Начало
 
 


Динамическая обработка

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Tube-Tech SMC 2 A

Андрей СУББОТИН
Музыкальное Оборудование
октябрь 2000

За время работы на мастеринге мое мнение по поводу того, каким должен быть мастеринговый компрессор, менялось неоднократно - и был период искренней уверенности, что такой компрессор должен быть многополосным, причем, чем больше у него полос - тем лучше. Началось это увлечение "полосатиками" в свое время с подключаемого модуля MDT (Multiband Dynamics Tool), что от фирмы AnTares, известной впоследствии своим "автотюном".

И действительно, с помощью "полосатика" можно очень активно вмешиваться как в спектр, так и в динамику фонограммы, что позволяет добиться на мастеринге устранения ошибок сведения, просто неустранимых какими-либо другими методами. Но какой ценой... Качество фильтров, используемых в алгоритмах ресурсозависимых модулей, мягко говоря, оставляет желать... И, послушав только результат работы кроссовера-сумматора, даже без компрессии, понимаешь, что при нажатой кнопочке Bypass все играет гораздо лучше. Заметность искажений, вносимых процессом, зависит от обрабатываемого материала (есть, понятно, такой, которому уже ничем не навредишь), но после 30-минутного прослушивания любого многополосного ресурсозависимого модуля на разном материале становится понятно, что для серьезной работы это все не годится. Куда-то девается стереобаза, и появляется в басу этакая плоская деревяшечка... Серьезным исключением является модуль C1 от Waves, но он не многополосный, а при последовательном включении трех С1 цепочка из трех кроссоверов и трех сумматоров с транкейтом промежуточных результатов вычислений в формат 32 бита с плавающей запятой дает даже худший эффект.

Переход к аппаратным цифровым многополосным компрессорам, несомненно, улучшает ситуацию - даже оригинальный Finalizer работает намного лучше своих программных родственников. А алгоритм MD-2, в знаменитом именно как мастеринговый приборе M 5000, до сих пор остается стандартом де-факто. Посмотрим, как реализован этот алгоритм в недавно появившемся System 6000...

Интересно, что аналоговых устройств мастерингового качества в этом классе не существовало: на память приходит, пожалуй, только прибор от фирмы BSS - был у них четырехполосный монофонический прибор в середине восьмидесятых, сам я его не слушал всерьез, но, судя по тому, что в мастеринговых студиях он не применялся, это было не совсем то...

И вот производитель очень серьезной техники, датская компания Tube-Tech, известная своими ламповыми приборами высочайшего класса, сделала-таки устройство, идея которого давно витала в воздухе - трехполосный ламповый оптокомпрессор. Интересно, что очень старая идея применения оптических элементов в цепи управления компрессором вызывает скептическое отношение конструкторов, но популярна у пользователей, - Manley Variable Mu остается лучшим мастеринговым компрессором уже много лет. Так что затея датчан выглядела многообещающей.

Увидел я SMC 2 A в первый раз на февральском съезде AES в Париже. В качестве демо выступала немастеренная песенка в формате soft jazz - прозрачная, хорошо сыгранная, с незагруженной аранжировкой (бас, барабаны, электропиано, гитара и вокал). Желающим предлагалось пропустить всю эту красоту через симпатичного вида коробочку с кучей ручек и послушать результат, правда, только в наушниках - "антишумовой" режим там гораздо жестче, чем на московских выставках. Результат был потрясающим - быстро освоившись с очень логичным расположением регуляторов, удалось нарулить пару-тройку приемлемых вариантов. Общее впечатление - звук как бы "выпрыгивает" из акустических систем (это ощущение потом подтвердилось при прослушивании в студии). Немножко неконкретный бас в исходнике легко удалось сделать четким и упругим, причем, варьируя временные характеристики в низкочастотной полосе, можно было как подчеркнуть бочку, так и оставить ее практически без изменений. Гитара приобрела необходимую для такой музыки "округлость", вокал стал просто бесподобным - близким, с проявившимися гармониками, при этом в высокочастотной области и в вокале, и в железе ударных появилась этакая "породистость", свойственная приборам этой фирмы. Короче, впечатления были не просто хорошими - казалось, что мечта поколений звукоинженеров об универсальном "улучшайзере" стала-таки, наконец, явью.

По возвращении в Москву очень захотелось попробовать прибор в реальных, а не "лабораторных" условиях. Появился он у дистрибьютора только к маю, что, впрочем, неудивительно: Tube-Tech, как и большинство производителей устройств такого класса, компания небольшая, оборудование вагонами не производит, и отправка демонстрационного образца на непонятный российский рынок в их первоочередные планы явно не входила. Так что ко мне он попал только в начале июня.

 
Tube-Tech SMC 2 A  
   

Итак, открываем коробку: внешность - типичный Tube-Tech. Темно-синяя панель, черные регуляторы "а-ля" 40-е. Красная лампочка включения питания. О том, что на дворе конец двадцатого века, напоминают только зеленые светодиодные индикаторы величины сжатия (их три - по одному для каждой из полос). Для улучшения экстерьера можно было поставить и стрелочные, хотя большие бы не влезли, а маленькие, пожалуй, и не смотрелись бы... Надписи - белые на синем фоне, хорошо видны в затемненной студии. Первая "приятность" - "сухой" байпас. Прибор соединяет напрямую вход с выходом при выключенном питании. Первая не-"приятность" - все потенциометры "гладкие", не ступенчатые. Это значит, что абсолютно точно восстановить позавчерашнее их положение не удастся. Для студии - нормально. Для мастеринга - плохо. Обычно мастеринговые версии приборов обладают пошаговыми потенциометрами - см. мой любимый Manley Variable Mu. Это несколько удорожает прибор, но дает пользователю выбор: нужно полное восстановление параметров - плати больше, и получишь то, что хочешь. Пока о выпуске версии со ступенчатыми потенциометрами объявлено не было...

Ладно, смотрим дальше. Задняя панель - только XLR. Никакой несимметрии, прибор для взрослых. Стандартные крепежные "уши". Вентиляционные отверстия на корпусе только по бокам, сверху и снизу их нет - это удобно, не надо оставлять пустое место в рэке над прибором. Первые опасения, что прибор будет сильно греться (уж очень, вроде, мало вентиляции), не подтвердились. Греется не сильно, может, чуть сильнее транзисторных устройств. Явный плюс по сравнению с Manley - тому надо оставлять место и сверху, и снизу; тем не менее, после трех часов работы к торчащему сзади силовому трансформатору прикоснуться невозможно.

Включаем. Опсссс... Работает только один канал. Причем в байпасе - оба. А, да, он же "сухой"... Более, чем странно - ни разу в жизни не видел неработающий Tube-Tech. После оперативных переговоров с ремонтной службой дистрибьютора по телефону получаю "добро" на вскрытие. Ничего страшного - просто отошел один из двух разъемов, соединяющих печатные платы. Тут как посмотреть: с одной стороны - ну бывает, из Дании все-таки везли... А с другой - на лошадях их, что ли, возят? Ну да ладно, все заработало. Заодно, кстати, и посмотрел, что же там внутри.

Tube-Tech SMC 2 A

А внутри там красиво. Начинаешь понимать, почему же эти приборы столько стоят и почему так звучат. Симметрия - на трансформаторах. Дорогих. Разъемы позолоченные. Резисторы прецизионные. Вибропоглощающие панели для ламп. Платы... Слов нет. Красота неимоверная. Эдакое единение ламповой идеологии первой половины века с технологическими возможностями второй. Изнутри красивее, чем снаружи...

Tube-Tech SMC 2 A

Tube-Tech SMC 2 A

Ну, наконец, можно уже послушать. Сначала тестирую цепочку кроссовер - сумматор, без компрессии. Регулятор порогового уровня - вправо до упора во всех полосах, регулятор степени сжатия - влево, регуляторы уровня в сумматоре - в ноль. Сравниваю с входным сигналом. Фантастика!!! Разницы нет. Вернее, есть, но не от кроссовера - чуть появляется ламповая окраска. Вращение регуляторов разделительных частот прямо во время звучания не дает никакого заметного эффекта на выходе. Вещь вроде бы невозможная - абсолютно "прозрачный" кроссовер... Всегда считал это понятие абстракцией типа "абсолютно черного тела" в физике. Ан нет, значит, все-таки можно.

Переходим непосредственно к компрессору. Материал для тестирования - песенка "а-ля" Aerosmith. Эдакая гитарная баллада со вступлением без барабанов и баса (только акустическая гитара и вокал), а с первого припева играет вся команда - плотные гитары с драйвом, барабаны (семплерные, но похожи на живые), клавишный подклад. Микс совсем не компрессирован (грамотно оставили эту операцию на мастеринг), чуть многовато бочки.

Настраиваю компрессоры по первой, вокально-гитарной части: величина сжатия в пределах 2-3 дБ, присутствуют все положительные эффекты, описанные выше, - вокал красивее, гитара круглее... При переходе на более "драйвовый" припев картинка вдруг разваливается - прибор пытается выровнять спектр, появляется откровенно пережатый верх на железе ударных, но это не то, что хотелось для этого куска. Ладно, будем знать - настраиваю под первую часть и переписываю обработанный кусок на жесткий диск, чтобы потом, обработав "драйвовую" часть с другими параметрами, дописать ее. Не тут-то было.

Пытаюсь отстроить параметры для второй части - задача, собственно, усадить на место бочку и придать фонограмме некоторую плотность ("punch" - термин труднопереводимый, но каждый, кто знаком с подобного рода музыкой, поймет, о чем речь). Обычно для этого требуются довольно большие величины сжатия - 4-6 дБ, только времена срабатывания и восстановления выбирать надо очень точно, чтобы не разрушить микродинамику ударных. Для оптокомпрессора задача проста - прелесть этого конструкторского решения как раз в том, что применение достаточно медленных оптических элементов в цепи управления просто не позволяет даже неопытному оператору разрушить микродинамику в фактуре музыки. Мы с тестируемым, тем не менее, с задачей не справляемся. Эффект в результате очень странный - похоже на то, что описывается опять же труднопереводимым термином "pumping" (пульсация по амплитуде, как на компрессоре плохого качества при неправильно выбранном времени восстановления), но это не оно. Прослушиваю только низкочастотную полосу - нет этого эффекта. Отдельно средне- и высокочастотную - тоже нет. Появляется только при суммировании, и при условии, что величина сжатия превышает 4 дБ. После часа безрезультатного вращения ручек я сдаюсь и перетыкаю провода из Tube-Tech в Manley. Этот, несмотря на свою "неполосатость", справляется блестяще - нужные параметры удается подобрать секунд за 30. Что-то не так...

Однако после некоторых рассуждений прихожу к выводу, что так и должно быть. Это плата за ту самую "прозрачность" кроссовера, которая так понравилась сначала. Достигается она, эта прозрачность, за счет применения фильтров первого порядка - крутизна спада составляет всего 6 дБ/окт. Что же происходит на реальном музыкальном сигнале при компрессии полос, разделенных такого рода фильтрами? Скажем (в нашем случае), установили мы частоту раздела между низко- и среднечастотной полосами примерно 250 Гц, чтобы изолировать бочку с басом в первой полосе компрессии. Но сигнал на частоте 500 Гц (в нашем случае - малый барабан, гитары, подклад) будет проникать в цепь компрессии низких частот с уровнем всего на 6 дБ тише. При величине сжатия низкочастотной полосы 6 дБ и установке в ней равнозначного уровня усиления (для компенсации) этот 500-герцовый сигнал будет примерно на 6 дБ громче в фонограмме, когда в ней отсутствует низкочастотная составляющая. Хотя, вроде как, мы его компрессировать-то и вовсе не хотели... Результат - вся среднечастотная полоса, проникая в цепь компрессии низких частот, поднимается по уровню в момент, когда не играют бочка с басом. Отсюда эта странная пульсация. Сжатие больше, чем на 4 дБ, на насыщенной аранжировке всегда будет приводить к такому эффекту. Отсюда ограничения в использовании - прибор не для обработки танцевальной, тяжелой, попсовой (список продолжите сами) музыки на мастеринге. Вот ежели сбудется мечта, и буду делать музыку исключительно в формате старого "Престиж-радио" - тогда самое оно. А пока мечта об универсальном "улучшайзере" остается мечтой. А жаль...

Перейдем к выводам.

Область использования.

В студии записи - при трекинге, при миксе. На отдельных источниках и группах источников. Полосатик - прибор творческий, можно найти много способов его применения. Окраску дает чудесную, несомненно, будет полезен. Думаю, будет очень хорош при записи вокала - ламповая окраска плюс готовый деэссер.

В студии мастеринга - в качестве второго компрессора. Неприменим на материале, где компрессор является необходимой составляющей звучания, но очень хорош, если надо что-то пожать максимально интеллигентно.

В тракте радиостанции - роскошно, если это станция в формате soft jazz и проведена предварительная работа по выравниванию RMS всей базы... Если станция шире по формату - категорическое "нет".

Tube-Tech SMC 2 A 3825$
ISPA

  Оценка статьи

Посещений: 11382 | Проголосовавших: 68 | Средняя оценка: 2.9

   

  Комментарии

25.06.03 10:37
Иван Григорьев
Да... Особенно для радиостанции хорош. Лампы через каждые пол года менять придётся.

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА