Начало
 
 


Компьютерные системы записи
Микшеры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Soundscape Mixtreme и Tascam TM-D 1000

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
март 2000

Компьютерная система и цифровой микшер.

Современные компьютерные "виртуальные студии" обладают кучей достоинств и одним, но существенным недостатком: по качеству микширования и обработки звука они заметно отстают от аппаратных устройств. Конечно, в Cubase или Samplitude можно изготовить фонограмму, которую по радио сложно будет отличить от записи, сделанной в дорогой студии. Но при прослушивании той же самой фонограммы на хорошей акустике легко можно разобрать и невнятные хвосты реверберации, и металлический привкус модуляционной обработки, и мутноватый характер звука.

Такое положение вещей обычно объясняют двумя причинами: малоподходящей для поточной обработки данных архитектурой персональных компьютеров и "кривизной" операционных систем Windows и MacOS. Действительно, с чисто теоретической точки зрения никаких препятствий для переноса самых продвинутых алгоритмов в форматы DirectX или VST не существует, тем более, что мощности центральных процессоров компьютеров сейчас просто фантастические. Но на практике оказывается, что алгоритмы, отлично работающие на каких-нибудь слабеньких DSP от Motorola в недрах автономных приборов, начинают пожирать безумное количество ресурсов центрального процессора персонального компьютера. Вот и приходится разработчикам урезать алгоритмы, чтобы виртуальная обработка нормально действовала (такое урезание DirectX и VST алгоритмов по сравнению с оригиналами признала, например, фирма TC Works). А тем фирмам, которые не хотят идти на компромиссы, приходится изобретать способы обхода операционной системы и прочие ухищрения. Например, программа Gigasampler фирмы Nemesys работает с устройством ввода-вывода напрямую, без участия Windows, а для сокращения времени ожидания до 5-8 мс нужен еще и драйвер особого формата.

Для более серьезной работы вот уже несколько лет используются компьютерные системы, в которых всю обработку звука выполняют специализированные DSP. На таких продуктах, как, например, Digidesign Pro Tools или Soundscape SSHDR 1, сделано немало очень хороших записей. Но подобные системы стоят дорого - тот же Pro Tools в полной конфигурации, с набором необходимых подключаемых модулей, легко может потянуть и на 15 тысяч долларов. Так что о широком применении этих систем в малобюджетных студиях и речи быть не может.

Но, к счастью, производители не стоят на месте, и в последнее время появилось несколько компьютерных систем для тех, кому обработки DirectX и VST мало, а на Pro Tools нет денег. Это и полностью интегрированные с компьютером системы типа Creamware Pulsar или Yamaha DSP Factory, и сочетания типа компьютер + цифровой многоканальный интерфейс (ADAT или TDIF) + цифровой микшер. В отличие от разработок предыдущего поколения, новые системы работают с любыми звуковыми приложениями и не требуют специальной поддержки (за исключением дополнительной программы управления у DSP Factory и Pulsar, которая запускается параллельно основному приложению). Во всех этих системах для работы непосредственно со звуком, включая синхронизацию треков, используются специализированные DSP, установленные либо на платах, либо внутри микшеров. Кроме того, эти системы позволяют на всех этапах работы над фонограммой - от записи инструментов до мастеринга - сохранять сигнал в цифровом виде, не допуская лишних цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразований.

Относительно недавно появившаяся система Soundscape Mixtreme также попадает в эту компанию. Но она весьма примечательна своей универсальностью. С одной стороны, это полноценная компьютерная 16-канальная система записи и сведения (со специальным DSP, на который возложены все обязанности по обработке звука). С другой же стороны, Mixtreme - это 16-канальный интерфейс формата TDIF (пока единственный на рынке), который можно использовать для связи с цифровыми микшерами. В принципе, здесь ничего особо удивительного нет - тот же самый Pulsar имеет 16-канальный цифровой интерфейс формата ADAT, а на Yamaha DSP Factory можно установить дополнительную плату с таким интерфейсом. Удивительно же то, что пользователь может не платить деньги за ненужные ему функции, и если Mixtreme требуется только для связи компьютера с другими студийными устройствами, то цена за систему не покажется чрезмерной - в минимальной конфигурации Mixtreme стоит примерно столько же, сколько и простые цифровые интерфейсы. Ну а если система покупается как аппаратный 16-канальный микшер для многодорожечной программы, то вполне можно заплатить и за подключаемые модули (тем более, что предлагается фирменная обработка от Soundscape, TC Works, Wave Mechanics и Aphex), и за аналоговые входы-выходы, и за SPDIF интерфейсы. Пример, достойный для подражания - многие фирмы стремятся напихать в свои продукты побольше и продать подороже, не особо волнуясь, нужно это пользователю или нет.

Но самое интересное в этом продукте то, что Mixtreme в паре с микшером Tascam DM-D 1000 представляет собой самую дешевую на сегодняшний день 16-канальную компьютерную систему звукозаписи с внешним цифровым пультом. За удовольствие быть ее обладателем нужно заплатить чуть больше 2,5 тысяч долларов. Любая конкурирующая компьютерная полностью цифровая 16-канальная система с внешним пультом стоит как минимум в два-три раза дороже (например, Yamaha 02 R + Frontier Design Dacota потянет более чем на 7 тыс. долларов). А цифровые микшеры, сравнимые по цене и по функциональным возможностям с Tascam TM-D 1000, имеют только восьмиканальный интерфейс формата ADAT.

К сожалению, Mixtreme очень часто позиционируется торговыми фирмами именно как интерфейс для TM-D 1000. При этом забывается, что эта система может быть полезна и сама по себе, ведь она является "младшей сестрой" такой именитой системы, как Soundscape SSHDR, и все подключаемые модули Mixtreme позаимствованы именно оттуда. Чтобы восстановить справедливость, я сначала подробно расскажу о собственных возможностях микширования Mixtreme и только после этого перейду к TM-D 1000 и их совместной работе.

Экстремальный микс
Mixtreme - это PCI плата для PC. На ней есть два интерфейса формата TDIF на 25-контактных разъемах D-Sub (один - на внешней планке платы, другой - на дополнительной планке, соединяемой с платой посредством шлейфа), вход и выход синхрослова (Wordclock) на разъемах RCA и MIDI интерфейс (In/Out/Thru) на девятиконтактном разъеме (он также располагается на дополнительной планке). MIDI интерфейс, по замыслу разработчиков, должен использоваться для MTC синхронизации, но в настоящее время он не работает. В руководстве пользователя по этому поводу написано, что "порт будет доступен при будущем бесплатном обновлении программного обеспечения".

Плата поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации от 10 до 50 кГц. Синхронизация частоты может осуществляться не только через разъемы Wordclock, но и через TDIF интерфейс. Внутренняя обработка - 24-разрядная. На Mixtreme установлен процессор Motorola 56301 (80 МГц), который выполняет все микширование и обработку звука. К плате прилагаются мультимедийные драйверы под Windows 95/98/NT, которые имитируют восемь стерео портов, доступных в любых программах, и драйвер ASIO 2.0. Мультимедийный драйвер (версии 1.05 и выше) совместим с Gigasampler 1.6 - он поддерживает программный интерфейс GSIF и позволяет получить время ожидания (latency) порядка 5-8 мс. В одном компьютере могут работать до четырех Mixtreme. При этом их ресурсы объединяются, и вы получаете до 64 полноценных цифровых каналов.

Специально для Mixtreme фирма Soundscape выпускает два интерфейса. SS 8 IO 3 (765$) имеет полурэковый корпус, восемь входов и восемь выходов (несимметричные, +4 дБ, разъемы RCA), 25-контактный разъем интерфейса TDIF, вход и выход синхрослова (Wordclock/Superclock, разъемы RCA). Все преобразователи интерфейса - 20-разрядные. Внутренний генератор обеспечивает частоты дискретизации 44 и 48 кГц, кроме того, возможно получение синхрослова с TDIF входа. Второй интерфейс называется SS 8 IO 2 (765$). Он тоже имеет корпус в половину рэка и предназначен для преобразования восьми каналов цифрового 24-разрядного звука из формата TDIF в формат ADAT и обратно. Помимо TDIF и ADAT портов, интерфейс имеет вход и выход Wordclock/Superclock (разъемы RCA). Разумеется, к Mixtreme можно подключить и двухрэковый интерфейс SS 8 IO 1 (2579$) от системы SSHDR 1, который имеет восемь симметричных аналоговых входов и выходов на разъемах XLR, 20-разрядные АЦП и ЦАП, цифровые интерфейсы форматов ADAT и TDIF, а также вход и выход синхрослова. Разъем TDIF на Mixtreme можно использовать и для соединения с системой SSHDR 1 Plus. Помимо этого на Mixtreme можно установить дочернюю плату с коаксиальным SPDIF входом и выходом (185$).

Все управление осуществляется из программы микшера (рис. 1), которая инсталлируется с компакт-диска, входящего в комплект поставки (в настоящее время программа существует в версии 1.06). Сразу после инсталляции надлежит ввести пароль, бумажка с которым наклеена на обложку руководства пользователя. Затем делается пара настроек - выставляются источники синхронизации, частота дискретизации и т. д. По окончании этого процесса можно приступать к работе - на экране по умолчанию оказывается восьмиканальный микшер со стерео линейками каналов и линейкой мастер-выхода. Если же эта конфигурация не устраивает, то можно загрузить любой из 24 готовых файлов конфигурации.

 
Рис. 1  
   

Вся прелесть программы микширования проявляется, когда приходится создавать конфигурацию микшера под собственные задачи. Программа позволяет создавать произвольные комбинации из линеек каналов, подгрупп, посылов и обработки. Помимо традиционных моно и стерео форматов можно использовать и четырехканальный. В последнем случае на четырехканальной линейке микшера вместо регулятора панорамы появляется небольшое поле с шариком, позволяющим позиционировать сигнал между фронтальными и тыловыми громкоговорителями.

Всего в распоряжении есть 16 моно входных линеек, 16 моно выходов дорожек аудиопрограммы, 16 моно подгрупп и 16 моно посылов на канал (переключаются до и после фейдера). На любой моно линейке или подгруппе (за исключением посылов) можно установить до 16 двухполосных параметрических эквалайзеров. Если использовать стерео или четырехканальные линейки, стерео посылы, подгруппы или эквалайзеры, то их общее количество, соответственно, уменьшается (в одной конфигурации могут сосуществовать моно, стерео и четырехканальные линейки микшера). Также на линейках создаваемого микшера можно использовать дополнительные фейдеры, дилеи (задержка выставляется с точностью до семпла) и индикаторы уровня. А если приобрести дополнительные подключаемые модули, то на каждом канале становятся доступны и они.

Работа по созданию собственной конфигурации микшера осуществляется довольно просто. Щелчок мыши в пустом поле программы открывает контекстное меню, в котором выбирается формат входов и выходов новой линейки (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 3 Вариантов здесь очень много, в том числе и моно вход - стерео выход, моно вход - четырехканальный выход, стерео вход - моно выход и т. д. После выбора на экране появляется пустая линейка (рис. 3).

Следующий этап работы - это назначение на линейку портов ввода и вывода. На вход линейки можно назначить любой физический вход (входы) Mixtreme, выход (выходы) дорожки аудиопрограммы или выход (выходы) подгруппы. Выходу линейки можно присвоить любой физический выход или вход подгруппы (входы программы многодорожечной записи назначаются автоматически при назначении на вход линейки физического порта). Кстати говоря, программа микшера позволяет легко создать конфигурацию для смешивания сигналов с 16 моно (8 стерео) дорожек аудиопрограммы и сигналов, поступающих с 16 моно (8 стерео) физических входов. При наличии внешних интерфейсов с аналоговыми входами и выходами с помощью такой конфигурации легко можно подключить к Mixtreme и синтезаторы, и внешние процессоры эффектов (посылы на них будут заводится с подгрупп программы микшера). Итоговый микс будет поступать через линейку подгруппы на любой физический выход Mixtreme. К сожалению, его нельзя направить на вход дорожки аудиопрограммы внутри системы. Но если установлена дочерняя плата SPDIF интерфейса, то проблема записи итогового микса обратно в компьютер легко решается с помощью подключения ее входа к ее же выходу.

Рис. 4После того, как создано необходимое количество входных линеек, линеек выходов дорожек и подгрупп, можно назначить на них дополнительные каналы посылов, установить линии задержки и эквалайзеры, а также разукрасить микшер индикаторами. Таким образом, линейки входов, каналов и подгрупп принимают вид, подобный показанному на рисунке 4. Работа завершается сохранением конфигурации в отдельный файл и выходом из режима редактирования.

В минимальной комплектации из обработки доступны только двухполосные параметрические эквалайзеры. В свернутом виде они выглядят как маленькие таблички на линейках микшера. Но стоит дважды щелкнуть по ним мышью, как на экране появляется окно с более приличным интерфейсом (рис. 5). Все параметры можно выставлять не только движками, но и при помощи диалоговых окошек - они появляются после двойного щелчка мышью на интересующем параметре.

Рис. 5

Если же кроме эквалайзеров нужно что-то еще, то придется выкладывать дополнительные деньги. Сейчас для Mixtreme можно купить следующие подключаемые модули: пакет Soundscape Audio Toolbox (рис. 6) - хорус/ фленджер, двухотводная линия задержки и динамическая обработка (компрессор/ лимитер/ экспандер/ гейт); Wave Mechanics Stereo Reverb (рис. 7) - довольно навороченный ревербератор; TC Reverb (рис. 8) - очень хороший модуль ревербератора от TC Works; TC Dynamizer - трехполосный компрессор/ лимитер/ экспандер/ клиппер для мастеринга (производства TC Works); а также Aphex Aural Exciter Type III и Big Bottom Pro - хорошо всем известные алгоритмы высокочастотного и низкочастотного гармонического насыщения. Надо сказать, что все алгоритмы подключаемых модулей очень высокого качества - ведь они позаимствованы у системы SSHDR 1, и рядом с ними обработка DirectX и VST выглядит не очень убедительно.

 
Рис. 6  
   

Рис. 7

Рис. 8

Разумеется, как только речь заходит о произвольно конфигурируемых системах, сразу встает вопрос о загрузке специализированного DSP, который отвечает за всю обработку. Разработчики Soundscape позаботились о том, чтобы пользователь всегда знал, сколько у него осталось свободных ресурсов, - в правом нижнем углу программы микшера на строке состояния есть индикаторы загрузки DSP и использования собственной памяти Mixtreme. К сожалению, ресурсы системы "пожираются" различными модулями довольно быстро. Например, полный 16-канальный микшер (моно линейки плюс стерео мастер-секция) с установленным на каждом канале двухполосным параметрическим эквалайзером занимает 49,6% памяти и требует 61,5% мощности DSP. А вот добавить в эту конфигурацию ревербератор в посыле-возврате уже невозможно: при создании линейки подгруппы, 16 посылов с каналов и установке модуля TC Reverb индикатор загрузки DSP начинает показывать 108,2%. Чтобы вогнать цифры загрузки в разумные 99,2%, приходится убирать эквалайзеры с четырех линеек микшера.

Для ориентировки можно привести такие цифры загрузки процессора и использования системной памяти:

 
  Загрузка процессора и использование системной памяти  
   

Из таблицы видно, что неплохим вариантом является приобретение пакета Soundscape Audio Toolbox, поскольку его модули имеют приемлемый уровень загрузки DSP. Единственную проблему представляют слишком большие цифры загрузки памяти у длительной задержки. Так что придется выкручиваться за счет другой обработки. Но вот приобретение модулей реверберации довольно сомнительно - стоят они дорого, а ресурсов требуют очень много. Если планируется использовать Mixtreme с блоком внешних преобразователей (например, SS 8 IO 3), то более разумно будет купить аппаратный процессор эффектов или ревербератор. Мастеринговый TC Dynamizer тоже требует много ресурсов, но так как он вряд ли будет использоваться в многоканальном проекте, то его покупка может показаться вполне привлекательным вариантом, тем более, что он стоит почти в два раза дешевле, чем TC Electronic Finalizer Express, имеющий похожие алгоритмы.

Теперь о недостатках Mixtreme, которые проявляются при его использовании в качестве самостоятельной системы звукозаписи. Во-первых, в программе микшера напрочь отсутствуют какие-либо намеки на MIDI управление и автоматизацию (добавлено в версии 1.1 - прим. ред). Конечно, можно запоминать миксы и конфигурации в отдельные файлы, но этого по нынешним временам маловато. У тех же самых Creamware Pulsar и Yamaha DSP Factory все функции управления полностью "мидированы", и можно не только записывать данные динамической автоматизации в секвенсор, но и управлять системами с внешнего MIDI контроллера.

Второй недостаток программы микшера Mixtreme может показаться несколько смешным, но он вполне способен попортить нервы: у поля разрыва линейки канала, куда устанавливаются посылы, эквалайзеры и прочие элементы микшера, нет полосы прокрутки. Когда поле заполняется, в него уже ничего поставить нельзя, хотя теоретически такая возможность есть. Единственный выход в этом случае - увеличить разрешение экрана, чтобы линейка немного "подросла". Мое беспокойство по этому поводу может продемонстрировать следующий пример: при разрешении экрана 1024х768 в поле разрыва линейки влезают только прямой выход дорожки, модуль динамической обработки, два эквалайзера (четыре полосы) и четыре посыла на обработку. Конечно, это не так уж и мало, но заложено-то гораздо больше. А если понадобится пятый посыл? Ведь далеко не все мониторы держат приемлемую для глаз частоту вертикальной развертки при разрешении 1152 х 864 и выше.

Итак, резюме по поводу использования Mixtreme в качестве самостоятельной системы звукозаписи выглядит следующим образом: продукт обладает практически всеми необходимыми для этого функциями, очень гибок в конфигурировании и позволяет работать со звуком весьма качественно. Однако желательно, чтобы под рукой были внешние источники реверберации (а еще лучше - и другая обработка), так как соответствующие подключаемые модули съедают слишком много ресурсов. По сравнению с конкурирующими системами, Mixtreme имеет одно немаловажное достоинство - стоит дешевле, хотя и проигрывает (в минимальной конфигурации) по части функциональности. Еще одно достоинство - возможность создавать стоящие вполне разумных денег 64-канальные системы микширования с очень развитыми коммутационными возможностями. Здесь у Mixtreme конкурентов просто нет.

Но самое интересное начинается тогда, когда мы присоединяем к Mixtreme пульт Tascam TM-D 1000...

Tascam TM-D 1000
Микшер имеет 16 линеек каналов и 4 подгруппы. На первых четырех каналах установлены микрофонные входы на разъемах XLR с фантомным питанием (питание включается глобально), симметричные входы на джеках и гнезда разрывов. Следующие четыре канала имеют несимметричные микрофонные/ линейные входы на джеках. На всех первых восьми каналах есть регуляторы чувствительности. Оставшиеся восемь каналов по умолчанию назначены на входы восьмиканального цифрового интерфейса формата TDIF (25-контактный разъем D-Sub). Помимо этого, есть вход для магнитофона на джеках (симметричный, +4 дБ) и разъемах RCA (-10 дБ), цифровой вход (XLR и RCA), который переключается между форматами AES/EBU и SPDIF, и вход (джек) для педального переключателя.

У пульта есть линейные выходы на джеках (симметричные, +4 дБ) и разъемах RCA (-10 дБ), два цифровых выхода (у каждого по два разъема XLR и RCA, переключаются между форматами SPDIF и AES/EBU), восемь выходов дорожек формата TDIF, прямые выходы подгрупп (симметричные на джеках и несимметричные на разъемах RCA, +4 и -10 дБ соответственно), мониторный выход на джеках (симметричный, +4 дБ) и выход для наушников (джек). Также имеются вход и выход Word Clock (RCA), MIDI интерфейс (In и Out). Все аналоговые входы и выходы расположены на верхней панели, цифровые - на задней.

На всех аналоговых входах установлены 20-разрядные преобразователи с 64-кратной передискретизацией, на аналоговых выходах - 20-разрядные преобразователи со 128-кратной передискретизацией. Цифровые интерфейсы поддерживают разрядность 16, 20 и 24 бита. Внутренняя обработка 24-разрядная. Микшер поддерживает частоты 44,1 и 48 кГц и может быть как источником синхрослова, так и синхронизироваться с внешней частотой (в пределах +/-6% от стандартных частот).

На задней панели также имеется посадочное место под плату расширения IF-TD 1000 (279$). На плате находятся второй восьмиканальный интерфейс формата TDIF (25-контактный разъем D-Sub), а также два цифровых входа на разъемах XLR и RCA, которые программно переключаются между форматами SPDIF и XLR. На втором цифровом входе есть преобразователь частоты дискретизации из 44,1 в 48 кГц, и наоборот. 16 каналов полностью цифрового микширования получаются только при установке этой платы.

 
Tascam TM-D 1000  
   

На верхней панели микшера находятся 16 фейдеров каналов, четыре фейдера подгрупп и мастер-фейдер (все - по 60 мм). Над фейдерами каналов расположены кнопки заглушения, регуляторы панорамы и кнопки выбора канала для редактирования (каналы можно выбирать попарно). В секции стерео возвратов есть два регулятора и две кнопки заглушения. В мониторной секции находятся два регулятора уровней мониторного выхода и наушников, светодиодный индикатор уровня, четыре кнопки выбора источника для мониторного выхода (главный микс, подгруппы или магнитофонный вход), кнопка прослушивания в моно и кнопка Solo, которая превращает кнопки заглушения в кнопки солирования (можно прослушивать каналы до и после фейдера).

В средней части верхней панели слева находятся восемь регуляторов чувствительности аналоговых входов, кнопки назначения каналов (главный микс/подгруппы), кнопки включения эквалайзера и прямых выходов дорожек, и кнопка Shift. Правее регуляторов чувствительности расположены жидкокристаллический дисплей с подсветкой (две строки по 24 символа) и органы редактирования: четыре многофункциональных регулятора, кнопка выбора параметра, три кнопки для работы с меню (Enter, Escape/Recall и Memo) и регулятор Data Entry, который (при нажатии на него) может выполнять функцию переключателя. Большинство кнопок микшера имеет подсветку, так что с ним можно работать и в полной темноте.

Каждая линейка канала (как с аналоговыми, так и с цифровыми входами) имеет трехполосный эквалайзер (регулировка добротности есть только на второй полосе, на всех трех полосах частоты меняются в пределах от 41 Гц до 16 кГц) и по четыре посыла на эффекты (переключаются до или после фейдера). Два посыла могут быть объединены для создания одного стерео посыла. Каждая линейка может быть назначена на основной выход, подгруппы или TDIF интерфейс (каналы назначаются двумя группами: с 1 по 8 или с 9 по 16).

В микшере есть два процессора эффектов. Они могут быть сконфигурированы следующим образом: четыре канала динамической обработки; первый процессор - в разрыве мастер-шины, второй - в стерео посыле-возврате; два процессора последовательно в одном стерео посыле-возврате (процессоры можно менять местами); два процессора параллельно в одном стерео посыле-возврате; два процессора в двух стерео посылах-возвратах. Разумеется, один или оба процессора можно отключить и использовать с микшером внешнюю обработку. Также есть возможность установить дополнительную плату FX-D 1000 (199$), которая добавляет еще два точно таких же процессора. При этом возрастает и количество вариантов конфигурации.

Первый процессор эффектов способен производить такие алгоритмы, как задержка, хорус, фленджер, фейзер, смещение высоты тона, компрессор, экспандер, деэссер и эксайтер. Второй может делать то же самое плюс различные алгоритмы реверберации (Hall, Room, Live, Studio и Gate). У любых типов эффектов обоих процессоров регулируются уровень входного сигнала, баланс прямого/ обработанного сигнала и еще четыре параметра. Первый процессор имеет 25 готовых пресетов, а второй - 50. Данные изменения параметров каждого процессора могут быть сохранены в 116 пользовательских пресетах (по 58 пресетов на каждый процессор). Пресеты могут быть вызваны по MIDI (сообщением Program Change).

Микшер имеет два глобальных режима работы подгрупп - Record и Mix. В первом случае подгруппы работают по своему прямому назначению, и сигнал с них поступает на прямые аналоговые выходы или выходы TDIF интерфейса (подгруппа 1 - каналы 1 и 5, подгруппа 2 - каналы 2 и 6, и т. д.). Можно назначить выходы подгрупп и на два цифровых выхода. Во втором режиме фейдеры подгрупп используются как регуляторы уровней четырех посылов на эффекты, и назначение каналов на подгруппы невозможно. Однако если во время микширования понадобятся подгруппы с прямым выходом, то можно отключить два или все четыре посыла. Похожий фокус можно проделать и в режиме записи: если здесь не нужны подгруппы, то можно включить только первую пару посылов или все посылы одновременно.

Два стерео возврата с эффектов можно переключать между следующими вариантами: цифровой вход, первые восемь аналоговых каналов (назначаются попарно) и встроенные процессоры эффектов. Сигнал с цифрового входа также может быть направлен на линейки первых восьми каналов (аналоговые входы при этом отключаются) или на каналы 9-16 (отключается TDIF интерфейс).

Есть в микшере и возможности статической автоматизации. Всего доступны 128 сцен (они в терминологии Tascam называются Snapshot, т. е. "моментальный снимок"), которые могут вызываться при помощи нажатия соответствующих кнопок, педального переключателя или по MIDI (сообщения Program Change). Каждой сцене можно присвоить имя (максимум - 16 символов) и назначить время, в течение которого будут плавно установлены запомненные уровни каналов и мастер-выхода. Так как перемещение органов управления микшера производит MIDI сообщение, а практически все параметры могут управляться по MIDI, то возможна динамическая автоматизация с помощью внешнего секвенсора. В секвенсор также можно скидывать, а затем восстанавливать данные обо всей пользовательской памяти (сцены, пресеты процессоров эффектов, системные настройки и данные внутренней коммутации).

Микшер позволяет управлять внешними устройствами посредством MIDI Machine Control (MMC). Кнопки назначения канала, включения эквалайзера и прямого выхода, нажатые одновременно с кнопкой Shift, производят команды воспроизведения, остановки, записи и перемотки. Кнопка Shift, нажатая одновременно с кнопками выбора канала, позволяет запоминать до 16 позиций локатора. А Shift+Mute позволяет передавать на управляемое устройство команды статуса канала.

Управление самим пультом организовано достаточно просто - большинство функций доступно с верхней панели. В меню вынесены только настройки, внутренняя коммутация и функция переключения режимов использования подгрупп (Record/Mix). Доступ к параметрам каждого канала производится нажатием кнопки редактирования (CH SEL) - при этом кнопка загорается зеленым светом, а на дисплей выводятся страницы эквалайзера. Если нужно переключиться на секцию посылов или эффектов/ динамической обработки, то достаточно нажать еще одну кнопку (PARAM SEL). Светодиоды над ней показывают, что именно выведено на дисплей. Между прочим, такая индикация очень помогает при освоении пульта, когда одного взгляда на дисплей недостаточно для идентификации выводимых аббревиатур и цифр. Все остальное управление мало чем отличается от работы с аналоговыми микшерами.

TM-D 1000 разрабатывался в первую очередь для малобюджетных студий, и в минимальной конфигурации он лучше всего подходит для совместной работы с восьмиканальными магнитофонами Tascam DA 38, DA 88 и DA 98, или с компьютером (помимо Mixtreme, в продаже есть восьмиканальный TDIF интерфейс Aark TDIF фирмы Aardvark). Уже упоминавшаяся плата IF-TD 1000 позволяет подключить микшер к двум цифровым многодорожечным магнитофонам или к компьютеру сразу по 16 каналам. Однако его легко адаптировать и для концертного применения. Для этого фирма Tascam выпускает восьмиканальный цифровой микрофонный предусилитель MA-AD 8 (684$) с TDIF интерфейсом.

Помимо этого, фирма Tascam рекомендует для использования с TM-D 1000 следующие свои продукты: восьмиканальный 24-разрядный цифро-аналоговый преобразователь IF-DA 8 (584$), поддерживающий частоты 44,1 и 48 кГц, имеющий TDIF интерфейс, вход и выход Word Clock; конвертер форматов IF-AE 8, преобразующий восемь каналов формата TDIF в восемь каналов AES/EBU и обратно (полезен, например, для соединения микшера и Pro Tools 888 I/O); конвертер форматов IF-TAD (364$), преобразующий восемь каналов TDIF в восемь каналов ADAT и обратно.

В работе
Итак, я установил Mixtreme в компьютер, подсоединил к нему микшер TM-D 1000 при помощи двухметрового шлейфа (входит в комплект поставки платы) и принялся осваивать. К сожалению, в момент проведения испытаний в продаже не было платы IF-TD 1000, поэтому пришлось довольствоваться только восемью каналами цифрового микширования.

Первым делом были сделаны необходимые настройки. В качестве источника синхрослова я выбрал микшер (лучше выбирать в качестве "мастера" то устройство, в котором установлены преобразователи). В системном меню микшера был выбран соответствующий параметр и выставлена внутренняя частота 44,1 кГц. Разрядность TDIF интерфейса я установил на 24 бита. После этого был открыт программный микшер Mixtreme и в нем также сделаны соответствующие настройки (источник синхронизации - TDIF интерфейс как на вход так и на выход).

Закончив с настройками, я занялся прослушиванием системы на знакомом материале. В качестве источников звука выступали семплы из разных звуковых библиотек с записями живых барабанов, басов, гитар и голосов вокалистов. Я импортировал семпл в программу Cakewalk, настроенную на работу с 24-разрядным звуком, и копировал его на две дорожки - выход одной заводился на Mixtreme, а второй - на плату Darla, подключенную к микшеру Mackie 1402 VLZ. Мониторный выход TM-D 1000 также был подключен к одному из стерео каналов Mackie. В каналах платы Darla и системы Mixtreme + TM-D 1000 выставлялся совершенно одинаковый уровень как на входе, так и на выходе с помощью обычной 1 кГц синусоиды и индикаторов уровня. После этого производилось прямое сравнение звучания на одном и том же материале. Для прослушивания использовались наушники Sennheiser HD 600.

Мои впечатления от прослушивания одиночных дорожек таковы. Система Mixtreme + TM-D 1000 немного лучше работает в верхней части частотного диапазона - на ней более открыто звучит "железо" ударных установок. Слэповый бас система воспроизводит с более резвой атакой - на Darla и Mackie 1402 VLZ бас чуть глуше. Однако на среднечастотных и низкочастотных источниках отличить звучание Mixtreme + TM-D 1000 от Darla практически невозможно - настолько они похожи. Иногда мне казалось, что на цифровом микшере установлены те же преобразователи, что и на аналоговом интерфейсе (правда, мониторный выход TM-D 1000 чуть больше шумит, несмотря на то, что я использовал симметричное подключение). После окончания прослушивания одиночных семплов у меня создалось стойкое ощущение, что TM-D 1000 мне нравится больше, чем Darla + Mackie 1402 VLZ, но только совсем чуть-чуть.

Кстати, незадолго до нынешних испытаний мне довелось познакомиться с пультом Yamaha 01 V, и я хорошо помнил, как тот звучит по сравнению с Darla и Mackie 1402 VLZ, - одиночные семплы на нем имеют хороший отчетливый верх (железо барабанов) и упругий, массивный низ (бас-гитара, бас-барабан). Darla на фоне 01 V кажется немного вялой и мутной. Так вот, пока я слушал TM-D 1000 на одиночных семплах, мне показалось, что он однозначно проигрывает микшеру Yamaha 01 V в нижней части частотного диапазона по части разборчивости и "упругости" звучания бас-гитары с бас-барабаном. Но относительно верха при прослушивании семплов однозначного мнения у меня не сложилось.

При прослушивании результатов "сухого" (без процессоров эффектов) микширования многоканального проекта я понял, что Mixtreme + TM-D 1000 однозначно обходят и систему Darla + Mackie 1402 VLZ, и чисто программные миксы, сделанные в Cakewalk и Cubase, - "открытость" звука, которая была не так уж сильно заметна при прослушивании одиночных источников, вылезла на передний план. Также я понял, что по сравнению с Yamaha 01 V у TM-D 1000 не так четко выражена локализация источника в стереопанораме, помягче эквалайзеры, да и общий характер звука потеплее. В средней и нижней части частотного диапазона TM-D 1000 и при микшировании многоканальных проектов очень похож на Darla + Mackie 1402 VLZ. Поэтому надо признать, что Yamaha 01 V здесь его превосходит, - не забывайте только, что она стоит на 600$ дороже и имеет только один восьмиканальный ADAT интерфейс на плате расширения, которую надо покупать отдельно.

Микрофонные предусилители TM-D 1000 вполне приемлемы для демо-записи или концертов, но при серьезной работе от их использования лучше воздержаться - низ исчезает в неизвестном направлении, и создается ощущение жесткого и зажатого верха. На фоне предусилителей Mackie 1402 VLZ они выглядят довольно беспомощно. Когда я первый раз воткнул в TM-D 1000 микрофон, то сразу полез в секцию эквалайзера смотреть положения регуляторов высоких и низких частот - не убраны ли они часом... Есть небольшая проблема и у регулятора чувствительности - он работает как-то скачкообразно при больших степенях усиления. Поэтому если есть желание качественно работать с микрофонами, то к TM-D 1000 надо приобретать отдельный хороший микрофонный предусилитель.

Ощущения от процессоров эффектов Tascam TM-D 1000 остались нейтральными - обработка нормального среднего уровня (как у процессоров долларов за 250-300). Она где-то лучше, чем DirectX и VST модули, где-то такая же, а где-то и похуже (например, модуляционные эффекты из пакета DSP-FX мне нравятся больше). При прослушивании хвоста реверберации без прямого источника создается впечатление, что создатели алгоритмов заглушили ранние отражения так, что отчетливо разобрать первоначальный сигнал не удается, особенно при малых уровнях посыла - он как бы разъезжается и расплывается. Кроме того, сам хвост несколько сдавленный (особенно это проявляется, когда начинаешь задвигать источник сигнала вглубь виртуального помещения, - в миксе пропадает "воздух"). Короткая реверберация немного отдает железом (или создает ощущение кухни, покрытой кафельной плиткой), как, впрочем, и большинство подобных алгоритмов, производимых дешевыми процессорами и DirectX "плагинами". Так что к пульту лучше прикупить более качественный ревербератор.

Между прочим, подключаемый модуль для Mixtreme под названием TC Reverb легко может дать большую фору встроенным алгоритмам реверберации TM-D 1000. На нем как раз не только очень четко прослушивается исходный сигнал при любых уровнях посыла (даже при максимальных значениях параметра Wall Diffusion звук лишь становится мягче), но и ощущается локализация источника в пространстве, что указывает на качество алгоритмов ранних отражений. TC Reverb можно применять с большими уровнями, не опасаясь за собственные уши, хотя, конечно, у него несколько специфическое звучание, которое может и не понравиться, особенно, если есть привычка к алгоритмам фирмы Lexicon. Жалко только, что этот модуль "кушает" столько ресурсов DSP.

После того, как прослушивание было окончено, я занялся изучением тракта TDIF-интерфейса системы на предмет выявления искажений и проверки возможности цифрового копирования. Для этого на одну дорожку Cakewalk импортировалась моно 1 кГц синусоида длительностью 10 с, выход дорожки заводился на первый порт Mixtreme (панорама дорожки сдвигалась до упора влево), далее сигнал поступал в TM-D 1000 на девятый канал, а оттуда через прямой выход - обратно в компьютер, где записывался на свободную дорожку Cakewalk (все уровни были согласованы, чтобы возвращенный сигнал, как и оригинал, имел уровень 0 дБ). Разумеется, при этом все возможности мониторинга Mixtreme были ликвидированы, дабы не создавать обратную связь. После записи сигнал инвертировался, подгонялся к началу оригинала и суммировался с ним. Если тракт позволяет осуществлять цифровое копирование, то в результате суммирования должен получиться полный ноль. Надо сказать, что все полученные результаты справедливы только для системы Mixtreme + TM-D 1000 и не могут применяться к ним по отдельности.

Испытание производилось с разрядностью 16 и 24 бита, частотой дискретизации 44,1 и 48 кГц. Сразу после его начала я обнаружил один недостаток TM-D 1000: невозможно вернуть сигнал в компьютер с уровнем большим, чем -0,3 дБ, при прохождении сигнала через линейку канала или подгруппы (на вход подавался сигнал, нормализованный по уровню 0 дБ) - иначе начинал перегружаться сумматор. Я попробовал было уменьшить уровень оригинала на искомые 0,3 дБ, но от этого его копия уровень -0,3 дБ не перешагнула. Поэтому я провел измерения только для тракта вход - прямой выход канала, с отбором сигнала до эквалайзера. Здесь сигнал восстанавливался в исходные 0 дБ и никаких подозрений не вызывал.

Результаты измерений, если честно, меня удивили. Дело в том, что соотношение прямого/инверсного сигнала при прохождении последним цифрового тракта у TM-D 1000 + Mixtreme лучше, чем у Yamaha 01 V + Frontier Design Dacota. Это означает, что первая система гораздо аккуратнее обращается с цифровыми данными, хотя для цифрового копирования ее использовать нельзя. Но это расходится с результатами прослушивания - все мои органы чувств кричат, что 01 V работает в целом не хуже (он несколько холоднее и прозрачнее TM-D 1000) и гораздо лучше в нижней части частотного диапазона.

Скорее всего, это может быть объяснено тем, что на Yamaha 01 V установлены более качественные цифро-аналоговые преобразователи (слушал-то я микшеры через аналоговые мониторные выходы). Кроме того, в 01 V сигнал проходит несколько преобразований разрядности: 16 или 24 бита - в 32 бита, затем в секции эквалайзера - 32 в 44 бита, следом же - в обратном порядке 44 - 32 - 24 или 16 бит. И при понижении разрядности используются алгоритмы дизеринга, которые вносят некоторые искажения в цифровой сигнал, но на слух воспринимаются довольно естественно.

Но не все в системе TM-D 1000 + Mixtreme так гладко и хорошо: задержка прохождения сигнала в 551 семпл - это что-то слишком много. Скорее всего, такой большой задержкой система обязана именно плате, так как в руководстве пользователя микшера клятвенно заверяется, что его задержка не превышает 1,1 мс, или около 52 семплов на частоте 48 кГц.

Заключение
Итак, под конец испытаний самой дешевой на сегодняшний день 16-канальной полностью цифровой компьютерной системы звукозаписи с внешним микшером у меня появились следующие выводы. Система очень хороша для малобюджетных студий, где требуется более высокое качество звука, чем могут дать программные решения. Все ее недостатки вполне терпимы, особенно если вспомнить, что лишенные этих недостатков системы с теми же функциональными возможностями стоят в два и более раз дороже. Только в бюджет студии обязательно надо заложить покупку приличных процессоров эффектов (ревербераторов), так как встроенные процессоры годятся для серьезной работы лишь с определенными оговорками, а их алгоритмы реверберации вообще можно использовать только на демо-записях или концертах. Также придется покупать нормальный микрофонный предусилитель, если хочется более-менее качественно записывать "живые" источники звука.

Конечно, в качестве альтернативы можно рассматривать приобретение отдельно Mixtreme, Yamaha DSP Factory или Creamware Pulsar - стоят они дешевле, но не имеют внешних органов управления, поэтому не так удобны. Кроме того, все три системы в минимальных конфигурациях не имеют достаточного количества аналоговых входов и выходов (а Mixtreme их не имеет вообще) для коммутации с процессорами эффектов, синтезаторами и прочим студийных хозяйством. Если же приобрести аналоговый интерфейс, то цена может вырасти и в два раза.

Есть у системы Mixtreme + TM-D 1000 один "подводный камень", о котором стоит сказать особо. Если установить в микшер дополнительную плату с TDIF интерфейсом, то можно использовать либо ее, либо аналоговые входы. Правда, здесь есть один обходной маневр: можно жестко привязать каналы 7 и 8 микшера к аналоговому или цифровому SPDIF входу, и даже если на первые восемь входов назначен TDIF интерфейс, все равно можно записывать сигналы с двух этих входов. Проще говоря, во время работы над фонограммой придется использовать три варианта настроек микшера: восемь каналов для записи и восемь для воспроизведения дорожек, два канала для записи и четырнадцать для воспроизведения дорожек, и шестнадцать каналов для воспроизведения дорожек. Если вы не боитесь часто лазить по системным меню и перетыкать кабели, то этот "подводный камень" особо раздражать не будет. Но в противном случае лучше обратиться к более дорогим решениям.

Зато при наличии платы IF-TD 1000 со вторым TDIF интерфейсом можно подключить к TM-D 1000 сразу два процессора эффектов с цифровыми входами и выходами (типа Lexicon MPX 500 или TC Electronic M 2000/3000) - ведь на плате есть два цифровых входа, переключаемых между SPDIF и AES/EBU, а у самого микшера имеются два аналогичных выхода. Цифровые входы и выходы могут быть назначены как посылы и возвраты с эффектов. И не следует забывать, что есть возможность к Mixtreme дополнительно приобрести очень приличные подключаемые модули...

Если в студии много синтезаторов и прочего оборудования, может оказаться, что оптимальной системой будет Mixtreme, к которому подключаются сразу два микшера TM-D 1000. Никаких дополнительных плат при этом в микшеры втыкать не надо. Еще более развитой системой станут два Mixtreme и два TM-D 1000. Разумеется, для ее создания в микшеры надо устанавливать дополнительные платы с TDIF интерфейсом. Такие конфигурации при своих широких функциональных возможностях стоят все равно дешевле, чем альтернативные решения типа две Yamaha 01 V и Frontier Design Dacota, или Yamaha 02 R и Sonorus STUDI/O.

Tascam TM-D 1000 1499$
Tascam FX-D 1000 199$
Tascam IF-DA 8 584$
Tascam IF-TAD 364$
Tascam IF-TD 1000 279$
Tascam MA-AD 8 684$
Soundscape Mixtreme 765$
Soundscape SS 8 IO 1 2579$
Soundscape SS 8 IO 2 765$
Soundscape SS 8 IO 3 765$
MS-MAX

  Оценка статьи

Посещений: 14928 | Проголосовавших: 15 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии

26.02.03 23:10
Сергей KRUZ-S@UKRPOST.NET
Пока не купил дорогой студийный аналоговый микшер и дорогие конверторы, проработал на Mixteme в сочетании с цифровым микшером Roland VM 7200 два года, сделал кучу успешных записей - воспоминания самые приятные( до этого была Yamaha 02R-намного хуже)

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА