Начало
 
 


Другие контроллеры

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск

 
  Starr Labs Ztar

Руфат СУЛЕЙМАНОВ
Музыкальное Оборудование
ноябрь 2000

Самым распространенным MIDI-контроллером на сегодняшний день является обычная MIDI-клавиатура. Если, конечно, не считать мыши, с помощью которой в наше бурное компьютерное время создается немало "шедевров". У американской фирмы Starr Labs есть свой взгляд на то, какими могут быть MIDI-контроллеры.

Starr Labs
Фирму создал Harvey Starr, бывший сотрудник очень известной компании Symbolics Corporation, знаменитой своей LISP-машиной. Фирма Starr Labs, как это у них водится, располагается в Калифорнии, в Силиконовой долине.

Основной продукцией, прославившей Харви и его фирму, являются гитарные MIDI-контроллеры Ztar. Их используют Stanley Jordan, Alan Holdsworth, Vernon Reid и многие другие, что уже говорит само за себя. Производятся контроллеры Ztar штучно и по большей части вручную.

Кроме Ztar, компанией Starr Labs выпускаются также MIDI-контроллеры для экспериментов в области микротональной музыки Wilson Microzone, перкуссионный MIDI-контроллер EventStation (продается под маркой Kurzweil), барабанный MIDI-контроллер Drumbar, MIDI-арфа и другие устройства.

MIDI-контроллеры Ztar
Ztar - это клавишный MIDI-контроллер для гитаристов. А почему, собственно, клавишный? Да потому, что все гитарные MIDI-системы, известные на момент создания первого Ztar, имели одни и те же специфические проблемы: задержки, особенно на низких звуках, сбои, неправильные ноты и прочую грязь, появлявшуюся из-за сложности преобразования колебаний струны в MIDI-сигналы. Самые эффективные системы, вроде легендарных Synthaxe или Stepp, стоили баснословных денег, а обычные MIDI-конверторы справлялись со своей задачей не слишком хорошо.

Создатели всех этих устройств отталкивались от обычной гитары, а дальше всеми правдами и неправдами пытались достичь результата по преобразованию колебаний струн в MIDI. Harvey Starr зашел с другого конца, то есть от MIDI, и отказался от использования струн. Так возникла идея с клавишами на каждом ладу. Остальное добавилось само собой - джойстики, разъемы для педалей, барабанные пэды и многое другое.

Хотя Ztar задумывался в основном для гитаристов, наличие клавиш делает возможным его использование и мастерами игры на клавишах, особенно теми, кто владеет еще и гитарой или, по крайней мере, представляет себе ее фактуру. Сейчас многие аранжировщики-клавишники наигрывают гитарные партии сами, так что для них Ztar просто находка. Тем не менее, практика показала, что приобретают Ztar в основном гитаристы.

Хочу добавить, что речь идет не о музейных экспонатах. Starr Labs - действующая фирма с растущим день ото дня ассортиментом.

Устройство Ztar
Моделей Ztar существует около десятка. Вдобавок к этому каждая модель имеет модификации и множество опций на любой вкус.

Ztar

Итак, типичный Ztar состоит из следующих частей.

Гриф или клавиатура (fingerboard) - собственно то место, на котором обычно располагается левая, а часто и правая рука музыканта.

Разнообразные устройства, объединенные под общим названием "сенсоры". Среди них: шесть триггеров, имитирующих щипок, пэды, джойстик, многофункциональные клавиши, духовой контроллер (breath controller), специальная накладка на гриф для реализации послекасания, педали и дополнительные контроллеры. Общее количество сенсоров может доходить до 40.

Дисплей-программатор, позволяет сохранять разнообразнейшие установки контроллера в собственной флэш-памяти.

Входы и выходы: MIDI, для педалей, для питания.

Блок питания сделан в виде хитрого выносного устройства. Он соединяется с самим контроллером с помощью обыкновенного MIDI-кабеля, в котором по двум контактам, не используемым протоколом MIDI, на контроллер подается питание. Таким образом, из контроллера не торчит кабель питания - всего лишь MIDI-кабель. А блок питания уже подключается к электрической сети и к управляемому MIDI-инструменту, например, синтезатору. Удобно и остроумно.

Клавиатура-гриф
Фактически гриф является клавиатурой: шесть рядов (струн) по 24 клавиши (лада) на каждом. Клавиши чувствительны к силе нажатия. Размер всех ладов одинаковый, что несколько смущает гитаристов. Например, 12 лад находится там, где на обычной гитаре располагается примерно пятый. Но судите сами - какой смысл делать клавиши разной длины? И сколько бы эта работа стоила? Поэтому же гриф имеет по всей длине и одинаковую ширину.

Клавиатура-гриф

Играть на клавишах можно в одном из двух режимов - Guitar или Poly. В первом имитируется гитара - на одной струне может звучать только одна нота, а именно та, которая нажата выше по грифу. Во втором режиме может звучать столько нот, сколько клавиш вы сможете нажать. Сила нажатия на клавиши подбиралась из учета силы, которую надо приложить, чтобы извлечь ноту на первой струне электрогитары. Производитель утверждает, что каждая клавиша выдержит аж 10 миллионов нажатий.

Проблема открытых струн тоже решается несколькими способами. Естественно, возможно программировать разный строй, от обычного, гитарного, до самых невообразимых.

Весь гриф может быть поделен на любые 16 прямоугольных зон с полностью автономными MIDI-установками (громкость, канал, номер пэтча, динамика, строй, транспонирование, MIDI-фильтр). Зоны могут произвольно пересекаться друг с другом. Для того чтобы определить зону, надо в режиме редактирования всего лишь нажать самую низкую и самую высокую ноты будущей зоны. Зона не обязательно должна создаваться для извлечения звуков, из нее можно переключать пэтчи на синтезаторе, например.

Сенсоры
Каждому сенсору могут быть присвоено следующее.

1. Два сообщения, каждое из которых посылается по четырем MIDI-каналам сразу. Сообщения: изменение высоты тона (Pitchbend Up/Down), модуляция (ModWheel), послекасание (Channel Pressure), полифоническое послекасание (PolyPressure), панорама (Pan L/R), сустейн (Sustain), увеличение громкости (Volume Up), уменьшение громкости (Volume Down), экспрессия (Expression), RPN (однобайтовые контроллеры), пользовательский контроллер Up и Down (любой из MIDI-контроллеров от 0 до 128).

2. Проигрывание до восьми нот по любым MIDI-каналам. Возможно великое множество вариантов управления проигрыванием нот. Вот некоторые их них:

Chord Hold - играет аккорды при нажатии на пэд и перестает тогда, когда нажатие прекращается;

Chord Re-Trigger - позволяет управлять семплированными лупами: нажали - играет, повторно нажали - играет с самого начала.

Отмечу, что аккордов может быть два и для этого придумана специальная система управления.

3. Управление внешними секвенсорами - поддерживаются MIDI-команды Sequence Stop/Continue, а также Song number. Не буду рассказывать все, но управление очень гибкое, практически на все случаи жизни.

Отмечу специальный эффект Single-Key Re-Trigger. Всякое звуковоспроизведение на грифе осуществляется только при нажатии соответствующего сенсора, включая джойстик. В частности, именно с помощью джойстика можно создать эффект звучания мандолины.

Добавлю, что назначение сенсоров и их работа сильно варьируются в зависимости от того, в каком режиме работает контроллер - Trigger ON или OFF, Guitar ON или OFF.

Отмечу также, что отдельное внимание уделено имитации гитарных приемов Hammer On/Pull Off и работе с открытыми струнами.

Раздельно регулируется чувствительность триггеров и пэдов, а также основной клавиатуры.

Ну и, наконец, в последних моделях появилась поддержка сообщений смены банка (Bank Select).

Триггеры
Триггеры бывают двух видов - в виде струн и в виде... триггеров (в старых моделях в виде таких же клавиш, как на грифе, в новых - в виде одной большой и длинной клавиши, похожей, скорее, на пэд). Струнные триггеры призваны имитировать щипок. В последних моделях используется оптические сенсоры. Это для тех, кому надо обязательно что-нибудь, да щипнуть. В любом случае струны влияют только на нюансы исполнения, в простейшем случае - на громкость исполняемой ноты. Это ни в коем случае не MIDI-конвертация!

В режиме Guitar триггеры играют роль струн обычной гитары. То есть пока не щипнешь струны или не нажмешь на триггер (в зависимости от типа триггеров), звука не будет. Они также имитируют открытые струны.

Кроме того, на каждый из шести триггеров могут быть назначены два MIDI-сообщения из списка, насчитывающего несколько десятков. Это и обычные MIDI-контроллеры типа громкости, экспрессии, послекасания и т. д., а также до восьми нот, например.

Пэды
Пэды, так же, как и триггеры, относятся к сенсорам. В зависимости от модели их бывает до 12. На них также могут назначаться разнообразные MIDI-сообщения и аккорды. В старых моделях пэды были расположены по всей верхней панели (см. фото 624 D) и имели разную форму. В новых моделях пэды имеют одинаковый небольшой размер и более традиционную прямоугольную форму.

Джойстик
Джойстик тоже относится к сенсорам. Каждое из четырех направлений джойстика может иметь автономные MIDI-установки одновременно по двум каналам и может быть назначено на одно из многочисленных MIDI-сообщений. Замечу, что увеличение громкости (Volume Up) и уменьшение громкости (Volume Down) различаются в Ztar. Это позволяет, в частности, реализовать MIDI-морфинг - плавное перетекание одного звука в другой. Для этого нужно одному из направлений джойстика присвоить по одному из каналов Volume Up, по другому - Volume Down.

Джойстик

Ну а если присвоить джойстику одновременно определенный барабанный звук и изменение высоты тона (Pitch Bend), то получатся "говорящие барабаны".

Педали
Еще один вид сенсоров - педали. Всего их две: педальный переключатель и управляющая педаль. Обе - полностью программируемые.

Многофункциональные клавиши
Это клавиши для оперативного управления контроллером. Среди них:

Triggers On/Off - включает/выключает режим, в котором звук можно извлечь только при нажатой ноте на грифе и одновременном нажатии соответствующего триггера (аналогично живой гитаре);

Guitar/Poly - включение/отключение режима имитации гитары, когда на одной струне можно нажать только одну ноту;

Velocity - выбирается фиксированная громкость нот на грифе, не зависящая от силы нажатия на клавиши;

Solo - позволяет расширить текущую зону на грифе до размеров полной клавиатуры;

Patch Up/Down - позволяет пролистывать пэтчи вперед и назад;

Octave Up/Down - в текущей зоне меняет высоту звука на октаву;

Volume Up/Down - в текущей зоне меняет громкость пэтча;

Record - позволяет оперативно назначить сенсорам аккорд, который нужно сыграть на грифе (этот аккорд потом играется всего лишь одним нажатием на соответствующий сенсор);

Lock - блокирует многофункциональные клавиши, защищая контроллер от случайных нажатий клавиш;

Write - копирует текущую конфигурацию (Song - деление на зоны, назначения контроллеров и т. п.) в пользовательскую память;

Panic - едва ли не самая полезная кнопочка, посылает All Notes Off, Reset All Controllers, Stop Sequence.

Дисплей-программатор
Называется так, поскольку его отсутствие в определенных моделях означает, что программирование пользовательских сонгов и различных установок контроллера невозможно. Иначе, мы говорим дисплей - подразумеваем программируемость. И наоборот.

Дисплей-программатор

Есть два режима работы. Live - в этом режиме, собственно, и происходит обычная работа с контроллером. Дисплей показывает текущие установки.

Edit - в этот режим попадаем при нажатии соответствующей кнопочки на самом дисплее. Надо сказать, что по всему периметру весьма удобного, двухстрочного и широкого дисплея расположены 11 кнопочек. Слева кнопочка Edit, а также две кнопки перемещения курсора (они же плюс и минус). А под и над дисплеем восемь кнопок, которые позволяют оперативно переместится на одно из восьми полей на дисплее. Очень удобно!

Меню иерархическое. На первом уровне название сонгов. Выбрав сонг и нажав Edit, попадаем в режим его редактирования. Можно редактировать:

Zone - деление на зоны, для каждой из 16 зон можно выбрать размер зоны, ее расположение и MIDI установки;

Tuning - строй инструмента, то есть открытых струн;

Sensors - можно назначить каждому из многочисленных сенсоров два MIDI эффекта по четырем MIDI каналам или же назначить до восьми нот;

Scan-Mode - регулирует работу триггеров, режимы имитации гитарных приемов hammer-on и pull-off, а также режим имитации гитары (одна нота на струну);

Write - позволяет записать отредактированное в память;

Utility - различные утилиты, например, регулировка чувствительности клавиш на грифе, триггеров и пэдов.

Духовой контроллер
Это - устройство, приобретаемое отдельно. Внутрь инструмента вставляется маленькая плата, к входному разъему которой можно подключить духовой контроллер типа Yamaha BC 2. Духовой контроллер также становится сенсором.

Входы и выходы
MIDI Out предназначен для управления внешним MIDI-устройством и для сохранения установок контроллера во внешней памяти, например, в компьютере, а MIDI In - для восстановления установок контроллера. Для сохранения, восстановления, а также редактирования установок существует специальная программа-редактор (PC).

Sustain Pedal, Volume Pedal - разъемы для подключения педалей.

Stereo Audio Out - для аудио выхода встроенной звуковой платы. Ztar позволяет устанавливать внутрь себя разъем типа waveblaster, к которому можно подсоединить дочернюю звуковую плату.

Использование
Ztar 624 D У нас широкого распространения MIDI-контроллеры Ztar не имеют. По моим данным, впервые Ztar был завезен в нашу страну вашим покорным слугой в 1997 году. Позже Мультимедиа Клуб ввез второй экземпляр. Про другие MIDI-контроллеры Ztar мне ничего не известно.

Привезенный мной Ztar имел маркировку 624 D, что означает модель с джойстиком, дисплеем-программером, но без струн. Хотя с тех пор Ztar и претерпел немало изменений, модель 624 D следует признать классической.

Для того, чтобы заставить работать Ztar, нужен внешний MIDI-прибор. Лучше, если это будет звуковой модуль. Можно, конечно, управлять c помощью Ztar любым прибором, оснащенным MIDI-интерфейсом, однако в полной мере Ztar раскрывает свой потенциал именно при работе с синтезаторами или семплерами.

Прежде всего, хочу отметить - никаких глюков при работе с MIDI, присущих обычным MIDI-конверторам, нет.

Деление грифа на 16 зон с автономными MIDI-регулировками дает широкие возможности для экспериментов. В совокупности с 18 сенсорами, каждый из которых является полностью программируемым, можно самым эффективнейшим образом управлять любым синтезатором или семплером. Причем слово "управлять" употребляется в широком смысле, потому что Ztar и универсальный музыкальный инструмент, и универсальное средство управления современными источниками звука.

Что касается техники игры, то здесь следует отметить, что Ztar - это не гитара. Хотя клавиатура в виде гитарного грифа позволяет применить гитарное мышление к игре звуками синтезаторов и семплеров, и в приборе реализовано немало средств для имитации типичных гитарных приемов, все же играть на Ztar и играть на гитаре - это "две большие разницы".

Простейшая идея расположения обыкновенных клавиш по всему грифу на деле создала революционный, по сути, инструмент. Это одновременно и достоинство, и недостаток Ztar.

Достоинство, потому что гитаристы получили великолепную возможность обогатить свою звуковую палитру любыми мыслимыми и немыслимыми звуковыми и техническими приемами. Недостаток, потому что, являясь, по существу, новым инструментом, Ztar требует кропотливой работы по выработке новых исполнительских приемов и техники.

Почему контроллером заинтересовался Stanley Jordan - понятно. Это великий мастер двуручной игры - тэппинга. Человек, который спокойно может играть на двух гитарах одновременно этой сложнейшей техникой, просто не мог пройти мимо такого инструмента.

Stanley Jordan

Если учесть, что все клавиши на грифе Ztar могут быть нажаты одновременно, то получается, что играть на Ztar можно вещи гораздо более сложные, чем на двух гитарах одновременно.

Однако не тэппингом единым ценен Ztar. В то время как левая рука гитариста извлекает звуки на грифе, правая может манипулировать многочисленными сенсорами, добавляя в игру кучу всяких MIDI-эффектов, список которых ограничен только протоколом MIDI.

Забавный случай рассказал мне Harvey Starr: на одной из выставок NAMM, где были представлены последние модели Ztar, настоящий фурор произвел... русский балалаечник, который, впервые взяв в руки Ztar, сыграл на нем такое, чего автор от своего инструмента не ожидал.

На этом фоне символично, что нынешним обладателем Ztar 624 D является Дмитрий Соколов, один из лидеров известной фольклорной группы "Седьмая вода", в которой играют в основном на народных инструментах: балалайке, домре, кобзе, свирели и т. д.

Что касается самого контроллера, то он допускает оба подхода - и как новый музыкальный инструмент, и как универсальный контроллер для управления MIDI-приборами.

Кстати говоря, мне доводилось общаться с множеством владельцев (в подавляющем большинстве счастливых) Ztar по всему миру. И все они используют Ztar по-разному. Объединяет всех владельцев Ztar одно - это вспомогательное, хоть и очень мощное, средство для новых музыкальных идей.

И хотя я знаю гитариста, учащегося знаменитого колледжа в Беркли, который прибегнул к Ztar, потому что переиграл правую руку при интенсивных занятиях на обычной гитаре, в основном, пользователями Ztar являются гитаристы, которые с помощью Ztar и MIDI стараются получить доступ в мир современных звуков.

Рекомендации
Прежде чем начать колотить по клавишам Ztar, я бы рекомендовал как следует проштудировать документацию, чтобы определиться с возможностями инструмента. Справедливости ради надо сказать, что может он почти все, что может MIDI. А поэтому вторая рекомендация - освежить в памяти возможности MIDI.

Начинать можно, просто пытаясь перенести на Ztar обычные гитарные приемы, но впоследствии обязательно надо будет развить новые навыки. Особенно придется напрячь голову - в приборе столько возможностей, что от конфигурации зон, сенсоров, различных режимов работы голова запросто может пойти кругом.

Обязательно, как и на любом инструменте, надо будет поработать над техникой звукоизвлечения.

Традиционный вопрос: а можно ли на Ztar создать хорошо звучащую партию гитары? Лично я всегда скептически относился к подобного рода имитациям. Однако следует признать, что такие трюки часто завершаются успехом.

Текущие модели
По многочисленным, порой мистическим причинам, написание этой статьи многократно откладывалось и растянулось почти на год с лишним. Самое удивительное, что всякий раз, принимаясь писать эту статью, я обнаруживал, что Starr Labs неугомонно развивает свое детище, предлагая множество моделей, каждая из которых имеет несколько вариантов. Кстати, операционная система прибора обновляется с помощью EEPROM, что делает Ztar особенно гибким.

Должен заметить, что к одному новшеству я имею самое непосредственное отношение. Поскольку прибор заказывался в Америке (ни одна из наших фирм не взялась мне его привезти), то стояла задача максимально уменьшить затраты по перевозке. Специально для меня была придумана конструкция bolt-on, в которой гриф крепится к корпусу на болтах. Таким образом, удалось уменьшить размеры посылки, а меня впихнуть в историю.

И еще немного о конструкции. Корпуса Ztar делаются из клена, что сильно утяжеляет инструмент, по сравнению, скажем, с пластмассой. Хотя и красиво, и стильно. И это не все: корпуса некоторых инструментов делаются не только в традиционном дизайне 624 D, но и в дизайне стратокастера, и даже классической гитары.

Mark III
Это, что называется, топ-модель. Гриф обычный, но каждая клавиша производит сообщения послекасания. Модель снабжена триггерами в виде реальных струн, которые, в результате непрерывного совершенствования, теперь реализованы в виде оптических сенсоров. Есть и система глушения струн. К джойстику прибавилась кнопочка "fire". Добавилась и ручка громкости, которая также программируется, как и всякий сенсор. Пэдов стало аж 12 штук. Есть и опции. Кроме тех, что уже упоминались в основном описании, это всевозможные крутилки, ленточные контроллеры и пр.

Ztar Mark III

Mark II
Предоставляю вам судить об этой модели по фотографии. Модель имеет поражающее воображение количество возможностей.

Ztar Mark II

MiniZ
Эта модель имеет важную особенность - гриф расположен непосредственно на корпусе. Если вы тэппер, то оцените это. В обычных моделях корпус перевешивает гриф, кроме того, поскольку расстояние между всеми ладами на грифе одинаковое и примерно равно 12 ладу на обычной гитаре, то контролировать весь гриф обеими руками на обычных моделях сложнее. Для этого нужно специальным образом подобрать ремень, как это делает Stanley Jordan с обычными гитарами. А Ztar он располагает на специальной стойке.

Ztar MiniZ

Чтобы облегчить жизнь тэпперам, и была придумана эта модель. Как и другие модели, имеет множество модификаций и опций.

Есть и модификация под названием Zlute - у нее 12 специальных пэдов, имитирующих дополнительные открытые басовые струны.

Z 10
Эта модель сделана для тех, кто хочет иметь реальные струны для щипка и не хочет лишних наворотов.

Ztar Z 10

Z 1
Это более компактная модель. Имеет несколько базовых модификации с различным набором возможностей и изготовленных из разных материалов, в частности, помимо клена, используется и черный композит. Модели называются: Z 1 S, Z 1 SX, Z 1.

Ztar Z 1

Z 2
Эта модель претендует на приставку "супер". Модель двухгрифовая (двухгитарная). Одна из гитар - Ztar, а вторая - обычная гитара а-ля '63 Strat, с кленовым грифом, палисандровой накладкой, звукоснимателями Seymour Duncan, машинкой Trevor Wilkinson Tremolo, пятипозиционным переключателем и StarrSwitch Spectrum-1 MidrangeEQ preamp - специальной электроникой от Starr Labs. Возможна также установка полифонического датчика типа Roland GK 2 для подключения к гитарным синтезаторам и/или процессору Roland VG 8. Весит гитара не очень много - чуть больше 2,5 кг.

Ztar Z 2

Zbass
Очень похож на модель Ztar 624 D. Единственное отличие - четыре струны вместо шести. Эта модель с момента создания не претерпела никаких изменений.

Ztar Zbass

Classik
Чтобы отдать дань классической гитаре, была придумана еще одна модификация. Установлены 12 пэдов для имитации добавочных открытых струн, имеющихся на лютнях и старинных гитарах. Реальные струны снабжены оптическими сенсорами и преобразуются в MIDI-сообщения динамики. Я бы выбрал эту модель, если бы она существовала на момент моей покупки Ztar.

Ztar Classik

Z 6
Основным отличием от других моделей является неперегруженная верхняя панель корпуса (дека), на которой, помимо триггеров и пэдов, находятся только джойстик и ручка громкости. Многофункциональные клавиши и дисплей находятся сбоку, что облегчает доступ к ним. Модель Z 6 S имеет триггеры в виде струн на оптических сенсорах. Пэды могут быть добавлены по желанию клиента.

На Z 6 установлены шесть пятидюймовых триггеров, похожих на те, что были на ранних моделях. Правда, они теперь с послекасанием. На фотографии изображена модель Z 6 со встроенным духовым контроллером (слева от MIDI-разъемов).

Ztar Z 6

Опции
Дополнительно можно приобрести: блок питания (9 В), интерфейс для духового контроллера Breath Controller Interface, педаль типа переключатель Sustain Pedal, педаль типа громкости Volume Pedal, накладку на гриф NeckSensing Strip (на нее можно назначить любое MIDI-сообщение), интерфейс типа Waveblaster для дальнейшей установки дочерних плат этого типа, а также Ztar Patch Editor - программный редактор для PC.

Обратная связь
Так уж получилось, что у меня возникла пара маленьких проблем с испытуемым экземпляром Ztar. Одна из них заключалась в излишней чувствительности триггеров, вторая проблема - из-за батарейки, которая отвечает за сохранение пользовательских пэтчей. Я написал письмо Harvey Starr и немедленно получил ответ с подробными инструкциями по устранению недостатков. Первая проблема была решена с помощью встроенного внутрь инструмента потенциометра регулировки чувствительности, вторая - заменой батарейки.

Кроме того, мне было предложено выслать инструмент производителю, и была обещана бесплатная (!) профилактика. Если бы пересылка в Америку и обратно не была такой проблематичной, я бы так и поступил. Так что с поддержкой изделий производителем все в порядке.

Цены
MIDI контроллеры фирмы Starr Labs стоят немало. Например, Mini-Z - 1495$, Z 10 - 1995$, Z 6 - 1995$, Z-Bass 424 D - 2150$, Mark II (624 II) - 2495$, Mark III (624 III) - 2795$, Z 2 - 4695$. Более подробно о ценах можно узнать на сайте компании (www.starrlabs.com), там же можно и приобрести продукцию Starr Labs.

  Оценка статьи

Посещений: 15687 | Проголосовавших: 32 | Средняя оценка: 4.7

   

  Комментарии

12.08.06 22:59
Александр Лучко lychko@bk.ru
Зачем так мучаться? Есть же рояли. Алксандр.(lychko.narod.ru)

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА