Начало
 
 

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
 
  Подготовка к записи в студии

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
сентябрь 1995

Студийное время стоит денег, и немалых. Даже если оно оплачивается спонсором стоит подумать о сокращении расходов. Тем более, если деньги вы выкладываете из своего кармана. В этой статье мы поговорим о том, как можно заранее подготовиться к записи в студии. Причем мы сосредоточимся не на всей предстудийной подготовке, а в основном на той, что касается MIDI инструментов (это вроде как наша специализация). Чтобы получить подобные знания, обычному человеку необходимо потратить впустую много времени и денег. Читатели МО могут позволить себе роскошь учиться на чужих ошибках.

Имея даже небольшую домашнюю студию (например, синтезатор и какое-либо устройство для записи MIDI информации), вы можете подготовиться к студийной работе заранее. Однако мы в основном будем говорить о компьютерных секвенсорах. Если вы работаете с отдельным секвенсором или с тем, что находится в синтезаторе, то вам может и не удастся применить многие из наших советов. Основная рекомендация, которую мы можем дать в таком случае - выясните, как поставить ваш секвенсор в режим внешней MIDI синхронизации. В студии ваши MIDI данные несомненно будут переписаны в компьютерный секвенсор, а это лучше происходит, когда ваш секвенсор является зависимым. Если ваш секвенсор может сохранять данные в виде Стандартных MIDI Файлов (SMF), то вам повезло, эти файлы могут загружать все профессиональные компьютерные секвенсоры.

Еще лучше, если вы все-таки работаете с компьютерным секвенсором. Они предлагают намного больше возможностей и более удобный способ их использования. Мы рекомендуем вам перейти на подобные устройства, тем более, что цены на автономные и компьютерные секвенсоры вполне сравнимы, а компьютер позволяет вам заниматься еще и многими другими вещами, как связанными с музыкой, так и далекими от нее.

Если программа и тип компьютера (платформа), которые вы используете дома, совпадают с имеющимися в студии - это хорошо. Если нет, всегда есть способ перенести данные как между платформами, так и между программами. Необходимые для этого действия подробно описаны в заметке "Из Atari Notator в PC Cubase".

Можно ли сделать дома всю окончательную работу? Можно и нужно. Значит ли это, что она останется неизмененной в студии? Отнюдь нет. Обычно студии (во всяком случае хорошие) имеют намного более лучшие условия для контрольного прослушивания, в смысле мониторов, усилителей и собственно акустики помещения. Так что то, что вы услышите в студии, будет отличаться от того, что вы слышите дома. Кроме того, вы можете захотеть использовать более качественные процессоры эффектов или звуки с синтезаторов, имеющихся на студии. Поэтому выделите на это некоторое время в расписании записи.

Кстати о расписании. Если вы не имеете богатого студийного опыта, то советуем вам заранее ознакомиться с технологическим процессом и выяснить необходимые затраты времени на малоинтересные, но необходимые действия, типа записи синхросигнала или архивации данных (последнее особенно важно для систем записи на жесткий диск).

Подготовку к записи лучше начинать еще на стадии создания песни или, точнее, во время начала записи MIDI информации. Вы можете создать "шаблон" - файл с изначальными установками, который будет загружаться всякий раз, когда вы запускаете программу. Подобные шаблоны - вещь достаточно индивидуальная, но очевидно, что он должен состоять из нескольких дорожек с часто используемым типом звуков, предпочтительными установками параметров и расположением элементов программы на экране. Часто подобный шаблон также содержит набор данных SysEx для возвращения всех MIDI устройств в изначальное рабочее состояние. Рекомендуем вам оставить первую дорожку свободной. В студии вы можете использовать ее для записи управляющей информации о процессорах эффектов, микшере и т. д.

Во время работы лучше называть все дорожки по типу используемых звуков (например, BASS или PIANO). Названия отдельных частей могут отражать их место в песне, например, INTRO или CHORUS 2. Если секвенсор имеет отдельную графу для названия инструмента, то здесь можно указать, откуда берется данный звук, типа Proteus112 или Korg26. Так как профессиональные компьютерные секвенсоры имеют достаточное количество дорожек практически для любой аранжировки, не используйте MIDI сообщения изменения программы (program change) для замены звука. Лучше выделить для каждого звука отдельную дорожку.

Многие секвенсоры имеют "записные книжки" (notepad), куда можно занести любую текстовую информацию. Если вы будете регулярно записывать сюда все, относящееся к данной песне, это может сэкономить вам несколько минут в нужный момент. Причем информация может быть не только о MIDI инструментах, но и о многоканальном магнитофоне, мастер-магнитофоне, процессорах эффектов или даже о заплаченных деньгах.

Лучше, чтобы каждый барабанный звук был на отдельной дорожке. Если вам неудобно записывать барабаны по отдельности (или они уже записаны вместе), то следует разнести их по отдельным дорожкам перед студией. Некоторые секвенсоры позволяют перенести ноту определенной высоты (в случае барабанов это отдельный звук) на другую дорожку, в других придется скопировать дорожку полностью, а потом стереть все ноты, кроме одной.

Для работы с барабанами большим подспорьем являются барабанные карты (drum maps). В разных инструментах определенные барабанные звуки соответствуют различным MIDI нотам (и, соответственно, клавишам на клавиатуре). В барабанной карте вы можете определить отдельные входные и выходные MIDI ноты для каждого звука. Таким образом, можно использовать знакомую вам раскладку барабанов по клавиатуре с разными инструментами. Более того, записав партию барабанов с одним инструментом дома, вы можете загрузить в студии барабанную карту для другого инструмента и партия будет воспроизводиться соответствующими звуками. Кроме того, барабанные карты позволяют вам редактировать звуки по отдельности, даже до того, как они разнесены на разные дорожки.

В принципе все равно, как вы распределяете барабаны по клавиатуре. С другой стороны, наиболее часто встречающейся раскладкой является та, что применяется в General MIDI. Если вы будете ее использовать, то это обеспечит совместимость со многими современными устройствами, во всяком случае по основным барабанным звукам.

Перед началом каждой песни рекомендуем вставлять два пустых такта. Может быть в последний момент вам придет мысль начать из-за такта с сольной партии балалайки.

В процессе сочинения вы можете устанавливать громкость отдельных звуков, например, используя MIDI сообщения громкости. Большинство синтезаторов и семплеров (во всяком случае все современные) обеспечивают лучшее качество, когда громкость установлена на максимум. Поэтому перед студией необходимо стереть подобные сообщения.

Предыдущий совет можно применять только в том случае, если ваши инструменты имеют достаточное количество выходов. В последнее время производители MIDI инструментов явно экономят на этом. Вы можете сократить число необходимых индивидуальных выходов, если будете использовать моно звуки вместо стерео. Еще один способ - записать некоторые партии на ленту. При этом можно обработать звук динамическими процессорами и эффектами, освободив эти устройства для обработки других звуков во время сведения. Кстати об эффектах. Стоит подумать об обработке синтезаторных звуков более качественными внешними процессорами, а не внутренними эффектами синтезаторов.

Во время сведения некоторые звуки подвергаются компрессированию. Так как устройств обработки никогда не бывает достаточно, вы можете применить MIDI эквивалент компрессированию, подредактировав сообщения динамики (velocity). Только при этом следует понимать, что обычное компрессирование не только сокращает динамический диапазон (т. е. разницу между самым громким и самым тихим звуком), но и изменяет огибающую звука (см. "Как устроен синтезатор"). Компрессирование MIDI динамики только изменяет разницу в громкости. Кроме того, на многих инструментах изменение динамики также влияет на другие параметры, например, частоту среза фильтра.

Естественно, вам следует произвести тщательную редакцию вашей MIDI информации перед записью. Попробуйте прослушать каждую партию сольно, без других, может быть с каким-то простым ритмическим сопровождением или даже метрономом. Обратите внимание на MIDI контроллеры и сообщения типа педали сустейна. Во многих секвенсорах есть специальные команды, например, для стирания двойных нот. Тем не менее, не стоит дотошно добиваться абсолютного совершенства каждой партии. Во-первых, совершенство не имеет пределов, а во-вторых - слишком правильная музыка звучит механистично.

  Оценка статьи

Посещений: 18773 | Проголосовавших: 27 | Средняя оценка: 3.9

   

  Комментарии
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

РЕКЛАМА

 
       


Цены на рекламу


Музыкальное Оборудование
www.muzoborudovanie.ru
www.moline.ru
mail@muzoborudovanie.ru
© Агентство ДАТА