их долях), кадрах или тактах (и их долях). Такая возможность перемещения дорожек очень помогает при проведении нелинейного монтажа.

Рис. 4

Если нажать следующую кнопку, Zero Crossing, то все редактирование звука происходит в моменты перехода через точку нулевой амплитуды, для предотвращения щелчков.

Расположенную правее кнопку Snap (рис. 5) необходимо нажать при перемещении объекта на величину, характеризующуюся тем, что установлено в окошке рядом с этой кнопкой. Если в окошке стоит Grid, то перемещение возможно на величину, совпадающую с форматом линейки. Если в окошке установить Event, то перемещаемый элемент будет стремиться встать сразу же после предшествующего. При выборе Shuffle перемещаемый элемент меняется местом с тем элементом, на место которого его и перемещают. Есть и комбинированные способы перемещения.

Рис. 5

Последнее окошко называется Quantize, в нем устанавливается размер квантизации. В этом же окошке есть и пункт Setup, выбрав который, можно установить тип квантизации, "степень свинга" в процентах и степень ритмического тяготения. Собственные установки квантайза можно сохранять.

На информационном поле отображаются данные выделенного объекта. В зависимости от типа объекта, некоторые параметры (например, начальную и конечную позиции объекта) можно изменять прямо на информационном поле.

В углах центральной части главного окна проекта расположены слайдеры, которыми можно менять масштаб окна как по горизонтали, так и по вертикали.

При создании нового проекта необходимо выбрать разрядность и частоту дискретизации всех звуковых дорожек проекта. Это делается тремя способами - либо щелчком любой кнопки мыши на числе, отображающем частоту дискретизации или разрядность (эти числа располагаются в верхней левой части главного окна проекта под информационным полем), либо выбором пункта Setup в меню Project, либо нажатием клавиш Shift+S. При этом возникает окно Project Setup (рис. 6). В этом окне устанавливается время начала (Start) и длина (Length) проекта, формат SMPTE для синхронизации (Frame Rate), формат отображения времени на дисплее транспортной панели (Display Format), а также частота дискретизации (Sample Rate) и разрядность звуковых файлов (Record Format).

Рис. 6

Проект Nuendo может содержать несколько видов дорожек. Основными, как мне кажется, являются звуковые дорожки (Audio), добавление которых в проект производится либо выбором пункта меню Project - Add Track - Audio, либо щелчком на пустом месте левой части главного окна проекта правой кнопкой мыши и выбором пункта Add Audio Track. Очень большим удобством является возможность добавления сразу нескольких звуковых дорожек (пункт Multiple Audio). Так же добавляются и другие виды дорожек проекта: Marker (эта дорожка в центральной части главного окна проекта указывает установленные маркеры, на позицию которых можно вернуться в любой момент при работе над проектом), MIDI, Group Channel (предназначена для создания групп микширования и объединения в эти группы нескольких каналов), Master Automation (предназначена для автоматического управления мастер-секцией микшера программы), Plug-in Automation (предназначена для автоматизации управления подключаемыми модулями формата VST), Video.

Аудио
Аудиодорожка состоит из событий (Event) и частей (Part). Когда создается новая дорожка и на ней производится запись, полученная полоса на экране компьютера в главном окне проекта и является событием. Если склеить несколько таких событий, то получится часть. Части и события можно склеивать, разрезать, перемещать на любое расстояние с точностью до семпла. Количество уровней отмены не ограничено.

Двойным щелчком мыши по событию вызывается окно Sample Editor (рис. 7), предназначенное для редактирования звукового материала. Как и у практически любого звукового редактора, большую часть окна Sample Editor занимает поле, в котором отображается волновая форма. Верхняя часть окна представляет собой панель инструментов, под которой расположена полоса с изображением всего редактируемого события. В этой полосе можно выделить область события, которая будет отображаться в окне редактора. В нижней части окна располагается информационное поле, в котором отображаются частота дискретизации и разрядность события, а также позиция начала и конца его выделенной области.

 
Рис. 7  
   

Панель инструментов содержит кнопки (рис. 8), первая из которых, Range Selection, позволяет выделить определенную область события. Следующая кнопка (Zoom) с изображением лупы предназначена для изменения масштаба отображения формы волны в редакторе. Рядом с лупой располагается карандаш (Draw), которым можно производить редактирование звукового материала по отдельным семплам. Следом располагаются две кнопки для прослушивания звука: первая (с изображением динамика) превращает курсор мыши в маленький динамик. В таком режиме можно выделить область, которая будет проигрываться до тех пор, пока кнопки мыши не будет отпущена. Вторая кнопка (Scrub) с нарисованной на ней волновой формой предназначена для прослушивания в режиме Scrub, в котором скорость прослушивания зависит от скорости перемещения мыши.

Рис. 8

Кнопка Play (с изображением треугольника) предназначена для проигрывания звукового события с места расположения курсора. Рядом с этой кнопкой располагается кнопка кольцевого воспроизведения (Loop). При нажатии кнопки Show Audio Event появляются рамки начала и конца события, которые можно перемещать. При нажатии кнопки Show Regions открывается дополнительная часть окна редактора, представляющая собой список регионов и предназначенная для работы с ними.

Регионами (Region) являются фрагменты события, характеризующиеся в списке регионов именем, а также позициями начала и конца. Для создания таких регионов в редакторе необходимо выделить некоторую область, а затем нажать кнопку Add, которая расположена над списком регионов (рис. 9). Того же самого можно добиться, выбрав пункт Create Regions в меню Audio. Рядом с этой кнопкой располагаются еще три. Первая (Remove) предназначена для удаления региона, вторая (Select) предназначена для выбора региона в списке, кнопка Play предназначена для воспроизведения выбранного региона. Выбор региона можно производить и щелчком мыши слева в списке от его названия. Щелкнув по названию, а также по позиции начала либо конца региона, можно, соответственно, менять название или позицию. Изменение позиции также возможно прямо из редактора перемещением мышью рамок региона. Из регионов можно делать новые звуковые события. Для этого их необходимо перетащить в главное окно проекта. Из меню Audio в главном окне проекта можно выбрать пункт Event As Region. При этом выделенное событие или несколько событий становятся регионами, причем количество регионов зависит от количества выделенных событий. Там же есть команда Event From Regions. При выборе этой команды на дорожке вместо события остаются только входящие в него регионы.

Рис. 9

За кнопкой Show Regions расположена кнопка Autoscroll (рис. 10), выполняющая ту же функцию, что и аналогичная кнопка в главном окне проекта. Рядом находится кнопка показа и скрытия информационного поля редактора. Еще есть три окошка, в первом из которых отображается позиция курсора мыши в семплах, а во втором и третьем отображается соответственно позиция в семплах начала и конца выделенной части события.

Рис. 10

Редактирование звука в Nuendo неразрушающее, то есть не изменяющее исходный звуковой файл. Команды монтажного редактирования (копирования, вырезания, вставки) находятся в меню Edit. Выбрав пункт Process из меню Audio, можно произвести изменение огибающей (Envelope), фейды (Fade In и Fade Out), изменение уровня (Gain), микширование с выделенной областью другой области, предварительно скопированной в буфер (Merge Clipboard), нормализацию уровня (Normalize), изменение направления воспроизведения (Reverse), замену области тишиной (Silence), замену друг на друга каналов стереофонической области (Stereo Flip), удаление постоянной составляющей (Remove DC Offset). Также возможно изменение высоты тона (Pitch Shift), фазы (Phase Reverse), есть пороговый шумоподавитель (Noise Gate) и имитатор акустики помещения по образцу (Acoustic Stamp). Выделенную область можно обработать встроенными подключаемыми модулями (см. раздел "Эффекты"), находящимися в меню Audio - Plug-ins.

Основным назначением редактора Part Editor (рис. 11) является работа со звуковыми событиями в пределах части. Тут внутри одной части ее события можно подвергать монтажному редактированию, а, дважды щелкнув мышью по событию, можно открыть для него редактор Sample Editor. Редактор Part Editor удобен для производства общего монтажного редактирования части, в нем, как и в редакторе Sample Editor, события или несколько событий можно обрабатывать всеми процедурами и эффектами из пунктов Process или Plug-ins меню Audio.

Рис. 11

Для создания кроссфейда необходимо выделить два пересекающихся звуковых события на одной дорожке и выбрать пункт Crossfade меню Audio в главном окне проекта или нажать клавишу X. В результате на месте пересечения событий будет создан кроссфейд изначальной формы. Редактирование кроссфейда осуществляется в окне Crossfade (рис. 12), которое вызывается повторным выбором пункта Crossfade, нажатием клавиши X, или двойным щелчком мыши по зоне кроссфейда. В двух верхних полях этого окна можно отдельно редактировать кривые изменения громкости для функций Fade In и Fade Out. Под каждым полем есть кнопки выбора одного из восьми готовых вариантов кривых, а рядом с полем располагаются кнопки переключения типа кривой - она может иметь форму плавной или ломаной линии. Кнопки Play Fade и Play Dry позволяют прослушать звуковые события в зоне кроссфейда как с изменением громкости, так и без него. Нижнее поле окна Crossfade занято рисунком обеих кривых изменения громкости, то есть рисунком кривой кроссфейда. Рядом с этим полем располагается кнопка Play, нажатие которой позволяет прослушать кроссфейд. Возможны сохранение и вызов параметров кроссфейдов.

 
Рис. 12  
   

MIDI
После создания MIDI-дорожки в левой части главного окна проекта Nuendo рядом с MIDI-дорожкой появляется окошко с ее названием, а также кнопками солирования (S), заглушения (M) и включения на запись (R). В этом же окошке осуществляется выбор MIDI-входа и выхода, номера банка и пэтча. Двойным щелчком по MIDI-части открывается окно MIDI-редактора (рис. 13), похожее на окна подобных редакторов других программ. Слева - клавиатура, справа - ноты в виде линий разной длины и цвета.

Рис. 13

Сверху находятся меню и панель инструментов. С нее и начнем. Первая кнопка с буквой "i" (рис. 14) выводит или скрывает информационное поле, в котором отображаются начальная и конечная позиции выделенной ноты, ее длина, высота, динамика и MIDI-канал. Кнопка Solo предназначена для индивидуального прослушивания части. Далее следует стандартный набор инструментов: карандаш, ластик, лупа, крестик заглушения, стрелочка для выделения группы нот. После этих инструментов находится кнопка Autoscroll и два окошка, в которых отображается позиция курсора мыши (в верхнем окошке - высота ноты, а в нижнем - время).

Рис. 14

За этими окошками следует кнопка Snap (рис. 15), предназначенная для установки ноты по сетке при перемещении или рисовании. Следующее окошко, Quantize, предназначено для установки доли, по которой необходимо производить квантизацию. Окошки Length Quant. и Insert Velocity предназначены для установки длины и динамики ноты, которая будет рисоваться по умолчанию при одном щелчке мыши. В окошко Colors устанавливается цвет, которым будут рисоваться ноты. Цвет может быть белым, синим или зависимым от динамики.

Рис. 15

Внизу редактора располагается поле, в котором в виде столбиков отображается значение контроллера. Тип контроллера выбирается в левом нижнем углу окна редактора. При нажатии на окошко под клавиатурой возникает список типов контроллеров, которые могут отображаться и редактироваться. В список можно добавлять типы необходимых контроллеров, лишние контроллеры можно из списка удалить. При помощи пунктов меню MIDI можно производить разные типы квантизации нот, удаление дублированных нот и нот определенной длины и динамики, удаление контроллеров, транспонирование, поиск нот по динамике, выравнивание длины нот и изменение динамики.

Маркеры
При нажатии кнопки Marker на панели инструментов главного окна проекта или при нажатии кнопки Show на транспортной панели появляется окно маркеров (рис. 16). Это же окно можно вызвать сочетанием клавиш Ctrl+M. В окне перечислены все созданные в проекте метки, к которым можно возвращаться в любой момент. К первым восьми маркерам можно обращаться с транспортной панели, для чего на ней есть кнопки L, R, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Изначально проект имеет два маркера - левый (L) и правый (R), которые называются соответственно Left Locator и Right Locator. Остальные маркеры добавляются при нажатии кнопки Add в окне маркеров. Позиция маркера будет соответствовать позиции курсора. Для перевода курсора на необходимый маркер нужно щелкнуть мышью слева от номера маркера в списке. Уничтожение маркера производится нажатием кнопки Remove. Кнопка Move предназначена для перемещения позиции маркера в позицию курсора. Изменение позиции маркера также возможно прямо в окне, в колонке списка Position. Маркер может иметь название, для чего есть колонка списка Description.

 
  Рис. 16  
   

Для визуального представления о положении маркеров в главном окне проекта можно открыть Marker Track, на котором в виде столбиков будут отображаться маркеры (рис. 17). При помощи карандаша можно добавлять новые маркеры прямо на дорожке. Также можно перемещать маркеры при помощи инструмента выделения и уничтожать маркеры ластиком.

 
Рис. 17  
   

Автоматика
Всю автоматизацию в программе Nuendo можно разделить на четыре составляющие: автоматизация канала микшера, автоматизация групп, автоматизация мастера и автоматизация эффектов. Для автоматизации каждой из четырех составляющих в проекте существуют специальные дорожки автоматизации. Для автоматизации канала микшера существуют дорожки Track Automation. Для открытия этой дорожки надо в левой части главного окна проекта в левом нижнем углу звуковой дорожки нажать на крестик. При этом появляется дополнительная дорожка автоматизации Track Automation. Если на этой дорожке в левом нижнем углу нажать на крестик, то возникнет еще одна дорожка автоматизации (рис. 18).

 
Рис. 18  
   

Чтобы добавить в проект дорожки автоматизации групп, мастера или эффектов, используется один из описанных ранее способов добавления дорожек.

Со всеми дорожками автоматизации можно проделывать одни и те же процедуры по записи и редактированию параметров автоматизации. Для начала дорожке необходимо присвоить тот параметр, который будет в процессе воспроизведения или записи подвергаться изменению. Это производится нажатием на окошко с названием параметра, которое находится в нижней части дорожки автоматизации. При этом появится список всех параметров, которые могут быть присвоены данной дорожке. Если параметров нет или недостаточно, необходимо воспользоваться пунктом Add в списке параметров. При этом на экране возникнет полный список параметров, один из которых можно присвоить дорожке автоматизации. Из этого списка можно выбрать необходимый параметр и добавить его в список возможных параметров автоматизации. Список возможных параметров для одного канала микшера включает в себя 54 пункта. Соответственно, и для каждой звуковой дорожки можно создать 54 дорожки автоматизации и изменять одновременно 54 параметра.

Сам процесс записи и воспроизведения значения параметра производится стандартным способом. Для записи изменения параметра на микшере (в окне Channel Settings) и на самой дорожке автоматизации есть кнопка W. При ее нажатом состоянии происходит запись значения параметра на дорожку. Внешне это выглядит как ломаная линия, которую впоследствии можно редактировать. На дорожке автоматизации при помощи инструментов можно рисовать изменение параметров, не используя при этом кнопку W. Для того, чтобы в процессе воспроизведения, записи или просто при перемещении курсора по проекту действовало изменение параметра, необходимо на дорожке автоматизации или на микшере нажать кнопку R. Кнопки W и R можно нажимать как отдельно для каждого параметра, так и для всех параметров сразу. Для последнего существуют глобальные кнопки Automation Read и Write на микшере. Для работы с автоматизацией мастера, мастер-секция микшера имеет собственные кнопки Read и Write. На любой дорожке автоматизации есть кнопка заглушения (M), которая позволяет на время отключить дорожку.

Микшер
Окно микшера (рис. 19) появляется при выборе пункта VST Mixer в меню Devices, или нажатии кнопки F3. Окно может иметь минимум один вид линеек, а максимум - четыре.

 
Рис. 19  
   

Первый вид канальных линеек - это линейки звуковых дорожек (рис. 20). Количество этих линеек совпадает с количеством созданных в проекте звуковых дорожек. В верхней части канальной линейки располагается окошко, в котором производится назначение входа, с которого будет производиться запись на дорожку. Здесь предстоит выбрать один вход (в случае монофонической дорожки) или стереопару входов (в случае стереофонической дорожки). В списке входов будут находиться только те, которые были активизированы в окне VST Inputs. Ниже расположены три индикатора, говорящие о включении на канале посылов на эффекты, эквалайзера или разрыва. Нажатие на любой из этих индикаторов приводит к появлению окна VST Channel Settings, в котором производятся настройки эквалайзера, посылов на эффекты и разрывов для каждого из каналов.

Рис. 20 Еще ниже расположены кнопки солирования (Solo) и заглушения (Mute) канала. Далее следует регулятор панорамы, выглядящий как вертикальная полоска (при панорамировании в стерео) или как точка в квадратном поле (при панорамировании в формате многоканального объемного звука).

Ниже регулятора панорамы располагаются индикатор перегрузки канала и окошко пикового уровня сигнала. Под этим окошком расположен канальный фейдер, а под индикатором перегрузки находится одно- или двухканальный (в зависимости от типа дорожки) индикатор уровня сигнала, начинающийся с кнопки In, нажатие которой приводит к отображению на индикаторе входного уровня. При отжатой кнопке In индикатор показывает уровень звукового сигнала, идущего с дорожки. Под фейдером и индикатором уровня отображается позиция фейдера. Ниже есть три кнопки. Первая (Rec) включает дорожку на запись, а две других отвечают за автоматику (см. ранее). Ниже находится кнопка Select, которая передает номер канала в окно VST Channel Settings для индивидуальной настройки канала. Еще ниже располагается поле названия канала, а под ним находится окошко, в котором для канала выбирается точка подключения. Это может быть или Surround Panner (регулятор панорамы в объемном формате), или одна из стереофонических групп фейдеров для направления сигнала на физические выходы, или групповая линейка.

Групповая линейка является вторым видом линеек микшера. Эта линейка появляется при создании групповой дорожки (Group Channel Track) и предназначена для объединения нескольких каналов в группу для совместной обработки, регулирования громкости, панорамы и т. д. Внешне эта линейка отличается от канальной линейки микшера отсутствием выбора входа, кнопки включения мониторинга входного сигнала, а также кнопки включения записи.

Рис. 21 Третья линейка микшера есть в окне VST Mixer даже при полном отсутствии звуковых дорожек в проекте. Это линейка управления микшером программы (рис. 21). Сверху у этой линейки находятся кнопки глобального включения записи (Write) и чтения (Read) автоматики микшера. Ниже отображается номер выбранного кнопкой Select канала, а также кнопки Copy и Paste для копирования установок канала и переноса этих установок на другой канал. При этом номер канала определяется нажатой на нем кнопкой Select. Ниже располагаются кнопки глобального отключения заглушения каналов (Mute Off) и глобального отключения солирования (Solo Off). Под этими кнопками располагаются кнопки управления индикаторами уровня. При нажатии кнопки Fast уменьшается инерционность индикаторов, а при нажатии кнопки Hold возникает удерживание пиков сигнала. Самая нижняя кнопка на этой линейке микшера называется Show Master. При ее нажатии у микшера появляется мастер-секция. Она состоит из мастер-фейдера и индикатора его позиции, двух или более (в случае работы в объемных форматах) мастер-индикаторов уровня сигнала, кнопок автоматики Read и Write, индикаторов перегрузки и пикового значения уровня звукового сигнала для каждого мастер-канала, а также кнопки Inserts. При нажатии этой кнопки, а также при нажатии кнопки F7 или выборе пункта VST Master Effects в меню Devices, возникает окно VST Master Effects. В этом окне можно установить в разрыве до фейдера шесть и после фейдера два любых эффекта.

В окне VST Channel Settings (рис. 22) производятся все настройки канальных и групповых линеек микшера. Левая секция окна идентична левой части микшера. Там также производится настройка работы индикатора уровня, включается автоматизация, выбирается линейка и глобально отключаются режимы заглушения и солирования. Вторая слева секция окна представляет собой линейку выбранного канала или группы с фейдером и всеми возможностями, которые есть у выбранной линейки. Третья секция окна VST Channel Settings называется Inserts и предназначена для включения эффектов последовательно в разрыв канала. Эта часть окна содержит общую для всех эффектов, а их может быть включено в разрыв четыре, кнопку обхода (Bypass), и четыре ячейки для установки самих эффектов. В каждой ячейке отображается название эффекта или появляется надпись No Effect. Также есть кнопка включения эффекта (On) и кнопка Edit, открывающая окно эффекта для редактирования.

 
Рис. 22  
   

Следующая секция окна (Sends) предназначена для подключения эффектов параллельно, для чего имеет восемь регуляторов уровня посыла. Отбор звукового сигнала на каждый посыл может индивидуально переключаться кнопкой Pre в режим до или после фейдера. Кроме того, каждый эффект можно включать при помощи кнопки On. Под кнопками On и Pre располагается сам регулятор уровня посыла. Под этим регулятором находится окошко, в котором выбирается эффект, только перед этим выбором эффект должен находиться в окне VST Effects. Это окно можно открыть нажатием кнопки F6 или выбрав пункт VST Effects из меню Devices. С посылов звук можно направлять не только на внутренние эффекты, но и на групповые линейки микшера или на физические выходы. Для последнего достаточно звук послать на необходимую стереофоническую группу фейдеров. Можно разом отключить все эффекты, используя для этого кнопку Bypass в верхней части этой секции окна VST Channel Settings.

Последняя секция окна представляет собой четырехполосный параметрический эквалайзер. Каждая полоса имеет кнопку включения (On), регулятор частоты настройки фильтра (Frequency, от 20 Гц до 16 кГц), регулятор степени усиления/ослабления фильтра (Gain, +/-24 дБ), регулятор добротности (Q). Добротность первой полосы изменяется в диапазоне от 0,4 до 35,6, в одном крайнем положении регулятора фильтр переключается на работу в качестве низкочастотной "полки", в другом - пропускающего фильтра высоких частот. Добротность второй и третьей полос изменяется от 0 до 36. Добротность последней полосы изменяется в диапазоне от 0,4 до 35,6, в крайних положениях регулятора полоса превращается в пропускающий фильтр низких частот или в высокочастотную "полку".

Кроме перечисленных органов управления, эквалайзер имеет общую кнопку Bypass, включающую режим обхода, и кнопку Reset, при помощи которой можно установить все регуляторы эквалайзера в начальное состояние. Полученная амплитудно-частотная характеристика эквалайзера отображается на графике под регуляторами. На этом графике можно производить и изменение настройки эквалайзера мышью. Для этого необходимо изменять место положения четырех точек на графике, соответствующих четырем полосам эквалайзера. Там же находятся и кнопки Store и Remove, позволяющие сохранять и удалять настройки эквалайзера.

Эффекты
Эффект AutoPan (рис. 23) представляет собой автопанер, у которого можно регулировать частоту LFO (Lfo Freq), ширину стереобазы (Width) и уровень выходного сигнала (Out Level). Генератор низкой частоты способен производить синусоидальный, пилообразный, треугольный и прямоугольный сигналы, для изменения формы сигнала применяется фейдер Waveform. При прослушивании эффекта выяснилось, что он несколько загрязняет звучание.

Рис. 23

У хоруса Choirus2 (рис. 24) можно регулировать время задержки (Time), глубину (Width), частоту генератора (Lfo Freq) и глубину обратной связи (Feedback). Эффект музыкален только при малых значениях всех своих параметров. В остальных случаях звучит какая-то грязь со скрежетом и песком по верху и верхней середине.

Рис. 24

У хоруса Chorus (рис. 25) можно регулировать соотношение прямого и обработанного сигналов (Mix), частоту генератора (Freq) и задержку (Delay). Звучит более сносно, нежели предыдущий эффект, однако до звучания настоящего аналогового хоруса ему далеко.

Рис. 25

У компрессора CleanComp (рис. 26) можно изменять порог срабатывание (Ceiling) и выходной уровень (Out Gain). Кроме того, есть регулятор "мягкости" компрессии (Softness). Этот компрессор лучше подходит для звуков, не имеющих долгого затухания, например, барабанов и перкуссии. А вот для электрической гитары с хорошим сустейном, на которой играют что-то медленное на чистом звуке, этот компрессор не очень годится вследствие неподходящих постоянных времени срабатывания и восстановления.

Рис. 26

Эффект DoubleDelay (рис. 27) представляет собой темпозависимую сдвоенную задержку. Для каждой задержки индивидуально можно установить время в долю от темпа (Tmp Sync 1 и Tmp Sync 2), а также расположение задержанного сигнала в стереобазе (Pan 1 и Pan 2). Общим параметрами для двух задержек являются глубина обратной связи (Feedback) и соотношение уровней прямого и задержанного сигналов (Mix).

Рис. 27

Рис. 28 Звучание эффекта Fuzzbox (рис. 28) явно оставляет желать лучшего. Вообще, ни в одном цифровом устройстве я никогда не слышал ничего похожего на то, что выдают гитарные педали от Jim Dunlop или Roger Mayer. Встроенный в Nuendo эффект, по-моему, можно использовать только для ухудшения качества звучания инструмента или маскировки ошибок. Сам эффект имеет три регулятора настройки - Boost, ClipBack и Volume. Первый регулятор устанавливает уровень входного сигнала и, соответственно, уровень перегрузки. Второй регулятор изменяет насыщенность звучания. Третий отвечает за выходной уровень сигнала.

Grungelizer (рис. 29) специально предназначен для порчи звука. При помощи этого эффекта к звуку можно добавить щелчки грампластинки (Crackle), изменить частотный диапазон степени "громофонности" (EQ), добавить шум (Noise), изменить изношенность звукоснимателя и, таким образом, добавить искажений (Distort), добавить гудения линии электропитания (AC) и переключить частоту переменного тока, а также отодвинуться во времени при помощи регулятора Timeline. Эффект звучит довольно реалистично.

Рис. 29

У фленджера JetFlange (рис. 30) можно регулировать соотношение уровней прямого и обработанного сигналов (Mix), время задержки (Delay), глубину эффекта (Depth), скорость (Rate), глубину обратной связи (Feedback). Звучит эффект несколько синтетически, грязновато и неровно.

Рис. 30

Модуль Leveler (рис. 31) является стереофоническим регулятором громкости. Он имеет фейдеры правого и левого канала, которыми можно независимо регулировать громкость, кнопку Link, при помощи которой два фейдера объединяются для одновременного изменения громкости, а также кнопку Mono, при нажатии которой на выходе модуля появляется сумма двух каналов.

Рис. 31

Эффект ModDelay (рис. 32) представляет собой модуляционную задержку. У него можно изменять соотношение уровней прямого и задержанного сигналов (Mix), время задержки (Time), глубину обратной связи (Feedback), глубину модуляции (DelayMod). Задержка может быть темпозависимой, для установки зависимости существует фейдер TmpSync.

Рис. 32

У эффекта Noise Gate (рис. 33) можно регулировать порог срабатывания (Threshold), время восстановления (RelTime), а также чувствительность к срабатыванию (Attack.Sens.) и восстановлению (Rel.Sens.).

Рис. 33

NuendoCompressor (рис. 34) является пятиполосным компрессором. Окно этого модуля разбито на две части, в первой из которых графически отображается уровень и частотный диапазон каждой полосы, а во второй - кривая изменения динамики для всех полос. Все частотные настройки и настройки уровней производятся в первой половине окна модуля при помощи мыши, которой необходимо перемещать метки на графике. Редактирование кривой компрессии также производится мышью. Кроме этого, возможно переключение типов компрессии кнопками Classic и Complex, а также включение лимитера кнопкой Soft Clip. Уровень выходного сигнала изменяется регулятором Output. Звучит компрессор неплохо, им удобно пользоваться для компрессирования вокала, например, с одновременным деэссингом.

 
Рис. 34  
   

NuendoDynamics (рис. 35) представляет собой модуль динамической обработки, состоящий из компрессора, лимитера и спектрального гейта. Каждая из частей модуля имеет свой порядковый номер, при помощи которого (а также при помощи переключателя Routing) можно менять порядок включения динамических эффектов. Компрессор имеет графический дисплей для отображения кривой компрессии. Ниже кривой располагается индикатор степени подавления и переключатели способа детектирования (Peak/RMS). Регуляторами Threshold и Ratio устанавливаются порог срабатывания компрессора и степень сжатия. Ручками Attack и Release устанавливаются постоянные времени срабатывания и восстановления. Время восстановления может устанавливаться автоматически, это происходит после нажатия кнопки Auto. Уровень выходного сигнала с компрессора регулируется ручкой MakeUp Gain. Лимитер имеет регулятор уровня срабатывания (Threshold) и индикатор работы (Limit). Время восстановления может устанавливаться автоматически или регулятором Release. Спектральный гейт имеет регулятор порогового уровня (Threshold), а также регуляторы постоянных времени срабатывания (Attack), поддержки (Hold) и восстановления (Release).

Рис. 35

Гейт может быть "впередсмотрящим" (предиктивным), для чего существует кнопка Predict. Порог срабатывания может быть установлен автоматически кнопкой Calibrate. Возможна автоматическая установка времени восстановления. Над регуляторами гейта существует трехпозиционный переключатель режимов работы детекторной цепи. В первом положении (Off) детекторная цепь и гейт вместе с ней становятся частотно-независимыми. Во втором положении (On) частотный диапазон детекторной цепи определяется рамками, расположенными над переключателем ее режимов работы. В третьем положении (Listen) можно прослушать эту самую частотно-ограниченную детекторную цепь. Звучит все это хозяйство средне.

Эффект NuendoEQ представляет собой тот же самый эквалайзер, который можно увидеть в окне Channel Settings.

NuendoReverb (рис. 36) является ревербератором. У него можно изменять время ранних отражений (Predelay), размер комнаты (Roomsize), длительность реверберационного хвоста (Reverb Time) и соотношение уровней реверберации и прямого сигнала (Mix). Первые три параметра отображаются графически в окошках рядом с фейдерами. Спектральный состав реверберационного хвоста можно изменять при помощи обрезных фильтров высоких (Hi Cut) и низких (Lo Cut) частот. Реверберация звучит очень неплохо, особенно на ударных и перкуссионных инструментах. Хвост ровный, хотя и несколько жидковатый.

Рис. 36

Ревербератор NuendoVerb 3 (рис. 37) производит алгоритмы Hall, Large Hall, Large Room, Medium Room, Small Room, Plate, Gated, Echoes, а также Effect1 и Effect2. У каждого алгоритма можно регулировать три параметра: размер помещения (Size), время затухания (Decay) и дампинг (Damp). По-моему, этим ревербератором можно пользоваться только в случае необходимости испортить материал, все алгоритмы звучат с каким-то песком, хрипами и непонятными призвуками, а сам звук очень синтетический.

Рис. 37

Лимитер Peak Master (рис. 38) имеет фейдеры регулировки входного уровня (Input Gain), порога лимитирования (Out Ceiling) и мягкости лимитирования (Softness). Звучит несколько неестественно, но для небольшого ограничения уровня звукового сигнала вполне подходит.

Рис. 38

Эффект Phaser имеет только два регулируемых параметра: соотношение уровней прямого и обработанного сигналов (Mix) и скорость изменения фазы (Rate). Звучит эффект очень сухо, с песком и грязью.

StereoExpander (рис. 39) представляет собой расширитель стереобазы, и, судя по абсолютному отсутствию разницы между монофоническим сигналом (крайняя левая позиция фейдера) и сигналом с расширенной стереобазой (крайняя правая позиция) при прослушивании в моно, модуль работает по принципу последовательно включенных MS кодера и декодера, а фейдером изменяется уровень S сигнала.

Рис. 39

Еще одним расширителем стереобазы, основанным на принципе MS, является модуль StereoWizard. У него есть два регулятора: Amount изменяет соотношение уровней M и S сигналов, а Reverse позволяет менять местами правый и левый каналы.

Модуль Symphonia (рис. 40) представляет собой сочетание автопанера и фленджера. Фейдером Mix регулируется соотношение уровней прямого и обработанного сигналов, фейдеры Delay, Depth и Rate изменяют время задержки, глубину и скорость эффекта, фейдер Panorama отвечает за ширину стереобазы. Автоматическое панорамирование темпозависимое, зависимость устанавливается фейдером TempSync.

Рис. 40

Наряду со встроенными эффектами возможно использование подключаемых модулей форматов VST 2.0 и DirectX.

Pool
Открывается окно Pool (рис. 41) нажатием одноименной кнопки в главном окне проекта, через меню Project или комбинацией клавиш Ctrl+P. В нем находится вся информация о звуковых и видеофайлах, которые используются в проекте. Информация отображается в виде дерева. В папке Audio находятся все звуковые файлы, а также их регионы. Напротив названий файлов и регионов отображается информация о частоте дискретизации, разрядности, длительности файлов, позиции начала и конца регионов. Из окна Pool файлы можно перетаскивать в главное окно проекта, можно подвергать файлы сортировке, производить изменение разрядности, частоты дискретизации и формата. Файлы можно прослушивать при помощи кнопки воспроизведения как однократно, так и в режиме цикла.

 
Рис. 41  
   

В папке Video находится информация о видеофайлах, в папке Trash находятся удаленные из проекта файлы.

Browser
В этом окне (рис. 42) находится информация обо всех дорожках проекта, включая дорожки маркеров, темпа и размера. Для звуковой дорожки указываются все регионы, для MIDI-дорожки - все содержащиеся в ней MIDI-события, для дорожки автоматизации - позиция и значение автоматизированного параметра. В зависимости от выбранного типа объекта в окне Browser можно производить добавления к этому объекту. Так, например, можно в звуковой дорожке добавить или удалить регионы, менять время их начала и конца. Добавление производится нажатием кнопки Add. Тип добавляемого выбирается в окошке слева от кнопки. Правее кнопки Add находится окно фильтра, при помощи которого можно выделить и увидеть только определенный тип объектов. Например, у дорожки автоматизации можно отобразить только изменение громкости, при этом все остальные изменяющиеся параметры будут скрыты. В самом левом окошке можно выбрать единицы для отображения времени и позиции.

 
Рис. 42  
   

Другие важные окна
Окно входов (VST Inputs, рис. 43) вызывается выбором пункта VST Inputs меню Devices, или нажатием кнопки F5. Это окно содержит список всех входов звуковых плат, с которыми может работать программа. Список разбит на три колонки. Колонка Port отображает название самого устройства, колонка Active содержит кнопки активизации входа (входы активизируются по парам), а колонка Label содержит название входа для удобной работы с ним в программе. Для осуществления записи с любого входа его обязательно нужно активизировать, нажав кнопку On напротив его названия.

Рис. 43

Окно выходов (VST Outputs, рис. 44) вызывается выбором пункта VST Outputs в меню Devices программы, или нажатием кнопки F4. Это окно представляет собой совокупность стереофонических групп фейдеров, количество этих групп равно количеству физических выходных стереопар звуковой платы. Все группы фейдеров, за исключением первой, имеют кнопку активизации (Active), позволяющую включать соответствующую пару выходов. Во всем остальном все группы фейдеров одинаковые. Если рассмотреть такую группу сверху вниз, то сначала можно увидеть ее порядковый номер (Bus X). Ниже следует название группы, которое можно менять для более удобной работы с ней. Прямо под ним расположен символ висячего замка. Если замок закрыт, то фейдеры левого и правого каналов соответствующей группы будут перемещаться одновременно при движении одного из фейдеров. Если замок открыт, то для левого и правого канала уровень можно устанавливать независимо. Стоит отметить, что любой фейдер или регулятор в Nuendo можно установить в начальное состояние (для фейдера это 0 дБ) щелчком мыши при удерживаемой клавише Ctrl, что очень удобно. Чуть ниже символа замка располагаются индикаторы перегрузки и окошки пиковых значений уровня на левом и правом каналах группы. Рядом с фейдерами располагаются индикаторы уровня сигнала на каналах, а под ними окошки, в которых показывается положение фейдеров каналов. В самом низу каждой стереофонической группы фейдеров находится окно, в котором можно назначать физическую стереопару выходов звуковой платы. В случае переназначения стереопары выходов с одной на другую стереофоническую группу фейдеров, группы автоматически меняются выходами.

 
Рис. 44  
   

Окно индикатора загрузки дисковой подсистемы компьютера и его центрального процессора (рис. 45) появляется при выборе пункта VST Performance меню Devices.

Рис. 45

Аппаратная часть

Компания Steinberg предлагает для программы Nuendo несколько аппаратных устройств: плату ввода-вывода Nuendo 96/52, блоки преобразователей Nuendo 8-I/O и Nuendo AD 8000, синхронизатор Timelock Pro.

Nuendo 96/52
Первый раз увидев эту плату, я испытал радость и удивление. Дело в том, что было время, когда я много работал с продукцией немецкой фирмы RME, которая кроме различных аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей и программного обеспечения, выпускает измерительное оборудование и, что самое главное, - звуковые платы. Из всех звуковых плат RME, которые мне приходилось пробовать, больше всего запомнилась плата цифрового ввода-вывода Hammerfall DIGI 96/52. Некоторое время это плата стояла в моем компьютере и просто прекрасно работала. После работы с этой платой моя консервативная антикомпьютерная предубежденность несколько смягчилась. Так вот, открыв коробку с загадочной звуковой платой Nuendo 96/52, я извлек оттуда... RME Hammerfall DIGI 96/52, да-да, именно ее, только самой первой версии, которая, в отличие от последних версий одноименной платы RME, не поддерживает работу с программами GigaStudio и GigaSampler. Так что если вы хотите работать как с программой Nuendo, так и с Giga-программами, то лучше приобрести плату RME Hammerfall DIGI 96/52 свежих версий.

Steinberg Nuendo 96/52

Плата Nuendo 96/52 (529$) состоит из двух частей - собственно PCI-платы и дополнительной платы, которая занимает одно свободное место на задней панели корпуса компьютера, не вставляясь при этом в слот материнской платы. Дополнительная плата соединяется с основной при помощи прилагаемого десятижильного шлейфа. Возможна установка только основной платы, без дополнительной. PCI-плата имеет две пары оптических разъемов, которые представляют собой два входа и выхода восьмиканального цифрового интерфейса ADAT, и девятиконтактный разъем типа D-Sub. К разъему подключается прилагаемый переходник, на одном конце которого расположен ответный девятиконтактный разъем D-Sub. Из этого разъема исходят три кабеля: два с гнездами RCA (используются как вход и выход электрического цифрового интерфейса формата SPDIF), а третий - с девятиконтактным разъемом D-Sub (предназначен для синхронизации платы с магнитофонами ADAT и другими устройствами, которые имеют выход ADAT-синхронизации). Первый вход и первый выход оптического ADAT-интерфейса могут по отдельности работать как вход и выход формата SPDIF. Электрические вход и выход SPDIF имеют на плате трансформаторную развязку. На дополнительной плате расположены еще один оптический вход и выход формата ADAT, а также разъемы (BNC) Word Clock In и Word Clock Out, при помощи которых возможно производить синхронизацию платы с внешним оборудованием, например, аналого-цифровыми и цифро-аналоговыми преобразователями. Также дополнительная плата имеет два зеленых светодиодных индикатора, один из которых сигнализирует о ее работе, он горит всегда при включенном компьютере, а второй сигнализирует о том, что на вход Word Clock In поступает синхронизационный сигнал. Есть внутренний цифровой вход формата SPDIF, который можно использовать для подключения к плате устройства CD-ROM или для синхронизации нескольких плат между собой. Для достижения последнего необходимо соединить разъем Sync Out с разъемом CD-In прилагаемым кабелем. До трех плат можно использовать одновременно.

Плата Nuendo 96/52 поддерживает разрядность цифрового звукового сигнала до 24 бит на всех входах и выходах, частоты дискретизации 44,1, 48, 88,2 и 96 кГц на цифровых входах формата ADAT и 32, 44,1, 48, 88,2 и 96 кГц на входе и выходе формата SPDIF. Для воспроизведения и записи звука с частотой дискретизации 32 кГц синхронизационный сигнал необходимо подавать с какого-либо внешнего источника, так как собственный генератор платы не производит 32 кГц. При работе на частотах дискретизации 88,2 и 96 кГц и передаче звукового сигнала с такими частотами при помощи интерфейсов ADAT плата использует реализованный аппаратно алгоритм S/MUX, при котором для передачи одного канала звука используются два канала ADAT-интерфейса. Тут есть некоторая особенность. При работе с программой, поддерживающей ASIO драйвер, для приема звука с частотой дискретизации 88,2 или 96 кГц необходимо выбирать соответствующий нечетный вход ADAT-интерфейса. Это значит, что при подаче звукового сигнала на первый канал первого ADAT-интерфейса, уже в этом случае четырехканального (!), запись в программе осуществляется с первого входа. Он называется "Nuendo 96/52 ADAT 1 In (1+2) (1) 1". Эта кодировка обозначает вход первого ADAT-интерфейса "ADAT 1 In" первой пары каналов "(1+2)" первой платы "(1)", с использованием нечетного канала пары "1". Запись звука на "удвоенной" частоте дискретизации со второго канала производится по входу "Nuendo 96/52 ADAT 1 In (3+4) (1) 1". Запись двенадцатого канала, того, который является четвертым на третьем ADAT интерфейсе, производится с входа под названием "Nuendo 96/52 ADAT 3 In (7+8) (1) 1". В любом случае количество входов при работе с сигналом на частотах 88,2 или 96 кГц просто уменьшается в два раза, их становится двенадцать, а не двадцать четыре.

При работе с программой, использующей MME-драйвер, для приема звука с частотой дискретизации 88,2 или 96 кГц необходимо выбирать первые четыре входа из восьми каждого ADAT интерфейса. Запись сигнала, подаваемого на первый вход первого ADAT-интерфейса, нужно осуществлять, выбрав вход "Nuendo 96/52 ADAT 1 In (1+2) (1) 1". Для записи со второго канала выбираем "Nuendo 96/52 ADAT 1 In (1+2) (1) 2". Для двенадцатого - "Nuendo 96/52 ADAT 3 In (3+4) (1) 2". Пары входов 5+6 и 7+8 всех ADAT интерфейсов при работе под MME-драйвером просто отключаются, как, собственно, отключаются и все четные входы всех ADAT-интерфейсов при работе под ASIO.

Несколько слов о прилагаемом к плате переходнике. Он, как и большинство подобных переходников, качеством изготовления не отличается. Тонюсенькие кабели, на базе которых он сделан, лично у меня вызывают острую жалость. Позволив себе представить, что я в этом чувстве не одинок, предлагаю самостоятельно изготовить подобный переходник (только для интерфейса SPDIF) из нормальных разъемов и кабелей, для чего и привожу здесь распайку разъема переходника.

Распайка разъема переходника

Для разъема D-Sub хорошо бы использовать металлизированный, а лучше всего - полностью металлический корпус.

Итак, вспомнив, в каком PCI-слоте у меня стояла Hammerfall DIGI 96/52, я вставил туда плату Nuendo 96/52. Поскольку на моем компьютере остался драйвер для Hammerfall DIGI 96/52, и после загрузки, в процессе которой нового устройства обнаружено не было, я просто щелкнул мышью по розовому молоточку - значку Hammerfall DIGI 96/52 - и увидел на экране знакомую картинку, которую видел, работая с платой RME. Порадовавшись этому, я легко установил драйвер платы с прилагаемого диска. После перезагрузки произошло только одно видимое изменение: розовый молоточек превратился в голубоватый треугольничек с белым шариком - символ Nuendo. Щелчком по этому значку я включил настройки платы.

Панель настройки драйвера имеет минимум две, а максимум - четыре закладки. При одной установленной плате окно драйвера имеет две закладки - Card 1 и About. Закладки Card 2 и Card 3, появляются при установке в компьютер более чем одной платы Nuendo 96/52. Установка второй или третьей платы не требует переустановки драйвера.

Выбором закладки Card 1 включается окно управления платой (рис. 46), состоящее из нескольких разделов. Раздел Clock Mode предназначен для выбора источника синхросигнала. Здесь возможно выбрать синхронизацию от внутреннего генератора (Master), синхронизацию от цифрового звукового входа (AutoSync) и синхронизацию платы с внешним устройством посредством Word Clock, чему способствует соответствующий пункт в разделе Clock Mode. В разделе Pref. Sync Ref можно назначить определенный цифровой вход платы на прием синхросигнала. Здесь можно установить в качестве источника синхросигнала цифровой вход ADAT1, ADAT2 или ADAT3, а также цифровой вход формата SPDIF. При использовании входа ADAT1 для работы с цифровым интерфейсом SPDIF необходимо в разделе Pref. Sync Ref установить в качестве источника синхросигнала вход SPDIF. В разделе SPDIF In можно выбрать вход, по которому плата будет принимать цифровой сигнал формата SPDIF. Здесь можно установить в качестве SPDIF-входа оптический вход ADAT 1, электрический вход (Coaxial) на переходнике, который подключается к разъему D-Sub на плате, или внутренний (Internal) электрический SPDIF-вход. Последний отключается на второй и третьей платах, так как используется для их синхронизации между собой.

Рис. 46

В разделе SPDIF Out выбирается режим работы выхода SPDIF. При установке галочки напротив надписи ADAT1 первый цифровой оптический выход формата ADAT начинает работать как оптический выход формата SPDIF. Позиция Professional относится к электрическому выходу SPDIF. Установка галочки напротив этого пункта увеличивает напряжение выхода SPDIF в два раза, что вместе с трансформаторной развязкой выхода позволяет использовать его для передачи цифрового сигнала в формате AES/EBU. Галочка напротив пункта Emphasis включает соответствующий режим, а пункт Non-Audio необходим для передачи цифрового сигнала, закодированного в формате Dolby AC-3. В разделе SPDIF In отображается частота дискретизации цифрового сигнала, поступающего на вход SPDIF, или возникает надпись No Lock при отсутствии на входе SPDIF цифрового сигнала. В разделе Sync Check отображается состояние цифровых входов формата ADAT. Напротив каждого входа может возникать одна из трех надписей, характеризующих его состояние. No Lock говорит об отсутствии на входе цифрового сигнала формата ADAT, надпись Sync говорит о присутствии на входе цифрового сигнала и использовании этого входа в качестве источника синхронизации, Lock сообщает о присутствии на входе цифрового звукового сигнала. В разделе Time Code отображается значение тайм-кода при подаче его на синхронизационный вход ADAT. Кроме того, если используются несколько плат одновременно, то в этом разделе появляется в зависимости от номера платы название ее платы-мастера. Так, у второй платы в этом разделе возникает надпись Card 1, а у третьей платы, соответственно, Card 2. В разделе Sync Ref отображается название источника синхронизации и частота дискретизации. При синхронизации от внутреннего генератора напротив Inp. возникает надпись Master, при синхронизации от звукового входа там возникает его название, а при синхронизации от Word Clock появляется надпись Word. Во всех случаях напротив надписи Freq. отображается частота дискретизации. При использовании с платой программ, работающих с ASIO-драйвером, в разделе Buffer Size (Latency) устанавливаются размер буфера и, соответственно, время ожидания системы (latency). В разделе MME производится включение проверки входов платы и аппаратного мониторинга входной сигналов. При мониторинге сигнал с любого входа платы поступает на соответствующий выход, то есть если входной сигнал поступает, скажем, на четвертый канал второго ADAT-интерфейса, его можно услышать на выходе четвертого канала второго ADAT-интерфейса. На интерфейсе SPDIF мониторинг осуществляется таким же образом, только сигнал поступает как на электрический выход SPDIF, так и на оптический выход (при условии, что первый ADAT-интерфейс включен в режим работы выхода SPDIF). Это происходит независимо от выбранного типа SPDIF-входа. Такую возможность удобно использовать для преобразования форматов передачи интерфейса SPDIF с оптического на электрический, или наоборот.

Выбор закладки About приводит к выводу в окне информации о драйвере.

Несколько слов о самом драйвере. Он включает в себя драйверы MME и ASIO 2.0. Можно предположить, что с платой Nuendo 96/52, для которой установлен ее собственный драйвер, будет работать такая полезная программа, как RME DigiCheck, которую можно бесплатно взять на сайте RME (www.rme-audio.com). Программа DigiCheck позволяет производить измерение пикового и среднего уровня звукового сигнала на всех входах платы, кроме этого, она имеет коррелятор фазы и битскоп, а также некоторые функции для тестирования платы и компьютера. Так вот, эта полезная программа с платой Nuendo 96/52 и ее собственным драйвером не работает. DigiCheck просто не "видит" платы. Оказалось - все дело именно в драйвере, который прилагается к плате Nuendo 96/52, причем по-человечески, используя Update Driver, установить драйвер от фирмы RME не удалось, драйвер платы Nuendo 96/52 этому всячески сопротивлялся. Пришлось залезть в каталог Windows/Inf/Other и удалить там файл RMEhammer.inf, после чего удалить плату из системы, перезагрузить компьютер и установить драйвер от фирмы RME. И после этого, о чудо, программа DigiCheck увидела плату Nuendo 96/52. Такое изменение драйвера на работу платы с программой Nuendo абсолютно никак не повлияло. Драйвер фирмы RME для платы Nuendo 96/52 можно скачать здесь. Кроме того, официальный представитель фирмы RME, компания ISPA, производит бесплатное обновление платы Nuendo 96/52 версии 1.1, которая не поддерживает работу с Giga-программами, до версии 1.5, поддерживающей работу с программами NemeSys.

Я тестировал плату Nuendo 96/52 на "честность". Тест производился так: были сгенерированы 24-разрядные файлы с частотами дискретизации 44,1, 48 и 96 кГц, длительностью пять минут, с синусоидальным сигналом, у которого плавно увеличивалась частота от 20 Гц до 20 кГц. Все файлы воспроизводились сначала через ADAT-выход, напрямую соединенный с ADAT-входом для записи, а потом - через электрический SPDIF-выход, соединенный с электрическим входом SPDIF для записи. Для коммутации использовались оптические провода Swissonic и электрические Apogee. Записанные с помощью программы Nuendo файлы с одинаковыми частотами дискретизации сравнивались с оригиналом и между собой в программе WaveLab 3.0, которая показала отсутствие какой-либо разницы между файлами-копиями, а разница между копиями и оригиналом заключалась только в предварительной задержке в несколько семплов.

Nuendo 8-I/O
Nuendo 8-I/O (1276$) представляет собой восьмиканальный 24-разрядный аналого-цифровой и цифро-аналоговый преобразователь, работающий на частотах дискретизации 44,1 и 48 кГц. Прибор имеет однорэковый металлический корпус черного цвета, алюминиевую переднюю панель с голубыми и белыми надписями и рисунками на ней. Преобразователь Nuendo 8-I/O выпускается для Steinberg фирмой RME и в оригинале называется RME ADI 8 Pro.

 
Steinberg Nuendo 8 I/O  
   

Аналого-цифровая часть Nuendo 8-I/O имеет восемь симметричных аналоговых входов, выполненных на восьми джеках и 25-контактном разъеме D-Sub, распайка которого совпадает с распайкой подобных разъемов, используемых для аналоговых входов и выходов на цифровых восьмиканальных магнитофонах Tascam серии DA, а также различных микшерных пультах, например, D&R Merlin. Чувствительность аналоговых входов переключается кнопкой на передней панели между -10 дБв, +4 дБ или Lo Gain. Последняя позиция соответствует номинальной чувствительности аналоговых входов, равной +10 дБ. Каждому уровню входной чувствительности соответствует свой светодиодный индикатор. Входной уровень аналогового сигнала отображается при помощи двух светодиодов на каждом канале. Первый светодиод сигнализирует о наличии сигнала, свечение второго говорит о перегрузке канала. Есть два оптических выхода формата ADAT, основной (Main) и вспомогательный (AUX). Кроме того, выходной цифровой сигнал поступает на два интерфейса TDIF-1, один из которых также является основным (Main), а второй - вспомогательным (AUX). Вспомогательные выходы (AUX) форматов ADAT и TDIF-1 используются только для записи 24-разрядного звукового сигнала на 16-разрядные магнитофоны, такие, как Alesis ADAT-XT или Tascam DA 88. При записи восьми 24-разрядных дорожек необходимо иметь второй 16-разрядный магнитофон, на цифровой вход которого и подается сигнал с вспомогательных выходов AUX. Нажатие кнопки Bit Split на передней панели преобразователя активизирует одноименную функцию и зажигает светодиодный индикатор. Функция Bit Split производит разделение 24-разрядного цифрового сигнала на два, которые поступают на соседние дорожки 16-разрядных цифровых магнитофонов. Соответственно, для записи четырех или менее 24-разрядных дорожек второй магнитофон не нужен. Источником синхронизационного сигнала для аналого-цифрового преобразователя может служить собственный генератор прибора (частота работы которого, 44,1 или 48 кГц, переключается кнопкой Clock со светодиодными индикаторами), цифровой звуковой вход ADAT или TDIF-1 (выбор которого производится нажатием кнопки Digital Input с индикаторами) или внешний источник синхронизационного сигнала, подключаемый к входу Word Clock In (BNC), расположенному на задней панели прибора. Для выбора источника синхронизационного сигнала существует кнопка A/D с индикаторами.

Цифро-аналоговый преобразователь имеет основной (Main) и вспомогательный (AUX) цифровой вход формата ADAT. Также сигнал на этот преобразователь может поступать с основного (Main) и вспомогательного (AUX) интерфейса TDIF-1. Цифровой вход выбирается той же кнопкой Digital Input, которой и осуществляется выбор цифрового входа для синхронизации аналого-цифрового преобразователя. Синхронизация цифро-аналогового преобразователя может осуществляться от тех же источников, что и синхронизация аналого-цифрового преобразователя. В любом случае синхронизационный сигнал поступает на выход Word Clock Out (BNC), расположенный на задней панели прибора. Если поступающий на цифровые входы звуковой сигнал был записан с использованием функции Bit Split, то для его нормального прослушивания необходимо кнопкой Combine включить одноименный режим, при котором прибор объединяет две разделенные дорожки, записанные на 16-разрядный магнитофон, делая из них один 24-разрядный звуковой канал. Аналоговый сигнал с цифро-аналогового преобразователя поступает на его восемь симметричных выходов, которые выполнены на восьми джеках и на 25-контактном разъеме D-Sub. Распайка этого разъема также является стандартной и совпадает с распайкой такого разъема на цифровых восьмиканальных магнитофонах Tascam серии DA и других устройствах, имеющих подобный разъем для передачи аналогового звукового сигнала.

Цифро-аналоговая часть, а, точнее, цифровая часть устройства Nuendo 8-I/O имеет еще одну удобную функцию - Copy, которая активизируется нажатием кнопки Copy Mode. При активизированной функции Copy входной сигнал с цифровых входов поступает на цифровые выходы прибора, что является удобным для преобразования цифровых форматов ADAT в TDIF-1 и наоборот. Кроме того, во время работы функции Copy можно использовать функции Bit Split или Combine, что позволяет производить обмен звуком между магнитофонами разной разрядности, например, для резервного копирования записей, сделанных 24-разрядным устройством, на 16-разрядные цифровые магнитофоны.

Звучание преобразователя Nuendo 8-I/O сравнивалось с аналого-цифровыми преобразователями Swissonic AD 24 и Apogee AD 1000, а также с цифро-аналоговыми преобразователями Swissonic DA 24 и Apogee DA 1000. Восьмиканальные преобразователи Swissonic в паре имеют сравнимую с Nuendo 8-I/O цену (несколько меньшую - 1090$), а двухканальные преобразователи Apogee AD/DA 1000 вообще являются промышленным стандартом. Для прослушивания цифро-аналоговых преобразователей звуковой материал оцифровывался при помощи Apogee AD 1000, записывался в компьютере программой Nuendo и подавался через плату Nueno 96/52 по очереди на Apogee DA 1000, Swissonic DA 24 и цифро-аналоговую часть преобразователя Nuendo 8-I/O. Для сравнения аналого-цифровой части Nuendo 8-I/O с преобразователями Swissonic AD 24 и Apogee AD 1000 тот же звуковой материал (две композиции) записывался на шесть разных стереофонических дорожек в программе Nuendo, а затем воспроизводился через цифро-аналоговые преобразователи Swissonic DA 24 и Apogee DA 1000. Для последнего процессор TC Electronic M-One производил понижение разрядности с 24 до 20 бит. Выходной сигнал с цифро-аналоговых преобразователей, как в случае сравнения последних, так и при сравнении звучания аналого-цифровых преобразователей, подавался на каналы микшерного пульта Soundcraft Ghost и прослушивался через мониторы Tannoy AMS 8 A и наушники Sennheiser HD 580. Для соединения оборудования использовались электрические кабели Canare с разъемами Neutrik для передачи аналоговых сигналов, электрические кабели Apogee с разъемами Canare для передачи цифровых сигналов и оптические кабели Swissonic.

Сначала сравнивались цифро-аналоговые преобразователи. Громкость всех цифро-аналоговых преобразователей устанавливалась одинаковой при помощи аналого-цифрового преобразователя Apogee AD 1000, на вход которого попеременно подключались выходы всех цифро-аналоговых преобразователей, воспроизводивших тестовый файл с синусоидальным сигналом частотой 1 кГц, и программы DigiCheck, которая способна отображать уровень сигнала с точностью до 0,1 дБ.

После первого же переключения с преобразователя Swissonic DA 24 на Nuendo 8-I/O я услышал, что звучание низких частот сильно изменилось. Nuendo 8-I/O выдавал намного больше низких, при этом область низких частот и низкой середины лишилась той разборчивости, динамичности и детальности, которые имела с преобразователем Swissonic. После включения DA 1000 я удивился еще больше. Swissonic выдавал несколько больше низких частот, чем DA 1000, но при этом структура их звучания была очень близка к Apogee. В области середины Apogee выдавал ровное, прямое, неокрашенное и очень разборчивое звучание. Swissonic DA 24 имел небольшой провал в области средних частот, звучание которых несколько теряло детальность и точность. Средние частоты у Nuendo 8-I/O звучали несколько "в нос". Все звуки с резкой атакой ее потеряли, атака стала какой-то неровной и неестественной. Преобразователь далеко не лучшим образом отрабатывал фронты барабанов и электрических гитар на чистом звуке. Высокие частоты у преобразователя Nuendo 8-I/O звучали грязно, с каким-то странным призвуком, явно не характерным для прослушиваемых композиций. Высокие частоты через Swissonic DA 24 сохраняли свою естественную структуру, при этом звуча несколько громче, чем через Apogee DA 1000. Но что, как мне кажется, является главным недостатком преобразователя Nuendo 8-I/O, так это стремление сделать звучание композиции кашеобразным. Сначала мне даже показалось, что преобразователь является монофоническим - так сильно изменился стереообраз. Весь звук как бы проходил через какую-то плотную тряпку и, даже по сравнению со Swissonic DA 24, был абсолютно неадекватен оригиналу. При этом Swissonic DA 24 по сравнению с Apogee DA 1000 звучал несколько мутно, с провалом средних частот и некоторым подъемом верха и самого низа, но сохраняя детальность и стереообраз.

Аналого-цифровая часть Nuendo 8-I/O звучала лучше его цифро-аналоговой части, вносила несколько меньше изменений в материал. Что я сразу услышал, так это неестественную верхнюю середину, придающую звуку инструментов гнусавость и резкость. Также весь звук был чрезмерно "надут" и "замылен". При этом в несколько меньшей степени терялся стереообраз и детальность, но слушать все равно хотелось AD 1000 или Swissonic AD 24. AD 1000 не привносил в звук ничего, оставляя его ровным, естественным и детальным. Все инструменты оставались на своих местах. Swissonic AD 24 звук окрашивал, в нем так же становилось несколько меньше середины и несколько больше низа и верха, возникала легкая завуалированность. Но главным являлось сохранение детальности звучания, его динамики и стереообраза.

А теперь поговорим о соотношении цены, качества и возможностей. Преобразователи Apogee AD/DA 1000, конечно, хороши, но - двухканальные, и стоят дороже даже подержанные (производство их прекращено). Преобразователи Swissonic AD/DA 24 превосходят Nuendo 8-I/O по звуку и стоят дешевле, но не стоит забывать, что на преобразовании возможности этих устройств практически заканчиваются. В то время, как Nuendo 8-I/O, наряду с восьмиканальными аналого-цифровыми и цифро-аналоговыми преобразователями и двумя интерфейсами формата ADAT, имеет два интерфейса TDIF-1, два способа подключения аналоговых источников и приемников звукового сигнала, функции Bit Split и Combine, возможности копирования цифрового звука с одного устройства на другое и преобразования цифровых форматов. И в случае, если эти возможности нужны, средства ограничены, а претензий на особо высокое качество звучания нет, Nuendo 8-I/O может быть предпочтительней. Например, представляется маленькая студия для озвучивания видео, в которой стоит компьютер для монтажа с платой Nuendo 96/52, преобразователь Nuendo 8-I/O, магнитофон Tascam DA 78 HR, пара видеомагнитофонов и мониторная система, предназначенная для работы в объемных форматах. Все подключено к одному преобразователю, все синхронизировано, работает, жужжит, звучит, показывает и мигает лампочками.

Timelock Pro
Синхронизатор Timelock Pro (748$) - устройство небольшое, размером с фляжку на треть литра, приделанное к алюминиевой однорэковой панели. Некоторым моим знакомым оно напоминает или всплывшую подводную лодку, или врезной дверной замок. Timelock Pro производит преобразование LTC форматов 24 fps, 25 fps, 30 dfps и 30 fps в MTC, генерацию синхронизационного сигнала Word Clock самостоятельно или при поступлении на прибор LTC или Video, сдвиг частоты дискретизации на 0,1% вниз или 4% вверх. На передней панели устройства расположены выключатель питания, переключатель частоты дискретизации (44,1 или 48 кГц), переключатель выхода Word Clock из обычного формата в формат x256 Digidesign SuperClock, переключатель сдвига частоты дискретизации. Вся информация отображается четырьмя индикаторами и дисплеем, состоящим из четырех сдвоенных семисегментных светодиодных матриц. Первый индикатор сигнализирует о включенном состоянии прибора, второй и третий - о наличии синхронизационного сигнала на входах Video и LTC, последний сообщает о "захвате" синхронизации. На дисплее отображается формат поступающего синхронизационного сигнала, сдвиг частоты дискретизации, а также значение временного кода. На задней панели расположены разъемы BNC для входа Video и выхода синхронизации Word Clock, вход LTC, выполненный на разъеме RCA, MIDI-выход для передачи MTC и разъем для подключения сетевого кабеля.

 
Steinberg TimeLock Pro  
   

Я испытал прибор на синхронизацию посредством LTC. Для этого на магнитофонную дорожку был записан LTC разных форматов, сигнал с этой дорожки поступал на Timelock Pro, а его MIDI-выход подключался к входу MIDI-интерфейса Emagic Unitor 8. Синхронизация прекрасно осуществлялась во всех имеющихся у меня программных секвенсорах: быстро, во всех форматах, правда, несколько медленнее, чем это делает Emagic Unitor 8. А вот дисплей прибора меня несколько разочаровал - в затемненном помещении он пылал настолько ярко, что разобрать его показания было нелегко. Производителем синхронизатора является компания Rosendahl.

Nuendo AD 8000
В программно-аппаратный комплекс Nuendo входит еще одна модель преобразователя - Nuendo AD 8000, по возможностям и внешнему виду сходная с одноименным преобразователем, производимым фирмой Apogee. Nuendo AD 8000 представляет собой восьмиканальный аналого-цифровой преобразователь. Есть восемь аналоговых симметричных входов, выполненных на разъемах XLR, четыре цифровых выхода формата AES/EBU, один цифровой выход формата SPDIF (электрический), а также цифровые входы форматов AES/EBU и SPDIF (электрический). Все входы и выходы поддерживают разрядность сигнала до 24 бит. Устройство работает на частотах дискретизации от 32 до 54 кГц (при внешней синхронизации), собственный генератор вырабатывает 44,1 и 48 кГц. Синхронизация с внешним оборудованием возможна при помощи цифровых входов и выходов прибора или посредством входа или выхода Word Clock. Аналого-цифровое преобразование 24-разрядное. Алгоритм UV22 предназначен для понижения разрядности выходного цифрового сигнала до 20 или 16 бит. Алгоритм Soft Limit предотвращает перегрузку аналого-цифровых преобразователей. Оба алгоритма можно по отдельности включать на каждом канале. Есть восемь индикаторов уровня входного сигнала, которые могут работать в шести разных режимах, встроенный генератор тестовых сигналов, возможность калибровки уровня и заглушения выходов. Есть возможность мониторинга любой пары каналов, направляя звук на встроенный 18-разрядный цифро-аналоговый преобразователь с выходом для наушников.

Дополнительно можно установить модуль двухканального или восьмиканального цифро-аналогового преобразователя, модуль синхронизации с видеосигналом, позволяющий работать с частотами дискретизации 44,056, 44,1, 44,144, 47,952, 48, 48,048 кГц, а также три модуля цифровых входов и выходов. На данный момент фирмой Apogee выпускаются модули с цифровым интерфейсом TDIF-1 (TDIF 8 AMBus Card), ADAT (ADAT 8 AMBus Card), AES/EBU (AES 8 AMBus Card), DIGI 8 Plus (Pro Tools AMBus Card) и S/DIF II (SDIF AMBus Card).

Заключение

В первую очередь программа Nuendo меня интересовала с точки зрения ее возможностей как многодорожечной системы записи и нелинейного монтажа. Могу сказать, что вместе с платой Nuendo 96/52 программа с задачами записи и монтажа справляется прекрасно. В процессе испытания система работала очень стабильно, без сбоев и срывов синхронизации. Порадовала и развитая система автоматизации. Основным недостатком я бы назвал отсутствие барабанного MIDI-редактора, да и вообще, MIDI-часть программы очень слабая. В процессе работы над проектом я для MIDI использовал Cubase, дабы Nuendo позволяет открывать "кубейсовские" файлы. Не понравилось и качество встроенных эффектов, однако лично я пользуюсь внешней обработкой, поэтому качество эффектов не сильно испортило мне настроение. Работать с программой удобно и просто, вот только хочется, чтобы микшер был более гибким, - например, как в программе Logic Audio 4.5.

Steinberg Nuendo 878$
Steinberg Nuendo 96/52 529$
Steinberg Nuendo 8-I/O 1276$
Steinberg Timelock Pro 748$
ISPA

  Оценка статьи

Посещений: 22100 | Проголосовавших: 36 | Средняя оценка: 4.4

   

  Комментарии

17.01.03 13:12
Vasik vasik1@yandex.ru
Если учесть, что в инете информации об это почти нет, то отлично.

02.01.04 18:59
mihaus mihaus@mail.ru
Интересная статья!!!А есть более новаяНапример:Steinberg Nuendo 2.x

Да и цены ради смеху можно не писать!!! :)


03.01.04 00:58
Дмитрий Попов moline@comtv.ru
Ссылка на статью про Nuendo 1.5 есть в верхней части этой страницы. Статья про Nuendo 2 опубликована в ноябрьском номере МО за прошлый год.

01.07.04 23:44
Alex a_zav@mail.ru
Интересная и нужная статья!!! Большое спасибо автору!

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА