Начало
 
 


Электронная перкуссия

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Zoom RhythmTrak 234

Андрей МИХАЙЛОВ
Музыкальное Оборудование
май 1998

Дебют фирмы Zoom в мире электронных ударных - устройство, сочетающее в себе возможности ритм-машинки и грув-бокса.

Фирма Zoom известна своими миниатюрными навороченными гитарными штучками. Последнее виденное мной устройство этой фирмы представляло собой желтую пластмассовую коробочку, размерами и конструкцией напоминающую пудреницу, в которой смонтирован гитарный усилитель с обширным набором эффектов, а в откидывающейся крышке вместо зеркальца находится динамик. И вот теперь фирма дебютировала на рынке ритмической продукции машинкой RhythmTrak 234. К каким только хитростям не прибегают производители того или этого, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, как только не называют свои приборы! Это я к тому, что, на самом деле, ритм-машинка, о которой идет речь, называется "RhythmTrak ...234" (далее для экономии места позволю себе называть ее просто RhythmTrak). Казалось, что упомянутый рынок полностью вытоптан такими гигантами, как Roland, Yamaha и Alesis, и втиснуться между ними практически невозможно. Да и что нового можно придумать в ритм-машинке? Однако своим появлением машинка RhythmTrak ответила если не на первый вопрос (популярность и, как следствие, коммерческий успех этой машинки труднопредсказуемы), то на второй - точно. Но о вопросах и ответах позже, а теперь - по порядку о самом устройстве.

Конструкция
Машинка имеет размеры, почти совпадающие с размерами стандартного листа бумаги формата А4, легкая, приятного темно-серого цвета. Питается электрическим током посредством прилагаемого маленького внешнего девятивольтового сетевого адаптера, тоже производства Zoom. Первое, на что я обратил внимание - дисплей. Для того, чтобы выпускать за три года до начала третьего тысячелетия ритм-машинку с неграфическим дисплеем (на шести семисегментных светодиодных матрицах), надо иметь очень серьезные основания. Дисплей у меня сразу вызвал сомнения (позже в значительной мере подтвердившиеся) в возможности сколько-нибудь серьезно редактировать секвенции.

Zoom PhythmTrak 234

Прямо под дисплеем находятся четыре кнопки ввода данных (две "+" и две "-", каждая пара под своей областью данных), слева от них - четыре кнопки дорожек (DRUM A, DRUM B, DRUM C, BASS), еще левее - ползунок SOUND JAMMER, а под ним - кнопка JAM FUNCTION, меняющая его назначение. В нижней части верхней панели в два ряда по дуге (что удобно) располагаются 13 резиновых пэдов размерами 28х13 мм. Еще с правого края верхнего ряда пэдов есть кнопка FUNCTION, позволяющая использовать пэды не только для извлечения звуков, но и для исполнения служебных функций, названия которых нанесены на пэды мелкими буквами (в отличие от нанесенных крупно названий назначенных на пэды инструментов). Под пэдами находится важная длинная кнопка REPEAT/STEP, о назначении которой подробно будет сказано позже, а пока могу сказать, что с ее помощью можно бесконечно долго повторять звук, назначенный на пэд, что, в общем, из ее названия понятно и так. В правой части панели есть две кнопки под общим названием MODE, одна из которых включает режим SONG, а другая - режим PATTERN. Нажатые одновременно, эти кнопки включают третий режим - Groove PLAY. Ниже находятся три кнопки управления секвенсором (воспроизведение, остановка, запись) и кнопка, отвечающая за темп. Еще ниже располагаются две служебные кнопки: INSERT/COPY и DELETE/ERASE. Почти все кнопки и пэды снабжены очень маленькими (диаметром около 1,5 мм), но яркими светодиодами красного цвета.

На задней панели находятся: кнопка включения питания, гнездо питания, два входа для подключения педалей (педали в комплект не входят), MIDI вход, линейный монофонический вход, выходы левого (L/MONO) и правого (R) каналов, гнездо нормального размера (1/4”) для наушников и регулятор выходного уровня, с помощью которого изменяется как громкость в наушниках, так и общий уровень выходного сигнала.

Паттерн (Pattern)
RhythmTrak содержит три группы по 99 паттернов: пресетные паттерны, пользовательские паттерны и паттерны с партиями (Grooves). Пользовательские паттерны по умолчанию являются копиями пресетных, но, в отличие от последних, их можно редактировать. Пресетные паттерны представляют набор двухтактных ударно-басовых фрагментов в разных стилях, разделенных на три группы: группа Rock/Pop, содержащая паттерны стилей Rock, Hard Rock, Metal, Thrash, Punk, Industrial, Pop, R&B, Funk, Ska, Ballad, Blues, Jazz, Shuffle, Country, Waltz; группа Dance c паттернами стилей Dance, Jungle, Techno, Trance, Ambient, HipHop, Rap; и группа World, содержащая паттерны стилей Celtic, Indian, Latin, Persian, Reggae. В каждую группу входят по несколько паттернов перечисленных стилей. Партии (Grooves), в отличие от паттернов, содержат, как правило, не законченный музыкальный фрагмент, а лишь партию одного, реже двух ритмических инструментов (например, рисунок закрытого хета, или закрытого и открытого хетов), эффектов или баса, предназначенных для воспроизведения в режиме Groove PLAY.

Запись паттерна практически ничем не отличается от других машинок, кроме того, что делать это можно последовательно на четыре дорожки (DRUM A, DRUM B, DRUM C и BASS), на три первые из которых можно назначить по одной ударной установке (всего установок 124, из них 24 с перкуссионными звуками и эффектами, остальные 100 - обычные), а на четвертую, как понятно из названия - бас. Одноименными кнопками дорожки активизируются для игры с пэдов или редактирования, при этом над кнопкой активной дорожки загорается светодиод. Каждую дорожку можно записывать и редактировать отдельно от остальных, но звучать все дорожки будут вместе. Для солирования и заглушения дорожек можно пользоваться кнопками SOLO и MUTE, по совместительству исполняющими при вводе данных функции увеличения (+) и уменьшения (-) значений. При солировании и заглушении кнопки надо держать нажатыми, никакой возможности их зафиксировать не предусмотрено. Насколько это удобно - судите сами.

В паттерне можно отрегулировать громкость каждой дорожки и установить общую громкость всего паттерна. Кроме назначений на дорожки, в паттерне можно редактировать следующие параметры: размер (две, три и четыре четверти), длину (от 1 до 99 тактов), квантайз (4, 8, 12, 16, 24, 32, 48, Hi - без квантайза). Естественно, значение квантайза не может устанавливаться по отдельности для каждой дорожки, а только для всех дорожек сразу. Вообще, квантайз RhythmTrak довольно своеобразен: действует только при записи и записанное переквантизации не поддается.

Записывать паттерн можно как пошагово, так и в реальном времени. Можно установить отсчет в один или два такта перед записью паттерна (PRE COUNT) или приказать прибору начинать запись по нажатию любого пэда, можно отрегулировать громкость метронома, чувствительность пэдов. Любой паттерн, как пресетный, так и пользовательский, можно скопировать и вставить в другой пользовательский паттерн.

Звук любого инструмента пользовательского паттерна можно удалить, нажав в режиме записи кнопку DELETE/ERASE и пэд, на который назначен данный инструмент. Что, конечно, не так удобно, как при работе в программном секвенсоре, но, как говорил таксист из классического американского фильма: “Тебе нужен Кадиллак или ехать?!”

Еще есть общая для всей машинки (не сохраняемая ни в паттерне, ни в песне) функция Swing, меняющая ритмическую пульсацию с ровной на триольную, при этом возможны разные степени свингования, от 50 (без свинга) до 75.

Поскольку бас является инструментом отчасти мелодическим, а в качестве клавиатуры предлагается использовать лишь 13 пэдов, для баса в паттерне предусмотрено смещение строя по полутонам на октаву как всей клавиатуры (A1-A2), так и индивидуально каждого пэда. Для пэда 1 этот диапазон составляет от A1 до A2 (поскольку с помощью пэда 1 транспонируется вся клавиатура), для остальных двенадцати - от E1 до A4 (эта информация также сохраняется в паттерне). А еще бас для всей машинки целиком можно подстраивать, смещая частоту ноты “Ля” (по умолчанию 440 Гц) от 435 до 445 Гц. Называется эта функция BASS TUNE.

Кроме перечисленного, есть очень нужная и замечательно реализованная возможность - сдвиг времени (Timing SHIFT). Например, охота сделать форшлаг или сдвинуть назад всю партию малого барабана. Берем и записываем необходимый удар (или несколько ударов, или всю партию) на отдельную дорожку и сдвигаем ее относительно других на нужное время вперед или назад. Причем, для этого не надо входить в режим записи. Просто сдвигаешь время в диапазоне +/-192 импульса (каждый из которых равен 1/96 четвертной ноты) и по выходе из режима SHIFT паттерн модифицируется. Это удобно. Жалко только, что функция работает не в реальном времени, а после модификации посмотреть на сколько импульсов сдвинута дорожка невозможно. Ноль показывает - не сдвинуто ничего, мол. Конечно, форшлаг можно записать и другими способами (например, в реальном времени без квантайза), но если есть свободная дорожка, то почему бы этим не воспользоваться?

Серьезным недостатком структуры машинки является то, что невозможно изменить назначенные на пэды звуки ударных. Хочешь, чтобы на данном пэде был звук другого барабана - меняй всю установку. Наличие четырех дорожек несколько компенсирует этот недостаток - в паттерне или песне можно использовать звуки с трех установок, но с пэдов можно извлекать звуки одновременно только одной дорожки и, соответственно, одной установки. Редактировать инструменты тоже нельзя (изменение их тона ползунком SOUND JAMMER не в счет), что также к разряду достоинств отнести сложно.

Режим Groove PLAY
Этот режим превращает ритм-машинку в грув-бокс - интерактивное устройство для создания танцевальной музыки преимущественно современных стилей. Именно наличие режима Groove PLAY отличает RhythmTrak от других ритм-машинок. В этом режиме с каждого пэда можно запускать любую назначенную на него партию (Groove) или пользовательский паттерн. Нужный паттерн запускается нажатием на соответствующий пэд. Чем при этом сильнее будет нажатие, тем громче будет играть фрагмент, и играть он будет, пока будет нажат пэд. Если нужно освободить палец для других нужд (мало ли для чего он может понадобиться), играющий паттерн можно заставить оставаться в режиме воспроизведения. Для этого следует, удерживая пэд паттерна, нажать на длинный пэд REPEAT/STEP, находящийся под остальными пэдами. Делать это удобно большим пальцем, наподобие того, как нажимают клавишу пробела на компьютерной клавиатуре или на пишущей машинке. Одновременно может звучать до четырех паттернов. Если все четыре паттерна воспроизводятся и при этом запускается еще один, тот из четырех, который был запущен первым, выключается, и начинает играть новичок. Повторное нажатие на пэд играющего паттерна выводит паттерн из режима воспроизведения. Необходимо отметить еще и то, что обычно грув-боксы имеют только современные танцевальные звуки, и музыку на них поэтому можно творить тоже только соответствующую. В этом плане возможности RhythmTrak гораздо шире.

Песня (Song)
Паттерны можно объединять в песни, которых может быть до 99. А каждая песня может содержать до 255 паттернов. “Может” - это потому, что реальное количество паттернов и песен зависит от количества звуков, используемых в пользовательских паттернах и других песнях. Наличие свободной памяти всегда можно проконтролировать: для этого в машинке предусмотрена функция проверки оставшейся свободной памяти, при нехватке которой рекомендуется стирать неиспользуемые паттерны и песни. Процесс создания песен очень прост: в режиме SONG надо включить запись и последовательно вводить номера паттернов. Таким образом, паттерны копируются и вставляются в песню. Если выяснится, что какой-нибудь паттерн надо стереть или между двумя паттернами вставить третий, то это делается с помощью кнопок DELETE/ERASE и INSERT/COPY соответственно. Сразу после записи песни темп для всех входящих в нее паттернов един. Потом в песне можно изменять темп и громкость каждого паттерна, а также транспонировать в каждом паттерне басовую дорожку на +/-6 полутонов. Причем изменения, сделанные в паттернах, входящих в песню, не модифицируют исходные паттерны. При изменении темпа песни соответственно меняется темп всех входящих в нее паттернов. Если темпы входящих в песню паттернов отличаются друг от друга, то эти отличия при изменении темпа песни сохраняются.

Интерфейс и управление
Интерфейс мне понравился, но не очень. Хотя машинка достаточно простая, разобраться в некоторых функциях мне было непросто. Я применил стандартный подход: взял устройство и начал его пытать, не читая руководства. Уже через час я был вынужден признать себя побежденным, поскольку не смог даже поменять текущую ударную установку - над кнопками дорожек не написано, что это дорожки, а лишь DRUM A, DRUM B, DRUM C, BASS. Я был уверен, что это названия банков, и всячески пытался выбить из них другие звуки - естественно, безрезультатно. Кроме того, как я уже говорил, дисплей на светодиодных матрицах в данном случае тоже не слишком способствует легкости понимания происходящих в устройстве процессов. На дисплее RhythmTrak поначалу (а иногда и позже) мне было трудно определять где такты, где доли, где программы, где паттерны... Да и при редактировании паттерна или песни приходится ориентироваться только на цифры, что не очень удобно. Хотя налицо реализация весьма похвального стремления создателей машинки сделать ее максимально дешевой, что в значительной мере оправдывает (но, к сожалению, не компенсирует) ее недостатки.

С пэдами у RhythmTrak все нормально: они очень удобно расположены друг относительно друга и хорошо нажимаются, а будь они чуть покрупней, было бы еще лучше. Заводская чувствительность пэдов меня вполне устроила, но при желании ее можно менять в значительных пределах (доступны семь вариантов).

У машинки нет привычного колеса набора данных - его заменяют четыре кнопки + и - под дисплеем и ползунок SOUND JAMMER, основным предназначением которого является переключение при игре с пэдов по выбору: звуков, громкости или высоты тона барабанов или баса. Того, что машинка играет при этом в автоматическом режиме, движение ползунка не затрагивает. В свободное от этого важного занятия время ползунком можно быстро менять данные. Понятно даже почему он находится слева: правой рукой по пэдам шлепаешь, а левой, значит, ползунок вверх-вниз двигаешь. А для чего это нужно во время игры, для меня довольно долгое время оставалось загадкой. Первое, для чего я решил применить SOUND JAMMER, это для подтяжек при игре с пэдов звуком баса. Так нет - это оказалось невозможно, поскольку при движении ползунка изменяется высота только следующей сыгранной ноты, а высота взятой ноты остается неизменной (по MIDI подтяжки баса делать можно нормально, используя Pitch Bend). То же самое происходит и при изменении громкости, ну и, естественно, при переключении инструментов. Звуки переключаются дискретно внутри своей группы: бас на другой бас, томы на другие томы, тарелки на другие тарелки и т. п. Наибольший смысл во всем этом имеет переключение звуков хета, организованное следующим образом: когда кнопкой JAM FUNCTION выбран режим SOUND CHANGE и ползунок SOUND JAMMER находится в нижнем положении, на пэдах CLOSED HAT и OPEN HAT находятся звуки закрытых хетов. При движении ползунка вверх, звук хета, получаемый при ударах по пэду, сначала переключается на полуоткрытый (часто это просто другой закрытый), затем на открытый. Получается, что каждая установка имеет два варианта открытия хета. Пошарив по ударным установкам, можно подобрать ту, на которой это делается более-менее реалистично. В любом случае, три звука - это лучше, чем два (закрытый/открытый), предлагаемых большинством звуковых модулей. Кроме того, процессом переключения звуков хета можно управлять с CV-педали (педали управления напряжением). При подключении такой педали к одному из двух гнезд (CTR IN 1 и CTR IN 2) на задней панели ее можно принудить к исполнению обязанностей ползунка SOUND JAMMER.

Ударные установки: 124
Басовые инструменты: 50
Паттерны: 99 пресетных, 99 пользовательских, 99 пресетных партий
Песни: 99
Максимальное количество нот: 13000
Полифония: 32 голоса
Разрешение: 96 импульсов на четвертную ноту (PPQN)
Темп: 40-250 ударов в минуту
Пэды: 13 (динамические)
Управление: ползунок SOUND JAMMER
Дисплей: светодиодные матрицы (6 цифр)
Вход: монофонический линейный
Выходы: линейный (L/Mono, R), на наушники
MIDI: Вход
Вес: 1 кг
Размеры: 297х215х43 мм

В каждое из гнезд для педалей можно включать также и простой педальный переключатель. Педальным переключателем можно делать следующее: вызывать звук, назначенный на любой пэд (без динамики, естественно, но громкость задать можно); заглушать или заставлять солировать текущую дорожку; запускать и останавливать воспроизведение паттерна или песни; выполнять функции пэда REPEAT/STEP (это очень удобно при проигрывании партий); заставлять пэд воспроизводить звук, назначенный на другой пэд (в результате, например, звук хета может переключаться с закрытого на открытый в зависимости от того, нажат или отпущен педальный переключатель); а также менять темп воспроизведения паттерна или песни. На управлении темпом воспроизведения хочу остановиться подробнее, поскольку его реализация в рассматриваемой машинке этого стоит. Вводить темп можно двумя способами: обычным и забавным. При первом способе, удерживая нажатой кнопку TEMPO и глядя на дисплей, кнопками + и - или ползунком SOUND JAMMER выбираешь нужный темп (от 40 до 250 ударов в минуту). Второй способ совсем другой: нажимаешь на кнопку TEMPO - на дисплее появляется значение темпа, и затем еще раз, через время, которое по твоим соображениям должна длиться четвертная нота в желаемом темпе. На это отводится две секунды и по их истечению значение темпа на дисплее опять сменяется цифрами, к темпу отношения не имеющими. Проделывать все это можно как при воспроизведении, так и вне оного.

Очень красит машинку наличие входа Line Input - в него можно включить внешний источник звука, который подмешивается к звуку машинки. Вход монофонический, что ограничивает возможности его использования. Поскольку вход линейный, пользовательское руководство недвусмысленно рекомендует гитару включать в него через педальный гитарный процессор Zoom 503 или что-нибудь подобное. Хотя гитара, включенная в линейный вход машинки напрямую, звучала громко и отчетливо. Правда, это была гитара Hohner G 3 T, имеющая пассивный, но очень мощный выход. Если другая гитара будет в машинке слышна не очень, для ее согласования со входом RhythmTrak скорее всего будет достаточно практически любой гитарной примочки. Вообще, комбинация гитара - RhythmTrak - наушники мне представляется очень привлекательной именно для гитаристов. Машинку, предназначенную для гитаристов, выпускает также фирма Roland (Boss DR 5), но она находится на несколько другом уровне как по возможностям (спикосимулятор, набор мелодических инструментов помимо барабанов и баса, большой жидкокристаллический дисплей), так, естественно, и по цене - 350$.

MIDI
Машинка RhythmTrak совместима с форматом General MIDI, что упрощает ее использование с приборами этого формата. Например, когда в целях оценки звучания я подключил машинку к модулю Roland TD 5 (тоже, в основном, совместимому с GM), то никаких дополнительных настроек не потребовалось - играя, я просто переключал звук на пульте с модуля на машинку и обратно.

Каждой дорожке машинки можно присвоить любой MIDI канал. По умолчанию дорожка A находится на 10 канале, дорожки B и C не принимают внешнюю MIDI информацию, дорожка BASS соответствуют 9 каналу. RhythmTrak можно синхронизировать с другими MIDI устройствами как ведомое устройство, и темп воспроизведения, запуск и остановка будут задаваться с ведущего устройства. Одним из серьезных недостатков машинки является отсутствие MIDI выхода. То, что из-за этого ее нельзя использовать в качестве контроллера или секвенсора, еще полбеды, а вот что свои произведения можно хранить только в памяти устройства, ограниченной 13 000 нот (пять-семь песен), и нельзя никуда сбросить как данные SysEx для последующей загрузки - плохо.

Звук
Когда дело доходит до описания звучания устройства, как правило, начинается самое сложное. Сказывается субъективность восприятия звучания плюс сомнения в правомерности сравнений. Как мне показалось, по сравнению с TD 5 звучит RhythmTrak очень тускло, однако поскольку это приборы принадлежат к совсем разным ценовым категориям, подобный результат закономерен. Когда я демонстрировал машинку знакомым музыкантам и просил оценить качество звука, они в основном пожимали плечами и видя то, что в целом мне машинка нравится, старались уйти от ответа или выразится как-нибудь пообтекаемей. Более того, выяснилось, что RhythmTrak несколько проигрывает в звучании как барабанов, так и баса популярной звуковой плате Yamaha DB 50 XG. Обобщив мнения, я бы сформулировал вердикт о звучании машинки следующим образом: “так себе звук”.

Выводы
Мне кажется, что ритм-машинка RhythmTrak предназначена в основном для индивидуального использования. Полагаю, что из-за слабого звука, малого количества выходов, невозможности редактирования инструментов и невозможности свободного формирования ударных установок вряд ли ее целесообразно применять в студии. Не подойдет она, по моему мнению, и для домашней компьютерной или MIDI студии. В тоже время, эта машинка может помочь, если вы записываетесь дома на портастудию или магнитофон. Для занятий же или для того, чтобы дома попробовать какую-нибудь идею, а затем получившееся продемонстрировать коллегам на репетиции, машинка вполне годится. Тут уже недостатки оборачиваются достоинствами, поскольку реализация недостающих возможностей неизбежно повлекла бы повышение цены, а для данных применений звучание представляется вполне приемлемым. Тем не менее повторюсь, что коммерческий успех героини этой статьи, ритм-машинки RhythmTrak ...234, для меня остается под вопросом. Если предположить, что подобные сомнения мучили и ее создателей, тогда может станет понятней и происхождение загадочного троеточия в названии?

Zoom RhythmTrak 234 280$
Гранд-Мистерия

  Оценка статьи

Посещений: 9158 | Проголосовавших: 13 | Средняя оценка: 4.3

   

  Комментарии

21.11.05 12:23
ЕвгенийЕ нету!!!
Звуки акуст.ударных хорошие, эл.-нных - так себе.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА