Начало
 
 


Rocktron Chameleon 2000

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Гитарные процессоры Rocktron
 

 
  Rocktron Chameleon 2000

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
май 2002

Гитарный процессор.

Примерно лет десять назад основными законодателями моды на гитарный звук стали два производителя: Mesa/Boogie и Rocktron. Именно в те времена погоня за силой перегрузки, которую в 60-х годах начали Jimi Hendrix и Roy Buchanan, достигла своего апогея. Требовалось четкое и агрессивное звучание, и именно таким был фирменный саунд Rocktron.

И если продукция Mesa/Boogie на развалинах СССР была чем-то из области фантастики, то устройства Rocktron в середине 90-х годов уже вполне можно было купить (весьма недешево, правда). Наиболее популярными были модели Chameleon и VooduValve. Вспоминаю, как некоторые мои знакомые ходили кругами вокруг этих чудо-процессоров и копили деньги.

Музыкальные стили сменяли друг друга, требования к звуку менялись, а фирма Rocktron продолжала производить высококлассную гитарную продукцию (см. статью "Гитарные процессоры Rocktron") и в честь круглой даты выпустила новую версию "старого знакомого" - Chameleon 2000.

Краткое описание
Гитарный предусилитель и процессор эффектов Chameleon 2000 выполнен в металлическом однорэковом корпусе. Вся внутренняя обработка, а также аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование выполняются с разрядностью 24 бита. Для имитации ламповой окраски звучания применена технология DTR (Digital Tube Replication). Предусилитель способен имитировать звучание гитарных аппаратов четырех типов: Clean, Texas, British и Mega. Алгоритм Clean предназначен для имитации чистого звука старых "твидовых" комбиков. Модель Texas имитирует звучание тех же самых аппаратов, но в режиме перегрузки. Модель British выдает что-то наподобие звука аппарата Marshall SLP, а модель Mega относится к современным сильным перегрузкам с длительным сустейном. Возможна имитация работы лампового усилителя при пониженном напряжении питания (Variac, этот трюк с понижением напряжения питания использовался для получения большей степени перегрузки). Предусилитель также имеет трехполосный эквалайзер. Спикосимулятор, обеспечивающий качественную запись гитары "в линию", имитирует звучание гитарных акустических систем с динамиками разных диаметров и положение микрофона. Предлагаемый набор эффектов включает в себя задержку, хорус, фленджер, фейзер, смещение высоты тона, тремоло, ревербератор, вау и компрессор. Для снижения уровня шума (что особенно актуально при большой степени перегрузки предусилителя) применена система шумоподавления HUSH, не искажающая тембра звучания и не приводящая к снижению сустейна. В памяти устройства хранятся 254 редактируемых пэтча (изначально - все заводские). Возможно управление восемью параметрами в реальном времени посредством MIDI-контроллеров. Инструментальный вход имеет регулятор чувствительности и светодиодный индикатор уровня сигнала. Есть стереопара аналоговых линейных выходов, причем выход левого канала может непосредственно использоваться для подключения наушников (с импедансом не менее 600 Ом). Устройство питается от прилагаемого девятивольтового адаптера.

Тестирование
Тестирование происходило непосредственно в процессе работы над музыкальным проектом. Несколько слов надо сказать об использовавшихся гитарах. Во-первых, это мой личный инструмент - "мастеровая" гитара с корпусом из целого куска махагони, звукоснимателями DiMarzio (Steve's Special, Chopper и Fast Track 1), "родной" японской механикой (тремоло Ibanez Edge и колки Gotoh). Мензура 24 3/4". Звучание инструмента отличается довольно широким спектром. Кроме того, я играю в экстремально низком строе (на три тона ниже стандартного, то есть Си бемоль) и на очень толстых струнах (Ernie Ball 0.013" - 0.056"). Такой строй не только позволяет в полной мере проявиться необузданному характеру данного инструмента, но и дает гораздо большие возможности (особенно в исполнении ритмических партий). Ценность использования низкого строя при проведении тестирования сложно переоценить, более того, игнорировать современные тенденции (низкий строй или семиструнные электрогитары) - значит заведомо лишать часть своих оценок актуальности. И не подумайте, что я просто очень люблю музыку а-ля KORN, Fear Factory, Orgy или Static-X, в действительности, скорее, даже наоборот.

Компанию мне составили еще два гитариста. Один из них играет нечто техничное и очень тяжелое, его гитара - серийный корейский Jackson. Второй гитарист играет музыку менее тяжелую, его "заказной" инструмент является примером того, как гитары делать нельзя - звук жидкий и глухой.

Кроме того, в испытательный "арсенал" входили два аналоговых "дисторшна": Marshall Shredmaster и Rocktron Rampage. Были и три бас-гитары: две четырехструнных "мастеровых" со сквозными грифами и пятиструнный "джаз-бас" J&D.

Прослушивание осуществлялось через мониторы Polk Audio и наушники AKG 240 M (в паре с усилителем-раздачей Oz Audio HM 6). Для коммутации использовались кабели Canare и Horizon с разъемами Canare и Switchcraft.

Итак, открыв коробку (кстати, очень удобную, выполненную в виде картонного кейса с пластиковой ручкой), я обнаружил сам прибор, девятивольтовый адаптер, руководство пользователя. И ничего больше. Логично было бы предположить, что к устройству, работающему с MIDI, приложат хоть какую-нибудь программную панель управления. Но увы. Ни компакт-диска, ни дискеты в коробке не было. Еще я отметил, что адаптер питания соединяется с прибором посредством четырехконтактного разъема типа DIN, что исключает возможность использования "неродных" адаптеров. Chameleon вскоре был подключен, и я, параллельно с игрой на гитаре разминочных упражнений, принялся вращать на нем регуляторы и нажимать кнопки. Руководство пользователя было сразу же отложено, и понадобилось оно нескоро, столь удобен интерфейс прибора (в этом Chameleon 2000 вполне может соперничать с устройствами от TC Electronic, всегда отличавшимися простотой использования).

Интерфейс
Прозрачность пользовательского интерфейса во многом обусловлена небольшим количеством органов управления, расположенных на передней панели устройства: выключатель питания, ручка выбора пэтча (Preset), однострочный светодиодный дисплей (которого, как оказалось, более чем достаточно), кнопка сравнения текущего значения параметра с последним сохраненным (Compare), ручка изменения значений параметров (Parameter Adjust), кнопка сохранения пэтча (Store), ручка выбора параметра (Parameter Select), ручка выбора функции (Function Select), кнопка отключения эффектов (Effect Bypass) со светодиодным индикатором состояния, регулятор громкости (Output Level), пятисегментный светодиодный индикатор уровня входного сигнала, регулятор чувствительности входа (Input Level) и инструментальный вход. Система меню имеет трехуровневую организацию: выбор функции, выбор параметра, изменение его значения.

Rocktron Chameleon 2000

Несколько подробнее следует пояснить действие кнопки Effect Bypass. Эта кнопка позволяет "обходить" все алгоритмы, присутствующие в данном пэтче, за исключением предусилителя, компрессора и спикосимулятора. Кнопка Compare действует в зависимости от выбранного уровня меню. С ее помощью осуществляется сравнение измененного значения текущего параметра с сохраненным, или все текущие параметры текущего алгоритма с сохраненными. Интересную возможность имеет и индикатор уровня входного сигнала: при входе в меню функций этот индикатор переходит в режим измерения уровня сигнала выходного цифрового микшера. Возможность контроля уровня сигнала является признаком серьезности прибора, так как позволяет оптимально использовать динамический диапазон преобразователей.

На задней панели прибора расположены два линейных выхода (на джеках), MIDI-вход, MIDI-выход/сквозной (пятиконтактные разъемы DIN) и разъем для подключения адаптера питания. То есть, не густо. Очень хотелось бы увидеть там, например, цифровой выход, который мог бы очень здорово помочь в студийной работе.

Вращая ручку Function Select, я прошелся по меню функций и, к своему удивлению, обнаружил там далеко не все алгоритмы эффектов. Вскоре выяснилось, что устройство имеет шесть фиксированных конфигураций, соответствующих широко распространенным вариантам построения гитарных "цепочек", а набор функций меню соответствует набору алгоритмов, присутствующих в текущей конфигурации.

Конфигурации
Предлагаемые конфигурации для простоты описываются следующими формулами, символизирующими "последовательность" включения эффектов:
1) Gain-Chorus-Delay-Reverb (рис. 1),
2) Gain-Flange-Delay-Reverb (рис. 2),
3) Gain-Tremolo-Delay-Reverb (рис. 3),
4) Gain-PitchShift-Delay-Reverb (рис. 4),
5) Wah-Gain-Delay-Reverb (рис. 5),
6) Phaser-Gain-Delay-Reverb (рис. 6).

Кроме того, в каждой из конфигураций присутствуют трехполосный эквалайзер, шумоподавитель Hush, компрессор и спикосимулятор. Более полное представление о возможностях каждой из конфигураций дают структурные схемы, представленные на рисунках 1-6. В каждой из конфигураций шумоподавитель стоит сразу же после аналого-цифрового преобразователя, а эквалайзер относится к секции предусиления/перегрузки. Спикосимулятор имеет различные варианты включения - перед блоком эффектов или после него, причем, если спикосимулятор включен после блока эффектов, то он воздействует только на выход левого канала. С определением "местоположения" компрессора несколько сложнее - на схемах он не обозначен, но, судя по ощущениям при игре (довольно сильное нивелирование динамики и звукоизвлечения), можно предположить, что компрессор стоит перед блоком перегрузки (что впоследствии полностью подтвердилось при внимательном чтении руководства пользователя, но остались сомнения, что это справедливо для всех моделей предусилителя).

Функции
Для того, чтобы отредактировать выбранный пэтч, необходимо получить доступ к его параметрам. А путь к параметрам как раз лежит через меню функций, то есть первый уровень меню (не считая меню пэтчей). Параметры сгруппированы в функции, таким образом, любой из выполняемых алгоритмов рассматривается как функция.

Функция Global объединяет параметры, общие для всех пэтчей. Здесь можно выбрать режим работы выходов (стерео или моно), спикосимулятора (отключить, включить для обоих каналов или только для левого; в двух последних случаях изменяется и маршрутизация эффекта), сместить порог срабатывания экспандера шумоподавителя (на величину от 0 до 3 дБ) и заглушить прибор.

Функция Mixer позволяет управлять встроенным цифровым микшером прибора. Эта функция доступна независимо от выбора конфигурации, и настройки сохраняются для каждого из пэтчей индивидуально. Возможны регулировка общего выходного уровня для текущего пэтча, независимая регулировка выходных уровней для левого и правого каналов, баланса "прямого" сигнала и таких эффектов, как хорус, фленджер и смещение высоты тона (если таковые есть в выбранной конфигурации), стереопанорамы "прямого" сигнала, уровня задержки и уровня реверберации.

Функция Preamp, объединяющая настройки предусилителя и эквалайзера, доступна независимо от конфигурации пэтча. Предусилитель способен имитировать звучание четырех типов гитарных аппаратов, а также их работу при пониженном напряжении питания (Variac). Возможна регулировка чувствительности предусилителя (степени перегрузки), уровня выходного сигнала предусилителя; есть трехполосный эквалайзер с аттенюатором высших частот (Presence). При выборе модели Clean становится доступным не нуждающийся в пояснении параметр Bright (два значения: включено или выключено), а для модели Mega - параметр Scoop (два значения: включено или выключено). Как выяснилось (экспериментально, по анализатору спектра), Scoop есть ни что иное, как фильтр-киллер, настроенный на частоту, лежащую где-то между 700 и 800 Гц.

Я бы не стал рассматривать предлагаемые предусилителем модели как имитацию каких-либо конкретных гитарных усилителей. Модель Clean предназначена для игры на чистом звуке (при спокойной игре с несильной атакой) и также позволяет "высекать искры" перегрузки (при более сильной атаке). Звучание - прозрачное и звонкое. Эту модель можно успешно использовать и с бас-гитарой. Модель Texas дает не очень сильную перегрузку в стиле vintage. Звучание яркое и динамичное. Забавно было отметить, что при использовании этой модели регулятор тембра средних частот работает практически как регулятор степени перегрузки. Канал British дает мутную и грязную перегрузку в стиле vintage, как если бы "британский" гитарный аппарат был "догружен" педальным фузом. Портрет довольно обобщенный, но от истины недалек. Модель Mega производит очень сильную, современную перегрузку, жесткую и агрессивную, являющуюся "визитной карточкой" Rocktron. Эта перегрузка довольно неплохо сформирована и практически готова к записи. После длительной игры таким звуком перегрузка, производимая педалями (Marshall Shredmaster и Rocktron Rampage), кажется несколько рыхлой. Кроме того, я отметил существенное нивелирование разных инструментов, звукоснимателей и даже комбинаций звукоснимателей одного и того же инструмента при использовании этой "мега-перегрузки". Еще одной неприятной особенностью "мега-перегрузки" является то, что если используемая гитара обладает хоть сколько-нибудь "открытым" верхом, то этот самый верх превращается в зловредный "песок" (похожий на зудение тучи комаров). Последующая эквализация ситуацию не спасает - звучание теряет "читабельность". А вот если на гитаре несколько увернуть тембр, то ситуация заметно улучшается. Самой неприятной особенностью данного предусилителя, на мой взгляд, является невозможность регулирования частот настройки эквалайзера, из-за чего при сведении может потребоваться дополнительная эквализация гитары (бас-гитары - тем более).

Данный предусилитель вроде бы должен имитировать звучание ламповых гитарных аппаратов. Вроде бы он даже пытается это делать. Но вот только как-то однобоко. Окраска звучания вроде бы похожа, но, все равно, перегрузка имеет некоторый транзисторный призвук. А о разборчивости нот в аккордах (характерной для ламповых аппаратов) можно и не говорить - ее просто нет.

Функция Hush объединяет настройки системы шумоподавления Hush, являющейся разработкой Rocktron. На самом деле, оригинал системы шумоподавления Hush был чисто аналоговым устройством, а данная цифровая система просто повторяет его алгоритм и, по сути, является ни чем иным, как ослабляющим экспандером. Система Hush ослабляет сигналы, уровень которых находится ниже установленного порога, так что они оказываются за порогом слышимости, в то время как сигналы с уровнем выше порогового оказываются "растянутыми" на весь слышимый динамический диапазон. Здесь доступны две настройки: включение/выключение системы шумоподавления и регулировка ее порога срабатывания. Данные настройки доступны в каждом из пэтчей, независимо от выбранной конфигурации. Работает Hush на удивление мягко, без щелчков, и если порог срабатывания установлен правильно, то в звук не вносится практически ничего нежелательного.

Функция Speaker Sim объединяет настройки спикосимулятора, которые доступны в каждом из пэтчей, независимо от выбранной конфигурации. Возможны отключение спикосимулятора, два варианта его включения и маршрутизации, выбор имитируемой акустической системы (закрытого типа с динамиками диаметром 15", 12", 10", 8" или широкополосной акустической системы), регулировка относительного положения виртуального микрофона, имитация взаимодействия лампового усилителя с акустической системой (этот параметр называется Reactance, причем его отрицательные значения используются для имитации акустических систем, открытых сзади). Звучит этот спикосимулятор очень даже прилично, но, на мой вкус, несколько суховато, слишком стерильно: нет и подобия "дыхания" динамиков, каковое особенно проявляется при их "догрузе" на большой громкости. К сожалению, нет возможности выбора количества динамиков в имитируемой акустической системе.

Функция Compressor объединяет настройки компрессора, доступные в каждом из пэтчей с любой конфигурацией. Возможны включение/отключение компрессора, регулировка порога срабатывания, времени атаки и времени восстановления. Как уже было отмечено, компрессор находится перед блоком перегрузки (хотя мне все-таки кажется, что для модели Clean перегрузка происходит до компрессора). На мой взгляд, звучание компрессора очень жесткое (порог ощущается четко), но при этом сравнительно чистое. Степень компрессии не регулируется, и ее актуальное значение в руководстве пользователя не приводится, однако я осмелюсь предположить, что она велика - не менее 7:1. При игре на сильной перегрузке я вообще не ощутил потребности в дополнительной компрессии, поэтому использовал данный алгоритм только на чистом звуке.

Функция Pitch Shift объединяет настройки смещения высоты тона. Эта функция доступна только в одной из конфигураций (приведена ранее под номером 4). Возможны включение/отключение блока смещения высоты тона, регулировка уровня и стереопанорамы "смещенного" сигнала, грубая и точная регулировка смещения (шагами по 20 центов и по 1 центу) в диапазоне от двух октав вниз и до одной октавы вверх, а также регулировка быстроты реакции алгоритма. Данный алгоритм звучит так себе. Противный жестяной призвук хотя и уменьшается при добавлении небольших интервалов и использовании медленного (самого качественного) алгоритма, но остается и отчетливо прослушивается. Впрочем, если пэтч имеет большой уровень эффектов, то недостатки алгоритма смещения высоты тона удается вполне успешно замаскировать.

Функция Delay объединяет настройки двухголосного блока задержки. Данная функция доступна независимо от конфигурации пэтча. Возможны включение/отключение блока задержки, выбор типа заглушения (Pre, Post или Both, см. структурные схемы), регулировка общего уровня задержанного сигнала, относительный баланс входных сигналов первого и второго голосов задержки, выбор источника сигнала для второго голоса задержки, аттенюация высокочастотной составляющей задержанного сигнала (до подачи в цепи обратной связи), а также индивидуальная для каждого из голосов регулировка выходного уровня, стереопанорамы, времени задержки и уровня обратной связи. Выбор типа заглушения определяет наличие или отсутствие "хвоста", звучащего после отключения эффекта. Маршрутизация источников сигнала для голосов задержки требует отдельного пояснения, так как эта возможность не отражена на приведенных ранее структурных схемах. Источником входного сигнала первого голоса задержки может являться только выход "предыдущего" эффекта (или секции предусилителя, в тех конфигурациях, где блок задержки следует непосредственно за ней). В качестве источника входного сигнала второго голоса задержки может быть выбран как выход "предыдущего" эффекта, так и выход секции предусилителя, если конфигурация пэтча не исключает возможности выбора. Эффект имеет большие возможности, и его звучание меня вполне устроило. Этот алгоритм даже позволяет получить пинг-понговую задержку. В принципе, при использовании MIDI можно получить и темпозависимую задержку.

Функция Reverb объединяет настройки блока реверберации. Данная функция доступна независимо от конфигурации пэтча. Возможны включение/отключение эффекта, регулировка баланса выходного сигнала секции предусилителя и выходного сигнала блока задержки, поступающих на вход ревербератора, регулировка уровня реверберации, времени реверберации, затухания высокочастотной составляющей реверберационного хвоста. На первый взгляд, набор настроек кажется просто нищенским; вызывает удивление и отсутствие выбора алгоритма реверберации. Однако, если умело использовать этот эффект в сочетании с задержкой, можно вполне реалистично имитировать акустику различных помещений. Задержка, в этом случае, поможет имитировать так называемые "ранние отражения", оказывающие сильное влияние на субъективную оценку размеров помещения. Также задержка может придать реверберационному хвосту и гранулярную фактуру, что можно услышать в помещениях умеренного размера, поверхности которых имеют сравнительно небольшой коэффициент поглощения. В общем, эффект довольно универсален. Жаль, что он не позволяет получить хоть какого-нибудь подобия звучания пружинного ревербератора - классического гитарного эффекта. В целом, звучание реверберации, производимой Rocktron Chameleon 2000, мне понравилось, для его описания я не стану использовать избитые до неприличия слова типа "глубокое", "плотное" и "насыщенное", а отмечу, что данный эффект обладает прозрачностью и воздушностью, поэтому и не засоряет общее звучание.

Функция Chorus объединяет настройки двухголосного хоруса и доступна только в конфигурации номер 1. Возможны включение/отключение эффекта, индивидуальная для каждого из голосов регулировка уровня, стереопанорамы, глубины модуляции, частоты модуляции, времени задержки. Звучание данного эффекта никаких нареканий у меня не вызвало - эффект абсолютно рабочий.

Функция Flange объединяет настройки двухголосного фленджера и доступна только в конфигурации номер 2. Возможны включение/отключение эффекта, регулировка уровня обратной связи, индивидуальная для каждого из голосов регулировка уровня, стереопанорамы, глубины и частоты модуляции. Эффект звучит вполне нормально, хотя, по моему, ему недостает "ядовитости".

Функция Tremolo объединяет настройки тремоло и доступна только в конфигурации номер 3. Возможны включение/отключение эффекта, регулировка глубины и частоты амплитудной модуляции, изменение формы огибающей (прямоугольная, трапециевидная, синусоидальная, треугольная). Также возможна маршрутизация эффекта - включение перед или после (как было на многих старых гитарных аппаратах) блока реверберации. Мне этот эффект показался несколько топорным (по сравнению с аналоговыми оригиналами), но вполне вероятно, что существуют настройки, при которых он звучит намного приятнее.

Функция Wah, объединяющая настройки эффекта "вау", доступна только в конфигурации номер 5. Возможны включение/отключение эффекта, регулировка баланса "прямого" сигнала и эффекта, центральной частоты фильтра, когда тот находится в стационарном состоянии. Управление эффектом, который "располагается" исключительно перед блоком предусиления, осуществляется посредством MIDI-контроллера. Диапазон "качания" центральной частоты назначается через меню функции Controller Assign (см. далее). Работа эффекта мне не понравилась. Главная причина тому (по моей версии) - нижний предел диапазона "качания" центральной частоты слишком высок (выше 300 Гц, что много даже для гитары в стандартном строе, не говоря о бас-гитаре), в результате чего вместо сочного "квака" получается что-то невразумительное. Кроме того, полностью отсутствует ощущение ступеньки, в той или иной мере характерное для аналоговых педалей "вау". Еще одним недостатком эффекта является отсутствие возможности его маршрутизации. И если перед блоком предусилителя (перед прибором) вполне можно включить внешнюю педаль "вау", то после него - уже никак.

Функция Phaser объединяет настройки фейзера и доступна только в конфигурации номер 6. Возможны включение/отключение эффекта, регулировка баланса "прямого" сигнала и эффекта, уровня обратной связи (параметр называется Resonance), глубины и частоты модуляции, числа фазовращателей. Если число фазовращателей равно четырем, данный блок производит некое подобие эффекта популярной педали Phase 90. В целом, звучание эффекта мне понравилось.

Функция Config Select позволяет изменить конфигурацию текущего пэтча. Возможен выбор из шести конфигураций, описанных ранее.

Функция Title Edit позволяет редактировать название пэтча. Длина названия ограничена возможностями дисплея и составляет 12 символов.

Функция Controller Assign позволяет выбрать восемь параметров пэтча, назначить их на MIDI-контроллеры (могут использоваться номера контроллеров только от 0 до 120) и задать для этих параметров (если возможно) минимальные и максимальные значения (диапазон изменения), соответствующие минимальным и максимальным значениям контроллеров.

Функция MIDI Volume объединяет настройки управления громкостью посредством соответствующих стандартных MIDI-сообщений.

Функция Program Changes позволяет определить, должно ли устройство воспринимать или игнорировать MIDI-сообщения Program Change, и выбрать номера пэтчей, которые будут в первом случае соответствовать MIDI-сообщениям Program Change (1..128).

Функция MIDI Channels позволяет выбрать номера принимающего и передающего сообщения MIDI-канала (любой с 1 по 16 или все сразу, то есть "omni"), а также отключить прием или передачу MIDI-сообщений.

Функция MIDI Dump/Load позволяет экспортировать и импортировать настройки посредством MIDI.

Функция Factory Restore позволяет инициализировать устройство. Возможны полная или частичная инициализация. В последнем случае можно индивидуально восстановить любой из заводских пэтчей в ячейку памяти с произвольным номером, или восстановить только исходные настройки MIDI-контроллеров.

Кроме того, в меню функций содержится информация о версии операционной системы прибора. В данном случае это сообщение имело следующий вид: "Version 1.00".

Пресеты
На мой взгляд, большинство из 254 пресетных пэтчей (точнее, из 127, поскольку пэтчи под номерами от 128 до 254 в точности повторяют предыдущие) производит гипертрофированные эффекты. Однако некоторые - вполне рабочие. Есть среди них и интересные "дикие" спецэффекты, превращающие звук гитары в подобие мультитембральных синтезаторных эффектов. Также общей чертой большинства пресетных пэтчей является вусмерть зарезанная эквалайзером середина, что, впрочем, несложно исправить.

Работа с MIDI
Начну с небольшого лирического отступления. Дело в том, что далеко не все производители оборудования интерпретируют стандарты MIDI одинаково. Поэтому иногда возможны досадные "нестыковки". И правды здесь не найти: каждый из производителей будет прав по-своему. Из того, что тестируемый прибор "не дружит" по MIDI с каким-либо другим, вовсе не следует, что он работает плохо. На мой взгляд, для того, чтобы гарантировать адекватность результатов тестирования, следовало бы попробовать данное устройство в паре с несколькими наиболее распространенными MIDI-интерфейсами и MIDI-контроллерами. И, коль скоро речь идет о Rocktron Chameleon 2000, то для испытания его возможностей MIDI-управления весьма кстати был бы какой-нибудь из MIDI-контроллеров Rocktron (например, MIDI Mate или All Access). К сожалению, ни одного из подобных устройств во время тестирования у меня не было, и пришлось посылать MIDI-сообщения из программы Cakewalk Sonar 1.3.1 через MIDI-интерфейс звуковой платы.

Итак, возможности и работа MIDI-управления Rocktron Chameleon 2000 бурного восторга у меня не вызвали. Несмотря на то, что работает все вполне нормально и при переключении пэтчей посредством MIDI (на мой взгляд, это одна из самых важных возможностей) в звуке не возникает никаких ненужных артефактов, меня раздосадовали две вещи. Во-первых, изменение параметров в реальном времени с помощью MIDI-контроллеров могло бы происходить и поглаже. Более того, мной было отмечено некоторое (едва заметное) ухудшение качества звучания во время выполнения подобных процедур. Но, в целом, все происходило прилично - по крайней мере, не так ужасно, как было с Line 6 Pod 2 (см. статью "Line 6 Pod 2 и Johnson J-Station"). Во-вторых, не понравилось ограничение количества используемых MIDI-контроллеров (и, следовательно, числа одновременно доступных параметров) восемью. Я сознаю, что сделано это умышленно, с целью обеспечения корректности работы встроенного DSP. А слабо просто поставить DSP помощнее? Я также сознаю, что управление большим числом параметров в одном пэтче, как правило, не нужно. Но, если я хочу использовать другой набор параметров, то мне придется лезть в меню прибора и переназначать контроллеры, что, на мой взгляд, неудобно. Я лучше бы просто использовал другой набор контроллеров (в соответствие с назначенными на них параметрами).

Заключение
Пожалуй, самый главный вывод, какой я могу сделать по итогам нескольких недель общения с прибором, - Rocktron Chameleon 2000 является вполне серьезным рабочим инструментом. Говоря же о недостатках, я бы разделил их на две категории. К первой я бы отнес всевозможные конструктивные проблемы и "глюки", характерные для сложных цифровых устройств. Некоторые из проблем (в первую очередь, это сообщения об ошибках, постоянно возникавших при включении), вероятно, присущи только данному экземпляру. Другие же, как, например, очевидная нехватка мощности встроенного DSP, выраженная в ограниченных возможностях MIDI-управления (а также в отмеченном мной ощущении "притормаживания" устройства при работе с MIDI), лечению не поддаются. Ко второй категории проблем можно отнести недостаточную универсальность и гибкость настроек прибора. Однако я в этом большой проблемы не вижу, так как предпочитаю количеству качество. А качество звучания у Chameleon 2000 - на высоте. Просто прибор имеет вполне конкретную специализацию, "заточку" на жесткий, агрессивный звук. Отмечу лишь, что, в связи с вышесказанным, данное устройство - не для любых гитар и не для любых гитаристов. Это развеивает миф о том, что якобы все приборы Rocktron заставляют хорошо звучать плохую гитару и превращают неумеху в виртуоза. Заканчивая разговор о недостатках, еще раз упомяну единственный нерабочий, на мой взгляд, эффект - "Wah-Wah".

И, наконец, я позволю себе порассуждать о решениях, которые могли бы стать альтернативой Chameleon 2000. Естественно, я имею в виду ситуацию записи гитары методом "в линию" (по моему мнению, гитару лучше хорошо записать "в линию", чем плохо - микрофоном). Честно говоря, я не могу "на вскидку" назвать ни одного аналога данного устройства. А вот в качестве альтернативных вариантов (из числа хорошо знакомых мне устройств) вполне можно рассматривать более дешевый Johnson J-Station и более дорогой Line 6 POD Pro. Однако оба указанных устройства имеют гораздо большие возможности. Другой вопрос - звук, но это уже дело вкуса... Надеюсь, что записанные мной звуковые примеры для Rocktron Chameleon 2000 помогут вам сделать свой выбор.

Rocktron Chameleon 2000 607$
МиксАрт

  Звуковые примеры

Clean amp, compressor, reverb, speaker sim; humbucking pickups
cleanhb1 (169 Кб)
cleanhb2 (284 Кб)

Clean amp, compressor, reverb, speaker sim; single coils
cleansc1 (272 Кб)

Texas amp, speaker sim
texasdry1 (198 Кб)

Texas amp, chorus, reverb, speaker sim
texaswet1 (177 Кб)
texaswet2 (83 Кб)

British amp, speaker sim
british1 (137 Кб)
british2 (312 Кб)

Mega amp, speaker sim
megadry1 (83 Кб)
megadry2 (158 Кб)
megadry3 (143 Кб)

Mega amp, compressor, phaser, delay, reverb
phaser1 (208 Кб)
phaser2 (366 Кб)

  Оценка статьи

Посещений: 17553 | Проголосовавших: 28 | Средняя оценка: 4.6

   

  Комментарии

12.02.07 00:57
Dracula vladikdracula@mail.ru
Я конечно, если честно в этом деле полный "дюпель", но хотелось бы узнать, какие примочки (или как там оно называется) использовать, чтобы был звук, как у PaPa RoAcH в их 2-м альбоме "LoveHateTragedy" особенно хорошо -- в песне "She Loves Me Not"

В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА