Начало
 
 

НовостиОборудованиеСтатьиФорумФайлыОрганизацииСсылкиПрайс-листыРекламаСловарьПоиск
СТАТЬИ
Зачем нужно MIDI

Стандартные MIDI-файлы

15 лет MIDI

От GM и GS к XG и XM
 
 
  General MIDI - в чем тут обман?

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
апрель 1995

Логотип General MIDI Распространение стандартных MIDI-файлов обострило одну проблему. Ничто, конечно, не мешает вставить MIDI-сообщения смены пэтча (program change) в начале каждой дорожки, чтобы, например, на MIDI-канале 3 автоматически вызывался звук номер 42. Только на вашем любимом синтезаторе это может быть звук электропиано, а на звуковом модуле, который будет воспроизводить этот файл - гитара с дисторшном. Да и с барабанами не все гладко: партия хета (шестнадцатыми) может неожиданно воспроизводиться бас-барабаном, ненавязчиво переводя записанную музыку из стиля соул в стиль спид-метал.

Эти, а также и другие проблемы воспроизведения MIDI-файлов на разных инструментах (например, различие в многоголосии и мультитембральности), привели к появлению General MIDI. Это соглашение между производителями MIDI-оборудования, в соответствии с которым любой совместимый с General MIDI инструмент должен отвечать неким минимальным требованиям.

Требования эти следующие:

  • Полифония 24 голоса. Голоса могут распределяться динамически или восемь голосов резервируются за звуками барабанов и шестнадцать голосов выделяются остальным звукам.
  • Все голоса должны реагировать на динамику.
  • Среднее До - MIDI-нота номер 60.
  • Мультитембральность 16 частей.
  • 128 звуков должны быть организованы в определенном порядке (акустическое фортепиано - номер 1, виброфон - номер 12 и т. д.).
  • Барабаны воспроизводятся на MIDI-канале 10.
  • Звуки отдельных барабанов должны соответствовать определенным MIDI-нотам.
  • Каждый MIDI-канал должен реагировать на следующие контроллеры: 1 (колесо модуляции), 7 (громкость), 10 (панорама), 11 (выразительность), 64 (педаль сустейна), 121 (обнулить все контроллеры) и 123 (снять все ноты).

    Эти требования являются минимальными, то есть ничто не мешает сделать GM-инструмент с большими возможностями (что многие производители и делают). Что касается звуков, то спецификация определяет лишь их названия, но не звучание. Сами производители решают, как, по их мнению, должен звучать "струнный ансамбль 1" или "синтезаторный бас 2" (и какова, кстати, должна быть громкость этих звуков по отношению друг к другу). То есть вы не получаете абсолютно одинакового звучания на разных GM-инструментах. Просто партии воспроизводятся близкими к задуманным звуками.

    Другой неясный вопрос - полифония. В спецификации говорится о 24 голосах, но на многих инструментах некоторые звуки используют по два голоса на каждую ноту. То есть вы не всегда можете получить 24 ноты полифонии.

    GS или GM?
    Первый GM-модуль, Roland SC 55 Sound Canvas, поступил в продажу до окончательного утверждения спецификации General MIDI. Кроме того, он превышает минимальные требования по некоторым параметрам, например, количеству звуков вообще (317) и барабанных в частности. Также SC 55 имеет процессор эффектов (два эффекта одновременно, ревербератор и хорус), несколько барабанных установок и набор спецэффектов (выстрелы, шаги и т. д.). Это расширение General MIDI фирма Roland назвала GS (сначала было предложено название GSS или General Synthesizer System, но потом было решено урезать сокращение и никак его не расшифровывать). То есть, если инструмент соответствует формату GS, то он включает все, что необходимо для General MIDI, и немного больше.

    Если вы записываете музыку для воспроизведения на GM-модуле, то помните, что дополнительных возможностей стандарта GS другие инструменты могут и не иметь. Для более полной совместимости лучше придерживаться стандартного набора. Кстати, фирма Roland выпускает модуль SC 7 с теми же основными звуками, что и на SC 55, но без GS-дополнений.

    Лично я считаю SC 55 до сих пор лучшим по звучанию GM-инструментом. Roland выпускает множество разновидностей Sound Canvas в виде звуковых модулей, синтезаторов, домашних синтезаторов и звуковых плат. Так как это самый распространенный GM-инструмент, большинство создателей MIDI-файлов ориентируются на него в своей работе. Особенно широкое распространение формат GS может получить в компьютерной индустрии, так как позволяет создание хорошо звучащего инструментального сопровождения в различных стилях (классика, джаз, поп), а набор спецэффектов позволяет озвучить большинство игровых ситуаций, не прибегая к дополнительному семплированию. Подтверждает это и тот факт, что фирма Apple (не та, которая Beatles, а та, которая Macintosh) лицензировала у фирмы Roland технологию Sound Canvas для использования в будущих моделях своих компьютеров.

    Так в чем же обман?
    Надо не только понимать, что такое General MIDI, но и уяснить, чем General MIDI не является. Так вот: GM-инструменты не звучат одинаково, они лишь имеют звуки одного типа, вызываемые одинаковыми MIDI-сообщениями смены пэтча (program change). Появление General MIDI не означает, что несовместимые синтезаторы не нужны, так как эта система в основном предназначена для любительского и компьютерного рынков. Редактирование звуков не исчезнет и многие синтезаторы по-прежнему будут предлагать большие возможности для создания ваших собственных пэтчей. И последнее: не обязательно иметь GM-инструмент, чтобы прослушивать и записывать GM-файлы. Вы вполне можете создать собственный банк пэтчей, соответствующих спецификации General MIDI, например, на синтезаторе Kurzweil K 2000. Необходимо лишь, чтобы инструмент отвечал требованиям General MIDI по полифонии и мультитембральности.

      Звуки General MIDI и их номера пэтчей

    1. Acoustic Grand Piano
    2. Bright Acoustic Piano
    3. Electric Grand Piano
    4. Honky-Tonk Piano
    5. Electric Piano 1
    6. Electric Piano 2
    7. Harpsichord
    8. Clavi
    9. Celesta
    10. Glockenspiel
    11. Music Box
    12. Vibraphone
    13. Marimba
    14. Xylophone
    15. Tubular Bells
    16. Dulcimer
    17. Drawbar Organ
    18. Percussive Organ
    19. Rock Organ
    20. Church Organ
    21. Reed Organ
    22. Accordion
    23. Harmonica
    24. Tango Accordion
    25. Acoustic Guitar (nylon)
    26. Acoustic Guitar (steel)
    27. Electric Guitar (jazz)
    28. Electric Guitar (clean)
    29. Electric Guitar (muted)
    30. Overdriven Guitar
    31. Distortion Guitar
    32. Guitar Harmonics
    33. Acoustic Bass
    34. Electric Bass (finger)
    35. Electric Bass (pick)
    36. Fretless Bass
    37. Slap Bass 1
    38. Slap Bass 2
    39. Synth Bass 1
    40. Synth Bass 2
    41. Violin
    42. Viola
    43. Cello
    44. Contrabass
    45. Tremolo Strings
    46. Pizzicato Strings
    47. Orchestral Harp
    48. Timpani
    49. String Ensemble 1
    50. String Ensemble 2
    51. Synth Strings 1
    52. Synth Strings 2
    53. Choir Aahs
    54. Voice Oohs
    55. Synth Voice
    56. Orchestra Hit
    57. Trumpet
    58. Trombone
    59. Tuba
    60. Muted Trumpet
    61. French Horn
    62. Brass Section
    63. Synth Brass 1
    64. Synth Brass 2
    65. Soprano Sax
    66. Alto Sax
    67. Tenor Sax
    68. Baritone Sax
    69. Oboe
    70. English Horn
    71. Basson
    72. Clarinet
    73. Piccolo
    74. Flute
    75. Recorder
    76. Pan Flute
    77. Blown Bottle
    78. Shakuhachi
    79. Whistle
    80. Ocarina
    81. Lead 1 (square)
    82. Lead 2 (sawtooth)
    83. Lead 3 (calliope)
    84. Lead 4 (chiff)
    85. Lead 5 (charang)
    86. Lead 6 (voice)
    87. Lead 7 (fifths)
    88. Lead 8 (bass + lead)
    89. Pad 1 (new age)
    90. Pad 2 (warm)
    91. Pad 3 (polysynth)
    92. Pad 4 (choir)
    93. Pad 5 (bowed)
    94. Pad 6 (metallic)
    95. Pad 7 (halo)
    96. Pad 8 (sweep)
    97. FX 1 (rain)
    98. FX 2 (soundtrack)
    99. FX 3 (crystal)
    100. FX 4 (atmosphere)
    101. FX 5 (brightness)
    102. FX 6 (goblins)
    103. FX 7 (echoes)
    104. FX 8 (sci-fi)
    105. Sitar
    106. Banjo
    107. Shamisen
    108. Koto
    109. Kalimba
    110. Bagpipe
    111. Fiddle
    112. Shanai
    113. Tinkle Bell
    114. Agogo
    115. Steel Drums
    116. Woodblock
    117. Taiko Drum
    118. Melodic Tom
    119. Synth Drum
    120. Reverse Cymbal
    121. Guitar Fret Noise
    122. Breath Noise
    123. Seashore
    124. Bird Tweet
    125. Telephone Ring
    126. Helicopter
    127. Applause
    128. Gunshot

      Барабанные звуки General MIDI и их MIDI-ноты

    35 Acoustic Bass Drum
    36 Bass Drum 1
    37 Side Stick
    38 Snare Drum
    39 Hand Clap
    40 Electric Snare
    41 Low Floor Tom
    42 Closed Hi Hat
    43 High Floor Tom
    44 Hi Hat
    45 Low Tom
    46 Open Hi Hat
    47 Low Mid Tom
    48 High Mid Tom
    49 Crash Cymbal 1
    50 High Tom
    51 Ride Cymbal 1
    52 Chinese Cymbal
    53 Ride Bell
    54 Tambourine
    55 Splash Cymbal
    56 Cowbell
    57 Crash Cymbal 2
    58 Vibraslap
    59 Ride Cymbal 2
    60 High Bongo
    61 Low Bongo
    62 Mute High Conga
    63 Open High Conga
    64 Low Conga
    65 High Timbale
    66 Low Timbale
    67 High Agogo
    68 Low Agogo
    69 Cabasa
    70 Maracas
    71 Short Whistle
    72 Long Whistle
    73 Short Guiro
    74 Long Guiro
    75 Claves
    76 High Wood Block
    77 Low Wood Block
    78 Mute Cuica
    79 Open Cuica
    80 Mute Triangle
    81 Open Triangle

      Оценка статьи

    Посещений: 8062 | Проголосовавших: 10 | Средняя оценка: 4.0

       

      Комментарии
    В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.

    РЕКЛАМА

  •  
           


    Цены на рекламу


    Музыкальное Оборудование
    www.muzoborudovanie.ru
    www.moline.ru
    mail@muzoborudovanie.ru
    © Агентство ДАТА